Точка зрения: чем являются для лошади сигналы, и чем - средства управления?
Точка зрения: чем являются для лошади сигналы, и чем - средства управления?
Терминология и ее использование часто порождают множество споров. В конном мире существует дискуссия о средствах управления и сигналах/подсказках. Так, например, одни инструкторы говорят об использовании шенкелей, как о средстве управления, а другие - о подаче шенкелями сигнала/подсказки. Ученики при оказываются в замешательстве.
Лошадь не волнует, как тренер называет то, что ей нужно делать. Ей важно понимать его с точки зрения своей, лошадиной логики.
Метод обучения, "Внимание всаднику" (от глагола "внимать" - прим. ред.), которого я придерживаюсь, использует методически применяемые направленные варианты давления для создания форм поведения. Давление, которое создает формы поведения, и называется средством управления. Когда лошадь понимает, какую форму поведения вы от нее хотите получить, применяя определенное давление, вы можете связать с этой формой сигнал или подсказку. Теперь вы можете использовать этот сигнал, чтобы сказать лошади, когда именно вы хотите что-то от нее получить. Вы учите лошадь с помощью средств управления, а просите - сигналами и подсказками.
Что мы включаем в средства управления? Давление! Когда вы применяете его, вы указываете на направление, в котором хотите, чтобы лошадь шла, и применяете его методично и последовательно. Это не то же самое, как если бы мы говорили о применении настойчивом, или принудительном, или неоднократном. Многие люди попросту хамят лошадям, а не используют средства управления. Вместо того, чтобы касаться лошади хлыстом или просто указывать на нее его кончиком, они бьют ее. Хамство и грубость, безусловно, оказывают влияние на лошадь, но они не учат ее.
Средство управления должно быть логичным для лошади. Лошадь реагирует на него предсказуемым образом, который является для нее естественным или инстинктивным. Так, например, если вы начнете приближаться к лошади сзади, она так или иначе повернет голову, чтобы посмотреть, что происходит. Если вы будете находиться немного левее ее, она повернет голову влево, чтобы иметь возможность следить за вами, если немного правее, то вправо.
Если вы подойдете слишком быстро или ваша лошадь просто пуглива, она может сначала уйти, и только потом интересоваться тем, что произошло. Если путь вперед для нее открыт, она уйдет в этом направлении. Если нет, то лошадь развернется, повернет и уйдет в любом направлении, которое сочтет открытым. Как только она окажется достаточно далеко, чтобы чувствовать себя в безопасности от того, что кажется ей угрозой, она обернется, чтобы хорошо все рассмотреть и выяснить, что же происходит. Это логические реакции лошади на то давление, которое вы применили, приблизившись сзади.
Сигналы - это условные реакции, которые не обязательно логичны для лошади. Они поддерживаются поощрением. Вы используете давление, чтобы создать нужную форму поведения. Вы даете лошади сигнал, как только она создала эту форму. Затем вы вознаграждаете ее почесыванием или чем-то еще, что ей нравится, - так вы рассказываете ей, что вы от нее хотели. В конце-концов вы можете прекратить использовать средство управления, потому что лошадь будет отвечать вам, как только получит сигнал, и искать свое вознаграждение.
Как только лошадь поймет, что конкретный сигнал требует от нее конкретной нужной вам формы поведения, использование средств управления для получения этой формы перестанет быть необходимым. Обучение лошади отвечать на сигналы, а не просто на средство управления, - это как заменить механическую коробку передач на автоматическую в спортивной машине. Теперь любой человек сможет управлять ею. Сигнал - это то, что тренер может продать вместе с лошадью. Владелец сможет ездить на лошади и подавать ей сигналы, и ему не нужно будет понимать все тонкости средств управления, чтобы получить нужную ему форму поведения.
Что происходит, когда вы перестаете поддерживать сигнал поощрением? Лошадь начнет отступать от кривой обучения. Сначала она узнала, что получает вознаграждение, когда дает вам нужный ответ на сигнал. Теперь она дает вам ответ на сигнал, но не получает никакой награды. Довольно скоро она перестает давать вам нужную форму, ответ, потому что у нее будет отсутствовать логическая причина делать это.
Когда вы даете лошади сигнал, вы должны следить за ее ответом на него. Если лошадь игнорирует сигнал, вам нужно вернуться к средству управления, которое использовалась, чтобы научить лошадь определенной форме поведения, и напомнить ей о связи между сигналом и формой. Переобучение лошадей, которые перестали реагировать на сигналы, - вот что помогает тренерам оставаться в этом бизнесе.
«Средство управления» - это давление, которое помогает лошади понять, какую форму поведения вы от нее просите, или в каком направлении ей нужно двигаться, или количество энергии, которое вам хотелось бы от нее получить.
Когда мы начинаем тренировать молодую лошадь, мы сначала развиваем у нее чувство ритма и расслабления, которое поможет ей чувствовать себя в безопасности рядом с нами, а затем мы начинаем создавать вокруг нее коридоры давления, которые помогают ей понять, что именно мы хотели бы, чтобы она сделала. Лошадь должна понять, что, когда она правильно реагирует на давление, давление уходит. Ключевое значение этих "давлений", или средств управления, заключается в том, что вы можете их модифицировать.
Как только лошадь начинает понимать, что вы хотите от нее, вы можете использовать сигналы или «подсказки», которые говорят лошади, что вы хотите, чтобы она делала. Сигналы не могут быть изменены. Они похожи на переключатели, которые могут находиться либо в положении "ВКЛ", либо в положении "ВЫКЛ", - «делать» или «не делать» что-то.
Лошадь устанавливает взаимосвязи между подсказкой и исполнением определенного движения с определенной скоростью в определенном ритме и т.д. Профессиональные тренеры (берейторы) используют средства управления для развития лошади, затем они накладывают сверху сигналы/подсказки, чтобы любители могли выступать на таких лошадях и получать вожделенные розетки.
Некоторые люди пытаются обучить лошадь, подавая ей сигнал, а затем находя способ заставить ее делать то, что они хотят, пока лошадь, наконец, не свяжет сигнал с этой деятельностью. Например, кто-то может захотеть обучить молодую лошадь ходить рядом на свободно провисающем чомбуре. Один тренер будет исполнять "шаманские танцы", делая огромные шаги или подергивая чомбур, и надеется, что лошадь последует за ним. Это сигналы/подсказки. ругой тренер поступит иначе. Он встанет рядом с лошадью по направлению движения, держа хлыст во внешней руке, и начнет им слегка шевелить, чтобы побудить лошадь двинуться вперед. Если это не сработает, тренер может изменить движение, сделав его немного более "громким" или более быстрым, или даже коснется бедра лошади кончиком хлыста, чтобы показать лошади, что он хочет пойти вперед. Тренер может немного наклониться вперед. Или стать немного позади вторичной линии воздействия, которая проходит через плечи лошади, перпендикулярно ее позвоночнику. Это средства управления. Когда лошадь начнет движение, тренер будет двигаться с ней в том же направлении и в том же темпе.
Когда лошадь начинает понимать, чего хочет от нее тренер, она выполняет требование в ответ на его движения, такие как движение стопы, или сжатие голеней, или движение седалища. Лошадь создает связь между определенным коридором средств управления и желаемым поведением. И здесь линия между средствами управления и сигналами/подсказками начинает немного размываться! Однако факт остается фактом - коридор средств управления может быть изменен и преобразован. Сигнал или подсказка - это просто кнопка «сделай это», которую нельзя изменить или преобразовать.
Когда к нам на тренинг приходят новые ученики, они, как правило, ошибочно понимают разницу между средствами управления и сигналами. Когда они делают шаг к дому и их обученная лошадь делает шаг вместе с ними, они думают, что сам шаг побуждает лошадь следовать за ними. Поэтому они пытаются использовать ту же схему и с новой лошадью. Когда они обнаруживают, что этот сигнал, который их обученная лошадь прекрасно понимает, не имеет смысла для молодой зеленой лошади, они начинают изучать метод использования средств управления, при помощи которого можно побудить лошадь идти.
