Лошади и люди: типы личности и способы взаимодействия. Часть 2. Люди
Лошади и люди: типы личности и способы взаимодействия. Часть 2. Люди
Продолжение. Начало - здесь.
Понимание индивидуальности вашей лошади в сочетании со знанием вашего собственного темперамента и уровня мастерства даст вам больше шансов на успех в ваших ежедневных тренировках и езде. Цель моих статей - поделиться информацией, которая поможет вам лучше понять вашу лошадь, самих себя и других конников, с которыми вы общаетесь.
В этой статье мы поговорим о типах личности людей и о том, как наши особенности могут влиять на выбор и обучение лошадей. Мы также обсудим примеры хороших и не очень хороших сочетаний типов личностей людей и лошадей, выясним, на что обратить внимание, выбирая тренера.
Было бы замечательно, если бы мы лучше понимали, что заставляет каждого из нас вести себя определенным образом - почему одни ждут не дождутся выезда на боевое поле, а другие нервничают, лишь завидев поворот на центральную линию? Почему один всадник может принять и использовать жесткую критику тренера, а другой «гаснет» из-за такого давления? Почему конкретная лошадь расстраивает одного всадника и вдохновляет другого? Ответы на эти вопросы можно найти, задумавшись о нашем врожденном типе личности, который оказывает ощутимое влияние на все аспекты нашей жизни. То, как мы управляем нашими отношениями, ездим верхом и тренируем наших лошадей, часто зависит от нашего индивидуального и уникального типа личности. Зная и понимая самих себя и других людей, мы можем увидеть более четкую картину окружающего нас мира, понять, кто мы есть и почему мы думаем и действуем определенным образом.
Различные типы личности
Теория о типах личности была разработана в 1920-х годах швейцарским психиатром Карлом Юнгом и командой матери и дочери - Кэтрин Бриггс и Изабель Бриггс-Майерс. С тех пор тест на тип личности Майерс-Бриггс (MBTI) стал наиболее широко используемым и уважаемым инструментом, который способствует облегчению общения между людьми.
Многие из вас, прочитав предыдущую статью серии, задумались о типах личности лошадей. Теперь я добавлю информацию об основных восьми возможных предпочтениях, которые составляют индивидуальный тип личности человека. Согласно MBTI, наши личности содержат четыре разных компонента. Ни один тип не является более желательным, чем любой другой, поскольку каждый из них имеет сильные и слабые стороны. MBTI описывает личности в четырехбуквенном сокращении (например ESTJ или INFP). Вот что означают эти буквы:
E/I
Экстраверт / интроверт (Extravert / Introvert). Первая буква описывает то, откуда мы черпаем энергию: из людей, действий и событий, как экстраверты, или из мыслей, идей и концепций, как интроверты. Экстраверты часто выражают свои мысли легко и четко. Они формируют мысли в процессе разговора. Интровертам нужно время, чтобы поразмышлять над идеями, прежде чем рассказать о них. Быть в одиночестве и тишине – тяжело для экстраверта. Интроверту же в тягость избыточное взаимодействие, особенно поверхностного характера или в больших группах.
Применяя эти данные к верховой езде (тренировкам), можно сказать, что тренер и всадник экстраверты могут чувствовать себя расстроенными после совместного урока, так как у них будет чувство, что им приходилось бороться за «время в эфире». Тренер и всадник интроверты уйдут со своего урока с ощущением недосказанности. Когда оба участника тренировки знают о различиях между экстравертом и интровертом, тренер экстраверт будет знать, что ему нужно дать возможность своему ученику-интроверту возможность высказаться и озвучить проблемы, возможно, даже задав ему острые вопросы. Интроверт-инструктор выиграет, если будет в курсе, что экстраверт-ученик во время учебного процесса нуждается в том, чтобы больше разговаривать, - так он лучше поймет и усвоит информацию.
S/I
Сенсорный / интуитивный (Sensing / Intuition). Следующая буква описывает то, как мы обучаемся. Сенсорный тип получает информацию, буквально опираясь на все пять чувств, и лучше всего понимает, о чем речь, когда информация представлена прямо и реалистично. Интуиты лучше всего учатся, когда сначала получают представление о понятиях и общих принципах. Им становится скучно от многократных повторений или избытка рутины.
Тренерам и всадникам важно знать разницу между этими типами. Представьте себе разочарование всадника-интуита, берущего уроки у тренера сенсорного типа личности, который прилагает все усилия, чтобы сделать свои уроки ясными, основанными на фактах и последовательными. Оба стараются, но в конце урока оба раздражены; интуит-всадник не может сосредоточиться, ему не интересно узнавать так много деталей, а сенсор- тренер не может понять, почему, независимо от того, сколько раз он что-то объясняет, до всадника «не доходит»!
Тренеру-сенсору необходимо понять, что, работая с всадником-интуитом, ему нужно сначала объяснить общую концепцию урока, введя только необходимые детали и обрисовав общую картину. Только так он сможет добиться успеха с учеником и существенно ускорить процесс обучения. При этом сенсор-всадник будет извлекать наибольшую выгоду из детализированного урока, получая четкие и точные инструкции. Это поможет ему решать текущие проблемы и пробудит интерес к дальнейшему обучению.
T/F
Мыслящий / чувствующий (Thinking / Feeling). Следующий аспект типа личности каждого человека включает в себя то, как мы принимаем решения. Люди мыслящего и чувствующего типов принимают свои решения, исходя из принципиально разных предпосылок. Связанные с этим конфликты являются основной причиной обид и недопонимания.
Люди мыслящего типа рассматривают объективную информацию обособленно и аналитически, делая логические выводы. Представители чувствующего типа принимают решения, оценивая то, насколько гармоничными и "правильными" они будут. Логика с одной стороны и гармония с другой. Но, не заблуждайтесь, мыслящие чувствуют, а чувствующие думают!
Принадлежность к мыслящему / чувствующему типу личности также оказывает значительное влияние на процесс обучения. Важно, чтобы люди чувствующего типа, будь то дети или взрослые, знали, что их ценят. А вот всадники мыслящего типа будут лучше всего учиться у кого-то, кого они уважают за компетентность и мастерство.
Поскольку мы развиваемся и по мере взросления лучше осознаем себя, чрезвычайно важно, чтобы люди мыслящего типа научились оценивать и распознавать свое иногда достаточно жесткое и прямое поведение по отношению к людям чувствующего типа и смягчать свой тон по мере необходимости. А людям чувствующего типа желательно было бы научиться не воспринимать все так близко к сердцу .
Выездковые тренеры мыслящего типа должны прилагать особые усилия, чтобы установить теплые отношения со своими учениками, и заботиться о том, чтобы их инструкции не казались суровыми или безразличными. Точно так же инструкторы чувствующего типа, работающие со всадниками мыслящего типа, должны убедиться, что их методы обучения заслуживают доверия и уважения, они понятны, последовательны и логичны.
J/P
Решающий / воспринимающий (Judging / Perceiving). Последний компонент нашего типа личности касается того, как мы организовываем окружающий нас мир. Те, кто нуждается в чувстве порядка и структуры в своей жизни и хотят, чтобы все вопросы были урегулированы и решены, принадлежат к решающему типу. Они имеют более жесткое представление о времени, предпочитают все планировать заранее, а потому редко грешат опозданиями и не склонны тратить время впустую. Решающий тип личности обычно характеризуется решительностью, а порой даже упрямством.
Люди, которые предпочитают воспринимать, больше любят процесс сбора информации, а не готовый результат. Они, как правило, живут «в данный момент», их взгляд на мир более гибок и открыт. Поскольку они рассматривают время как более эластичный, бесконечный ресурс, планирование наперед и принятие твердых обязательств представляется им ненужной, если не неприятной задачей.
Когда атмосфера и структура учебного процесса довольно свободна и неструктурирована, именно людей воспринимающего типа это беспокоит меньше всего, поскольку они, похоже, способны «плыть по течению». А люди решающего типа находят такую кажущуюся дезорганизацию отвлекающей и тревожной. Следовательно, именно люди решающего типа будут желать держать своих коллег воспринимающего типа сосредоточенными на задаче, чтобы их более игривый темперамент не мешал их конечным целям. Люди воспринимающего типа, в свою очередь, могут помочь людям решающего типа облегчить и смягчить их иногда слишком строгие стандарты.
Несмотря на то, что мы можем найти в себе черты каждого из этих восьми типов, то, что на самом деле определяет именно наш конкретный тип - это врожденные предпочтения, характеризующие поведение, как например предпочтение использовать правую или левую руку. Именно сочетание наших четырех типов обеспечивает самую полную и богатую картину нашего психологического портрета. Определить свой тип личности, опираясь на этот сжатый обзор, было бы трудно. Поэтому я рекомендую пройти MBTI он-лайн. Это может внести изменения в вашу жизнь.
