Статьи, Тонкости работы в ряду Чухонец-чухонец-оксер | Prokoni.ru

Тонкости работы в ряду "Чухонец-чухонец-оксер"

31 января 2018 г.
Автор - Ронан МакГиган

Тонкости работы в ряду "Чухонец-чухонец-оксер"

Гимнастические прыжки представляют собой систематические упражнения, при исполнении которых используются два и более препятствий, размещенных в ряд, на расстоянии от одного до пяти темпов друг от друга. Я считаю их неотъемлемой частью тренинга, причем полезны они не только для конкурных или троеборных лошадей.

Они не просто обучают лошадей лучше прыгать, но и развивают в них уверенность. Многократные прыжки через препятствия, расположенные на одинаковом расстоянии, помогают развивать баланс лошади, так как она прыгает в одном ритме. Варьируя упражнения, вы можете решить разнообразные проблемы, возникающие во время обучения (например, смещение лошади в сторону, удлинение короткого темпа или подъем ног на одинаковую высоту).

В рамках данной статьи я хочу рассказать об упражнении, которое научит вашу лошадь быть более аккуратной и думающей, - чухонец - чухонец - оксер, а также о том, как использовать гимнастику для решения общих проблем обучения.

С гимнастическими прыжками я знакомлю лошадей постепенно, поэтому данная тройная комбинация становится результатом их прогресса. Тренируя более опытных лошадей я добавляю к ней отход по дуге в конце, что в том числе помогает противостоять привычке лошади подыгрывать в конце упражнения, когда она думает, что работа закончена.

Прежде чем описывать мою гимнастическую программу, я хочу напомнить, что у вас всегда должен быть помощник. Я всегда прошу присутствовать в манеже кого-то, кто может помочь мне с препятствиями, оценить нашу с лошадью работу с земли и при этом, что тоже немаловажно, проследить за безопасностью. Я не люблю прыгать, находясь один в манеже, и этому правилу следуют все на нашей конюшне. Лошадь может выйти из-под контроля, испугаться, упасть, поэтому всегда просите кого-то сопровождать вас на прыжковой тренировке.

Двигаемся от простого к сложному

В комбинации чухонец - чухонец - оксер вы будете проезжать между чухонцами 10-11 метров, что является двумя темпами, если учитывать отталкивание и приземление. Это будет стимулировать лошадь сместить вес с переда на зад и толкаться, используя скакательные суставы. Затем последуют 13,70-14,60 м (три темпа) до оксера, которые заставят лошадь растянуться.

При расчете расстояний важно учитывать длину темпа вашей лошади - ей должно быть комфортно преодолевать препятствия. Средний темп, который обычно используют при составлении маршрутов курс-дизайнеры, - 3,65 м.

Вы можете работать в этой комбинации в обоих направлениях, чтобы развивать у лошади различные навыки.

Начиная с чухонцев, три темпа к оксеру могут быть более длинными, потому что вашей лошади нужно будет аккуратно преодолеть первый, приземляясь немного ближе ко второму. Если вы начнете с оксера, то три темпа нужно будет ехать немного короче, потому что лошадь будет прыгать оксер более широко, приземляясь после него немного дальше, а затем аккуратно подходить к чухонцам. Это то, чего хотят от вас курс-дизайнеры: вы заходите "к себе" на один прыжок и "от себя" на следующий.

Как я уже говорил, самым важным фактором, который следует учитывать при выполнении любой гимнастической работы, является постепенное наращивание сложности упражнения.

Разложите на земле жерди по такой же схеме. Затем вы превратите их в крестовины, чтобы потренироваться над тем, что вы планируете делать с полноценными препятствиями. Не усложняйте задание, пока ваша лошадь не расслабится, выполняя текущее упражнение, и пока вы не разрешите проблемы, которые могли возникнуть.

Вы не должны пытаться "подлавливать" лошадь, делая что-то неправильно. Не в этом ваша цель. Если лошадь каждый раз сбивает препятствие, она ничему не учится, и вы будете только пугать ее и заставлять паниковать. В конечном счете, лошадь не сможет наслаждаться работой, а ее интерес к ней - одно из важнейших условий ее максимальной эффективности.

С молодыми лошадьми я начинаю эту гимнастическую тренировку, просто рыся по одиночной жерди, лежащей на земле. Я сосредоточен на поддержании устойчивого ритма и прямолинейности, а также на переходе жерди четко через центр. Я выбираю цель в конце манежа (дерево или забор) и фокусирую на ней взгляд, пока проезжаю свою "дистанцию". Это сохраняет мой баланс на линии. Не имея цели, всадник начинает отклоняться влево или вправо. Проехав через жердь, я разворачиваюсь и прохожу ее в обратном направлении.

Молодая лошадь, подходя к жерди, может уходить влево или вправо. В таких случаях я повторяю упражнение несколько раз, сосредоточившись на том, чтобы сохранять прямолинейность подхода. Как только лошадь расслабится и будет прямо пересекать единичную жердь, с продолжаю работу на кентере. Если все будет хорошо, я добавлю вторую жердь на расстоянии 10-11 метров по прямой линии от первой и начну рысить по жердямв обе стороны.

Начиная гимнастировать неопытных лошадей, я всегда работаю только по прямым линиям - это учит их двигаться прямолинейно. Если вы работаете в крытом манеже, вы можете немного сократить расстояние (примерно на 30 см), потому что в закрытом помещении лошади не делают таких же широких шагов, как снаружи.

Добившись расслабления лошади на рыси, я работаю по двум жердям на кентере, делая между ними три темпа. Если все идет хорошо, я добавляю третью жердь на расстоянии 13,70-14,60 м от второй. Я снова возвращаюсь к рыси в обоих направлениях, а затем кентером преодолеваю жерди в 3 и 4 темпа в одном направлении и в 4 и 3 - в другом.

Когда моя лошадь будет уверенно работать кентером по трем жердям, сохраняя прямолинейность, вместо второй жерди я ставлю крестовину и проезжаю ряд на кентере в обоих направлениях. Я проезжаю первую жердь, делаю три темпа, прыгаю крестовину, а затем делаю или 3, или 4 темпа до третьей жерди. Хотя я стараюсь увидеть расчет, заходя на первый элемент, если я его не вижу, это не имеет большого значения. Независимо от того, как я захожу, как только моя лошадь пройдет первый элемент, она будет настроена на правильное расстояние до следующего.

Крестовина помогает удерживать лошадь в центре и не дает ей смещаться вправо или влево. Чтобы правильно ее преодолеть, вы должны сосредоточить лошадь на ее центре и сами находиться "в центре лошади".

На этом этапе работы я ставлю жердь или маленькое препятствие (возможно, 10 см в высоту) немного по дуге в конце ряда. Это дает мне возможность аккуратно закончить упражнение и поддержать сосредоточенность лошади на том, что мы делаем, не позволив ей начать подыгрывать или уходить в сторону после прыжка через третий элемент ряда.

Как только лошадь справится с этой задачей, я поставлю крестовину и вместо третей жерди, начав работать в обоих направлениях, с левой и с правой ноги. Сначала жердь, затем две крестовины и, наоборот, две крестовины и жердь. Наконец, я заменяю на крестовину и первую жердь и еду сначала в том направлении, в котором мне нужно будет сделать два темпа между первыми крестовинами и три темпа до третьей, а затем еду в обратном направлении.

Когда я работаю по крестовинам, я слежу за тем, чтобы сохранять свою посадку и позволяю лошади разобраться в упражнении. Если я заехал в комбинацию и понял, что что-то не так, я не буду ничего исправлять, воздействуя шенкелями. Я позволю лошади разобраться самой, понять, что ей нужно сделать, чтобы ее точка отталкивания и длина шага стали комфортными для данной дистанции. Препятствия низкие, их высоты недостаточно, чтобы напугать и смутить лошадь. Я выбираю точку в конце манежа, на которой фокусирую взгляд, и концентрируюсь на своей посадке, балансе и на том, что мне нужно двигаться с лошадью, а ей позволяю сосредоточится на препятствиях.

Как только моя лошадь будет уверенно и спокойно работать с крестовинами, я в той же последовательности постепенно заменю их на чухонцы. Я начинаю со средней крестовины, меняю ее на чухонец высотой не более 60 -70 см (все чухонцы должны быть одинаковой высоты.)

На этом этапе по обе стороны чухонца я кладу заложения на расстоянии около 30 см от его основания. Это поможет лошади измерять расстояние до препятствия.

Я снова работаю в ряду вперед и назад на галопе, затем меняю последнюю крестовину на чухонец с заложениями и прыгаю туда и обратно, пока лошадь не будет уверенно проходить такой ряд. Затем я меняю на чухонец и первую крестовину. Вновь работаю на галопе. В итоге последний чухонец становится оксером. Моя лошадь работает в гимнастическом ряду, а я сосредоточен на своей посадке, смотрю на точку в конце манежа, которую я выбрал в начале упражнения

То, насколько быстро я прогрессирую от жердей на земле до окончательного варианта ряда, зависит от лошади и от того, как она справляется с работой. Если я работаю на четырехлетке, то до финального варианта может пройти несколько недель. Пятилетняя лошадь, вполне возможно, справится с задачей недели за две.

Моя лошадь сделала два темпа до второго чухонца и готовится оттолкнуться. Несмотря на то, что она двигается по нужной траектории, я поддерживаю легкий контакт, поскольку остаюсь сосредоточенным на точке в конце манежа.

Аккуратно преодолев чухонец, лошадь должна растянуться и удлинить шаг, делая три темпа к оксеру. Это упражнение - репетиция части маршрута, где курс-дизайнер сначала требует от вас ехать осторожно, а затем - "от себя", удлинив темп.

Когда мы будем проходить этот ряд в обратную сторону, мне нужно будет делать три более коротких темпа от оксера до чухонца, так как лошадь заходит и прыгает оксер более широко и, соответственно, глубже приземляется в ряд. Теперь, после оксера, ей нужно двигаться спокойнее, чтобы аккуратно обработать два чухонца.

Добавляем дугу

Как только ваша лошадь начнет спокойно преодолевать ряд, сохраняя прямолинейность, после его крайних элементов вы можете добавить дуги.

Если мы будем считать нашу прямую линию стрелкой на 12 часов, то нам нужно поставить чухонцы на расстоянии около 18,30 м от центра оксера с левой и с правой сторон, один на 10 часах, а второй - на 2, оба под углом 30 градусов. Теперь после ряда всадник сможет уйти вправо или влево.

Не беспокойтесь о том, что вы можете не очень точно измерить изгиб дуги, - на маршруте на турнире расстояния также не идеальны. Если дистанция немного длинна для четырех темпов или коротка для пяти, ваша лошадь сможет понять это. Кроме того, вы можете добавить или убрать темп, если сделаете дугу круглее или же, наоборот, срежете.

Если вы едете ряд, начиная с оксера, то на расстоянии 18,30 м от последнего чухонца по дуге слева и справа ставим по чухонцу, на 4-х и 8-ми часах под углом 30 градусов.

Работая с учениками, я жду, пока они не приблизится к первому элементу ряда, прежде чем сказать им, в каком направлении нужно ехать после последнего, и число темпов по дуге. Таким образом, им приходится быстрее соображать и реагировать. И если лошадь не слушает их, они не получат результата, которого я добиваюсь.

Проблемы

В рядах вы можете поработать и со слабыми местами лошади.

Проблема 1. Если моя лошадь плохо прыгает чухонцы, я перемещаю заложения так, чтобы они находились примерно в 45 см от основания препятствия. Это побуждает лошадь отталкиваться дальше.

Проблема 2. Если я еду на лошади с небольшим шагом, я сокращаю расстояния между жердями, а, в последствии, и между прыжками, чтобы дистанции были комфортными для нее. В конце-концов я увеличу дистанции, надеясь расширить шаг лошади до 3,65 м,потому что большинство маршрутов на турнирах ориентированы на лошадей с длинной темпа 3,65 м.

Если лошадь горячая и проходит ряд слишком быстро, я расширяю расстояние (по 15 см на каждый темп). Так, расстояние в 11 метров увеличится до 11,45 метра. Как только лошадь успокоится и привыкнет, я вновь буду сокращать расстояние до стандартного.

Проблема 3. Если мой помощник говорит мне, что ноги моей лошади поднимаются во время прыжка не на одинаковый уровень (например, правая нога немного висит), я поднимаю правую сторону препятствия примерно на два отверстия вверх, чтобы исправить это.

Проблема 4. Я делаю то же самое, если моя лошадь смещается в сторону. Если она все время уходит вправо, я приподнимаю правую сторону выше, чтобы побудить ее прыгнуть по центру. Ей придется работать больше, чтобы совершать более высокий прыжок, поэтому она перестанет уходить на правую сторону.

Прямолинейность подхода очень важна, так как, когда курс-дизайнер строит курс, он идет от центра одного препятствия к центру другого. Если ваша лошадь уходит влево или вправо, когда она прыгает ряд, вместо трех темпов от чухонца до оксера, составляющих 14,60 м, ей нужно будет делать 15,25-15,85 м из-за смещения в сторону, поэтому она не попадет в идеальную точку отталкивания (подойдет ближе примерно на 60 см). В результате вы столкнетесь с риском сбить жердь.

Проблема 5. Если мне нужно улучшить баскюль лошади, я поднимаю заднюю жердь оксера на 15 сантиметров выше, чем переднюю. Помните, что вам нужно будет переставить жерди, если вы будете преодолевать ряд в обратном направлении.

Гимнастика полезно для повышения уверенности вашей лошади и улучшения техники ее прыжка. Постепенно увеличивайте сложность, поднимая жерди до крестовин и крестовины до чухонцев и оксера, чтобы не навредить лошади. Так вы получите массу преимуществ от работы .

Ронан МакГиган (источник); перевод Валерии Смирновой.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования