Как улучшить свои результаты по выездке? (Первый уровень)
Как улучшить свои результаты по выездке? (Первый уровень)
В этой статье я хочу привести советы трех замечательных судей по выездке: Лоис Юкинс, судьи FEI «I» и USEF «S», Марьял Барнетт, FEI «C» и USEF «S», и Джанет Фой, судьи FEI «I» и USEF «S», автора книги «Dressage for the Not So Perfect Horse».
Всадники на ездах Первого уровня обычно теряют оценки из-за нечетких переходов, невыраженного удлинения, а также неаккуратных уступок шенкелю и серпантинов.
В тестах Первого уровня круги становятся меньше, чем на Начальном уровне, а петли серпантинов по траектории совпадают с 20-метровыми полукругами, удлинения должны быть хорошо выражены, а переходы между движениями должны совершаться быстро, так как времени между одной фигурой и другой остается немного.
Для начала, давайте посмотрим, как выглядит хорошая езда Первого уровня. Я выбрала видео на YouTube. Эта прекрасная пара едет легко, гармонично и четко. Обратите внимание на то, что перед нами совершенно обычная лошадь, не высокая и не отличающаяся яркими движениями. Она не была выведена для спорта, но, глядя на нее, можно еще раз убедиться в том, что обучение лошади выездке вплоть до Второго уровня улучшает ее физическую форму, делает ее сильнее, гибче, ее движения становятся лучше. С поставленными на данном этапе задачами лошадь может справиться, независимо от возраста или породы.
Теперь постараемся рассмотреть, какие тонкости могут помочь всаднику более высокие оценки или, напротив, отбросить его к последнему месту.
1. Переходы
Фой говорит, что всадники Первого уровня должны сосредоточиться на качестве переходов на каждом движении. Например, у вас должна быть четкое расширение шага с рабочей рыси и с рабочего галопа. Лучший способ добиться этого - начать подготовку к переходу задолго до буквы, на которой он начинается. Например, нисходящие переходы на галопе должны подготавливаться за 12 метров до буквы, на которой должен произойти сам переход (между буквами на выездковом манеже 20 X 60 ровно 12 метров).
Имейте в виду, что восходящие и нисходящие переходы на Первом уровне оцениваются по разному. Самая распространенная ошибка возникает, когда всадники пытаются перейти к рабочему галопу после прибавленного. Большинство из них стараются влиять на движение своей лошади, тяжело подбирая повод. Это заставляет лошадь противостоять воздействию повода, поднимать голову и терять плавность движений и ритм. И все потому, что они не понимают, как сделать полуодержку.
Как говорит Марьял, «Это проверка того, действительно ли лошадь сбалансирована и действительно ли она находится в средствах управления». «Проблема в том, что на Первом уровне слишком много всадников "едут руками", - добавляет Лоис. - Часто всадники считают, что, когда они тянут повод на себя, они делают полуодержку. Чем больше всадник тянет повод, тем больше он мешает лошади, тем больше она уходит через повод».
2. Перемена ноги на галопе через рысь
Убедитесь, что вы выровняли лошадь. Сделайте 3-5 шагов на рыси на Х и поднимите лошадь в галоп.
3. Уступка шенкелю
Удостоверьтесь, что вы выровняли лошадь, прежде чем начнете выполнять уступку шенкелю. Не начинайте выполнять уступку, пока нос лошади не достигнет G (или D). Вам потребуется максимально возможное количество шагов. Самая распространенная ошибка в этом движении заключается в том, что всадники не могут удержать тело лошади параллельно длинной стенке манежа. Марьял прокомментировала это движение так: «Лошадь должна быть параллельна стенке манежа, плечи слегка опережают зад. Многие всадники не контролируют лошадь внешним поводом, в то время, как у некоторых его слишком много, и зад лошади начинает опережать ее плечи». Она описывает правильную уступку шенкелю следующим образом: «Когда вы делаете уступку правильно, это похоже на двинуть и словить, вы просите лошадь сместиться в сторону от внутреннего шенкеля и принимаете ее на внешние средства управления, а затем повторяете свои действия вновь. Но это очень тонкая работа».
4. Удлинение шага
Лошадь должна удлинить свой шаг, выполняя прибавку на рыси и галопе, но судьи очень часто делают замечания, что лошадь просто увеличивает скорость. По словам Лоис, «Всякий раз, когда я вижу, что это происходит во время езды, я говорю "конфликтующие средства управления", что означает, что всадник давит на газ и тормоз одновременно. Когда вы удлиняете шаг, рамка также должна удлиняться. Если всадник держится за рот лошади, лошадь не сможет удлинить шаг. Она будет вынуждена просто увеличить скорость, потому что ее ноги не будут толкаться равномерно. Если рамка открыта и сбалансирована, а всадник увеличивает количество энергии, лошадь будет иметь правильную проводимость и удлинит шаг».
Вальтер Зеттль описывает это так: "Нос лошади должен уйти вперед, тогда и передние ноги смогут делать шаги вперед. Это означает, что вы должны позволить лошади растянуть вперед ее шею, и вы делаете это, слегка пододвигая свои руки вперед по направлению к носу лошади. Если ваша лошадь действительно приняла контакт, она будет растягиваться вперед, чтобы восстановить контакт с вашими руками. В результате она удлиняет свое тело и, следовательно, делает более длинные шаги. Вы можете помочь ей удлинить шаг, мягко надавив обеими шенкелями немного позади подпруги. Седалищем делайте такие движения, будто вам нужно пододвинуть заднюю часть седла к передней".
5. Серпантины
Серпантин должен выполняться, как три полукруга, плавно соединенные между собой. Манеж 20 X 60 состоит ровно из трех двадцатиметровых кругов. Серпантин - это три 20-метровых полукруга. Лошадь должна согнуть свое тело в противоположную сторону , когда она меняет направление.
Проблема в том, что даже на Первом уровне у многих всадников нет четкого представления о том, как эти полукруги расположены в манеже. В результате их серпантины часто асимметричны.
Очень часто всадники ориентируются на буквы RSVP, когда едут средний полукруг серпантина, поэтому он становится больше похож на овал и существенно крупнее по размеру, чем два других полукруга.
Когда вы едете серпантин от С, вам нужно сперва согнуть лошадь вокруг вашего внутреннего шенкеля, чтобы проехать правильно полукруг. Вы прикладываете внутренний шенкель у подпруги и мягко отрабатываете внутренним поводом. Ваш внешний повод стабилен и не дает лошади согнуться в шее, а внешний шенкель за подпругой не дает лошади вывалиться наружу бедром .
Когда вы заканчиваете первую петлю серпантина, вам нужно выровнять лошадь, а затем согнуть ее в другом боку. Так вы едете все три петли. Не забывайте, перед тем, как согнуть лошадь в противоположном боку, вы должны ее выровнять!
Дениза Камминс (источник); перевод Валерии Смирновой.