Что о лошади и всаднике может рассказать линия верха лошади?
Что о лошади и всаднике может рассказать верхняя линия лошади?
Чтобы увидеть признаки напряженности и (или) болезненности в теле и разуме лошади, очень полезно проверять ее затылок и атлант. Как ощущаются мышцы? Как реагирует лошадь?
1. Одна рука на затылке лошади, другая - на носу. Пощупайте пальцами. Что вы чувствуете? Зажата ли лошадь или она «мягкая»? Спокойно дышит или пытается убежать от ваших рук?
2. Правая рука проверяет затылок, левая - прощупывает атлант. Обратите внимание на спокойный взгляд Динамико и на его прислушивающееся ухо.
3. Проверка области щеки (правая рука). На ощупь эта мышца должна быть мягкой и заполненной, а не пустой и жесткой. Лошади должно нравиться чувствовать ваши руки на своей голове.
Я часто напоминаю своим ученикам, что нельзя обучать лошадь так, как будто ее тело делится на три разных, не связанных между собой части.
К несчастью для лошадей, нередко встречаются всадники, которые во время езды концентрируются только на шее, спине или задних ногах лошади, а не на всем ее теле в целом. Это приводит к тому, что лошадь становится закрепощенной и заблокированной, она бежит «ногами», а не «работает спиной». Со временем у нее могут развиться проблемы с мягкими тканями или скелетом, такие как ранние артритные изменения в основных суставах, включая затылок, холку, шею, крестец и скакательные суставы; проблемы с бицепсами, грудными мышцами, мышцами ребер, длинными мышцами спины, поясницей, крупом и хамстрингом, проблемы со связками и сухожилиями. Эти проблемы часто сопровождаются негативными поведенческими проявлениями, такими как отказ идти вперед, замыкание, козлы и / или свечи. Лошадь также может стать замкнутой или наоборот агрессивной, могут проявиться вредные привычки.
Я против тренинга, во время которого внимание уделяется развитию только какой-то определенной части тела лошади. Ее организму есть многое, что нам сказать о том, как он работает - нужно только потратить время на то, чтобы прислушаться к нему, прикоснуться, почувствовать.
Когда ко мне попадает новая лошадь, я наблюдаю за ее телом, как в движении, так и в состоянии покоя. Просто взглянув на нее, я уже могу многое узнать о том, какова она, как индивидуальность, как она будет двигаться, выделить причины, по которым она не сможет хорошо гнуться, удлиняться и сокращаться. То, как лошадь обмускулена, то, как она стоит, как держит осанку и баланс, дает мне ключи к тому, чтобы решить, как следует работать с этой лошадью.
Всадники часто спрашивают меня, откуда я могу столько знать об их лошади еще до того, как они начнут рассказывать о ней и о своих проблемах. Я объясняю им, что, если мы потратим время и просто понаблюдаем за нашей лошадью, то сможем извлечь много информации из таких данных, как формы линии верха и низа, состояние шерсти, направление роста гривы, развитие мышц (наполнены они и мягки или пусты и тверды). Я показываю им мышцы, которые должны быть небольшими, а на деле - велики и воспалены, показываю выраженную или легкую асимметрию между одной стороной тела и другой. Иначе говоря, я обозначаю для них тело лошади как карту, и объясняю, что каждый элемент на ней - это ключ к необходимому лошади тренингу.
Ниже в статье я расскажу о некоторых вещах, на которые я всегда обращаю внимание, объясню, что я ищу и что считаю хорошим, а что нежелательным. Я рассмотрю линии верха и низа лошади.
Под линией верха я подразумеваю все мышцы и части скелета, которые находятся выше позвоночника, включая сюда мышцы группы хамстринг и мышцы брюшной стенки, потому что я убежден, что линия верха - это одна длинная цепочка мышц, «вплетенных» друг в друга. Она начинается прямо за ушами лошади и продолжается вниз по ее шее, холке, спине и крупу, вплоть до скакательных суставов. Я включаю и линию низа, потому что невозможно рассматривать, как функционирует линия верха, не обращая внимания и на низ шеи, мышцы, которые идут от головы до плеча, до грудных мышц, мышц живота, мышц паха. Лошадь действительно является одним целым, и даже в рамках этой статьи я не буду "разделять ее на части".
После того, как я понаблюдаю за лошадью, я прошу всадника немного поездить на ней для меня, но мой анализ будет более тщателен, если лошадь привели ко мне в недоуздке, без седла и уздечки. Затем я могу проверить свои зрительные и тактильные впечатления, проверив эластичность, податливость, гибкость и мягкость лошади, попросив ее сделать очень простые движения. Это также дает мне понимание того, как она чувствует себя в целом.
Например, когда я смотрю на морду, затылок и шею лошади, я смотрю на то, боится ли она или проявляет интерес, сердится, проявляет нетерпение. Я смотрю на морщинки на ее носу и на состояние рта – расслаблены или напряжены ее губы. Я осматриваю то место, где лежит капсюль -, есть ли там отпечаток или изменение цвета и качества шерсти. Я прикасаюсь к щекам лошади (мясистые они, сухие или плоские). Я поднимаю челку и осматриваю лоб лошади, равномерны ли мышцы, которые находятся по обеим сторонам места, где обычно у лошади есть звездочка или другая отметина. Если нет, то я спрашиваю у владельца о возможных проблемах с зубами у лошади или же жду, пока он не сядет в седло. Тогда я обращу внимание на то, работает ли он больше одним поводом, заставляя лошадь отжевывать или сопротивляться больше с одной стороны. Я, скорее всего, обнаружу, что у этой лошади сокращены мышцы по эту сторону тела и ей трудно сгибаться в противоположную сторону. Или я могу обнаружить, что лошадь настолько несбалансирована, что он сама "делит" свое тело, используя шею, как балансир, сгибая ее в одну сторону, а тело в другую.
Все эти «недостатки» строения должны быть мягко исправлены, а осанка лошади восстановлена. Попытка зафиксировать и принудить лошадь сохранять правильную осанку, если она полжизни пробегала с неправильной, может окончиться катастрофой, поэтому мы должны действовать медленно, постепенно и без применения силы.
Работая в руках, я осторожно поворачиваю голову лошади туда и обратно (движение «нет») или попрошу ее покивать (движение «да»), чтобы проверить, есть ли блокировки в мышцах затылка или позвоночника. Затем я могу попросить лошадь потянуться шеей вперед и наружу. Иногда я встречаю лошадей, которые не могут растягивать шею, открывая горло, - их затылок и холка будто «застыли» в том положении, в котором их заставляют работать всадники, скручивая, притягивая нос за вертикаль.
Владелец жалуется, что лошадь не может «подсаживаться». Она не может укорачивать свое тело, потому что не может удлиняться по линии верха и, следовательно, не может равномерно сгибать все суставы задних ног настолько глубоко, чтобы опустить круп и облегчить перед, позволить ему подняться. Почему? Поскольку шея лошади укорачивалась, мышцы закрепостились, и теперь лошадь не может округлить линию верха так, как это необходимо для сбора.
Когда лошадь движется вверх по уровням подготовки, если она обучается должным образом, всадник будет отмечать, как все больше и больше "лошади" будет находиться перед ним, так как суставы задних ног будут сгибаться в глубоком сборе, а шея вытянется и поднимется перед седлом. Однако сегодня мы видим множество большепризных лошадей, которые выглядят очень короткими перед седлом и довольно длинными позади него. Это является результатом неправильного обучения!
4. Я проверяю область щек на отсутствие заблокированности мышц . Касаюсь и скольжу рукой, а Динамико не протестует и расслабляет рот.
5. Прошу Динамико мягко уступить вправо. Не встречаю сопротивления.
6. Я сгибаю Динамико в затылке влево и вправо, осторожно направляю его голову и придерживаю его за нос. Так я проверяю подвижность затылка. Я обращаю внимание на любые различия в диапазоне движения влево и вправо.
Я осматриваю мышцы на обеих сторонах шеи на расстоянии ладони от ушей - они выпуклые и плотные или сухие и плоские? Я проверяю, горячие ли они, холодные, вздрагивает ли лошадь от прикосновений, игнорирует их или наоборот приветствует с облегченным вздохом. Я проверяю, шире ли шея у основания и сужается к затылку или же есть выпуклые неравномерные места и шея у основания узкая и расширяется к затылку. Если это так, я делаю вывод, что лошадь работалась без возможности достижения собственного баланса, ее загоняли в жесткую сдерживающую рамку ограничивающим поводом. Ее всадник будет жаловаться на то, что лошадь тяжела в поводу и не хочет сотрудничать. Она будет закрепощена в теле из-за переразвитых мышц, которые помогают ей сопротивляться, блокирующих затылок, челюсть. Шея лошади будет изломана между вторым и третьим позвонками, нос позади вертикали. Когда я прикасаюсь к длинным мышцам, которые идут от головы до плеча вдоль шеи и от головы до груди, я часто чувствую, что они болезненны, а иногда шея лошади выглядит «оленьей», потому что мышцы снизу шеи переразвиты относительно слабой линии верха.
7. Динамико гнется в затылке и челюсти - он расслаблен. Напряжение в челюстном суставе отсутствует.
8. Я продолжаю сгибание и замечаю, что Динамико способен сгибаться и далее, не перенося свой вес для контрбаланса. Я оцениваю его гибкость и баланс. Сгибание должно быть мягким и плавным, без напряжения или сопротивления.
9. Я прошу Динамико опустить и вытянуть шею и голову. Я проверяю его общий баланс и мышечное состояние. Он мягко сбалансирован.
Если я сталкиваюсь с лошадью, у которой переразвиты мышцы снизу шеи, а сверху мышцы сухие, тонкие и жесткие, я знаю, что у нее будут проблемы с балансом, потому что ей не разрешали в работе устанавливать свой независимый баланс, а также подводить зад, «нести» трензель. Такая лошадь не сможет достигнуть сбора. Это все выглядит так, как будто энергия движется по ее телу и останавливается в холке, не проходя далее по шее. У этой лошади также оказаться пустота за плечами вместо эластичного фартука мышц, которые соединяют плечо со спиной и задней частью.
Часто такие лошади выглядят странно – большое тело и тоненькая шейка либо короткая и толстая шея, слабая пустая спина, свислый, не заполненный мышцами круп.
Если все начиналось с недостатков экстерьера, то они будут только ухудшаться, так как никаких усилий для придания телу лошади большей горизонтальной эластичности приложено не было. В результате дальнейших тренировок тело лошади становится еще более закрепощенным.
Я вижу, как это отражается на мышцах спины, которые идут от холки к крупу и вдоль позвоночника по обе стороны.
Если я вижу лошадь с выступающим позвоночником и с острым углом от позвоночника к грудной клетке, плоскими мышцами на грудной клетке, которые на ощупь как деревянные, я делаю вывод, что эта лошадь ограничивалась во время движения. Следовательно, я буду проверять седло и езду всадника.
Когда я обнаруживаю такие мышцы на спине или в любом другом месте, это говорит мне, что лошадь не работается эластично, что всадник не знает о том, что мышцы для их здорового развития нуждаются в ритмичном сокращении и расслаблении.
Мышцы могут сокращаться, но они не могут удлиняться самостоятельно, и поэтому линия верха может удлиняться только тогда, когда линия низа сокращается, и наоборот. Если всадник притягивает голову и шею лошади к груди и толкает ее зад под корпус, пытаясь поднять ее спину, то все, чего он добьется, - это обучит лошадь «двигаться ногами», но не тому, что является для нас желательным, не работе спиной! Мышцы спины развиваются правильно, когда мы ездим на «всей» лошади в правильной осанке, в правильном ритме. Это все, что им нужно.
Переокругление лошади - это то, что разрушает эластичность верхней линии, как любое фиксированное и гиперсогнутое положение. В одной из моих статей я приводил пример с луком. Если вы все время оставляете лук с натянутой тетивой, то достаточно скоро, он перестанет быть достаточно эластичным и не сможет далеко стрелять, потому что его корпус со временем так и останется выгнутым в дугу. Если вы ослабляете тетиву после каждой тренировки, лук сохранит свою гибкость и будет стрелять далеко, так как вы сможете согнуть его лучше и накопить больше энергии для выстрела.
Однако, несмотря на важность аналогий, мы должны помнить, что лошадь - это не лук. Лучник может держать свой лук натянутым в течение нескольких часов, но тело лошади нуждается в освобождении от давления натянутой «тетивы» после того, как ее попросили несколько шагов в сборе. Это особенно важно, когда вы знакомите лошадь со сбором. Лошадь только тогда работает без ущерба для ее здоровья, когда мы поощряем эластичность, то есть длинную шею и легкий изгиб от затылка до точки скакательного сустава после репризы в любой степени сбора.
Лошадь будет счастлива в работе, если всадник будет относиться к ней справедливо и просить за раз лишь понемногу. Довольная лошадь спокойна и расслабленна. Ее мускулы свободны и эластичны, и ее тело готово к действиям и согласно принять ту форму и рамку, которую просит всадник.
Прежде чем мы начнем рассматривать линии верха и низа, прежде чем мы исследуем тело лошади, мы должны запомнить, что лошадь - это индивидуальность с собственным умом, темпераментом, набором переживаний и воспоминаний, которые нам нужно знать и уважать. Только когда мы узнаем нашу лошадь как психологически, так и физически, мы сможем помочь ей развиваться, приспосабливая наше обучение к ее нуждам.
Когда я смотрю на заднюю часть лошади и, в частности, на круп, я обращаю внимание, где находится репица хвоста. Ниже она, чем тазобедренные точки? Как лошадь стоит? Балансирует она свой вес равномерно над всеми четырьмя конечностями или стоит, отставив зад, чтобы сжать спину? Или подводит зад под корпус, чтобы растянуть ее? Если посмотреть сзади, равномерно ли развиты мышцы крупа? Если я положу руки на круп с двух сторон, когда лошадь стоит квадратно, не окажется ли одно бедро сдвинутым вверх, вперед или назад? Если я проверю противоположное этому бедру плечо, что я обнаружу? Будет ли оно менее или более развитым, чем другое?
Определив эти ориентиры, я без подсказок всадника определю, что лошадь искривлена, а ее аллюры не чисты. Только развивая прямолинейность, вы сможете добиться чистых аллюров.
Прямолинейность является неотъемлемой целью каждой тренировки. Чтобы лошадь стала прямолинейной, обе половины ее тела должны быть симметричными, равномерно развитыми. Мышцы должны развиваться одинаково по обеим сторонам тела и иметь тот же тонус, эластичность и силу, потому что мышцы - это то, что удерживает скелет прямолинейным.
Вот почему выездка называется гимнастикой для лошади и предназначена для того, чтобы помочь нам ездить на лошади, не нанося ущерба ее здоровью. Она предназначена для того, чтобы сделать тело лошади сильным и эластичным, чтобы она могла прожить долгую и здоровую жизнь рядом с нами. Мы не хотим своей ездой провоцировать боль и хромоту, снижая качество жизни лошадь, саму продолжительность ее жизни.
10. Я осматриваю Динамико, стоя сзади, - ищу различия в мышечных и костных структурах с левой и правой стороны. Я проверяю прямолинейность его позвоночника и состояние его спины. Я слегка раскачиваю Динамико, чтобы проверить его баланс и рефлексы.
11. Один из способов напомнить вашей лошади о том, что ей нужно сохранять хорошую осанку, - это поднять ее спину. Вы можете делать так каждый день, пока ваша лошадь стоит спокойно. Мне нравится класть левую руку на круп лошади, чтобы почувствовать реакцию мышц, пока моя правая рука просит ее приподнять спину.
12. Динамико поднял спину. Его шея растягивается вперед, а таз слегка «подворачивается», демонстрируя хорошую мобильность.
13. Когда Динамико поднимает спину, я проверяю прямолинейность его холки и шеи, мышечный тонус и эластичность глубоких грудных мышц. Они должны быть мягкими, податливым и позволять моей руке продавливать их.
14. Я отрегулировал осанку Динамико так, чтобы показать вам, что мы НЕ ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ, так как это нездорово для лошади: провисшая спина и отставленный зад.
15. Я проверяю тело лошади дальше. Прощупываю мышцы на мягкость, податливость, наполненность кровью. Ни одна из частей тела не должна быть на ощупь деревянной. Мышцы должны быть эластичными. Задняя часть соединена с шеей и спиной. Какова на ощупь ваша лошадь?
16. Проверка грудных мышц Динамико. Я ищу закрепощенность, сравниваю обе грудные мышцы, их размер и форму. Я проверяю, чувствует ли Динамико боль или дискомфорт в этих местах.
17. Я проверяю диапазон движения задних и передних конечностей Динамико, мягко ищу ограничения и болезненность. Я сравниваю гибкость одной конечности по отношению к другой.
Я поднимаю хвост лошади. Прижат ли он к крупу? Могу ли я переместить его равномерно влево и вправо или он «застревает» при движении в какую-то сторону? Если я осторожно потяну за хвост, придерживая его за репицу, будет ли складываться впечатление, что он имеет прочную связь с остальной частью позвоночника, или же нет? Опускает ли лошадь шею и тянется вперед, используя меня как противовес, чтобы растянуть весь позвоночник? Или она вскидывает голову вверх, проваливает спину и отводит зад, пытаясь избежать любого движения в позвоночнике? О чем мне это должно говорить?
Я осторожно опускаю ладони вниз и прошу лошадь поднять спину. Я позволяю и поощряю ее опустить шею вниз, вперед и наружу и чувствую, насколько она способна округлить линию верха и где существуют ограничения. Иногда, когда всадник находится на лошади, он не понимает, как блокирование или скручивание шеи влияет на всю лошадь, я поднимаю спину лошади с земли. Я позволяю всаднику почувствовать для себя, насколько опущена спина лошади и где она должна быть. Я не прошу от лошади полного растяжения, а просто поднимаю ее спину до того уровня, где отсутствуют ограничения для свободного движения спины и грудной клетки, того, где была бы спина, если бы всадник не закрепощал и не развивал бы мышцы лошади неправильно.
Еще один способ продемонстрировать это – положить мои бамбуковые палочки на круп и холку и попросить лошадь поднять спину, чтобы всадник мог увидеть истинную линию верха по мере того, как будет заполняться пространство между холкой и крупом.
Возможность визуализировать разницу между здоровой, сильной линией верха и той, которая была ослаблена и неправильно развита из-за плохого тренинга - это эффективный способ продемонстрировать всаднику, насколько значительное влияние оказывает тренинг на то, что мы можем считать дефектами и ограничениями экстерьера. Увидев это, всадник может принять решение заняться собственным обучением и изменит свою езду в лучшую сторону.
Верхняя линия лошади не может оставаться недооцененной, потому что она связана с несением веса всадника и демонстрирует округлую шею лошади, благородный постав ее головы, мощность зада и выразительность хвоста. Но мы должны быть осторожны. Нам нужно научиться читать тело лошади и понимать, что, как бы ярко она не выглядела, ее шея, изломанная между позвонками C2-C3, закрепощенная спина, слабый зад, неспособность выполнять движения одинаково хорошо слева и справа, проблемы со сбором и сгибанием – это проблемы, которые не появляются из воздуха, - все они отражают недостатки обучения, которые оказывают или будут оказывать влияние на здоровье лошади!
Каждую минуту, которую мы проводим в седле, мы формируем нашу лошадь, меняем ее к лучшему или к худшему, и мы должны признать, что тело лошади подобно глине - в результате оно будет выглядеть так, каким его сделал «гончар». Если гончар опытен и осторожен, его вазы будут ровными, сбалансированными и долговечными. Если же гончар неопытен или спешит, вазы, которые он создает, будут кривыми, с разной толщиной стен, будут трескаться и раскалываться при использовании.
Для глаз, которые не спешат и стараются увидеть, тело лошади расскажет всю историю своего тренинга. Оно скажет нам, использовались ли шпрунты, был ли контакт постоянным, просили ли лошадь двигаться вперед на тянущий назад повод, заставляли ли лошадь в молодом возрасте, когда она еще физически к этому не готова, нести шею, как лошадь уровня FEI, давали ли ей находить свой собственный независимый баланс?
Тело лошади может рассказать нам и о том, пропускались ли основы, лишая перспективную молодую лошадь шансов стать опытным спортсменом. Точно так же оно скажет нам, что обучение было прогрессивным и внимательным, и молодая лошадь имела возможность прийти к самостоятельному балансу, а более требовательная работа смягчалась периодами отдыха. Тело расскажет нам, работает ли лошадь в напряжении или же всадник позволяет ей оставаться спокойной и внимательной.
Рассматривая только эстетические вещи, такие как изогнутая шея, активность ног или элегантность всадника, мы пропускаем или игнорируем другие сигналы, такие как рот, который разрывается или обильно пенится, глаза, которые выпучиваются, ограниченное дыхание. Все это - это способы, при помощи которых лошади пытаются донести до нас, что они находятся в стрессе. Считая, что мокрая от пота, на грани взрыва лошадь – это норма, мы извиняем носы за вертикалью, отставленные зады и срезание углов.
Мы должны помнить, что мы стремимся развивать гармонию, а гармония никогда не похожа на страх, напряжение и «взрывоопасность». Гармонично развитая лошадь - равномерная и симметричная, с длинными наполненными мышцами (с хорошим кровотоком, обогащенными кислородом), ее конечности перемещаются с хорошим размахом, ее шерсть сияет естественно и мягко и имеет хороший запах.
Когда лошадь потеет, мокрые пятна должны располагаться по всей ее шее, животу, заду, а не только на плечах или между бедрами, а сам пот должен покрывать поверхность мышц, как влажный туман. Лошадь не должна выглядеть взмокшей с ног до головы, с полосами пены и соли. После тренировки все ее тело должно быть теплым на ощупь. Наличие холодных зон указывает на то, что лошадь работает неправильно и не использует все свое тело!
18. На корде я ищу мягкость в атланте и области затылка, а также мягкое и подвижное горло. Мягкая плавная рысь Динамико говорит мне, что он работает без сопротивления.
19. На круге я ищу правильное сгибание.
20. Динамико показывает НЕПРАВИЛЬНОЕ, искривленное сгибание по кругу. Обратите внимание, что голова расположена не по центру груди.
21. Я ищу моменты подвисания на галопе. Динамико демонстрирует работу спиной, мягкость и способность нести себя самостоятельно.
22. Пример того, что я НЕ ХОЧУ ВИДЕТЬ: Динамико неправильно использует свое тело, шея поднята высоко, спина опущена и закрепощена, в результате чего в задних конечностях очень мало движения. Это нежелательно и потенциально опасно для здоровья.
Наблюдая за лошадью, ощупывая ее, мы быстро начинаем осознавать, что теория верховой езды ничто без понимания анатомии. Без понимания того, как здоровая лошадь ВЫГЛЯДИТ и какова она НА ОЩУПЬ, мы не сможем объективно оценить качество нашего обучения.
Без «понимания» тела лошади как мы сможем действительно оценить и исправить ее прямолинейность, баланс, сгибание и импульс? Когда всадник знает все о теле лошади, он может определить те моменты, когда ей неудобно, и обеспечить комфорт. Теперь у всадника есть шкала, есть карта, теперь он может начать ездить разумно и целенаправленно. Все, что требуется, - это желание учиться!
23. Работа в руках. Правильное сгибание вправо, задние ноги следуют за передними, тело мягко гнется.
24. Наконец-то! Динамико показывает правильную прямолинейность во время сгибания. Обратите внимание, как его задние ноги следуют по следам передних ног.
Маноло Мендез (источник); перевод Валерии Смирновой.