Совершенствование отзывчивости на средства управления (взгляд с точки зрения биомеханики)
Совершенствование отзывчивости на средства управления (взгляд с точки зрения биомеханики)
В пресс-релизе FEI на Eurodressage мы могли прочитать, что в CDIO Роттердам 25 июня 2017 года «Лора Грейвз и Verdades продемонстрировали прекрасную легкость». Это приятная характеристика. Сегодня большинство лошадей обладают отличными аллюрами, и большинство всадников хорошо едут езды, поэтому решающим фактором, по-видимому, теперь является легкость. Как освежающе! Я предсказываю, что, если эта тенденция сохранится, мы увидим значительно улучшенное пиаффе, потому что это движение, качество которого больше всего зависит именно от легкости.
Давайте обсудим то, как легкость достигается в седле и вне его, опираясь на знание законов биомеханики.
Место встречи Французской и Немецкой школ
Отец современной немецкой школы Густав Штайнбрехт считал легкость частью и предпосылкой сбора. Он видел эти два фактора неотделимыми друг от друга. С другой стороны, Франсуа Боше, создатель современной французской школы, рассматривал легкость как нечто отдельное от сбора и искал ее во всех ситуациях. Он видел ее, как средство для достижения цели, а также конечный результат обучения в его высшей форме.
Оба мнения в чем-то справедливы. С одной стороны, чем больше собрана лошадь, тем большими энергией и мобильностью она обладает (легкость в ответ на воздействие седалища и шенкеля), и тем легче она поддерживает баланс (легкость в поводу). С другой стороны, чем больше лошадь обучается легкости с самого начала (обучение реагировать на средства управления, выработка у лошади автоматической ответной реакции на воздействие средств управления всадника с уменьшением усилий со стороны всадника), тем легче с ней будет работать далее. Чем меньше сопротивления будет встречено, тем быстрее лошадь будет двигаться к достижению сбора, который является лучшим для нее способом нести всадника.
Немецкая концепция адаптировала классическую модель Гериньера к собственной культуре «Campagne School» (верховая езда вне манежа для военных целей). В результате этой работы мы получаем собранную лошадь, рамка которой укорочена, перед умеренно приподнят, задние ноги подведены и сгибаются, но лошадь активно двигается вперед. Толчок задних ног - ключ ко всему. Французы же со времен Боше считают, что легкость подразумевается другой формой сбора: способностью лошади двигаться во всех направлениях, в любое время, на любом аллюре. Это сбор «без концентрации сил», который может применяться ко всем дисциплинам конного спорта.
Современные выездковые лошади больше не «сидят» (не опускают зад), как это было во времена Гериньера, кроме как во время исполнения пируэтов на галопе или пиаффе. Теперь они двигаются в горизонтальном балансе, который защищал Людвиг Хюнерсдорф (1748-1813) в Германии и Франсуа Боше (1796-1873) во Франции. Именно это равновесие позволяет лошади выполнять множество переходов от сокращенных до прибавленных аллюров, необходимых для современных тестов FEI. Сегодня у нас есть, по сути, смесь французской и немецкой систем, как этого хотят основатели современной выездки, генерал Декарпентри и генерал фон Хольцинг. Тем не менее, "в веках" потерялась легкость в ответ на импульсивные средства управления (лошадь, реагирующая на сдержанные действия седалища и ног) в сочетании с честным контактом с рукой (лошадь мягко следует за поводом, не опираясь на него). Большее внимание к развитию боковой мобильности на укороченных аллюрах будет иметь большое значение для обучения лошади не упираться в повод. Это, в свою очередь, позволило бы намного легче обучать ее пиаффе.
Биомеханика легкости и баланса
В то время как легкость слишком часто рассматривается как уникальный компонент французской культуры верховой езды, она необходима для обучения любой дисциплине. Возможно, авторы литературы по выездке не давали достаточно подробного биомеханического описания процессов в своих книгах, и их важность не была осознана тренерами. Этот недостаток объяснения отношения культурной идеи и механических концепций атлетического конного спорта привел к тому, что важность понятия легкости была недооценена слишком многими современными выездковыми всадниками, тренерами и судьями. Люди не работают над чем-то, когда не видят веских оснований для этого.
Одним из печальных последствий отсутствия интереса к легкости является тревожное количество «неприятных ситуаций», которые окружают мир выездковых лошадей, особенно когда они связаны с проблемами поддерживающих связок передних, и, что еще хуже, задних конечностей. Проблемы со здоровьем, требующие восстановления в течение одного, двух или трех лет, подразумевают глубокий ущерб, который может быть вызван механическим износом, создаваемым постоянным напряжением судорожно напряженных мышц. Это, как правило, является следствием слишком длительной работы лошади в асимметричном, несбалансированном положении или при постоянных ограничениях, которые удерживают лошадь в таком положении, в котором она не может долго находиться.
Другой проблемой, связанной с отсутствием легкости, является отсутствие соответствующей степени сбора, которая была заменена принудительным «сокращением». Блестящие движения современных лошадей, которые мы видим на рыси и галопе, обусловлены силой задних ног, в то время как передние ноги движутся только как "эффект" импульса лошади. Когда аллюр замедляется, а толчок уменьшается, высота исчезает, а упор лошади в руку (и его следствие - медлительность движений передних ног) заставляет движение исчезать. Поэтому мы наблюдаем очень бедное пиаффе у лошадей исключительной селекции, которые должны выполнять это движение с поднятыми до горизонтали коленными суставами. Только легкость, которая достигается и сохраняется на всех аллюрах и переходах между ними (отсутствие сопротивления), с сохранением подключения задних ног, позволяет передним ногам двигаться попеременно вперед (удлинения) и вверх (сбор) при сохранении диагональности движений ног.
Понимание легкости
С практической точки зрения, легкость - это отсутствие сопротивления средствам управления, в то время как лошадь движется с расслабленной линией верха. Мы можем говорить о «боковой легкости» (позволяющей совершать повороты, сгибания и шаги в сторону), «продольной легкости» (позволяющая контролировать скорость, округление линии верха в целях регулирования сбора) и «вертикальной легкости» (разрешающей подъем и понижение переда и зада легкости, что изменяет распределение веса).
Это общий порядок, в котором мы должны работать над этими формами легкости, но все зависит и от преобладающих проблем каждой лошади. Одни лошади являются жесткими в боковом направлении, и мы должны начинать с бокового сгибания, другие имеют проблемы с балансом (соответственно, им нужна "вертикальная" легкость) или находят трудно достижимым сбор (с ними придется работать над расслаблением линии верха, чтобы улучшить гибкость в контакте). В конце концов, лошадь должна стать легкой на шенкель и в поводу, независимо от того, в каком направлении применяются средства управления.
Первый шаг - научить лошади поворачиваться в ту сторону, куда направляет повод, указывая на копыто ее передней ноги. Легче всего во время работы в руках использовать стэк. Свяжите постукивание по внешней передней ноге, требующее более длинного шага в направлении поворота, с направленным постоянным давлением чомбура. Трюк состоит в том, чтобы чередовать быстрые постукивания по плечу или спине для расслабления (каждый раз, когда мы видим, что верхняя линия зажата) и медленные постукивания в ритме темпа аллюра, которые просят об увеличении длины шага. Постепенно переместите стэк на область, где будет работать шенкель всадника, - это позволит перейти на имитацию средств управления в седле. Когда лошадь уступит давлению чомбура и сместится немного без помощи стэка, это будет означать, что она поняла задачу и учится становиться более легкой в ответ на ваши действия в этом определенном направлении.
Эта работа может быть утомительной, но она имеет огромную ценность: тренер обнаружит, что каждая лошадь, либо сопротивляясь определенному повороту, либо сопротивляясь сгибанию, идет против воздействия повода. Сначала она может потерять длину шага, изменить темп, аллюр и т.д. Но, как только вы правильно выполните корректировочную работу, лошадь будет поворачивать в любом направлении, легко сгибаясь, сохраняя постоянный темп и длину шага, и все от легкого воздействия повода. Как только лошадь научится поворачиваться, ей нужно будет понять, что нужно делать это с изгибом (практикуем плечо внутрь и сгибание в руках). Боковое сгибание шеи облегчает выравнивание плеч, способствуя этому смещением веса на переднюю ногу снаружи изгиба.
Следующий шаг - научить лошадь замедлять аллюр от небольшого восходящего воздействия руки всадника. Лошадь должна научиться частично отключать движение, а затем мгновенно активизировать его, когда рука позволит голове снова опуститься. Это навык, который лошадь должна узнать, связав небольшое давление повода со словесной командой («тише!») и смягчение с тем, чтобы идти снова. Сегодня слишком много лошадей учат двигаться на прибавленных аллюрах. Но эти лошади абсолютно не обладают механикой медленной рыси (трота), которая окажется незаменима, когда придет черед изучать пиаффе. Поиски эффектных движений подталкивают всадников использовать бесконечные полуодержки, также они препятствуют тому, чтобы лошадь училась нести себя самостоятельно.
Как только лошадь поймет, как сократить свой шаг и превратить движение вперед в движения вверх, она сможет постепенно научиться сокращать свою рамку с обоих концов. Сокращенные аллюры и короткая рамка - это два отдельных урока. Все это достигается путем сгибаний и мобилизации: уступка в челюсти, сгибание затылка, подъем холки путем округления шеи, боковые сгибания шеи и работа над диагональностью шага через плечо внутрь, округление поясницы через осаживание, сгибание скакательных суставов через подключенную остановку, совмещение всего вместе через пиаффе.
Обучаясь сбору от зада к переду, лошадь с естественным строением (холка выше крупа) будет постепенно поднимать перед и опускать зад. Нужно обращать особое внимание на спину (никогда не позволяйте ей опускаться и провисать). Эта работа имеет некоторые ограничения, зависящие от строения каждой лошади.
Принцип достаточности
Все эти методы, призванные развить легкость, равновесие и импульс, следуют принципу «уменьшения воздействия средств управления». Всадник должен сначала сделать достаточно работы для понимания («императивная сила») - чередование быстрых постукиваний стэка, ответом на которые должна стать расслабленность, затем вербальная похвала, чтобы лошадь знала, что она поступает правильно. Награда приходит от прекращения просьбы (освобождение до свободного повода).
После минутного отдыха, который необходим, чтобы помочь лошади понять то, что произошло, тренер повторяет требование с меньшей интенсивностью, и снова, и снова, пока не будет достаточно очень легкого воздействия. Этот процесс не всегда линеен, и вы можете делать «два шага вперед, затем один шаг назад». Фактически лошадь учится предвидеть полный эффект императивной силы и отвечает на все меньшее и меньшее воздействие. Это является абсолютно важным для обучения лошадей во всех дисциплинах, приводя к пониманию, которое является ключом к способности лошади нести себя самостоятельно, самостоятельно же поддерживать импульс и к самодисциплине (сотрудничеству).
Императивная сила не имеет ничего общего с какой-либо формой жестокости. Это просто ключ к развитию доверия к тренеру, потому что он способствует фокусировке лошади (она начинает уважать тренера, а из этого и появляется доверие). В природе доминирующие лошади посылают друг другу очень четкие сигналы, поддерживаемые их физической мощью. Это делается для того, чтобы они могли быть четко поняты. Затем они посылают все меньше и меньше сигналов - в конечном итоге все сводится к мимике. Но лошади никогда не перестают возвращаться к силовому воздействию, если другая лошадь их не понимает. Это поведенческий процесс в среде лошадей, который помогает устанавливать полную легкость. Тренеры должны следовать одной и той же модели: если они не уменьшают интенсивность вспомогательных средств, у лошади нет возможности проявить свое понимание и таким образом улучшить свое желание сотрудничать.
Стремление к вертикальности
Один из отцов французской военной верховой езды XVIII века, Буадеффре, говорил, что в большинстве случаев сопротивление исходит из-за отсутствия правильного распределения веса лошади над ее ногами. Если лошадь не находится в вертикальном положении, она может наклоняться на одну сторону, одна из ее ног может уходить больше под корпус или выставляться перед ним. Холка обычно смещается к более загруженному плечу.
Эта проблема очевидна не только во время неподвижности, но и, что самое главное, в движении. Чтобы двигаться в балансе, лошадь должна всегда перемещать одну ногу достаточно далеко перед своим телом, чтобы «поймать» массу, сдвигаемую вперед или боком. Слишком большой контакт ограничивает и задерживает продвижение ног и ставит под угрозу баланс. Лошадь в конце концов начнет нуждаться в руке, как в постоянном костыле, и возникает замкнутый круг.
Представьте: баскетболиста. Он ведет мяч рядом с собой, всегда перемещая ногу в направлении, в котором он посылает мяч, поддерживая свое тело, поддерживая баланс. Он может расслабить свое тело и сохранять контроль над мячом, чтобы бросить его расслабленно (что дает ему точность). Вот так же и работает гибкая лошадь, всегда быстро перемещая ногу вперед, чтобы сохранить баланс.
Шестилетняя лошадь, обучающаяся пиаффе. Стоящая на земле передняя нога в вертикальном положении, вторая нога поднята почти к горизонтали. Задние ноги согнуты (вниз - нога, стоящая на земле, вверх – приподнятая над землей). Зад опущен вниз (обратите внимание на опущенный вниз, качающийся хвост), спина округлена, шея изогнута, затылок в самой высокой точке, и нос слегка перед вертикалью.
Сегодня у нас есть квалифицированные хиропрактики, специалисты по остеопатии и миофасциальному массажу, которые могут осмотреть лошадь и заметить, что одно ее бедро или плечо выше, чем другое, а затем устранить проблему путем адекватных манипуляций. Никакое обучение не сможет устранить асимметрию, вызванную напряжением фасции, и мы должны обратиться к квалифицированным профессиональным специалистам. Только так мы облегчим лошади работу. С другой стороны, эти процедуры работают только в долгосрочной перспективе, при условии, что седло подходит лошади, зубы обрабатываются правильно и регулярно, копыта правильно расчищены, а всадник сидит симметрично.
Не менее важно, чтобы после таких корректировок лошадь была переобучена в движении, чтобы ее биомеханика была скорректирована и соответствовала ее недавно приобретенной осанке. Соответствующая работа выполняется в руках. Мы постукиваем по каждой ноге, чтобы лошадь переставляла ее в любом направлении шагом. Задержка в подъеме ноги, отражающая оставшуюся избыточную весовую нагрузку на эту ногу, является лишь проявлением мышечной памяти об аномалии осанки, которая была до регулировки. Небольшое повторение предыдущей работы заставит лошадь осознать, что ей стало легче, и тогда мы создадим новую, хорошую привычку.
Корректировка своевременности (до тех пор, пока каждая нога не будет смещаться без задержки), уменьшит фиксированность, и в конечном итоге исчезнут блокировки в теле. Эта работа продолжается на протяжении всей жизни лошади и должна постоянно совершенствоваться. Когда мы начинаем работать под седлом, задача передается шенкелям и рукам всадника. Все это поможет лошади увеличить диапазон движения и улучшить баланс. Лошадь станет сбалансированой, мобильной и легкой на средства управления. Каждое новое движение может временно нарушать приобретенную легкость, но тот же процесс восстановит ее на новом уровне обучения.
Дж. П. Джиакомини (источник); перевод Валерии Смирновой.