ично у меня было стойкое ощущение, что я дерево, а лошадь терпит меня исключительно из уважения к тебе. Что это меня так переклинило, не знаю, но искренне признательна тебе за терпение.
Не знаю, дерева не видела
Для первого знакомства все было отлично.
Согласна с Аней, у всех ситуации разные. Сложности бывают плохо преодолимые. Особенно если это связано со здоровьем...
Понятно, что аллергия на лошадей это вообще как минимум очень обидно, ну и в случае, если это не взрослый, а ребенок, то понятно, что таскать его к лошадям не очень разумно. Ну или когда ребенка вообще не с кем оставить, ну или тупо денег нет лишних совсем.
С другой стороны бывают сложности чисто технические, то есть в целом преодолимые, но надо приложить усилия. И вот тут как раз тонкий момент - когда эти усилия вступают в борьбу с мотивацией. Как правильно Оля написала, в таких общих ситуациях вопрос кто сильнее - мотивация или лень
Мне вот тоже ОЧЕНЬ сложно куда-то уехать, мне просто не на кого оставить хозяйство. А еще я работаю и выходные мне никто на эти дела не даст. Поэтому когда мы уезжаем, каждый раз решаем кучу проблем - найти кого-то, кто будет сидеть и смотреть за конями, обеспечить бесперебойное функционирование всего хозяйства, типа электричество, вода, другие ресурсы, а также найти способ работать в дороге, на месте, вообщем везде, где прийдется. И когда я чувствую, что моей мотивации не хватит на это все - я просто не еду.. Когда я понимаю, что хочу, я решаю все эти проблемы и еду.
Обидно конечно, если при этом, чтобы маме поехать на семинар, ей приходится выдерживать битву с семьей за это право отлучиться на полдня. Ведь семинары не так часто бывают, конечно в идеале мужья, бабушки и свекрови могли бы отнестись к такому событию с большим пониманием. Но может просто мы не умеем их готовить?
Мне попалось отличное видео мастер класса Карла Хестера с Шарлоттой и Валегро.
Их работа разительно отличается от того, что я видела еще лет пять назад в топе выездки. Интересно, что они вышли на обычном трензеле, поскольку именно так они обычно и работают, и показывали рутинные вещи, которые они делают дома. То есть не принимания средними рысями, не бесконечные переходы пиаффе-пассаж, а совершенно другую работу. У Карла Хестера отличное чувство юмора.
Я перевела то, о чем они там в основном говорили, потому что многое очень актуально и полезно для любой работы, а не только для работы топ лошади с мировым рекордом по выездке.
Шарлотта и Валегро, мастер класс с Карлом Хестером
Правильный менеджмент очень важен, лошадь должна быть счастлива
Мы думаем сократить его работу до 3 дней в манеже. Он знает свою работу, его просто нужно поддерживать в форме.
Упражнения, которые мы используем, отсутствуют в гран-при тестах.
Лошадь, которая последние 4 года выступает по одним и тем же схемам не должна по ним работаться, иначе как мы объясним лошади, что сейчас мы не хотим от нее выступление по схеме? У этой лошади уже есть все кнопки, только нажми и она побежала.
Упражнения на сокращение-расширение галопной рамки на вольту - без повода, без ноги. Когда мы нажимаем галопную кнопку, дальше лошадь должна приложить свое усилие! Во время езды мы не должны постоянно заставлять лошадь двигаться.
Например когда мы в собранной рамке едем схему, элемент за элементом, мы обязаны научить лошадь двигаться самой.
Например при сокращении галопа повод остается впереди, руки всегда перед седлом, мы едем к рукам, но никогда не тащим голову лошади к себе.
Ноги в этот момент просто мягко касаются в режиме "прижал-отпустил".
При расширении рамки просто добавляется сигнал от ноги, повод остается впереди.
Сокращение-расширение рамки это не что иное как переходы.
Каждый, кто занимается выездкой, слышал фразу "Вы должны делать много переходов". Возникает вопрос - много это сколько? 20? 30?
То, что Шарлотта только что делала - каждые двадцать метров сокращала галоп, или раздвигала. Шарлотта - думающий всадник, она все время работает над тем, чтобы лошадь оставалась чуткой к сигналам всадника.
Лошадь не должна скучать, не должна бегать в одном ритме все время, оставаясь "за шенкелем"
Эти упражнения должны быть для всадника "на автомате", чтобы никому не надо было постоянно говорить вам - а теперь чуть вперед, а теперь чуть сократи. Это то, что всадник должен научиться делать сам.
Никогда не забывайте о том, как важно отдавать лошади повод, чтобы она могла на шагу вытянуть шею, пусть это будет всего полкруга, но это отдых и расслабление
Нижняя часть ноги должна просто касаться лошади, но не вцепляться.
Если лошадь слегка ленива, особенно важно научиться ездить с выключенной ногой! Потому что лошадь должна почувствовать момент, когда нога касается, и это касание должно быть скорее легким, чем сильным.
Упражнение - диагональ на галопе, переход в шаг в конце, и полувольт наружу (а не внутрь, как ожидает лошадь). Мы часто делаем такие упражнения. До момента, когда мы можем сделать это вообще без рук.
То есть до того момента, когда лошадь перестанет угадывать и полностью переключится на всадника.
Как только появляется момент предугадывания лошадью дальнейших действий, появляется напряжение.
Для улучшения менок - перед менкой расширить галоп на три темпа, после менки обратно сократить - чтобы сделать менку более выразительной.
Мы не делаем 9 менок в два или 15 в один, мы делаем их где-то как-то, чтобы лошадь не могла предвосхитить следующую команду.
Все упражнения должны быть направлены на то, чтобы достигнуть расслабленного состояния лошади, избежать додумывания лошадью команд всадника.
Работа над пируэтами на галопе это работа над плечом внутрь. Что является основной хорошего пируэта? - Хорошее плечо внутрь.
Для пируэта важно, чтобы внутреняя задняя нога оказалась на следе между передних, то есть под центром тяжести.
Посредственный пируэт - это когда лошадь задними ногами ступает вбок, в то время как на идеальном пируэте лошадь должна работать задними ногами вверх-вниз под корпусом.
Пируэты на десятку - это подготовка на десятку, а не сами пируэты.
Для улучшения пируэтов - плечом внутрь по центральной, рабочий пируэт в одну сторону и тут же пируэт на контр-галопе в другую. Лошадь должна полностью отдавать свое тело всаднику.
На пируэтах руки остаются всегда впереди, внешняя нога просто лежит и не пинает. Нельзя всегда от лошади просить только сложные вещи, чередуя их с шаговками. Надо попросить что-то сложное, затем что-то простое, и дать передохнуть.
Например сделать траверс по большому вольту, затем сузить до пируэта, и снова расширить, и потом отдать повод и пошагать.
Многие лошади способны доехать до большого приза. Но среди них есть талантливые и обычные. И талант заключается в том, чтобы лошадь могла работать расслабленно, но при этом мощно. Никогда нельзя путать мощь с напряжением.
Чтобы улучшить сбор и чтобы научить лошадь желанию собираться мы делаем репризы полушагов. Это не пассаж, а небольшое пиаффе с продвижением.
Это то, из чего потом мы делаем переходы между пиаффе и пассажем. Конечно мы учим отдельно пиаффе, и пассаж, но как переходить из одного в другое? Для этого мы учим лошадь изменять рамку на полушагах.
Поясница всадника должна быть расслабленна, а ноги четко связаны с работой задних ног лошади.
Для движения добавляем шенкель, для сокращения держим верхней частью спины.
Всадник и тренер должны понимать, насколько важно в работе быть мягким, но при этом эффективным и одновременно великодушным по отношению к лошади.
Поскольку лошади всегда отчаянно пытаются нас понять, они всегда готовы сделать то, что они поняли.
Очень редко бывает так, что лошадь на самом деле искренне не желает сотрудничать.
Поэтому очень важно, когда лошадь делает ошибку, вы должны скорректировать требования, повторить упражнение, но вы не должны ругать лошадь, поскольку лошадь не совершает ошибки по своей воле. Лишь повторением можно добиться коррекции и улучшения.
Для рыси - мы не ставим цель постоянно тренировать эту лошадь больше и больше, так как он и так уже делает максимум. Наша задача сохранять и поддерживать его форму, чтобы он мог выступать и дальше.
Упражнение, очень полезное, которые вы сами можете попробовать -
рысь по стенкам с переходами в шаг в углах, в углах руки не используем. Уверен, что большинство лошадей углы пройдут сами.
Поэтому что мы делаем - в некоторых углах мы делаем остановку или обратный заезд, так чтобы лошадь позволила нам полностью ее контролировать и не делала ничего от себя.
У Валегро изначально была очень обычная рысь. Что мы добавили в нее - это больше подвисания. Потому что даже самые невзрачные лошади, когда они понимают как двигаться с подвисанием, они сразу начинают хорошо смотреться.
Чтобы быть лучшим в гранпри важны такие мелочи как например квадратная остановка. Каждая остановка должна быть ровной. Если вы можете выйти на центральную рысью или галопом, и остановиться на ней ровно - вы работаете в правильном направлении.
Когда начинают работать по уровню Гранпри, то думают, что это работа над пиаффе, пассажем и пируэтами.
Но нельзя забывать о таких вещах как переходы шаг-рысь-остановка, они там все еще есть, в гранпри схемах. А также осаживание.
На осаживании лошадь не должна показывать сопротивление, когда всаднику приходится тащить ее назад поводом.
Осаживание должно быть от ноги, руки впереди. Когда лошадь осаживает не будучи затянута поводом, она лучше диагонализирует шаги.
Это то, на что смотрят судьи - диагонализация и баланс (подведение зада). Лошадь должна сама себя нести в том числе и на осаживании.
Что означает, что лошадь сама себя несет - это значит, что она способна двигаться, неся свою голову и шею самостоятельно, а не повисая на руках всадника, на всех элементах и переходах.
Валегро - лошадь с короткой сильной спиной и сильной шеей. Наибольшая сложность с ним была в начале работы - расслабить его, научить его вытягивать спину и шею. Вначале его шаг был вообще без заступа. И только по мере его раскрепощения он становился более эластичным и научился тянуться.
Количество работы на растяжение верхней линии сильно зависит от лошади. Если у вас лошадь сама по себе очень длинная, то нет смысла ее часами работать с головой в пол. Потом будет очень сложно поднять ее оттуда.
Нужно подбирать тренинг сообразно с конформацией вашей лошади.
С Валегро мы иногда посвящаем дни работе исключительно на растяжку и расслабление.
Почему лошадь показывает зажатость на прибавленной рыси - потому что недостаточно того, чтобы поднимать только передние ноги. Лошадь должна заступать задними ногами за следы передних, должна вытягивать свою рамку.
Качество рамки лошади черезвычайно важно. Для этого лошади всегда должна двигаться вперед ища повод, чтобы мы могли управлять рамкой во время всей езды.
Когда вы выбираете лошадь и смотрите как молодая лошадка рысит, ничего выдающегося, просто правильная ритмичная рысь, хорошая работа зада, это то, с чем можно дальше работать.
Не надо думать, что если вы увидели жеребенка, который рысит шоу-рысью задирая ноги, то надо непременно покупать именно его.
Хорошая рысь делается путем выработки хорошего подвисания и сбора. Многие удивятся, увидев гран-при лошадей на разминке, показывающих совершенно обычную рысь.
Специальная рысь у них появляется после разминки, при работе в сборе. Смотреть на рыси надо на регулярность, равномерность ритма.
Мы специально не стали показывать вам элементы гранпри, это вы можете и так увидеть на видео. Это то, что мы обычно делаем дома, повседневная работа.