Статьи, Работайте со всей лошадью (Маноло Мендез о гибкости и отсутствии напряжения) | Prokoni.ru

Работайте со "всей" лошадью (Маноло Мендез о гибкости и отсутствии напряжения)

24 апреля 2018 г.
Автор - Маноло Мендез

Работайте со "всей" лошадью (Маноло Мендез о гибкости и отсутствии напряжения)

«Двигайте лошадь от зада, двигайте от зада!», «Пусть лошадь ступает задними ногами глубже под корпус, больше, больше, БОЛЬШЕ!», «Округлите ее, еще больше!» - кажется, что многие всадники рассматривают эти фразы, как три ключа к выездке. Ради достижения этих целей они научились загонять лошадь в рамку, натягивая внешний повод и толкая бок лошади внутренним шенкелем, часто удерживая лошадь в бесконечном плече вперед или плече внутрь. Вместо гибкой, эластичной и свободной от напряжения лошади, последователи такого подхода получают закрепощенных, искривленных лошадей, не ощущающих себя комфортно во время работы. В результате все это приводит к проблемам.

Когда я тренирую свою лошадь, я езжу на "всей" лошади, работаю с лошадью "целиком", зная, что, если я побуждаю ее сохранять биомеханически правильную осанку, используя правильные гимнастические упражнения, спина моей лошади будет естественным образом подниматься в результате того, что все ее тело прямолинейно и свободно от напряжения.

Когда я еду верхом, я всегда помню о том, что сижу на позвоночнике лошади, и этот позвоночник проходит от затылка и до хвоста и не имеет разрывов. Также и мышцы без разрывов расположены от затылка и до хвоста. Анатомические атласы показывают нам отдельные мышцы, но, если мы посмотрим на реальные мышцы лошади, то увидим, что мышцы линии верха (шеи, спины и крупа) сливаются друг с другом и, кроме выполнения своих индивидуальных функций, также работают как единое целое.

Моя главная цель во время обучения - делать лошадь безопаснее и здоровее с каждым занятием. Я работаю на сбалансированность движения и энергии без напряжения. Я знаю, что энергия проходит через позвоночник моей лошади и что от позвоночника, который хранит в себе спинной мозг, отходит сложная сеть нервных окончаний, которые осуществляют доставку и отправление сигналов в головной мозг и из него. Я хочу "ехать" на всем позвоночнике лошади от затылка и до хвоста, не блокируя его и не повреждая, путем создания вредящей здоровью лошади осанки. Я помню, что мне, подобно поезду со множеством вагонов, нужно медленно и методично создавать сгибание без резких и преувеличенных углов, чтобы не «сорвать» любой из позвонков.

Я знаю, что после упражнений на сгибания, мне нужно обязательно выровнять лошадь и двинуть ее по прямой, прежде чем просить больше упражнений, требующих сгибания, потому что позвонки должны выровняться в впрямую линию для реорганизации, чтобы расстояние между ними выровнялось, подобно расстоянию между жемчужинами в колье, чтобы они не прикасались друг к другу и не терлись друг о друга. Я знаю, что должен быть аккуратным, чтобы избежать таких пагубных последствий, как «целующиеся позвонки», надколы и т.д. Я хочу избежать повреждений нервных окончаний - это может привести к проблемам с координацией и даже хуже.

Я знаю, что позвоночник моей лошади не очень гибкий, но он может двигаться и гнуться в различном диапазоне в различных участках, и это необходимо учитывать.

Например, под нашим седалищем позвоночник соединяется с грудной клеткой и ее ребрами, поэтому движения этого сегмента позвоночника будут значительно отличаться от движений его шейного отдела. Кроме того, поскольку крестцовый отдел практически неподвижен, я воспринимаю пять суставов задней ноги в качестве амортизаторов. Это одна из причин того, почему коленный сустав настолько сложный и хрупкий: он должен поглощать и распределять множество движений. Из-за этого я не настаиваю на том, чтобы лошадь ступала задними ногами глубже под корпус для «поднятия спины» и получения фальш-сбора. Вместо обособления одной "части" лошади, я сосредотачиваюсь на всей лошади и развиваю чистые аллюры с четным, ритмичным, диагональным эффектом.

Чистые аллюры настолько важны в выездке, потому что они помогают создать гибкую, симметричную лошадь, развивая здоровую структуру мышц, которая равномерно поддерживает позвоночник и грудную клетку. Если моя лошадь напряжена, искривлена, у нее короткие шаги, то с каждым движением у нее развивается мышечное ограничение, которое ухудшает состояние здоровья лошади и не дает ей прогрессировать.

Чтобы разработать чистые аллюры и получить гибкую, эластичную, свободную от напряжения лошадь, я уверенно езжу на "всей" лошади в равномерном контакте, при этом шея ее мягко изогнута, а нос находится слегка впереди вертикали. Я стараюсь сидеть в центре лошади, я использую свой баланс, свое тело чтобы помочь лошади найти ее собственный баланс. Я следую движению шеи и головы лошади своими чувствительными руками. Я не хочу, чтобы ее голова и шея двигались будто молоток, вертикально. Вместо этого мне нужны ритмичные горизонтальные движения вперед, которые я поощряю и сопровождаю гибкими плечами, руками, запястьям, кистями и туловищем. Чтобы создать гибкую и свободную от напряжения лошадь, я тоже должен быть гибким и свободным от напряжения, мое тело должно влиять на лошадь.

