Мастер-класс с Карлом Хестером
Мастер-класс с Карлом Хестером
Британский спортсмен-олимпиец Карл Хестер проводит свой первый мастер-класс в США (Дель-Мар, Калифорния). Участница Олимпийских игр Шарлотта Брэдал-Бейкер верхом на своем 11-летнем датском полукровном Гамильтоне.
Организатор мастер-класса назвал Карла Стивом Джобсом или Илоном Маском мира выездки, а одна из участниц воскликнула: «Я могу поездить с Богом!» Что ж, если «Бог» похож на этого пятикратного участника олимпийских игр, легкого в общении, позитивного и с отличным чувством юмора, то нам явно повезло. Карл же, в свою очередь, от всей души поблагодарил зрителей за радушие. «У нас мне нужно сделать тройной пируэт, чтобы получить хоть один хлопок в ладоши!» - рассмеялся он.
В течение двух дней Карл тренировал спортивных 13 пар. Профессиональные всадники работали на лошадях от 4 до 11 лет. Учитывая разнообразие проблем, с которыми они сталкивались, мастер-класс оказался очень насыщенным.
Карл обратил особое внимание на "строительные блоки" выездки, на то, что каждый этап обучения лошади тесно связан как с предшествующим, так и с последующим. Так, хорошее пиаффе и пассаж являются результатом хорошей рыси; хорошая менка в воздухе – результатом хорошего галопа; хороший пируэт – результатом хорошего плеча внутрь и т.д.
Мастер приветствовал готовность всадников поработать перед аудиторией, не скрывая недостатки. Он и сам делился забавными историями из своей 30-летней карьеры. Карл рассказал, как, выиграв свой первый чемпионат мира, он «наконец-то, почувствовал, что научился ездить». Однако один из его сообщил тогда еще 21-летнему Карлу, что тот только лишь «научился рулить лошадью». Карл понял, что перед ним, как и перед всеми, кто отправляется в путешествие в мир выездки, открылся путь длинною в бесконечность. Обращаясь к аудитории, он пожелал всем быть открытыми для критики, для разнообразных путей тренинга, для подсказок экспертов и неэкспертов.
После короткого видеоролика, посвященного карьере Карла, он начал свою речь с фразы: «Выездка не сложна, сложно делать ее легкой для постороннего взгляда. И это то, с чем я собираюсь вам помочь».
Езда на молодых, горячих лошадях
Оба дня начинались с работы с самыми молодыми лошадьми. В субботу Амели Ковач и ее четырехлетний Ивар, испуганно озиравшийся по сторонам, предоставили Карлу возможность красиво оформить вступление и поговорить о важности начинать работу с первых уровней немецкой Шкалы обучения: ритма и расслабления. Ивар демонстрировал несдержанные и выразительные аллюры, в то время как Амели изо всех сил старалась умерить его нервозность в такой напряженной обстановке. Конь напряг шею, и его нос оказался значительно позади вертикали. Ивар двигался по манежу разглядывая всех и все. Карл сообщил публике: «Он интересуется всем, что происходит вокруг». Он поощрял Амели использовать любознательность Ивара, чтобы помочь ему расслабиться. Позволив ему опустить нос вперед и наружу, чтобы посмотреть на что-то, затем слегка подняв кисти рук и распрямив корпус, Амели добилась более расслабленной рамки шеи и спины. «Вы учите лошадь реагировать на свое тело», - объяснил Карл.
Выездковая мантра «двигаться вперед» не была проблемой для Ивара, но «вперед» не является конструктивным движением в отсутствие баланса, - предупредил Карл. Принятие контакта с шенкелями, поводом и седалищем, которые создают этот баланс, является уроком номер один для любой лошади. Но для молодой напряженной лошади этот урок становится еще и самым сложным, и важным.
Всадники могут держать шенкеля вдали от боков лошади, чтобы не подталкивать ее вперед, но это ошибка. «Ты хочешь сказать лошади: « Надеюсь, ты знаешь, что я здесь», а не «Надеюсь, ты знаешь, что меня здесь нет». Позже, Карл объяснил разницу межу легким шенкелем и шенкелем отсутствующим.
Когда Ивар немного успокоился, Карл попросил Амели на шагу чередовать езду сидя в седле и стоя на стременах. «Что происходит? - спросил он - Ты расслабляешь свой «низ» и видишь, как лошадь внезапно начинает дышать». Карлу понравился горячий конь Амели, он увидел в нем потенциал: «Его горячая натура вступит в игру позже. Впереди у пары много работы на расслабление и растяжку, и успех станет результатом добровольного принятия, а не принуждения. Однако простой работа не будет, поскольку Ивар - кролик-Энерджайзер».
Карл настаивает на том, чтобы лошади проводили как можно больше времени на пастбище. Он соглашается с тем, что в густонаселенных местностях сделать это сложнее, чем на его базе в Глостершире. Карлл сказал, что, если бы Ивар был его лошадью, «он жил бы в поле, и я бы работал на нем по 20 минут четыре раза в неделю». Позже он пояснил, что 20 минут работы каждый день - это самая обычная работа для его лошадей, как и для лошадей Шарлотты Дюжарден. Обычно они работают два дня и делают выходной на третий. В первые два дня имеет место "учебная" сессия, а на третий - фитнес (часто грумы шагают лошадей вниз и вверх по склонам). «В первый день лошади многому учатся, во второй - закрепляют. Мы считаем, что так они учатся быстрее, чем без выходных». В дополнение к расслаблению разума и тела, свободное время Карл считает самым важным фактором в поддержании здоровья. На его базе после утренних сеансов езды верхом следуют некоторые формы дневных упражнений, такие как прогулки по тропам и прошагивание вверх и вниз по холмам. По воскресеньям - всеобщий выходной.
Оценивая молодых лошадей, Карл всегда ставит во главу угла темперамент и аллюры. Экстерьер также важен, но недавний список претендентов на финале Кубка мира, который привел в пример Карл , - это доказательство того, что лошади любых размеров и "форм" способны блестяще выступать на самом высоком уровне. При этом даже самая физически одаренная лошадь должна иметь правильный склад ума, чтобы справиться с атмосферой топ-соревнований.
Карл рассказал, что Чемпионат мира 2017 (Омаха) года оказался необычным, потому что разминочное поле было в доступе для зрителей, а всадникам дали время ознакомить лошадей с боевым полем. Olympia Horse Show в Лондоне более типично: «Разминочное поле в два раза меньше этого, и вокруг него тихо и спокойно. Затем вы выходите по коридору на боевое поле и окунаетесь в возбужденную атмосферу, вас приветствует 8000 зрителей. У вас всего 45 секунд, чтобы начать езду, в которой первое, что нужно сделать вашей лошади, - это остановиться! Кто придумал эти тесты? В Лондоне [во время Олимпийских игр 2012 года] из-за графика ТВ-трансляций не было времени сделать второй круг вокруг поля. Вы въезжаете на рыси к полю и едете ко входу. Очень сложно. Поэтому вы должны понимать, что на выступление лошади влияет ее напряжение.
Темперамент также трудно предсказать, потому что в ряде случаев, когда лошадь становится все более развитой и сильной, у нее меняется характер. Далее - аллюры, больше внимания обращаем на шаг и галоп, так как рысь всегда можно улучшить посредством тренировок и работы над гибкостью. Идеально, если шаг будет стабильным, равномерным, с небольшим заступом, а галоп - с хорошим толчком от зада».
Пара Джозефа Ньюкомба и его четырехлетнего мерина Фор Финланда, продемонстрировала отличную технику галопа. «Я уже вижу будущее, наблюдая за тем, как высоко он отталкивается задними ногами на галопе. Технику, подобную этой, будут оценивать высоко, особенно интересны будут менки в воздухе. Но не зацикливайтесь на широких движениях, - посоветовал Карл. - Если вы выберете лошадь с широчайшим шагом с огромным заступом, у вас возникнут проблемы во время сбора. Кроме того, есть разница между шагом чемпиона породы и шагом Гран-При лошади. Шаг Гран-При не обязан быть супер широким. Редко можно найти лошадь с тремя потрясающими аллюрами».
Например, олимпийский конь Карла, с которым он выступал в 2012 году (10-летний жеребец KWPN по кличке Утопия), обладал «самыми замечательными галопом и рысью, но шаг его был скромным. Правильным, но скромным, с очень небольшим заступом. Мы получали 82 -78 процентов, и все, что мы делали, - это шли из пункта А в пункт Б».
Спокойное поведение Фор Финланд и его расслабленную рамку Карл отметил дополнительно. В конце своей сессии мерин опустил голову и начал искать трензель, показывая, что он «отдал» себя всаднику. Карл сравнил его с Иваром, обладавшим сказочными аллюрами, но не готовым демонстрировать их так, как нужно, из-за темперамента. Ни одна из лошадей не была лучше или хуже - они были просто разными и требовали разных методов обучения.
Карл подчеркнул, что первостепенное значение имеет терпение . «Теперь все, что вам нужно сделать, - это подождать пять лет, - сказал он Джозефу. - Даже если предположить, что четырехлетка хорошо работает один конкретный год, имейте в виду, что всегда будут всплески роста и всегда будут изменения. Мы действительно считаем, что лучше будет дать лошади отдых на это время. Они часто становятся лучше, когда возвращаются, чем если бы вы тренировали их эти лишние пять или шесть недель.
Прогресс редко выглядит как ровная линия, а Валегро - «трагическое исключение», - рассказывает Карл. Недавно ушедший в отставку супер-конь, «рос» ровно и прямолинейно до топ-уровня, что было недоступно остальным лошадям на конюшне. Вот почему у него такой самодовольный взгляд. И наоборот, мой Олимпийский партнер на Играх 2004 года, Эскападо, только в восемь лет смог сделать менку в воздухе. До этого он выполнял только части этого элемента, но когда совместил все вместе, уже никогда не делал ошибок. Перед менкой он начинал так нервничать, что его галоп сокращался до размера арахиса, - отсюда и кличка "Арахис"».
В ходе мастер-класса Карл помогал Синди Джексон готовить ее лошадь к ездам для шестилетних лошадей, которые включают менки в воздухе.Прежде всего, Карл хотел добавить больше подвисания и пружинистости галопу лошади, чтобы улучшить его в преддверии менки. На 20-метровом круге он спросил Синди: «Насколько ты можешь сократить галоп? Старайся сократить темп галопа до размера своей обуви!» Советуя всаднице использовать полуодержку, легкие касания хлыста, отдавая и набирая повод, Карл попросил ее «галопировать коротко, но не давая лошади висеть на руках». Синди должна была сидеть позади и поддерживать импульс. Даже когда нисходящий переход прошел плохо, Карл настаивал, чтобы Синди закончила его, чтобы укрепить критически важное движение вперед. Прерывание перехода путем перехода в шаг, усиливает противоположное. Напоминая о важности терпения, Карл сказал: «Ты научила лошадь нести вес на заду за годы работы, а не за пару минут».
Посадка и положение тела
Независимая посадка, которая становится результатом развития мышц кора, является чертой, отличающей хороших всадников. Любимое упражнение Карла - учиться чувствовать свой баланс, работая без стремян. "Все думают об этом, как о наказании, поэтому стараются никогда этого не делать, - сказал Карл. - Да, езда без стремян действительно неудобна и в некоторых случаях может повредить спину лошади. Если вам неудобно или вы впервые пробуете поездить без стремян, начните с галопа, так вам будет легче сидеть".
Карл попросил нескольких всадников втянуть живот и представить «магниты, прикрепленные к шлему и крыше манежа», чтобы помочь им поднять и выровнять свой корпус и, в свою очередь, рамку их лошади. «Очень немногие всадники могут ездить самостоятельно, не опираясь и не держась за лошадь. Если вы не можете себя нести самостоятельно, то и ваша лошадь этому не научится». Усиление мышц корпуса приводит к лучшему выравниванию тела. При создании более эффективной посадки улучшается и внешний вид пары. "Вам нужно ехать, как на параде. Старайтесь овладеть этим мастерством!"
Так же, как лошадь учится понимать, что обозначает каждый конкретный сигнал всадника, всадник должен понимать, какое влияние оказывает каждый нюанс его посадки на лошадь. «Понаблюдайте за конкуристами, и вы увидите, что они упираются в колено, а спины их лошадей двигаются свободно и мягко. Затем посмотрите на вертикальное и усиленное положение выездкового всадника, и обратите внимание, как лошадь зажала спину». Карл не просил всадников работать в двухточечной посадке, но предложил им поэкспериментировать с разными положениями тела, чтобы понять, какой эффект они производят на лошадь. Несколько всадников экспериментировали с посадкой на прибавленной рыси. Когда они поднимались от седла, спины лошадей расслаблялись, шаг рыси становился более открытым. В большинстве случаев результатом было раскрепощение спины лошади и открытие шага. «Вы вполне можете приподняться от седла, выполняя боковые движения. Я сам еду строевой рысью, чтобы помочь лошади сохранять ритм».
Конструктивные советы Карла для всадников на молодых лошадях прекрасно вписались в часть мастер-класса, которую Карл провел совместно с тренером молодых лошадей USEF Кристин Тройриг. Во время демонстрации в манеже работали три молодые лошади, а Кристина и Карл разговаривали о развитии молодой лошади, о программе «Молодая лошадь» и роли молодых лошадей в профессиональном развитии.
«Мы стремимся развивать и воспитывать нашу молодежь, и я говорю не только о двуногих ее представителях. Это очень важно, особенно здесь, в США, потому что умение ездить верхом - это умение тренироваться» - отметила Кристин. Карл поддержал эту мысль: «В идеале все, кто начинает свою карьеру, получают опыт работы с более старшей лошадью. Но, чтобы стать конником, настоящим всадником, вы должны начать тренировать самостоятельно».
Советы помогли не только молодым всадникам или молодым лошадям. Любитель Нэн Мик осталась в восторге от упражнения, состоявшего из чередования принимания и плеча внутрь вдоль длинной стенки, которое Карл порекомендовал выполнять для улучшения пируэтов. Нэн почувствовала, что оно поможет ее лошади улучшить аллюры и усилить подведение зада, импульс: «Мне нравится, что Карл совмещает разные движения в упражнение, которое помогает вам решить проблему. У всех нас есть проблемы с ритмом, подчинением, работой зада и т.д. Он обращается к основам обучения, а не к какой-то из отдельных "трещин"».
Сара Локман поделилась своими впечатлениями: «Я думаю, мы все ждали, затаив дыхание, чтобы увидеть, есть ли у него какое-то волшебное зелье, чтобы заставить все работать. На самом же деле, было здорово видеть, как Карл помогал лошадям и всадникам, начиная с основ. К сожалению, быстрых решений, позволяющих все исправить, нет».
Несколько советов
Переходы:
Переходы – многозадачный инструмент. Упражнения с переходами – это отличный способ решения проблемы лошади, которая движется за поводом. Карл использует переходы рысь/галоп на 20-метровом круге для того, чтобы помочь молодой лошади развивать и усиливать мышцы зада, которые нужны для сбора и создания импульса, а также добиться контакта и развить гибкость: «Должно гнуться тело, не шея, - напоминает Карл. - Можно сделать около 100 переходов за 40-минутную тренировку, и это принесет пользу во многих смыслах».
Полуодержки:
"Этот очаровательный прием в выездке используется, пожалуй, чаще всех", - говорит Карл. Он судил соревнование для молодых инструкторов, в конце которого 10 финалистов давали уроки. «Все десятеро просили своих учеников делать полуодержки, но только один объяснил ученику, что это такое».
Карл согласен, что существует множество определений, но сам он понимает полуодержку, как «сдерживание энергии, направленной вперед, и высвобождение ее до того, как она остановится. Это не езда назад, это езда вперед. Она длится один шаг. Если она будет длиться дольше, вы остановите плавный поток энергии».
Заканчиваем на хорошей ноте:
Выполняйте тяжелую работу до того, как лошадь устанет, а легкие упражнения и движения оставляйте на конец тренировки, - так вы сможете заканчивать ее на положительной ноте и расслабленно. Думайте о трех составляющих тренировки: разминка, урок и отшагивание (даем лошади расслабиться и потянуться). «Когда вы отдаете повод, лошадь думает: "О, да, я могу по-настоящему идти» Цель – сохраняя расслабленность и предоставляя лошади возможность потянуться, дать лошади нести себя самостоятельно и в балансе на каждом шагу».
Ким Ф. Миллер (источник); перевод Валерии Смирновой.