Очень интересный вопрос. Чай не в Советах живём. Много иностранной литературы и статей легко можно найти за пару щелчков мышки. Появляется много вопросов и вот уже тренер, бывший гуру для своего ученика-новичка не может дать ответы на все вопросы. Плюс ещё благодаря интернету ученикам стало легко узнавать, а как оно вообще бывает проходит. Это самое обучение у разных тренеров. Сравнивает, наблюдает, сам что-то узнаёт.
Поэтому тема актуальнейшая.
может ли ученик что-то сделать, чтобы замотивировать своего тренера учиться?
Абсолютно убеждена, что может, но вопрос рентабельности вложенных усилий. Одно дело толкать телегу в гору, на которой кто-то сидит ножки свесив, другое дело тянуть эту телегу вместе или вообще просто разово помочь подтолкнуть телегу, попавшую в яму колесом.
Или когда ученик перерастает уровень учителя, единственный вариант - прощаться?
По логике заданного вопроса выход один. Прощаться.
Но что значит "перерастает"? Знает и умеет больше? А смысл тогда, в таком тренере? Можно себе зеркало в манеж повесить и снимать видео с тренировок. Дешевле будет точно.
Или вы имеете в виду "перерастает" - получил лучший соревновательный результат в спорте?
Но тогда следующий вопрос. Сейчас по выездке уровня БП максимальный процент у Шарлотты Дюжарден. Логично, что если рекорд у неё, то её тренер, Карл Хестер, такого результата никогда не имел. И вообще сейчас его нельзя назвать всадником топ-3 или там топ-5. Т.е. получается, что ученица здорово так переросла своего тренера, но почему-то прилежно тренируется дальше. Нелогично получается, да?
Дальше напишу попунктно.
- оплачивать ему семинары и тренинги
Если вы спонсор своего тренера, то конечно да. Если вы клиент, то я не думаю, что это хороший выход. Велик шанс "борзения" тренера в дальнейшем. Потом он вам же ценник поднимет, ибо тренер будет с какими-то сертификатами и т.п.
Хотя если бы тренер рядом жаловался, что так мол на семинар хочется, да вот только копейки какой-то не хватает, то я бы могла скинуться вместе с другими заинтересованными учениками.
- говорить время о времени о том, что не устраивает
При условии, что тренер терпелив к критике, способен слушать, а ученик - отличный дипломат, то прекрасный вариант. Но в КС обычно тренера придерживаются авторитарного стиля ведения тренировок. Поэтому в теории это хорошее предложение, а на практике маловыполнимое.
Всё вышесказанное в этом пункте относится и к пункту ниже.
- рассказывать про то, чем вам нравятся другие тренеры
- помочь нельзя, если хочет - будет учиться, если нет - ничего не сделаешь
Отвечала выше, что помочь можно, но при желании человека. Это как с алкоголизмом.
- выплачивать премию (напишите в теме, за что)
См. пункт первый.
- искать для него семинары и показывать ему возможности
- искать бесплатные материалы (видео, статьи) и обсуждать с ним
Последними двумя вариантами активно пользуюсь. Потому что выехать на оффлайн-семинар куда-то там тренеру непросто. Есть же ещё семья и дети, даже у тренеров. Есть материальные затраты, которые отбить потом можно только в туманной перспективе. Не на курсы же по наращиванию ногтей тренера агитируешь. У успешного тренера обычно много лошадей в работе и уроков с частниками, которых надо на кого-то оставить на время семинара.
Поэтому то, что мой тренер очень долго и придирчиво взвешивает каждое предложение по семинару, я понимаю и принимаю.
Хотя я 1-2 раза в год своему тренеру оплачиваю семинары, когда кто-то интересный из европейцев приезжает и тренер едет на моей лошади.
Это особый случай. Тут вы заинтересованы не только как ученик, но и как владелец этой лошади. Показать лошадь маститому тренеру, выслушать его замечания по конкретным вопросам - это дорогого стоит. В этой ситуации заплатить за тренера я считаю хорошим вариантом. Но оплачивать семинар тренеру просто о психологии, например, я ещё буду думать. И ответ скорее всего будет нет.