Клейтон Фредерикс: простые упражнения для троеборцев
Клейтон Фредерикс: простые упражнения для троеборцев
Хороший тренинг, как и хорошее обучение лошади, заключается в том, чтобы добиваться совершенства даже в мелочах, избегая при этом излишних усложнений. Урок, который Клейтон Фредерикс преподал своим ученикам на Equitana, стал прекрасным примером элегантной простоты в действии. Ведь что может быть проще, чем несколько жердей на земле?
Но урок не показался простым для принадлежащего Симусу Марвуду Wild Oats, который сразу же решил для себя, что за каждой жердью скрывается по конееду, а потому не мог даже спокойно пройти по ним на галопе.
Пошутив («Это вечный кошмар каждого ведущего. Достаточно ли я храбр, чтобы сесть на лошадь Симуса?»), Клейтон сел верхом на Wild Oats, но чуда не произошло - конь продолжал козлить, иногда пытаясь встать на свечу. Тем не менее, Клейтон подчеркнул:
«Это прекрасная возможность рассмотреть, что же такое тренировка. Речь идет не о стрессе, не о давлении. У меня есть конь Ben Along Time, и у него в голове, определенно, работает своеобразный будильник. По прошествии 40 минут тренировка превращается в кошмар. Когда я работаю с большинством моих лошадей, через 40 минут, я отвожу их в денник, а затем могу вывести их позже. Бен обычно долго мочится, а когда вновь выходит на манеж, все приходит в норму».
«Я не собираюсь усложнять это упражнение, заставляя лошадь работать в нужной рамке, - просто даю ей возможность учиться посредством этого упражнения. Жерди работают великолепно - они заставляют лошадей думать о том, что делают их ноги. Мы просто работаем с жердями, и еще, и еще. То, что вы можете сделать, ограничено только вашим воображением».
«Дома мы можем разложить целый жердевой маршрут. Таким образом, можно совершить около 1000 прыжков без необходимости прыгать. Мы работаем над тем, чтобы лошадь двигалась между шенкелей и поводьев и над тем, чтобы контролировать ее. Все эти упражнения развивают галоп лошади, они дают вам контроль над темпом, дают возможность привести лошадь в оптимальную точку отталкивания».
Симус и Wild Oats вернулись домой и теперь уже спокойно работают по жердям.
«С молодой лошадью вы сражаетесь только за то, чтобы перейти через жердь. С более опытной лошадью можно пробовать чтото более сложное: проехать на галопе жердь плечом внутрь или траверсом. Выездковые всадники используют боковую работу для того, чтобы улучшить аллюры лошади. Мы делаем то же самое, но включаем в тренинг жерди и препятствия. Я обычно работаю над этими упражнениями, поддерживая лошадей в выездковой рамке. Я не работаю в облегченной посадке, еду так, как будто это манежная работа».
«Подумайте о том, чего вы хотите достичь. Если у вашей лошади короткий шаг, расширьте расстояния. Если ваша лошадь несет на препятствие, положите жерди по короткой стенке манежа, чтобы заставить ее немного замедлиться. Постепенно просите о большем - более пружинистого шага галоп, большего округления спины, баскюлирования. Возможно со временем вам придется больше ездить в конкурной посадке».
«Еще одно упражнение - езда по кругу. Здесь снова все просто. Вам даже не понадобятся две жерди, чтобы сделать препятствие, - вы можете сделать его из одной жерди. Это упражнение учит всадника видеть расчет, а лошадь - лучшим движениям. Начните с одного препятствия, затем поставьте два, затем круг».
Симус к тому времени, пересел на более опытную лошадь - серого War Wizard. Всадник легко справлялся с этим упражнением, но Клейтон - требовательный и проницательный учитель:
«Первое, что я замечаю, это то, что, когда Симус едет по кругу, зад его лошади уходит наружу. Пока вы едете, думайте о траверсах и подключайте задние ноги. Каждый раз, когда лошадь приземляется, старайтесь переместить ее зад вовнутрь, пусть конь согнется вокруг вашего внутреннего шенкеля.
Wild Oats круге на домашней тренировке.
«Важно, чтобы у вас был очень мягкий, равномерный контакт. Локоть должен быть в высшей степени эластичным - мягкий локоть позволяет следовать за ртом лошади. Теперь сделайте его рамку немного круглее, используйте упражнения на постановления, чтобы лошадь не убегала и не блокировалась. Используйте этот мягкий локоть, чтобы затылок лошади принял нужное положение, и лошадь никогда не закроется от вашей руки и не пойдет через трензель».
«Каждый раз, когда вы приземляетесь, важно, чтобы вы сбалансировали лошадь ровно. К примеру, ваша лошадь прыгает, выставляя правое плечо, - попробуйте контргалоп. Поднимите ее с левой ноги и двигайтесь по кругу направо, сделайте контрсгибание. Это фантастическое упражнение для лошадей, которые прыгают боком. Если лошадь продолжит уходить правым плечом, согните ее вправо еще больше. Если лошадь сделает менку в воздухе, не обращайте внимания – перейдите на шаг, поднимите лошадь в контргалоп и повторите упражнение».
Затем Клейтон показал нам, как легко и используя минимальное количество предметов, работать с молодой лошадью над узкими препятствиями. Клейтон выложил коридор из жердей, чтобы подвести лошадь к узкому препятствию.
«Современный кросс предполагает не столько прыжки через огромные страшные препятствия, сколько аккуратную точную езду. Когда мы начинаем, мы не даем лошади абсолютно никакой возможности уйти с выбранного нами пути, ей ничего не остается, как двигаться туда, куда нам нужно. Речь идет не о том, чтобы избивать лошадь и заставлять ее прыгать, а о том, чтобы постепенно развивать в ней уверенность».
«Не спешите. Не летите на препятствие. Мы хотим, чтобы лошадь начала думать, чтобы она сфокусировалась на препятствии. Когда лошадь начнет смотреть на барьер, приложите ногу и подтолкните ее. Зайдите снова и остановитесь немного ближе на длинном поводу. Пусть лошадь посмотрит на барьер, пусть она успокоится, подумает и увидит, что есть только один выход – через узкое препятствие. Но сначала мы хотим, чтобы лошадь сфокусировалась и посмотрела. И, как и все, что мы делаем, как только все получится - повторяем, повторяем и повторяем. Мы не заставляем лошадь прыгать. Мы хотим, чтобы она знала, куда ей двигаться».
«Если вы посмотрите на фотографии, где я прыгаю через водное препятствие во время финала Кубка мира, то увидите, что я пригнулся к шее Ben Along Time, а он просто смотрит между флагами и идет вперед. Два шага от препятствия, он поднял шею и сказал: "Вернись в седло, папа, я знаю, что я делаю", и он прыгнул».
«Лошадь должна взять нас с собой. Я не хочу полуодержек перед прыжком. Идите на длинном поводу, позвольте лошади понять и осознать, что за упражнение перед ней. Всякий раз, когда вы вмешиваетесь, вы убираете фокус с барьера, и это влияет на прыжок. Будьте немного смелее по отношению к своей лошади - отпустите ее и дайте ей сосредоточиться на прыжке».
Когда лошадь прыгнула препятствие, Клейтон все еще не был удовлетворен:
«Он прыгнул, но ушел левым плечом. Очень важно, чтобы в прыжке лошадь оставалась "квадратной" в плечах, поэтому, чтобы конь приземлялся ровно, после барьера я положил жердь».
«Важно, чтобы вы позволили лошади "взять вас с собой" дома. Если лошадь пытается убежать, вернитесь к жердям еще раз и повторите упражнение на выравнивание. Нужно, что бы вы могли отдать повод, а лошадь повезла бы вас на центр барьера. Если, прыгая препятствие на кроссе, лошадь уходит в сторону на прыжке, значит ее внимание сосредоточено на ваших руках, а это может привести к катастрофе».
«Одна из самых распространенных ошибок, которые делают всадники, - тянут внутренний повод. Сделайте это, и лошадь выпадет через плечо, а вся энергия исчезнет. Или же зад уйдет в сторону. Использование внутреннего повода – худшая вещь из всех. Все, что касается плеч лошади, должно быть прямым и "квадратным"».
И, чтобы показать Симусу, как это сделать, Клейтон попросил его поработать над квадратными углами на сером мерине.
«Держите внешний повод и сделайте пируэт, теперь усложняйте задачу - прыгайте и поворачивайтесь к узкому препятствию».
Совместив прыжки в серию, Клейтон, продолжая работать с Wild Oats, включил небольшие круги между прыжками:
«Это еще одно упражнение, которое может помочь. Здесь используются средства управления для пируэта. Прыгните, а после приземления уйдите на десятиметровый вольт. Когда вы чувствуете, что лошадь движется от зада, заходите на следующий прыжок. Откройте внутренний повод, поверните свой корпус. Если вы хотите, чтобы плечи лошади повернулись в конкретном направлении, тогда вам нужно повернуть в этом направлении свои плечи и сесть по центру седла. Внешний повод / внешний шенкель, смещаем вес назад, сохраняем прямолинейность, можно даже допустить немного контрсгибания. Посмотрите, насколько сбалансирована лошадь. Это отличное упражнение, которое заставляет ее подключать скакательные суставы, не давая уходит плечом».
Пришло время показать, как прыгать небольшой угол, Клейтон сделал его из дорожных ограждений.
«Троеборцы не гордые! Мы будем использовать все, что можем, для того, чтобы сделать барьер. Кое-то из того, что валяется вдоль дорог, мы можем превратить в симпатичный барьер».
«Становится все сложнее прыгать углы. Дизайнеры делают их все уже и уже, чтобы побудить лошадь к обносу. Поэтому теперь мы учим лошадей прыгать все более острые углы».
Клейтон продолжал увеличивать угол, и теперь он стал очень широким:
"Поскольку мы были настолько систематичны, лошадь с удовольствием прыгает угол 90 градусов. Давай, Симус, ты можешь это сделать".
Следующий урок: прыжки через канаву:
«Некоторые из вас видели огромные канавы с барьером сзади, которые мы прыгаем на троеборных кроссах. Как мы обучаем лошадей прыгать их? Вы должны понимать, что мало кто настолько обеспечен, чтобы строить канавы для домашних тренировок, даже если бы мы этого захотели. И при этом я не рекомендовал бы тренироваться на таких препятствиях. Мы очень редко тренируемся на кроссе с нашими опытными лошадьми - может быть, раз в год в начале сезона мы и делаем это, чтобы оживить их. А молодых лошадей мы выводим на кросс, чтобы они привыкли к этой обстановке».
«Все, что нам нужно, чтобы построить канаву и препятствие за ней – это много жердей. Когда вы прыгаете канаву и препятствие, вам нужно, чтобы передние ноги лошади в момент отталкивания были как можно ближе к канаве. Просто продолжай походить к препятствию и удерживайте лошадь впереди шенкелей... »
И Клейтон просто продолжил добавлять новые жерди, чтобы усложнять Симусу задачу:
«Таким образом, когда вы приедете на турнир по троеборью, вы не будете так волноваться, потом что ваша лошадь уже прыгала подобное дома».
Клейтон объяснил, что во всех упражнениях, которые он продемонстрировал, целью было научить всадника навыкам подведения лошади к препятствию.
«Когда мы выполняем эти упражнения с жердями, важно иметь возможность правильно подвести к ним лошадь. Когда вы поймете, что не попадаете в нужную точку отталкивания, что вы будете делать? Вот тогда вы и научитесь сокращать галоп и удлинять его. Лучшие спортсмены настраивают подход задолго до прыжка. Если вы попытаетесь что-то исправить за два темпа, случится катастрофа. У вас не будет шансов поправить ситуацию. Если вы еще за восемь темпов, то два у вас есть на то, чтобы все увидеть, а шесть - на исправление. Чем раньше вы увидите ситуацию, тем больше у вас шансов откорректировать галоп. Обучение лошади – это обучение тому, что происходит между препятствиями. Наша работа - наполовину манежная, наполовину прыжковая, но мы используем препятствия, чтобы заставить лошадь расслабиться».
«Проводя много времени, работая с жердями и низкими препятствиями, мы способствуем тому, что лошадь становится более аккуратной на более высоких, мертвых препятствиях. Конечно, нужно прыгать большие препятствия, чтобы улучшить навыки лошади, но, как вы можете видеть, есть очень много работы, которую можно проделать с несколькими жердями и небольшими конкурными барьерами ».
Перевод Валерии Смирновой (источник).