Тонкости строевой рыси - как упростить процесс обучения всадника?
Тонкости строевой рыси - как упростить процесс обучения всадника?
Обучать всадников облегчаться под правильную диагональ и "видеть" ее со стороны очень интересно. В первую очередь тем, как ученики реагируют. Некоторые нуждаются в большом количестве информации, в то время как у других возникают проблемы, когда они в начале получают слишком много информации. Именно поэтому я сначала преподаю эти знания в самой простой форме, добавляя больше информации по мере продвижения.
Простейшая форма информации, которую мы доносим до всадников, это то, что строевая рысь имеет два такта ; под один мы встаем, под второй садимся.
Вверх - вниз, вверх-вниз
Любой инструктор, который обучает новичков строевой рыси, наверное миллионы раз повторил эту фразу «Вверх-вниз, вверх-вниз ...». Признайте, и вы тоже это делали. Поначалу, когда мы повторяем эту нашу "мантру", мы видим, как всадник подлетает высоко от седла, когда привстает, бьется о седло, простаивает или просиживает лишнее, но, чем четче вы устанавливаете ритм своими голосовыми командами «вверх-вниз», тем ближе ваш новичок становится к тому моменту, когда он наконец будет чувствовать и попадать в ритм. Внезапно, у него получается, и мы кричим ему: «Да! Правильно! Молодец! Вверх-вниз, вверх-вниз»!
Приобретение навыка облегчаться на рыси - большой шаг в жизни начинающего всадника. Целый этап!
Я всегда даю своему всаднику время закрепить его прогресс, прежде чем начать работать с рысью дальше. О диагоналях рыси он услышит позднее, возможно, еще мы еще несколько уроков будем обходиться без них. Я жду, когда всадник начнется облегчаться на рыси автоматически, забудет о моих подсказках «вверх-вниз». У всадника должно появиться чувство и развиться мышечная память.
Привстать – упасть? Нет!
Я всегда сразу обращаю внимание на то, как всадник возвращается в седло. Он не должен обрываться и падать вниз. Мы мягко садимся в седло. И садимся, не падая назад, а опускаясь вниз. Это крайне важно - так мы не отстаем от движения лошади и, что самое главное, не калечим ее спину.
Я люблю визуализацию
Когда мой ученик расслабленно едет строевой рысью, управляя лошадью, разговаривая и отвечая на мои вопросы и т.д., это значит, что он готов изучать диагонали. Очень хорошо, если у вас есть всадник -«образец» или имеет место групповой урок. Мне нравится фраза: «Изображение стоит тысячи слов» (она сотни раз себя оправдывала!) У лошади моего всадника-«образца» на ногах появляются разноцветные бинты, например, как на фотографии ниже - на правой диагональной паре красные, на левой – белые.
Если у меня групповой урок, то все лошади будут забинтованы таким же образом. Конечно, можно использовать по два разных цвета на каждой лошади во время группового занятия, но лучше, если на всех лошадях будет красно-белое сочетание. Помните, что когда в ходе тренировки вы используете визуализацию, вы помогаете своим ученикам лучше понять то, чему вы их учите.
Я прошу своего «образца» поехать строевой рысью, а у ученика спрашиваю, какие две ноги его лошади движутся вместе. Как только ученик сможет идентифицировать диагональные пары, я объясняю: «Вот почему рысь – двухтактный аллюр. 4 ноги, 2 пары = 2 такта». Дальнейшую теорию рыси я отставляю теорию на другой день. Помните, что слишком много информации и деталей могут сбивать ученика с толку, когда он пытается вникнуть в базовые понятия верховой езды.
Пока «образец» рысит, я прошу ученика говорить вслух «вверх-вниз» в его ритме. Я прошу «образца» облегчаться под правую диагональ и говорю ученику: «Вы видите, что наш "образец" сидит в седле всякий раз, когда ноги в красных бинтах находятся на земле»? Обычно не требуется много времени, чтобы ученик это увидел.
Затем я прошу «образца» менять диагонали, а ученика - называть, под какую диагональ тот облегчается. Теперь я могу точно понять, действительно ли мой ученик видит диагонали. Затем я прошу «образца» поездить под ту диагональ, которую ученик отличает лучше (обычно ею оказывается внутренняя). Я прошу ученика перевести взгляд на плечо лошади и отмечаю для него, что всадник сидит в седле, когда плечо уходит назад.
Как только мой ученик увидит движение плеча, я даю «образцу» отдохнуть и прошу ученика порысить вдоль манежа. Его задача - определить, какое плечо уходит назад, когда он садится в седло. Я, шутя, говорю ему, что это первый и последний урок, когда я не ругаю его, за то, что он смотрит вниз на плечи лошади.
Простые объяснения
Я пропускаю информацию о «правильной, неправильной» диагонали, оставляя ее на то время, когда ученик сможет легко определять диагональ. Это после я буду рассказывать ему о турнирах и традициях, объяснять, что лошадь толкает всадника задней ногой, и нам нужно равномерно тренировать ее задние ноги. Но на данный момент мы придерживаемся обозначений «левая, правая» или «красная, белая» для учеников, у которых есть сложности с быстрым определением правой и левой руки.
После того, как всадник научится определить диагональ, мы начинаем вносить разнообразие в работу.
Я называю количество шагов, которые всаднику нужно будет просидеть в седле, прежде чем начать снова облегчаться. Мы обсуждаем, как перейти от одной диагонали к другой, а также о том, что если просидеть четное количество шагов, то всадник вернется на ту же диагональ, под которую ехал до этого, а если нечетное, то всадник поменяет диагональ. Я учу всадников, что они могут простоять или просидеть один такт, чтобы изменить диагональ. Довольно скоро мой ученик становится профессионалом по диагоналям.
Я использую этот метод обучения диагоналям, когда я учу как взрослых, так и детей. Обычно после того, как всадник начинает контролировать механику, он готов узнать, зачем нужны диагонали. Вот тогда я рассказываю о диагональных парах, об одинаковом тренинге задних ног и т.д. В это же время я начинаю заставлять своего всадника думать о задних ногах лошади, которые выталкивают его из седла, развивая осведомленность о «моторе» лошади.
Если с самого начала нагрузить ученика теорией, взрослый всадник может превратить обучение диагоналям в сложную головоломку, мысленно не давая себе двигаться. Я предпочитаю делать обучение простым, ведь главное - не показать ученикам, как много я знаю о рыси, а привить им необходимые навыки и довести их до автоматизма. Речь идет о том, чтобы объяснять все просто и дать ученику возможность понять, о чем речь, и применить это на практике.
Если всадник «застрял»
Но что делать с учеником, который «застрял» и нуждается в помощи, который не видит диагонали? Я удивлю вас, если скажу, что такая проблема чаще встречается у взрослых, нежели у детей?
Видео - отличный инструмент обучения, поэтому я открыла Youtube, чтобы найти ролик, на котором был бы четко и ясно виден хороший пример диагоналей. Я была немного удивлена тем, что это оказалось не так уж просто. Еще больше удивляясь, я обнаружила, что одна женщина, сидя на стульчике, в формате интервью небрежно объясняла теорию рыси, лошадь при этом вообще ни разу не появилась в кадре. После часового поиска я выбрала два видео, на которых, по крайней мере, продемонстрированы лошади с хорошим шагом и всадниками, которые четко едут под нужную диагональ. Первое - очень короткое, но диагонали видны очень хорошо:
Ученики могут много раз просматривать видео заново, чтобы визуализировать. Второе видео - урок на рыси, и я предлагаю вам отключить громкость, чтобы не отвлекаться на текст, а оттачивать свое видение:
Напомните своему ученику, что ему нужно будет использовать «мягкий» взгляд и периферийное зрение, чтобы увидеть одновременно и шаг лошади, и движения всадника.
Я твердо убеждена в том, что уверенность строится, когда мы озвучиваем происходящее, поэтому, когда вы смотрите видео (или даже наблюдаете за всадниками вживую), вы должны громко и четко проговаривать «вверх-вниз» в ритме с движением всадника. Продолжайте проговаривать «вверх-вниз», пока не дойдете до того, что сможете видеть диагональ только по позиции «вниз». Как только этот ритм «уживется» в вашей голове, начинайте смотреть на передние ноги лошади или на одну диагональную пару, чтобы определить, какая нога движется вместе с всадником.
Подумайте о колесе
Теперь нам нужно подумать еще кое о чем. Передняя нога лошади фактически не поднимается и опускается, как поршень. Она делает гораздо более сложное движение. Подумайте о передней ноге, как будто она двигается по траектории колеса. Половина оборота на земле, вторая половина - в воздухе. Переднее копыто фактически ступает на землю перед лошадью, когда ее нога выводится вперед, и остается на земле, пока не окажется позади – под лошадью. Поскольку рысь - это двухтактный аллюр (в целях моего объяснения – такт вверх и такт вниз), всадник, который едет строевой рысью, будет опускаться в седло и сидеть, пока одна или другая передняя нога лошади ступает на землю и затем оказывается под телом лошади. (Технически, если лошадь не выталкивает себя передом, ее тело проходит над ногой, но для упрощения вы можете думать о том, что нога уходит назад под тело). Постарайтесь держать эту картину в голове, когда будете смотреть видео. Посмотрите на обе передние ноги, пока вы проговариваете "вниз-вниз-вниз" в ритме облегчения всадника. Скоро ваш глаз будет улавливать связь.
Подсказка
Если вы имеете возможность работать вместе со всадниками, начинайте наблюдать за теми, которые едут на крупных лошадях с широким шагом, прежде чем перейдете на пони и мелких лошадей. Длинные шаги дадут вам больше времени,и вы сможете увидеть соотношение движения всадника и диагонали. Так вам будет легче в разы.
Попросите одного из ваших друзей стать вашим «подопытным» всадником. Пусть он говорит «вниз» каждый раз, когда садится в седло, вы же будете в это время смотреть на передние ноги лошади или на диагональную пару.
Попросите кого-нибудь поснимать вас, когда вы ездите рысью, на видео. Проговаривайте «вниз - вниз - вниз» в ритме рыси. Старайтесь говорить громко, чтобы ваш голос было слышно на записи. Дома просмотрите и изучите это видео.
Как только вы сможете определять, под какую ногу облегчается всадник, вы сможете с легкостью понять, под правильную диагональ он едет или нет. Традиционная диагональ при движении направо - левая (облегчаемся под правую заднюю ногу), при движении налево – правая (облегчаемся под левую заднюю ногу).
Успехов вам в обучении!
Барбара Эллин Фокс (источник); перевод Валерии Смирновой.