Статьи, Точка зрения: рассуждения о сути независимого баланса всадника | Prokoni.ru

Точка зрения: рассуждения о сути независимого баланса всадника

17 июля 2018 г.
Автор - Маноло Мендес совместно с Кэролайн Ларруил

Точка зрения: рассуждения о сути независимого баланса всадника

Коричневым кожаным чапсам для верховой езды, которые я ношу, уже более семидесяти пяти лет. Их тщательно смазанная маслом кожа была тонко выделана и до меня принадлежала моему дяде. Я являюсь их владельцем уже сорок пять лет. Я единственный, кто ухаживает за чапсами, чистит, хранит. Это скромное, но бесценное сокровище, напоминающее мне о том, откуда я приехал более 30 лет назад, о том, как я учился сидеть в седле, тренироваться и тренировать, работать лошадей, понимать их, о том методе, который родился со мной и который я использую и сегодня в той или форме.

Испания имеет богатую и древнюю традицию working equitation: классической и кантри выездки, используемой для контроля стад овец и крупного рогатого скота.

Первый урок, который я выучил, это урок о балансе всадника.

На нашей ферме мы на протяжении многих лет занимались выращиванием овец и крупного рогатого скота. Много раз я сопровождал своего дядю в трех и четырехдневных поездках на сельские рынки, где мы продавали наш скот. Мы спали, как ковбои, под открытым небом, используя седла вместо подушек , а наши серапе вместо одеял (серапе - традиционная мужская плащ-накидка у индейцев Латинской Америки и Мексиканцев. - прим. перев.). Мы пасли своих овец и коров верхом на лошадях. Местность не была пустынной, повсюду росли деревья. Благодаря этому занятию, я научился предвидеть действия животных и держать стадо вместе, двигаясь на полной скорости или лавируя между деревьями, иногда перепрыгивая небольшие ручейки. Приходилось проявлять недюжинную реакцию, чтобы вернуть в стадо потерявшуюся овцу или слишком независимую коровку.

Обучаясь инстинктивно двигаться плавно вместе с лошадью, я мог догнать, развернуть или отбить овцу или корову от стада. Смещался вперед, чтобы ускориться, смещался в сторону, чтобы избежать ветвей, смещался назад, чтобы сесть прочнее… Я даже не задумывался над своими действиями, как над проявлением working equitation, но я учился быть «живым» на лошади. Я старался так позиционировать свое тело, чтобы его положение помогало лошади, я сидел сбалансированно, не натягивая поводья, не зажимая бока лошади ногами, не толкая ее седалищем в спину, не дергая повод, что бы ни происходило. Я двигался вместе с лошадью и помогал ей хорошо выполнять ту работу, которую от нее просил, так эффективно, насколько это возможно.

Мы были бедны, моя семья использовала лошадей только для работы, и у нас было неприемлемо привести матери, одаренной коннице, хромую или измученную лошадь.

Я никогда не видел смысла в том, чтобы всадник крепко сидел на лошади, его локти были бы «приклеены» к бокам, ноги и руки зафиксированы. Как можно требовать от лошади, чтобы она соответствовала балансу всадника, в то время, как всадник сам, возможно, составляет 15-20% от ее веса, и именно она, лошадь, выполняет большую часть работы.

И сегодня я продолжаю ездить с независимым балансом и приспосабливаюсь к лошади под собой, когда она учится нести себя вместе со мной на ее спине. Когда она учится двигаться вперед и в сторону, делать менки, пируэты и многое другое, я стараюсь помочь лошади, переместив свой вес, иногда преувеличенно, туда, где он сможет помочь ей больше всего.

Мы стремимся создать сильную, гибкую лошадь и это означает, что она может нести себя, а всадник свободен использовать свое тело и руки так, как ему нужно, выполняя разные фигуры, будь то с жердью гарроча (жердь гарроча - жердь длиной 10-12 футов с петлей на конце. Их использовали испанские вакето вместо аркана. - прим. перев.).

Когда моя лошадь начинает все лучше и лучше понимать, что я от нее требую, и у нее появляется достаточно сил, чтобы уверенно выполнять работу, я возвращаюсь к более традиционному положению, хотя моя посадка все еще остается «живой».

Работая с молодыми лошадьми, я научился идти на компромисс, не ожидать слишком многого. Если я попрошу остановиться, меня устроит, что процесс может растянуться на несколько шагов, нужных лошади, чтобы остановить свой импульс, сохранив равновесие. Когда она станет более сбалансированной, она сможет останавливаться быстрее, не совершая столько лишних шагов, пока, наконец, не научится останавливаться сразу в тот момент, когда я попрошу. Молодой и неопытной лошади нужно время, чтобы разобраться с новым балансом, и, чем больше мы ей помогаем, тем быстрее она добьется успеха.

С лошадью working equitation первостепенной задачей всегда будет являться предоставление ей помощи, и это правило должно сохраняться для любой лошади и любой дисциплины. В четырнадцать лет я отправился на работу в семью Domecq, у них было имение в Андалусии. Там я научился Rejoneo (Конная коррида), Doma a la Vaquera (традиционный испанский стиль езды, традиционная выездка ) и Acoso y derribo (традиционая спортивная игра Doma a la Vaqueraa ) вместе с Álvaro Domecq Romero. Достаточно скоро я начал тренировать лошадей для Doma a la Vaquera и Rejoneo, работая ежедневно трех или четырех лошадей.

Этот стиль работы требовал от лошади умения выполнять траверс, плечо внутрь, принимание, единичные или множественные пируэты, менки в воздухе, пиаффе, пассаж и испанский шаг. Хотя все эти движения присутствуют и в выездке, есть три отличия: 1) поскольку мы держим жердь гарроча, поводья у нас разобраны в одну руку, а не в две; 2) эта работа может выполняться на более высокой скорости, чем в выездке; 3) повторение движений и конфигурации шаблонов, которые мы делаем, отличаются.

Например, работая с крупным рогатым скотом, быками, всаднику и лошади, возможно, придется сделать серию из трех или четырех тугих пируэтов, уйти на скорости в принимание направо, затем налево, сделать менку в воздухе и сразу после нее уйти в серию пируэтов в другом направлении.

Для сравнения, в выездке эти же движения будут выполняться будто в замедленной съемке.

Это второй и самый важный урок, который я извлек из своей работы. Чем более сбалансированна и лучше способна нести себя на высокой скорости или делая движения на месте, лошадь working equitation, тем лучше она знает, что всадник не блокирует ее, а, наоборот, помогает ей в работе, и тем больше лошадь начинает доверять своему всаднику. Помимо того, что эта работа делает лошадей физически подготовленными, гибкими и спортивными, она же научила меня, что существует тонкая связь между доверием и балансом. Это урок, который применим ко всем лошадям, а не только к тем, с которыми работают working equitation.

Одна из самых приятных вещей, которые я обнаружил, занимаясь с лошадьми working equitation, это то, что здесь имеет место действительно командная работа. В выездке довольно много разговоров о гармонии и партнерстве, но я редко вижу лошадь, у которой есть выбор, как и что делать.

Если вы не будете прислушиваться к лошади working equitation, когда вам нужно отделить бычка от стада или согнать вместе коров в загон, то вы можете погибнуть. Лошадь working equitation должна не только находиться в независимом балансе, чтобы реагировать и двигаться быстро, как молния, не блокируемая или не замедляемая всадником (который не сможет обработать информацию так же быстро, как это сделает лошадь, глядя на корову), но она также должна знать, что всадник верит в нее и знает, что она справиться со своей работой.

Вы тренируете лошадь, вы делаете ее развитой физически и сбалансированной, вы вводите ее в работу постепенно и безопасно, и, когда она готова и когда она принимает на себя обязанности, вы должны сказать: «Я доверяю тебе. Я буду направлять тебя, но также и выслушивать твое мнение, и иногда мы будет поступать так, как считаешь нужным ты. Потому что ты профессионал. Потому что ты несешь меня. Потому что ты выполняешь основную тяжесть работы, и ты знаешь, как чувствуется земля под копытами и что эта корова думает о нас сегодня». Вы говорите: «Я твой всадник, но иногда именно ты знаешь лучше», и на самом деле это верно со всеми лошадьми...

Хороший всадник должен знать разницу между рабочим инстинктом своей лошади и непослушанием, едет ли он на выездковой лошади, прыгает или работает с гарроча и т.д.

Как и многие всадники working equitation, которые ездили на лошадях до меня, я понял, что, если мы просим нашу лошадь поверить нам, то в ответ мы должны начать доверять и ей, лошадь должна заслужить наше доверие, также и мы должны заслужить доверие лошади. По правде говоря, верховая езда может быть сведена к следующему: если всадник и лошадь будут иметь независимый баланс, они будут уверены в своей способности двигаться вместе. Если всадник на передний план ставит помощь своей лошади, то лошадь начнет доверят ему в ответ и обретет еще большую уверенность в нем.

По мере того как баланс и уверенность лошади возрастут, улучшится и качество ее работы, а в результате вырастет уровень уверенности всадника в лошади. Когда эти условия соблюдаются, существует мало ограничений в отношении того, чему можно научиться и чего достичь.

Это уроки приходят к нам естественно, когда мы учимся ездить в полях и у нас есть своя работа. Когда наша лошадь является нашим единственным компаньоном иногда на целый день и от ее уверенности и благополучия зависят наш источник средств к существованию и иногда выживание, мы учимся ценить ее великодушие. Это лучший урок из всех - знать, как сделать лошадь такой, как нужно, дав ей шанс быть такой.

«Я доверяю тебе. Я буду направлять тебя, но также и выслушивать твое мнение»

То, что у всадника в руках тяжелая жердь, не является причиной, чтобы не поддерживать себя и не сидеть спокойно на лошади, позволяя ей приподниматься под всадником.

В working equitation лошади часто приходится двигаться на высокой скорости и совершать очень резкие повороты или вращаться несколько раз подряд. Лошадь отвечает за свой баланс, а всадник за свой. Всадник смещается по направлению движения, облегчая седалище, чтобы освободить спину лошади и помочь ей достичь сбора и сделать как можно лучший поворот.

А иногда это просто время повеселиться и позволить лошади сказать свое слово. Динамико любит такую разгрузку на галопе, и Маноло дает ему эту возможность.

Маноло Мендес совместно с Кэролайн Ларруил (источник); перевод Валерии Смирновой.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования