Статьи, Маноло Мендез: о чувствах, технике и их связи, как фундаменте любого обучения | Prokoni.ru

Маноло Мендез: о чувствах, технике и их связи, как фундаменте любого обучения

15 мая 2018 г.
Автор - Маноло Мендез

Маноло Мендез: о чувствах, технике и их связи, как фундаменте любого обучения

Многие тренеры и всадники считают, что мастерство обучения заключается в технике. И хотя истинного мастерства не может быть без техники, техника сама по себе, как и мастерство само по себе, также не может существовать. Правильное обучение лошади - это союз чувства и техники. Если вы заключите хороший союз, обучение будет легким.

Техника экспериментирует с ответами, которые вы получаете от лошади, - вашими ощущениями. Иногда эти ответы, эта обратная связь хороша, иногда не очень. Техника заключается в том, как вы используете эти ответы для того, чтобы получить лучший результат. Вы должны знать, когда и сколько "техники" вам потребуется в тот или иной момент. И это возвращает на к чувству.

Например, мы просим лошадь пойти рысью. Рысь хорошая, и мы принимаем этот ответ. Но, если мы попросим большего, и лошадь скажет: «Это слишком много», мы же продолжим настаивать? Принуждать? Лошадь со своей стороны начнет так или иначе сопротивляться. Если мы слишком медленно работаем, мы можем сделать лошадь жесткой. Но и, слишком торопясь, мы ее также закрепостим. Мы должны найти оптимальные условия для каждой конкретной лошади – счастливую середину.

Предположим, мы хотим соединить два куска дерева. Дерево, как тело лошади, - живое; оно дышит, оно высыхает, набухает, и с ним нужно обходиться осторожно. Чтобы соединить наши куски, нам понадобится клей. Но сколько нужно клея? И как лучше наносить клей, чтобы получить лучший результат? Чтобы соединить эти два куска дерева, мы должны использовать хороший клей, взять его столько, сколько нужно, и наносить его осторожно, чтобы соединить части равномерно, четко и ровно, чтобы наш брусок оказался прочным и выдержал испытания временем, чтобы нам не пришлось ремонтировать его через месяц-другой.

Я верю, что открытое сознание, живые чувства и хорошая восприимчивость ко всему, что вы испытываете, поможет вам в езде. Вы должны настроиться и уметь правильно измерять то, что чувствуете, - хорошо это, плохо или посредственно. так вы сможете начать использовать нужное "количество" техники, чтобы улучшить результат («Теперь, я чувствую это. Теперь я использую технику, чтобы не потерять это чувство, и могу побудить лошадь двигаться лучше»).

Если хотите, своевременность - это объединение чувства и техники, что в конечном итоге приводит к мастерству.

О работе с лошадьми говорят: хорошие руки не развивают, с ними рождаются. А как дело обстоит с чувством?

Да, у некоторых людей хорошее чувство развито с рождения, но его можно и разработать! Так же, как лошадь может улучшиться благодаря грамотному тренингу, который раскроет ее разум, чтобы она с радостью отдавала себя в работу, так же и всадник может улучшиться, открыв разум чувству.

Это похоже на обучение человека разбираться в винах. Чем больше практики, чем больше различных вин тестируется, тем изысканнее будет вкус.

Как вы определяете созрела ли дыня? Вы используете все ваши чувства. Зрение, обоняние, осязание, вкус, слух. Незрелая дыня зеленовата. Кожура выглядит и осязается незрелой. Когда вы стучите по дыне, звук идет, как от сухой древесины. И, конечно же, если вы разрежете дыню и попробуете ее, вы окончательно убедитесь, что она не спелая.

Вам не обязательно рождаться с даром определять зрелость дыни. Даже городской житель научится справляться с этой задачей после пары попыток. Сначала ему необходимо будет проанализировать информацию, которую он получает ото всех своих органов чувств. Но очень скоро ему не нужно будет об этом думать - он будет просто знать, и все.

То же самое с лошадьми. Вы развиваете чувство, понимание того, «созрела» ли лошадь, и используете свои органы чувств. Чем чаще вы это делаете, тем лучше у вас будет получаться.

Многие наши чувства могут появляться только в результате того, что мы смотрим на лошадь, - они основаны на наших общих знаниях и общих ощущениях. Мы можем точно рассказать о самочувствии лошади, заглянув ей в глаза, прикоснувшись к шерсти, послушав ее дыхание, пощупав ее мышцы. Мы можем посмотреть на ее уздечку и понять, сидит ли трензель слишком высоко или низко. Или, возможно, когда мы будет ехать верхом, мы можем почувствовать, что трензель ей неудобен. Тогда мы сможем начать искать причину и попытаться устранить дискомфорт. Мы определенно знаем, что, если туго затянуть подпругу, лошадь будет испытывать дискомфорт и не сможет выложиться в работе на все 100%. Она будет сосредоточена на том, что ей мешает и доставляет неудобства. Она не сможет поднять свою спину и использовать все свое тело, как могла бы, если бы ей было комфортно.

Мы должны учитывать и то, что мы чувствуем (или не чувствуем) в наших собственных телах. Некоторые люди искривлены, но не знают об этом. Они были таковыми всю жизнь и это норма для них. Иногда кривизна совсем невелика - легкий наклон головы, одно плечо слегка выше, одна рука уступает хуже и т.д. Но даже это в конечном итоге сделает кривой и лошадь. Если лошадь искривлена, мы должны научиться распознавать, является ли это следствием кривизны в нашем собственном теле. Мы должны работать над тем, чтобы исправить свою осанку, выровняться. Мы должны научиться чувствовать новое «нормальное» положение, прямое, такое, которое мы хотим видеть и у лошади.

Обязанность всадника - учиться чувствовать, поскольку лошадь может работать только так хорошо, как может работать ее всадник.

Некоторые тренеры используют шкалу от 1 до 10, чтобы определить, сколько нужно техники для получения правильного результата. Как вы измеряете чувство?

Подобно технике, количество чувства, которое человек использует в обучении лошади, можно измерить по шкале от 1 до 10, где 1 - это «грубое» чувство, а 10 - хорошее. У одного человека могут быть ощущения на уровне 3, у другого - на уровне 8. Человек с уровнем 3, вероятно, может навредить лошади больше, чем человек с уровнем 8. Но это неизбежно. И так будет продолжаться до тех пор, пока методом проб и ошибок человек с уровнем чувств 3 не достигнет уровня 8 или выше.

Преступление - это когда человек с уровнем 3 не хочет учиться тому, как стать более чувствительным, когда он считает, что уровня 3 достаточно!

Человек с чувством на уровне 8 желает научиться быть еще более чувствительным. Он оценивает данные, полученные с помощью своих чувств, он обрабатывает и хранит их, экспериментирует с этой информацией каждый раз, когда тренируют свою лошадь. Он использует их в сочетании с тем, что чувствует сегодня, в конкретный момент тренировки.

Какова лошадь на рот? Как она реагирует на контакт? Мягкая, дающая, жесткая, активная? Что с ее осанкой, свободно ли она двигается? Насколько она хочет сегодня работать?

Всадник с чувством на уровне 8 едет, слушая лошадь, задавая ей вопросы, анализируя ответы и соответственно реагируя.

Какие еще факторы влияют на то, как мы используем технику и чувство?

Человек думает, как человек, а лошадь думает, как лошадь, и лошади понятия не имеют о шкале их тренинга. Поэтому мы должны рассматривать тренинг лошади, как сезоны года. Да, у нас есть осень, весна, лето и зима. Но уесть же и зимние дни посреди лета, и весенние дни посреди осени.

Некоторые лошади учатся дольше, чем другие. Некоторым сложнее из-за темперамента или меньшей способности к пониманию и усвоению. У некоторых могут быть сложности ввиду экстерьера, обусловленные молодостью или породой - например, слишком опущенный круп и высокая холка или, наоборот; слишком высокий или слишком низкий выход шеи. Но эти вещи не делают лошадь лучше или хуже для обучения. Это просто означает, что вам может потребоваться больше времени, чтобы, используя свое чувство и правильное количество техники, помочь ей развиваться.

Предположим, у вас есть определенное количество гектаров, и на этой территории растут два дерева, которые вам нужно свалить. Деревья одинакового вида, высоты и размера. Но одно дерево находится рядом с забором и на расчищенной территории, поэтому его будет относительно легче выкорчевать без привлечения большого количества техники, и это не потребует много времени. Другое дерево находится в самом центре вашей земли, посреди множества других деревьев. Нам будет сложнее к нему подобраться и срубить...

Мы должны научиться устанавливать связь между тем, что мы видим, и тем, что мы чувствуем, и использовать это для того, чтобы помочь лошади. Например, иногда, когда я чувствую, что лошадь слишком тяжела во рту, я также чувствую, что эта лошадь злая и запутавшаяся. Возможно, она прошла все уровни подготовки по Немецкой шкале обучения вплоть до вершины, но я понимаю, что ее будет трудно научить пиаффе и пассажу. И с ней мне придется вернуться к самому началу, чтобы выяснить, что вызвало путаницу в ее обучении, почему она злится, а затем устранить причину.

Работа с каждой лошадью может открыть нам глаза и научить нас чему-то новому, что мы можем применить к другим лошадям. Словно мы лабораторные ученые. Мы тестируем, что лучше всего подходит для каждой лошади, как для индивидуальности. Мы можем обнаружить, что одной лошади комфортно работать медленной рысью. Мы будем просить ее слегка ускорять рысь, то тут, то там, сначала всего на несколько шагов, прислушиваясь к тому, как она сохраняет баланс и осанку, как она справляется с задачей. Мы не будем заставлять ее двигаться размашистой рысью с первых дней тренировок. Другая же лошадь может любить работать на хорошей рыси. И мы будем просить ее делать короткие репризы трота, когда она будет чувствовать себя расслабленной и сбалансированной. Мы будем просить сокращать рысь, ориентируясь на чувство, чтобы определить, как много шагов, где и когда лошадь сможет сделать.

Как мы просим, когда мы просим и где мы просим, зависит от того, как мы чувствуем лошадь. Сегодня больше работаем над чем-то, завтра меньше.

Когда вы тренируетесь медленно и просите в меру, вы можете лучше анализировать то, что вы чувствуете. Это как считать овец. Если овцы спокойно и медленно проходят сквозь ворота, вы без труда сосчитаете их по парам или тройкам. Если они быстро влетают в проем, толкаясь и паникуя, подсчитать вам их будет сложно.

Как найти баланс между чувством и техникой?

Один из важнейших аспектов использования чувства и техники - это знание, в каком балансе их использовать, знание того, каким должен быть компромисс.

"Количество" компромисса также может оцениваться по шкале от 1 до 10.

Если вы чувствуете, что тип и количество техники, которые вы используете в работе, дают вам хороший результат, ваш компромисс – это не настаивать на большем. Если вы чувствуете, что ваша техника правильна, но лошадь не уступает, вам, возможно, придется пойти на меньший компромисс и подтолкнуть лошадь к тому, чтобы она уступила немного больше. Но как только лошадь уступит, вы вновь повышаете уровень компромисса, не просите и не настаиваете на большем.

Компромисс - это честность лошади и честность всадника. Лошадь делает честную попытку ответить, и всадник реагирует так же честно, более не прося слишком многого.

Компромисс - это вознаграждение лошади за попытку. Вы попросите еще немного, и она дает вам это. В ответ вы отступаете. Вы говорите: "На сегодня достаточно. Спасибо". Вы отступаете, и это вознаграждает лошадь. Она понимает, что вы довольны ее ответом, начинает чувствовать себя удовлетворенной и уверенной в себе.

Например, я прошу лошадь проехать рысью по длинной стороне манежа. Она движется вперед в приятном ритме, она спокойна. Заезжаю в угол. Она проходит его довольно хорошо, с хорошим балансом, не выпадает ни наружу, ни внутрь. Правильное сгибание . Но она теряет мощность в углу. Нужно ли мне заставить ее двинуться вперед? Я уже знаю по этой конкретной лошади, что если сделаю это, то потеряю сгибание. И если она не сможет сохранить правильное сгибание, она станет искривленной, а также потеряет баланс и ритм.

Поэтому я не подталкиваю ее к более активной рыси, я просто удовлетворяюсь тем, что она дает мне сейчас. Если бы я попытался исправить этот единственный фактор, я бы потерял три остальных. Я использую свое чувство, чтобы определить, в чем нужно помочь моей лошади в данный момент. Я знаю, что если продолжу развивать прямолинейность, ритм и баланс, то скоро смогу добавить немного больше импульса в углу, и лошади на тот момент будет проще сохранить сгибание.

Чем более открыт наш разум, тем проще становятся вещи. И, чем проще они становятся, тем лучше для лошади.

Маноло Мендез (источник); перевод Валерии Смирновой.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования