Зачем прорисовывать схему езды?
Зачем прорисовывать схему езды?
Выездковые езды предполагают демонстрацию элементов и фигур, которые должны начинаться, выполняться и заканчиваться в строго определенных местах манежа. Чтобы четко следовать схеме езды, необходимо держать в голове не только саму схему, но и геометрию манежа. А лучший способ научиться визуализировать и то, и другое - рисовать схемы езд на бумаге.
Вы, наверное, знаете, что выездковый манеж измеряется в метрах. Вероятно, вы также заметили, что размеры манежа всегда прописываются в ваших ездах.
Готовясь к выступлению, большинство всадников полагают, что улучшение их результатов зависит от того, сколько времени они проведут в седле, снова и снова отрабатывая фигуры и элементы.
Однако это не совсем так. Выездка ставит перед нами не только физические задачи, но и умственные. И когда дело касается всех этих бесконечных кругов, серпантинов и точно выполненных переходов, значительная часть успеха начинает зависеть от нашей способности визуализировать.
Хилари Мур, тренер по выездке, спортсмен FEI и инструктор-помощник USDF, подчеркнула важность прорисовывания выездковых тестов на бумаге, особенно для всадников более низких уровней подготовки. «Прорисовывайте свою езду, - советует она, - чтобы знать, как должна выглядеть каждая фигура, включая точную геометрию арены. Вам нужно точно знать, как ваши фигуры размещаются в манеже».
Почему это имеет значение? Джанет Фой, судья по выездке FEI «I» и USEF «S» объяснила, что наиболее распространенной ошибкой всадников на нижних уровнях является неверное выполнение фигур. Она часто задает всадникам вопрос: сколько метров между буквами в манеже, и с сожалением обнаруживает, что большинство из них понятия не имеют. Однако, не зная геометрии манежа, невозможно правильно проехать даже круг.
Как пример, Джанет приводит тот факт, что на турнирах Начального уровня езд большинство всадников делают овалы вместо кругов, так как во время езды они ориентируются на буквы RSVP в центре манежа, как на разметочные точки круга. Но эти буквы определяют продолговатый прямоугольник, а не квадрат. Поэтому, когда вы едете свой «круг» внутри этого воображаемого прямоугольника, вы в конечном итоге выполните удлиненный овал. «И если первая лошадь оставляет следы на песке по неправильной траектории, остальные последуют за ней», добавляет в завершении Джанет. Судье приходится наказывать вас за эти неточности. Когда всадник движется вверх по уровням подготовки, ему приходится делать круги еще меньше, и ошибки становятся более частыми.
Еще одна распространенная проблема, о которой говорят эксперты, - не достаточно глубокий заезд в углы. Как отмечает Джанет Фой, это связано с тем, что всадники едут по траектории круга и не понимают, что линии круга не достигают углов манежа. Это вызывает проблемы при подготовке и совершении переходов на следующей букве (например, C), потому что лошадь не параллельна стенке манежа (ее тело не будет выпрямленным). Также это порождает проблему и с вхождением в диагональ, так как у лошади не остается времени, чтобы правильно выйти из угла. Если вы заезжаете в углы достаточно глубоко, этих проблем не возникает.
Помочь себе всадник может, прорисовывая езду на бумаге, на шаблоне, совпадающем с габаритами манежа. Так можно четко увидеть, как именно все необходимые фигуры должны вписываться в выездковый манеж.
Так, можно обнаружить, что езда по 20-метровому «кругу» с использованием RSVP в качестве опорных точек дает нам овал, езда по 15-метровом кругу с ориентиром на центральную линию в качестве границы дает 10-метровый вольт, а езда по траектории дуги 20-метрового круга между буквами A и K, F и A, C и H, а M и C не позволяет глубоко заехать в углы, что в свою очередь помешает настроить лошадь на следующее движение или фигуру,
В ездах Второго уровня и выше очень много фигур и движений и очень мало времени на то, чтобы приготовиться к их выполнению. Это означает, что вы должны запомнить их и визуализировать. У вас в уме должно храниться изображение езды на бумаге, четко обозначенные переходы, а также круги, серпантины и полукруги.
Судья по выездке Бетси Берри и знаменитый тренер по выездке и спортсмен Кристофер Хикки отмечают, что прорисовывание езд на бумаге «поможет вам понять, где начинается каждое движение и где оно заканчивается. В ездах нет ненужных движений, все они перетекают одно в другое.... Вы можете использовать шаблоны манежа и рисовать каждое движение в новом цвете или же использовать разные цвета для шага рыси и галопа».
Вы можете создавать свои шаблоны вручную на бумаге или распечатать их на принтере. Однако эксперты рекомендуют рисовать вашу езду несколько раз, пока она не отпечатается в вашей памяти.
Дениза Камминс (источник); перевод Валерии Смирновой.