Когда люди используют сигналы достаточно долго, они могут забыть, что сигнал не заставляет лошадь что-либо делать. Сигнал - это просто переключатель вкл / выкл для определенного поведения, первоначально наработанного с помощью использования коридора средств управления. В случае со всадниками-любителями и профессиональными тренерами, первые, возможно, никогда не столкнутся с изучением коридора средств управления.
Проблема в том, что со временем реакция лошади на сигнал или подсказку может стать скучной. Когда это происходит, сигнал становится лишенным смысла и нет никакого способа обеспечить его соблюдение. Повторение сигнала раз за разом просто заставляет лошадь отвечать все тусклее, а тренера и всадника - разочаровываться.
Павлов понял это много лет назад, когда проводил классическое исследование условных реакций у собак. Он хотел использовать ответ, который собака не могла напрямую контролировать. Он использовал слюноотделение, потому что мог легко провоцировать его появление пищей. Павлов подавал сигнал колокольчиком во врем кормления собак, и вскоре обнаружил, что при звуке колокольчика у собак выделяется слюна, даже если пищи нет рядом. Он составлял всевозможные графики того, сколько слюны выработала каждая собака в присутствии и отсутствии еды. Ученый обнаружил, что у каждой собаки индивидуальная кривая обучения взаимосвязи звука колокольчика и приема пищи. Когда он продолжил основной эксперимент, но прекратил подавать еду каждый раз, когда звонил в колокольчик, он обнаружил, что кривая обучения отсутствия взаимосвязи между сигналом и пищей для каждой собаки также является индивидуальной.
Урок состоит в том, что мы должны постоянно поддерживать сигнал или подсказку, если мы хотим, чтобы лошадь сохраняла связь между этим сигналом и определенным поведением. Во время тренировок должна существовать следующая последовательность обучения:
1. Сначала мы ПОКАЗЫВАЕМ лошади коридор средств управления, который помогает ей понять, какую форму, направление и т.д. мы от нее хотим получить.
2. Затем мы используем этот коридор, чтобы СПРОСИТЬ лошадь, понимает ли она то, что мы хотим от нее.
3. Как только лошадь начнет понимать, мы можем использовать этот коридор, чтобы СКАЗАТЬ ей, что нужно сделать.
В последнем пункте тренировочной последовательности лошадь будет реагировать на коридор средств управления, как если бы это был сигнал. И здесь появляется недопонимание о применении средств управления и сигналов /подсказок. Когда лошадь не отвечает на вашу просьбу, первое, к чему вы начинаете прибегать, - это к принуждение. Тем не менее, вы не сможете придать принудительный характер истинному сигналу - колокольчику Павлова. И настоящея принуждение не означает наказания.
Если «сигнал/подсказка» - это ассоциация, которую лошадь провела между определенным коридором средств управления и поведением, которое вы хотите от нее получить, вы можете напомнить лошади, что означает эта ассоциация, возвращаясь к двум первым этапам тренировочной последовательности, и поддержать лошадь. Когда вы возвращаетесь к коридору средств управления, который лошадь понимает, чтобы усилить то, что вы ей сказали сделать, вы можете усиливать эти давления методично, не создавая никаких сбоев. Вы не можете принуждать к поведению сигналом.
Когда линия между средством управления и сигналом размывается, помните, что вы хотите сделать больше, чем просто включать/выключать переключатель. Вы хотите, чтобы лошадь понимала, хотите иметь возможность изменять действия так, как вы изменяете каждую часть любого коридора средств управления. Истина заключается в том, что вы должны полностью осознавать все то, что вы делаете. Вы должны обращать внимание на то, что вы делаете, и на то, как лошадь реагирует на то, что вы делаете. Затем вы анализируете ситуацию с точки зрения лошади, изменяете свой коридор давления и показываете, спрашиваете или говорите лошади снова. С каждым повторением вы улучшаете вашу взаимосвязь.
Рон Мередит. Перевод Валерии Смирновой по материалам сайта http://www.meredithmanor.edu.