Секреты подготовки к троеборному кроссу от Люсинды Грин
Секреты подготовки к троеборному кроссу от Люсинды Грин
Люсинда Грин не нуждается в представлении - она завоевала мировую известность, благодаря своей непревзойденной езде на маршрутах троеборного кросса.
Мне посчастливилось посетить двухдневный семинар Люсинды, и теперь я хочу поделиться с читателями своими впечатлениями о нем.
Занятия Люсинды длятся по два часа и включают в себя упражнения, направленные на развитие взаимного доверия между лошадью и всадником и поощрение лошади думать самостоятельно.
Из-за жесткого грунта в первый день занятия проводились в крытом манеже. Работа была посвящена езде по нестандартным линиям и прыжкам через узкие препятствия и комбинации. Высота некоторых препятствий составляла всего 50 см, но сложность траекторий была достаточна для того, чтобы заставить всадников потрудиться. Неоптимальные расстояния выводили молодых всадников из их зон комфорта, независимо от их уровня подготовки.
Подписи: Оксер, Бочки, Узкое препятствие (1,20 м между стойками), Чухонец. Все препятствия рассчитаны для начала работы на рыси (50 см).
Сначала Люсинда собрала информацию о своих учениках и их лошадях. Она расспросила каждого всадника о его лошади, возрасте, породе, о том, как долго пара вместе, на каком уровне они стартуют, есть ли у них какие-либо проблемы, довольны ли они железом, которое используют.
Затем она отправилась с группой в манеж. «Я хочу, чтобы вы прыгнули столько, сколько сможете за четыре минуты, затем возвращайтесь ко мне и расскажите о двух самых важных вещах, которые вы использовали, чтобы помочь вашей лошади и сосредоточить ее на работе», - дала задание она.
В ответ на вопрос Люсинды чаще всего звучали слова «глаза и ноги» или «седалище и руки».
Однако, как оказалось, правильного или неправильного ответа не было: «Если вы чувствуете, что вашей лошади что-то нужно, делайте это», - посоветовала Люсинда, а затем продемонстрировала изображение «треугольника фокусировки», вершиной которого являются глаза всадника, а нижними двумя углами - его ноги и руки.
Она объяснила то, что называет «парадоксом тренинга езды по пересеченной местности»: «С одной стороны, лошадь должна слушать вас, но, с другой стороны, она должна думать и сама. Позвольте ей работать мозгами и решать проблемы, возникающие на тренировках, самостоятельно. Тогда на соревнованиях, на кроссе она сможет за секунду принять важное решение и, возможно, спасти вашу голову. Я считаю, что существует прямая связь между повышением требований к выездковой составляющей троеборья и увеличением уровня смертности спортсменов. Всадники становятся все более доминирующими. И вот, с 1999 года мы имеем более 50 летальных исходов. До этого их было намного меньше. Безусловно, на это влияют различные факторы, однако я считаю, что блестящая инициативность многих лошадей притупляется неправильным использованием выездки, ведущей к доминированию, и поэтому проблема усугубляется».
«Будьте осторожны, используя некоторые виды задних ногавок, - они соскальзывают вниз, закрывая путовый сустав, и могут создать опасную ситуацию. Лошадь размахивает своей задней ногой в воздухе тогда, когда она нужна ей на земле, чтобы оттолкнуться и прыгнуть. Ногавки в определенной степени защищают суставы и сухожилия, но они также могут вызывать нарушение теплообмена в сухожилии и мешать кровоснабжению нижней части ноги. Если это длится в течение значительного периода времени, то сухожилие дегенерирует. Старайтесь, чтобы лошадь не носила ногавки подолгу. Снимайте их сразу, как в них пропадет необходимость».
Люсинда попросила всадников преодолеть два препятствия (по одному на каждой длинной стенке манежа) на хорошем, мощном галопе, не считая темпы. «Убедитесь, что ваша лошадь движется на препятствие и сфокусируйтесь на нем из угла. То, что приводит лошадь к барьеру - это не скорость, это желание». Затем она представила ученикам небольшой маршрут (см. рис. 1), имитирующий маршрут кросса.
«Как вы объясните лошади, что 7a - это не просто бревно, а что за ним есть элементы, которые расположены близко, но она не может их пока видеть? - спросила Люсинда. - Вам придется нарушить ритм, замедлить лошадь и сократить галоп. Лошадь должна облегчить перед и смотреть вверх, чтобы вы могли сосредоточить ее взгляд на препятствии. Как бы медленно вы ни двигались, лошадь должна оставаться впереди шенкелей и вы должны помочь ей собраться в пружинку. Есть большая разница между галопом, которым вы ехали до, и тем галопом, которым вы подходите к сложному участку .Вы собираете лошадь «в кучку», балансируете ее, сокращаете с 4,30 м до 3,05 м. Над этим мы сейчас и поработаем».
Препятствия в темп и пара заездов под углом были добавлены к препятствиям с прямым подходом. Сразу же возникли первые проблемы с контактом, скоростью и замедлением. Нескольких всадников Люсинда попросила поменять железо (в большинстве случаев - на более мягкий трензель, в некоторых - на оказывающее меньшее давление на затылок). «Существует так много разных типов простых трензелей, которые нужно попробовать, прежде чем вы начнете использовать рычажное или ограничивающее железо. Многие лошади, особенно чистокровные, не любят давление на затылок, которое создает трензель с двумя или тремя кольцами. Многие могут справиться с давлением гэга. Всегда начинайте эксперименты с гэгом, используя два повода. Один повод с самого начала может оказаться слишком строгим».
Эффект оказался поразительным, и после первоначальных опасений многие всадники были удивлены тем, как хорошо они могут переключать «передачи» своих лошадей.
Николь Харли на первом занятии вручили два выездковых хлыста, чтобы усилить реакцию ее рыжего мерина на шенкеля. Николь использует шпоры, но лошадь порой обижается на них. Простого одиночного быстрого прикосновения двумя хлыстами оказалось достаточно, чтобы ее лошадь начала лучше и быстрее реагировать. Зная, что хлысты рядом, конь решил не ждать, когда их применят вновь. Люсинда предложила Николь некоторое время поработать так, используя хлысты для поло (они срабатывают быстрее выездковых и не "свистят")..
Люсинда дала следующий совет относительно преодоления комбинаций в темп: «Лошади могут легко справляться с такими прыжками в темп с вашей помощью. Вам просто нужно самим понять соответствующую механику езды. Лошадь приземляется, и 500 кг веса ее тела принимают две ее передних ноги, которые должны сразу же оттолкнуться, прежде чем задние ноги даже коснутся земли, чтобы помочь в процессе. Так что не валитесь на перед, когда лошадь приземляется - ей не нужен ваш вес. Во время подъема на следующий барьер он будет лишним. Подумайте, как легко поднимается вверх противоположный конец качели - так же и во время прыжка. Устройтесь поудобнее и переместите свой вес назад. Эти прыжки помогут лошади начать понимать, где находятся ее ноги и что с ними делать».
Люсинда проверила, подходит ли каждой лошади ее трензель. Ученикам она посоветовала проверять зубы, небо, десна и внутреннюю поверхность щек лошадей. Более того, она взяла на себя ответственность за выбор новых трензелей. Люсинда меняла трензеля Уотерфорд, трензеля с проволочным витым грызлом на гэг с покрытым латексом грызлом и мягкий, гибкий, прямой белый Nathe. Она отметила, что не самым лучшим выбором является трензель с тремя кольцами: «Девять из десяти лошадей чувствуют себя с ним некомфортно. Но всегда есть одна, которая примет его с удовольствием, просто подходите ко всему с умом».
Люсинда много говорила о том, что, если вы едете троеборье, вам нужно сосредоточить свое внимание на кроссе в той же степени, что и на двух других фазах. Кросс - это искусство и наука, вы и ваша лошадь должны быть способными и готовыми быстро принимать решение, которое поможет вам выйти из любой сложной ситуаций.
На второй день мы переехали в Barwon Valley Pony Club, где был маршрут для кросса с водными препятствиями, банкетами, горками и различными комбинациями. После разминки урок начался с банкетов. Люсинда попросила учеников сначала шагом подняться и спуститься на низкой части банкета – без контакта. «Помните парадокс, который я озвучила в первый день? Здесь лошадь тоже должна уметь думать самостоятельно». Затем всадники снова подобрали поводья, устанавливая контакт, после чего, перешли к рыси и галопу: «Банкет всегда прыгается «квадратно», иначе одна нога может промахнуться», - дает первый совет Люсинда.
«Когда дело доходит до работы с банкетами, всегда делайте сначала прыжок на банкет, а потом с банкета. Лошади проще прыгать вверх, чем вниз, и физически, и психологически, особенно на галопе. Переведите лошадь в медленный трот, даже если вы на турнире, и убедитесь, что она может опустить голову, чтобы увидеть край банкета».
Перед банкетом находится маленькая вертикаль (ее нужно сначала прыгать с рыси), затем идет вторая маленькая вертикаль сразу после приземления, а за ней - еще одна узкая, «украшенная» пнем и парой жердей, расположенных углом. «Сделайте ее страшной, - говорит Люсинда своим ассистентам, - лошади смотрят и обращают внимание на форму, поэтому каждый раз мы должны стараться сделать препятствие странным и необычным, чтобы испытать всадника и приучить лошадь».
Вторая маленькая вертикаль после банкета сначала стала причиной пары обносов - лошади не ожидали прыжка сразу после приземления. Тем не менее, последовательность повторяли, заходя с рыси и галопа, пока каждая пара не была в состоянии преодолеть эту комбинацию в обоих направлениях. Она учит и лошадей, и всадников смотреть вперед сквозь комбинацию препятствий. «Ваша лошадь не будет знать, куда она едет, если вы не будете смотреть туда. Вы чувствовали, что лошади не видят?»- спрашивала Люсинда.
Когда крупный мерин Джен на отлично справился с задачей, после того, как в первый день он казался немного жестким и сложным в управлении, Люсинда обрадовалась: «Он замечателен. Он думает сам! Когда вы остановите его на прямой линии после препятствия, задержите его на пару секунд на месте - пусть он наслаждается тем, что вы довольны им. Скажи ему, что он звезда. Лошади любят чувствовать, что прыгали хорошо и что мы ими довольны».
Тем не менее, Люсинда посоветовала Джен не делать еще один подход: «Не делайте этого снова, будьте осторожны, выполняя упражнение второй раз, потому что лошадь начинает торопиться, когда знает, что будет дальше. Первый раз является ключевым, потому что это тот тип реакции, который проявит лошадь на маршруте, когда вы столкнетесь со сложной комбинацией».
Прежде чем группа перешла к водному препятствию, Люсинда дала ученикам еще один ценный совет: «Не заходите в комбинацию на очень быстром галопе. Лошадь не успеет рассмотреть ее и разобраться в ней. Однако, если вы не в состоянии выбрать правильную скорость, лучше двигаться быстрее и дать лошади шанс самой принять решение, но она должна видеть, куда едет».
Сначала лошади просто шагали по воде, а затем поднимались вверх и спускались с маленького банкета. Это длится до тех пор, пока они не почувствуют себя комфортно. Затем банкет, маленькие вертикали и засеки, окружавшие воду, использовались всадниками ля построения собственного маршрута.
Две маленьких вертикали, затем вверх на банкет и поперек него, вниз с банкета и через еще одну маленькую вертикаль. Это учит лошадей и всадников смотреть вперед на всю комбинацию препятствий.
«Тебе нужно сосредоточить взгляд своей лошади на этой линии отсюда до вперед».
Люсинда не обошла вниманием и посадку учеников. «Ваше седалище - это трехконтактный штекер в розетке на стене, которая является вашим седлом. Когда вы приближаетесь к препятствию, то инстинктивно пытаемся помочь лошади и двигаемся вверх и вперед из седла.
Однако, если лошадь сделает закидку, вас выбросит к ней на шею. Большинство лошадей не чувствуют себя в безопасности, если вы опережаете ее перед отталкиванием. Оставайтесь на месте, даже когда лошадь скажет вам, что она собирается прыгать, не доверяйте ей, «скажите - это замечательно, я прямо за тобой», на всякий случай, если она передумает».
Рыжий мерин Бритни очень горячился между препятствиями, и всадница уводила его на вольт. «Не делайте кругов, это делает горячих лошадей еще более горячими», - посоветовала Люсинда.
Лошадь Люси не довольна комбинацией препятствий. «Встаньте перед барьером. Попробуйте выяснить, что ей не нравится. Затем осадите лошадь на несколько шагов назад, но так, чтобы она не повернулась к барьеру задом, и вновь заведите ее на прыжок».
Теплокровный мерин прыгнул, но снова отказался, когда его завели во второй раз. «Этому нет никакого оправдания! Возьмите свой хлыст так, как будто это клюшка для поло. Ничего страшного, если конь начнет свечить. В вашем сердце должно быть реальное желание не останавливаться. Сделайте один быстрый удар, если он встанет. Лошади связывают причину и следствие. Если вы позволите ему остановиться, если он не почувствуют ваше неудовольствие, то начнет думать, что вам не очень то и хотелось прыгать».
Несмотря на тот факт, что большинство пар работали вместе уже долгое время и не раз стартовали, не у всех прослеживались налаженные коммуникации. Одной всаднице не нравилось, что ее лошадь любила перетемпить перед водным препятствием. «Зайдите на канаву еще раз, не делайте ничего. Лошадь должна понять, куда ей ставить ноги. Галоп намного быстрее рыси - лошади нужно научиться принимать решения быстрее. Когда она делает короткий темп, это ее балансирующий темп, темп на то, чтобы присмотреться. Не отвлекайте лошадь. Она перестанет темпить, когда будет уверенна в себе и в вас».
Люсинда продолжила: «Очень интересно наблюдать за их ногами. Я никогда не смотрю выше живота. Когда лошадь темпит, оставайтесь позади, чтобы вы могли удержать ее впереди шенкелей».
Убедитесь, что ваша лошадь «читает» препятствие!
Юта Раабе (источник); перевод Валерии Смирновой.