В идеале, когда мы взрослеем, мы начинаем видеть ценность использования наших собственных противоположных предпочтений. Например, люди решающего типа могут научиться немного смягчать правила. Люди мыслящего типа могут обнаружить, что не все решения должны быть логичными, чтобы являться правильными. Если человек способен вытерпеть небольшой дискомфорт самоанализа и может исследовать новые направления роста, он, несомненно, получит множество преимуществ.
Тип личности и верховая езда
Наш тип личности влияет и на то, какую лошадь мы покупаем, как мы ездим, как работаем ее, на то, как складываются наши взаимоотношения с ней. Конечно, существует много факторов, которые формируют нашу личность и влияют на наши взаимодействия с лошадьми, - окружающая среда, образование, интеллект, жизненный опыт и т.д. Но для каждого типа есть множество характеристик, которые влияют на наш стиль тренинга и совместимость с лошадьми.
Следующие примеры были сделаны из расчета, что многие из нас ездят верхом и тренируют лошадей в основном в одиночку или лишь с редкой помощью тренера. Всадники, находящиеся под постоянным наблюдением компетентного тренера, могут умерить естественные тенденции, присущие отдельным типам личности, которые препятствуют прогрессу. Для более независимых всадников было бы разумно использовать свои сильные стороны, чтобы оптимизировать их шансы на успешную езду.
Выбирая лошадь, люди чувствующего типа предпочитают выбирать сердцем, а не мозгом. Они склонны покупать нуждающихся животных, а не самую подходящую им лошадь, считая, что все, что нужно лошади, - это любовь и ласка. Изо всех типов личности они обладают наименьшими способностями к критической оценке лошади и, скорее всего, эмоционально присоединятся к ней, независимо от того, подходит она им или нет.
В езде люди чувствующего типа могут уклоняться от необходимости спорить с лошадью, часто позволяют ей брать лидерство на себя, и все мы знаем, к чему это ведет. Кроме того, в своем нежелании при необходимости использовать разово более сильное воздействие (шпору/хлыст), они делают лошадь невосприимчивой к средствам управления. Тем не менее, всадники чувствующего типа лучше понимают, что «говорит» им лошадь, и они способны изменять избранный план, если лошадь в конкретный день не готова ему следовать.
Люди мыслящего типа сталкиваются с проблемами, связанными с самоуверенностью. Они могут взять в работу лошадь, уровень которой превышает их уровень, построить программу тренинга, к которой сами же не готовы. Они полагают, что могут со всем справиться. Возможно, очень скоро они поймут, что не могут прыгнуть выше головы. В своих спешных решениях они часто не проявляют терпения и не дожидаются необходимой информации, чтобы выбрать наиболее подходящий курс. Однако люди мыслящего типа будут терпеть неизбежные неудачи и легко двигаться дальше.
Люди сенсорного типа будут наблюдать за фактическими характеристиками лошади, ее тренингом и поведением, но могут не увидеть потенциал или перспективы, в результате упуская возможности. Из-за излишней концентрации на чем-то одном они могут поставить под угрозу свой успех, настолько погружаясь в определенную проблему обучения, что теряют способность увидеть решение. Если человек сенсорного типа согласится с тем, что каждый сбой в его программе тренинга не повлечет с неизбежностью полное крушение всех его планов, это поможет ему вернуться на верный путь. Поскольку всадники сенсорного типа склонны следовать указаниям и планам уроков, их прогресс может быть более последовательным.
Интуиты с их способностью видеть «то, что может быть» лучше, чем «то, что есть сейчас», могут игнорировать очевидные и реальные проблемы, которые может принести конкретная комбинация лошади и всадника. Их естественный идеализм в сочетании со стремлением сосредоточиться на общем впечатлении, а не на деталях, может сделать их выбор непрактичным. Но из-за их оптимизма интуиты (особенно интуитивного / чувствующего типа) могут быть достаточно искусными в том, чтобы убедить самих себя, что их лошади работают намного лучше, чем это есть на самом деле.
Если вы определите ваш индивидуальный тип личности, это поможет вам лучше использовать ваши сильные стороны и бороться со слабыми.
Мой тип - ISFJ (Интроверт-Сенсорный-Чувствующий-Решающий (Introvert-Sensing-Feeling-Judging)). Мне не нравятся ежедневные конфликты. И, поскольку я езжу в основном самостоятельно, о выборе лошади сложного типа не может быть и речи. Как интроверту, мне не нужен социальный конь, и я предпочла бы работать с отчужденной лошадью. Но я выбрала пассивного социально / отчужденного коня, который оказался для меня идеальным. Он неплохо сходится с людьми, и я люблю проявления его социального типажа.
Наблюдая за некоторыми мастерами выездки, понимаешь, что чтобы добиться их уровня вам понадобилась бы не одна жизнь. Но, как всадник или тренер, вы могли бы значительно ускорить процесс, уделяя больше внимания сильным сторонам и слепым пятнам вашего индивидуального типа. Если мы добавим сюда еще и понимание типа лошади, то получим еще один бесценный инструмент, который поможет нам идти дальше по бесконечному пути выездки.
Типы личности и тренинг
Поиск "своего" инструктора
Зная, к какому типу личности относится человек, мы можем понимать его поведение и улучшать коммуникацию с ним. Выездка тогда становится искусством, когда коммуникации между человеком и лошадью находятся на должном уровне. Когда ваши тренировки работают на вас, это значит, что вы достигли успехов в коммуникациях с вашим тренером, плодотворно общаетесь с ним, решая задачи и проблемы. Кто-то, основываясь на своих индивидуальных предпочтениях, наслаждается уроками, которые проводятся в развлекательной манере, кто-то нуждается в сочувствии, для кого-то ценность представляет только полученная информация. Хороший инструктор должны понимать, какой метод обучения стоит избрать, чтобы его ученик получал от тренировок максимум.
Оценивая нового ученика, который хочет тренироваться с нашей командой (моей, моего мужа Кима и дочери Касси), мы просим его пройти тест MBTI, чтобы узнать, является ли он E или I (экстравертом или интровертом), S или N (сенсором или интуитом), T или F (мыслящим или чувствующим) и J или P (решающим или воспринимающим). Это поможет нам сделать последующие тренировки максимально полноценными.
Ким - это ISTJ, что означает, что он обычно спокойный, любит систематизировать, думать и планировать. Я ENTJ - самоуверенная, очень независимая, волевая и открытая. Я уверена, что вы можете догадаться, как наши отличающиеся типы личности влияют на наши индивидуальные стили обучения и общения. Несмотря на то, что мы оба учим одному и тому же, наши подходы, наши формулировки и даже наши ожидания могут сильно различаться. Таким образом, мы обнаружили, что полезно изучить как наши стили обучения, так и стили обучения наших учеников. Мы делим учеников, основываясь на их предыдущем опыте, индивидуальных потребностях и целях, а также на том, являются ли они S (учатся лучше, если все детализировать) или N (учатся лучше, если получают картины из общих понятий). Начинающие S-всадники обычно начинают тренироваться с Кимом. Новые или начинающие N-всадники - со мной. Мы считаем это полезным, так как, благодаря нашим разным стилям общения и обучения, студенты разных типов личности могут найти то, что им подходит.
Позже, когда ученик разовьет некоторые базовые навыки, мы часто изменяем привычный ход вещей, и он начинает получать информацию немного другим способом.
У нас есть ученица ESTJ, Бет, которая начала заниматься с Кимом и оставалась с ним с подготовительного уровня до уровня FEI. Время от времени я даю ей несколько уроков, чтобы помочь увидеть «общую картину» перед ездами.
Сочетание всадника и лошади
Как профессиональные тренеры, мы с Ким должны уметь справиться с любой лошадью, независимо от ее или нашего типа личности. Если вы все еще работаете над уверенной посадкой и навыками коммуникации, вам лучше было бы выбирать для себя лошадей с довольно пассивными чертами характера. Исключения, конечно же, возможны, но вам, скорее всего подойдет социальный / отчужденный или пассивный / социальный / отчужденный тип. Найдите лошадь, которая сможет дать вам максимально комфортные ощущения на вашем тренировочном пути.
У меня есть ученица-любитель INTJ, Люсинда, которая владеет и работает со сложным шведским полукровным мерином по имени Джек. По пассивно/агрессивной шкале его можно оценить в 5 баллов - талантливая лошадь, которая любит спорить и самоутверждаться. Люсинда получает один или два урока в неделю, поэтому на ней лежит львиная доля ответственности за прогресс лошади. Она предпочитает, чтобы все было гармонично, и ей не нравится сама сущность конфронтации, но она понимает, что должна удержать свое место лидера и настаивать на получении ответов на ее посылы, не застревая в споре, который Джек так часто пытается инициировать.
К счастью, Люсинда не слишком эмоциональна в отношении ее езды и может видеть, что Джек лучше всего понимает практический подход. Всякий раз, когда она знакомит его с новым движением или последовательностью сигналов, Джек пытается утвердиться, уклоняясь, падая на руку или сопротивляясь шенкелю. Время от времени я подсаживаюсь и даю четкие, а иногда и более суровые подсказки, чтобы убедиться, что наши просьбы понятны для него.
Когда Люсинда видит, что Джек может выполнить работу, но ей нужно изменить подход, а не настаивать на прежнем, споря с лошадью, она уверено его меняет. Если она застряла бы в «ловушке Джека», то, возможно, остановилась бы на третьем уровне, потому что эта работа легче для коня , он перестал бы сопротивляться. Однако теперь пара работает над всеми движениями FEI и планирует ехать Малый Приз в ближайшем году.
Агата (ENFJ), одна из наших учениц-волонтеров, привязалась к кобыле, которая, на первый взгляд, казалась неподходящей для нее. Кэролайн, 8-летняя кобыла пугливо / сложного типа, 7 баллов по пассивно / агрессивной шкале. Агата сбалансированный всадник и не пуглива, но она никогда не ездила на такой лошади, как Кэролайн, энергичной и сложной. Кажется, что Кэролайн нужно постоянно успокаивать, но из-за того, что она еще и сложная, эта стратегия не работает. Агата научилась быть терпеливой, но твердой и ездить, четко посылая сигналы, которые оставались бы последовательными от урока к уроку. Кобыла слишком непредсказуемо, а иногда и весьма враждебно отвечала на средства управления, чтобы стать надежной лошадью для выездки. Любой всадник с навыками Агаты мог бы столкнуться с трудностями и разочароваться в такой ситуации, но, когда кобыла действительно подчинялась, она выглядела прекрасно, и это все, что побуждало и вдохновляло Агату, и она продолжала работать. Ким и я наблюдаем за этим "проектом" и часто сами подсаживаемся на кобылу, чтобы удостоверится, что нет никаких проблем со своевременностью применения средств управления и их достаточностью. Кобыла является примером того типа лошадей, который может разочаровать или даже представлять опасность, но сейчас у нас есть программа , благодаря которой она прогрессирует в лучшую сторону.
Стратегии для соревнований
Хороший тренер имеет все шансы на то, чтобы добиться успеха любой комбинации типов личности в паре лошади и всадника. Когда мы приезжаем на турнир нашей довольно большой группой, первая задача - это обеспечение комфорта лошадям в новой среде, мы также должны быть уверены, что лошади будут работать в новом месте в соответствии с домашними стандартами.
Некоторым лошадям нужно успокоиться и ознакомиться со всем, прежде чем они расслабятся и начнут работать. Некоторые, особенно молодые жеребцы, бывают очень взволнованными и прежде всего хотят общаться или демонстрировать себя (только после этого они способны сфокусироваться на поставленных задачах). Наша цель - замечать эти нюансы и учитывать их в стратегии разминки.
Всадники не так сильно отличаются от лошадей. Некоторых нужно постоянно контролировать и успокаивать, потому что они сами не уверены в себе. Кто-то нуждается в поощрении и разговорах, а кому-то просто нужны практические советы. Мы обнаружили, что наши ученики-интроверты (I), которые также являются и F (чувствующие), как правило, ждут, пока они не почувствуют себя действительно подготовленными и уверенными, прежде чем освоиться в атмосфере турнира. Напротив, экстраверты (E) T- или P-ученики могут стартовать до того, как будут готовы полностью.
Ким и я также наблюдали на протяжении многих лет, что всадники S, как правило, более практичны в отношении своих индивидуальных сильных и слабых сторон, чем их всадники N.
Мы также много раз убеждались, что всадники N могут проявлять склонность слишком долго оставаться в паре с неподходящей лошадью, потому что считают, что их навыки растут быстрее, чем это есть на самом деле.
Как всадник с N и тренер, я бываю часто "виновата" в том, что могу сказать всаднику, что мы справимся с его лошадью, потому что считаю, что я с ней справлюсь. Однако со временем стало очевидно, что, хотя я и могла успешно работать на той или иной лошади, могла четко формулировать советы относительно того, как «ехать », я часто выталкивала своих всадников из их зон комфорта, заставляя их делать то, к чему они были не готовы. Я поняла, что в большинстве случаев для всадников лучше оставаться в пределах их зон комфорта. Это означает, что, хотя мы и должны советоваться с профессионалами, мы также должны помнить о своих собственных инстинктах.
Ивонн Барто. Перевод Валерии Смирновой по материалам сайта https://dressagetoday.com