Я поощряю лошадь работать, не сокращая линию верха, поддерживаю движение вперед (но не заторопленное), я стараюсь развивать регулярность аллюров. Как только тело лошади начинает округляться от хвоста до затылка, в идеале (если у лошади все в порядке с развитием мускулатуры спины, если нет, то нужно заниматься в первую очередь этим), ее спина начинает автоматически подниматься подо мной, поскольку лошадь становится сильнее. Вот почему на молодой лошади мы не ездим учебной рысью, чтобы не загружать ее спину!

Я знаю, что правильный способ развития здоровой спины - это простота в работе и движение вперед, которые позволяют позвоночнику и телу лошади организовать себя. Если бы я бросил на пол веревку и попросил бы вас ее выпрямить, вы могли бы заняться каждым отдельным кусочком, подтягивая и корректируя его, но вы бы никогда не получили истинную прямую линию. Что вы можете сделать – так это взять за начало веревки и легонько потянуть ее вперед. Вы выровняете ее в прямую линию небольшим усилием. Этот принцип применим и к лошади. Вы можете пинать ее шенкелем и тянуть в разные стороны, но так вы ее не выровняете. Разве не лучше позволить ей выполнять работу самостоятельно, двигая ее прямо вперед, мягко, в двух равномерных поводьях?

Другая причина, по которой так важно поддерживать мягкий живой контакт и давать лошади двигаться вперед, заключается в том, что, когда лошадь загнана в рамку ограничивающим контактом, она не может быть эластичной и свободной от напряжения. Если бы я был лучником, я бы быстро понял, что единственный способ послать стрелу прямо и далеко - это отпускать лук после каждого выстрела. Если я буду держать свой лук натянутым, я уничтожу его способность гнуться, его мягкость и эластичность. То же и с лошадьми. Если я буду жестко держать свою лошадь не отдающим внешним поводом, шпрунтом или мартингалом, я уничтожу ее способность двигаться свободно и выразительно.

Если я смотрю на ученика, работающего с лошадью более низкого уровня подготовки, я проверяю, чтобы ее глаз находился между точкой таза и коленного сустава в зависимости от ее экстерьера. Когда я смотрю на лошадей любого уровня, я хочу видеть гибкий затылок, открытый ганаш, чтобы не была зажата челюсть, которая в свою очередь блокирует затылок и ограничивает поток воздуха и крови. Так же, как поезд будет не в состоянии ехать вперед, если какие-либо два вагона стоят косо, если движение хоть одного сустава лошади будет ограничено или заблокировано, это скажется на работе всех остальных суставов ее тела. Это особенно верно для позвонков и их способности свободно перемещаться вперед. Я проверяю, чтобы репица хвоста находилась не ниже точки тазобедренного сустава и чтобы все мышцы лошади двигались ритмично и расслабленно, как мышцы пловца.

Упражнение, которое я использую, чтобы помочь ученикам сделать своих лошадей более сбалансированными, - мелкие петли. На длинной стенке манежа мы начинаем с 10-12 метровых петель. Потом, со временем, мы начинаем выполнять 20-метровый круг и включать петлю на его вершине, настолько маленькую, насколько комфортно ее будет ехать лошади (сначала это может быть круг в 15, 12, 10 метров. Если лошади трудно, я возвращаю ее на тот круг, на котором ей было комфортно).

Гибкость лошади будет увеличиваться, и я начну просить ее сделать вторую и третью мелкую петлю, всегда проверяя, не заблокирована ли лошадь, сохраняется ли ритмичность и чистота аллюра. Я проверяю, являются ли плечи ученика отражением плеч лошади и то, что он приспосабливается к изгибу круга, перемещая внешнюю руку и кисть слегка вперед, будто он едет на велосипеде или везет по кругу тачку.

По мере увеличения гибкости лошади и развития ее силы мы пробуем немного собрать ее тело и сохранить более длинную шею.

Когда я работаю над сбором, я прошу только несколько собранных шагов, прежде чем вернуть движение вперед, вниз и наружу. Моя цель - помочь лошади приобрести нужный баланс, так что со временем я буду иметь «больше лошади» передо мной, так как сильная и гибкая лошадь сможет «подсесть» и округлить поясницу.

Во время работы я чередую упражнения и не фиксирую осанку лошади в одной позе в течение более чем нескольких секунд, так что мышцы лошади остаются эластичными, а напряженность просто не возникает и не может вызвать скованность. Я прошагиваю лошадь и позволяю ей осмотреться, вознаграждаю ее за самую маленькую попытку.

Я хочу, чтобы моя лошадь оставалась «свежей» и внимательной, поэтому я не надоедаю ей бесконечными однообразными задачами и не наказываю ее грубо. Вместо этого я стараюсь удостовериться, что она понимает мои просьбы, остается спокойной, уверенной, у нее не нарастает напряжение, создающее закрепощенность.

Каждый раз, когда я общаюсь со своей лошадью, я стараюсь найти подход к ее телу и разуму, стремясь создать доверие между нами, зная, что враг гармонии и Хорошей выездки - это напряжение.

Маноло Мендез (источник); перевод Валерии Смирновой.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования