Сложные лошади
Сложные лошади
Я работал и продолжаю работать с самыми разными лошадьми и, кончено же, встречал тех, кого принято называть "сложными". Столкнувшись с такой лошадью, иногда начинаешь думать, что она невыносима, и научить ее чему-то просто невозможно. Однако именно сложные лошади заставляют нас выкладываться в работе по максимуму и учиться воспринимать каждую лошадь как отдельную неповторимую личность.
Сложные лошади отвечают нам не так, как это делает большинство "нормальных" лошадей. Иногда они ищут вокруг себя "конеедов", чтобы пугаться, отвлекаться, сопротивляться и проявлять прочие реакции, связанные с испугом. Они могут быть слишком флегматичными, либо, напротив, взрывоопасными. В какие-то моменты работы с ними нам кажется, что все наладилось и пришло в норму, но потом что-то происходит, и они снова возвращаются к прежнему состоянию. Для таких лошадей, кажется, не имеет значения, что мы не спешим с обучением и даем им достаточно времени для того, чтобы понять, чего мы от них хотим; - они просто могут начинать каждое занятие как "с чистого листа". Если вы работаете с одной из таких лошадей, то вы знаете, как с ними бывает непросто.
Обычно в работе со сложной лошадью отказывает не какая-то техника или метод. В игре гораздо больше факторов, чем мы можем себе представить. Чтобы достучаться до этих лошадей, вы должны быть готовы копать глубоко, отбросить свое эго в сторону, обратиться за помощью, если вы не продвигаетесь вперед, открыть свой разум перед пока еще вам не известными, но возможными методами, сочувствовать своей лошади, работать каждый день и не сдаваться.
Я перечислю несколько возможных проблем, с которыми можно столкнуться, имея дело со сложной лошадью. Некоторые из них слишком легко нами обесцениваются, но из виду нельзя упускать даже то, что пока кажется нам неважным. В вашей головоломке множество составляющих, и мы не можем знать, какая из них критическая. Подумайте о тренинге вашей лошади, как о луковице со множеством слоев, - внешний слой закрывает от вас тот, что под ним. Грубый внешний слой легко отслаивается, но более нежные слои под ним куда тверже и прочнее. Все, что происходит с одним слоем, влияет на те, что находятся выше и ниже. Повреждения на одном слое могут иметь последствия для других, влияя на способность лошади учиться. Поскольку все слои связаны, когда мы работаем над чем-то, улучшения будут заметны на всех уровнях. Если мы упускаем что-то из виду, то все слои работают против нас и, что более важно, против нашей лошади.
Итак, с какими же проблемами можно столкнуться, работая со сложной лошадью?
1. Зрелость. Она не зависит не от возраста вашей лошади, а от ее эмоционального развития.
2. Уверенность. Неуверенность лошади в себе частично может быть свойством ее личности, а частично основываться на прошлом опыте.
3. Самооценка. Лошадь должна верить в себя и в свою способность быть успешной, справляться с заданиями. Раз за разом терпя неудачи, лошадь откажется совершать новые попытки.
4. Внимание. Многим лошадям требуется больше времени на обучение, поскольку они постоянно отвлекаются от поставленной задачи, не пытаются оставаться сфокусированными на том, что мы просим. Когда они специально игнорируют нас, могут возникнуть проблемы с управляемостью и безопасностью.
5. Власть. Она должна принадлежать нам и необходима для того, чтобы лошадь не находилась в состоянии постоянного поиска опасностей. Испуганная лошадь не может хорошо учиться. Мы должны предложить ей пассивное руководство, а не господство. Если мы будем доминировать над лошадью, она не поймет задачи, которые мы просим ее выполнить. Мы должны дать ей возможность исправлять свои ошибки, чтобы она могла узнавать, что именно она делает. Лошадь не забудет то, что узнала, но не будет помнить о том, чего она не поняла.
6. Ответственность. Лошадь должна чувствовать себя вовлеченной в процесс обучения. Если за нее стараетесь только вы, делая все для того, чтобы на почувствовала себя "успешной", вы не позволите лошади учиться самой. Не во всех ситуациях вы можете дать ей ответ.
7. Дисциплина. Без нее эффективное обучение невозможно. «Дисциплина не позволит вам стать обидчиком, а лошади - жертвой». Другими словами, если ваша лошадь знает, что вы достаточно дисциплинированы, чтобы исправить ее (не наказывать), когда она неправильно отвечает, она станет ответственной за свои действия и начнет принимать более правильные решения. Ключ - вы должны давать лошади ошибиться, прежде чем начинать исправлять ее, и исправлять ее справедливо каждый раз, когда она делает ошибку.
8. Прошлый опыт. Этот фактор очень важен, особенно если не вы растили лошадь. Прошлая эмоциональная или физическая травма может стать серьезным препятствием в процессе обучения.
9. Ожидание. Ожидание часто становится результатом наказания за неправильное поведение. Когда лошадь занимается предугадыванием, она не уделяет должного внимания вашим средствам управления и предсказывает то, о чем вы собираетесь ее попросить. Она отвечает, не дожидаясь всей команды.
10. Гиперчувствительность. Она может сделать лошадь такой реактивной, что она не сможет думать. Если лошадь слишком чувствительна, и мы работаем с ней слишком осторожно, она станет еще более чувствительной. Чтобы привести ее в норму, мы иногда должны быть менее осторожными, менее "трепетными".
11. Трудовая этика. Лошадь, как и вы, должна отвечать за свое поведение. Вы ведь не хотите иметь дело с "принцессой"?
Когда вы начнете регулярно работать с лошадью, последовательно показывая ей, что вы - лидер и умеете настаивать на своем, ваша лошадь со временем начнет чувствовать себя защищенной - у нее появится кто-то, чей авторитет позволяет на него положиться. Это поможет устранить страх, и увеличит способность лошади фокусироваться на задаче. Когда она будет осознавать, что происходит, то сможет думать и реагировать так, как нам, по ее мнению, нужно. Усилия лошади следует поощрять - так она начнет верить в себя и свое собственное суждение, начнут формироваться хорошая самооценка и уверенность. Лошадь станет менее сложной, потому что примет на себя ответственность фокусироваться на задачах и будет стараться реагировать верно, потому что будет знать, что может добиться успеха. Мы можем устранить путаницу и страх, позволив ей совершать ошибки, а затем исправлять, а не наказывать ее.
Все дело не в технике, а в подходе. Речь идет о попытке быть достаточно открытым, чтобы "надеть" на себя "седло" вашей лошади, побывать в ее шкуре и подумать о том, что еще может произойти. Обучение - чрезвычайно напряженный опыт для лошади и многие из них с трудом переживают его на эмоциональном уровне. Если вы позволите своей лошади быть эмоциональной, если вы позволите ей знать, что она знает, и не будете пытаться посадить ее в ящик, она будет намного более успешной. Не сдавайтесь ей только потому, что лошадь сложная.
Работая с лошадью, имеющей проблемы с обучением или поведенческие проблемы, необходимо обнаружить ее "спусковые крючки".
Спусковой крючок - это то, что может привести к тому, что лошадь свяжет определенный стимул с реакцией страха. Например, шамбарьер, коcнувшийся лошади, может заставить ее вспомнить, что когда-то ее испугали или ударили им. Если у лошади есть подобные воспоминания, которые берут верх, ее поведенческие шаблоны могут вернуться к предыдущим реакциям ухода или бегства от стимулов.
Проблема со спусковыми крючками заклчается в том, что их не всегда легко обнаружить. Спусковые крючки могут быть очень специфичными - места и вещи, которые запомнились лошади в негативном ключе, или же новые ситуации, с которыми лошадь еще не сталкивалась, но они все же вызывают у нее чрезвычайную реакцию. Если мы не обратим свое внимание на спусковые крючки, они будут продолжать работать как активаторы реакции страха и неповиновения.
Имея дело с различными лошадьми, я всегда стараюсь узнать, откуда они прибыли и что с ними происходит сегодня. Часто информации о прошлом обучении лошади оказывается недостаточно, потому что владельцы либо не знают, либо не считают, что какая-то информация имеет значение.
У лошади же всегда есть своя история. Иногда она короткая и милая, а иногда длинна и полна неприятностей. Как конники, мы просто обязаны знать, что все, что мы делаем с лошадью, влияет на то, как она будет развиваться в дальнейшем. Я часто говорю о значении фактора осведомленности в обучении - понимании лошади, осознании того, что мы вызываем своим поведением или того, что мы предотвращаем. Это осознание должно быть привязано к ответственности. Когда мы действительно несем ответственность за лошадь, а не за "спорт-инвентарь", мы достигаем связи другого рода. Эта связь возвращает к нам ту же ответственность от лошади.
Как уже упоминалось ранее, я всегда внимателен к спусковым крючкам лошади. Когда я их нахожу, то пытаюсь "разоружить" их, чтобы они больше не представляли угрозы для лошади или для меня. Спусковые крючки возникают в самые трудные моменты, но я считаю, что это хорошо. Требуется много усилий, чтобы сделать лошадь надежной, и очень много других вещей, чтобы сделать ее предсказуемой, но знания о том, где срабатывают спусковые крючки и что привело к их появлению в прошлом, очень важно, если вы хотите точно предсказать ответные реакции своей лошади. Если вы время от времени сталкиваетесь со спусковыми крючками и вызываете соответствующие реакции, считайте это важной частью тренировочного разговора между вами и вашей лошадью. Вам может не всегда нравиться то, что лошадь вам говорит, но они никогда не солжет.
Уилл Клингинг.
Перевод Валерии Смирновой по материалам сайта https://www.horsejournals.com/.