Статьи, Скотт Хасслер: о сборе с проводимостью и желанием двигаться вперед | Prokoni.ru

Скотт Хасслер: о сборе с проводимостью и желанием двигаться вперед

30 августа 2018 г.
Автор - Скотт Хасслер

Скотт Хасслер: о сборе с проводимостью и желанием двигаться вперед

Обучение сбору – один из важнейших аспектов обучения лошади и всадника. Невозможно добиться хорошего сбора, если ни лошадь, ни всадник не понимают, чего именно им нужно достичь и как. Давая определение сбору, мне нравится использовать слово «сжатие», потому что когда вы сжимаете что-то вроде пружины, оно стремится высвободиться. Если вы возьмете пружину длиной 30 см и сожмете ее до 3 см, она захочет высвободиться, достичь исходного состояния. Если вы думаете о сборе, как о «сжатии, которое хочет высвободится», вы «в игре», поэтому не забывайте об этой концепции!

Скотт Хасслер на Harmony’s Diamo Gold, 9-летнем ольденбургском мерине от DiMaggio. Пара демонстрирует сбалансированный собранный галоп в горку перед переходом в средний галоп.

Степень сбора

Сбор вводится уже на втором уровне подготовки, но лишь немногие лошади действительно собираются на этом этапе их обучения. На третьем уровне лошадь уже должна обладать хорошим, зрелым сбором. Как судье, оценивающему молодых выездковых лошадей, мне приятно наблюдать, как в свои 4-5-6 лет лошади демонстрируют подготовку и внутреннее понимание того, как именно следует использовать свое тело в сборе. Зачатки хорошей техники они впоследствии будут отрабатывать и развивать с годами. По мере их взросления сбор будет становиться более высоким, более устойчивым, качественным и стабильным. Так, очевидно, что большепризная лошадь обладает более стабильным подключением и каденцией, чем лошадь третьего уровня, и это напрямую связано с уровнем ее сбора.

Что такое идеальный сбор?

Я часто вижу всадников, на чью работу приятно посмотреть, когда их лошади двигаются галопом выразительно и энергично. Однако, когда я прошу, чтобы мне продемонстрировали собранный галоп, качество часто теряется. Суть в том, что сбор должен делать лошадь более, а не менее эффектной, чем она выглядела ранее. Если лошадь теряет выразительность, подъем, красивый контакт, энергию, плавность аллюра или движения ног, мы не можем быть удовлетворены тем сбором, которого от нее добились.

По мере того, как сокращается площадь покрытия грунта при повышении сбора, лошадь поднимается выше. С самого начала лошадь должна проявлять склонность к тому, чтобы опускать круп, поднимая перед.

Важность ритма

Ритм это ключ к расслаблению. Если лошадь не расслаблена, она не может изменить свое тело так, как этого требует сбор (сжатие). Работая над упражнениями, которые я приведу ниже, концентрируйтесь на регулярности ритма и темпа. Если вам на каком то уровне станет некомфортно, идти дальше не следует.

По мере того, как вы запрашиваете определенную степень сбора, вы должны чувствовать постепенное, но энергичное «скручивание пружины», ваша лошадь должна подняться намного выше. У нее с самого начала должна быть тенденция к опусканию крупа и подъему переда. Ваша лошадь должна это четко понимать.

Позднее, когда вы попросите о высшей степени сбора (например, во время подготовки к пируэту в программе Малого приза), ваша лошадь будет знать, как сжать или собрать себя, опуская круп вниз и поднимая плечи. Когда вы будете переходить от более широкого галопа к собранному, она будет руководствоваться той же концепцией.

Сбор требует невероятной способности общаться с телом лошади. Вы должны быть в состоянии показать лошади, как собраться плавно, не сбегая от вас, не отставая задом и не вываливаясь вправо или влево. Эти виды сопротивления часто оказываются просто недостатком понимания лошади.

Ниже я приведу несколько упражнений, которые я использую, чтобы помочь моим лошадям понять суть сбора.

Собираем галоп

Галоп – это природный аллюр, работая с которым можно научить лошадь собираться, потому что она от природы может двигаться на галопе и очень быстро, и почти не сдвигаясь с места. Рысь – это более искусственный, более сложный аллюр, поэтому давайте начнем с галопа.

Я обучаю собранному галопу двумя способами. С одними лошадьми мы начинаем с упражнения «Обучение по цифрам», а с другими - с упражнения «Быстрое изменение баланса». При этом, в итоге ваша лошадь должна будет понять оба упражнения.

Ритм и линия верха

Вы никогда не перегрузите лошадь, если: а) у нее есть ритм и б) ее верхняя линия мягкая и податливая, настолько, что лошадь может принимать от вас «сообщения».

Вот как вы должны воспринимать эти два качества:

Ритм. Средства управления должны воздействовать на лошадь в соответствии с ритмом аллюра. Вы должны подавать сигналы с адекватной силой и своевременно, чувствуя движения своей лошади. Без ритма у вас не будет доступа к ее спине, в результате чего она закрепостится, и у вас не будет возможности усилить средства управления. Если вы усилите средства управления при закрепощенной верхней линии, лошадь замкнется и заблокируется. Если есть ритм, вы сможете четко объяснить лошади ваши просьбы.

Верхняя линия. Когда вы пытаетесь согнуть лошадь под седлом, ее верхняя линия должна быть податливой, чтобы вы могли придать ей форму. Спина лошади должна быть способной принимать нужную форму, быть гибкой и мягкой. Вы должны чувствовать, что верхняя линия - это пластилин, и вы можете лепить из него.

Поддерживая ритм и сохраняя линию верха не закрепощенной и гибкой, вы не спровоцируете лошадь, не перенапряжете ее, так как сможете передавать сообщения четко и ясно. Вы с легкостью сможете добавить больше энергии, больше выражения и легко быстро изменить баланс.

Упражнение 1. Обучение по цифрам

В этом упражнении я прошу лошадь собираться очень постепенно, думая о ритме и скорости галопа, или о покрытии дистанции с каждым его шагом. Чтобы было понятнее, мы можем исходить из того, что скорость качественного рабочего галопа составляет 15 миль в час, собранного галопа лошади третьего уровня подготовки - 12 миль в час, а собранного галопа, необходимого для Малого Приза, - 10 миль в час. Наконец, скорость максимально собранного галопа на пируэте составляет всего 1 милю в час.

Как же нам регулировать скорость от 15 миль в час до 12, 10 и, наконец, до 1? Попробуйте это упражнение, чтобы обучить свою лошадь качественному сбору.

Для лошади, которая только учится сбору:

Шаг 1. Начните с рабочего галопа, двигаясь со скоростью 15 миль/ч. В пределах ритма галопа перейдите к скорости в 14 миль в час. Соответствующее небольшое уменьшение покрытия земли должно привести к увеличению активности. Ритм не должен изменяться, замедляться или становиться напряженным. Контакт должен оставаться неизменным. Как только и вы, и лошадь будете комфортно себя чувствовать на скорости 14 миль в час, попробуйте перейти к 13, а затем к 12. Когда на скорости 12 миль в час галоп будет удобным и качественным, попробуйте перейти к 11, а затем к 10.

Шаг 2. Медленно, шаг за шагом, от собранного галопа скоростью 10 миль/ч вернитесь к галопу в 11 миль в час, а затем постепенно восстановите изначальный рабочий галоп (15 миль/ч).

Для обученной сбору лошади:

Шаг 1. Лошадь, которая едет Малый Приз, уже обладает собранным галопом, скорость которого составляет около 10 миль в час. Попросите от нее 9, и, если эти 9 ощущаются удобными, вы сможете перейти к 8, далее – к 7. Добейтесь комфортных 7 и переходите к 6. Сделайте 6 удобными и перейдите к 5 и т.д.

Шаг 2. Затем вернитесь к 10, шаг за шагом.

Чему обучается лошадь? У вашей лошади должны появиться опыт, чувство и понимание постепенного использования ритма, чтобы она могла опустить круп, поднять плечи и сдвинуть баланс назад. Поскольку упражнение носит столь постепенный характер, его преимущество состоит в том, что оно создает уверенность, а также понимание. Этот метод идеально подходит для нервных и чувствительных лошадей. Но позже вам придется сделать работу более зрелой, вы должны уметь проходить через все «цифры», не теряя ни одного из этих положительных качеств. В результате даже нервная, чувствительная лошадь в конечном итоге сможет понять упражнение 2 - «Быстрое изменение баланса».

Чему обучаетесь вы? Всадник, который просит о сборе постепенно, развивает тенденцию использовать средства управления более адекватно и ритмично, чем всадник, который пытается совершить внезапное изменение темпа и уровня сбора (такой всадник может получить склонность к хватанию и зажатию лошади).

В конечном счете цель упражнения состоит не только в том, чтобы постепенно пройти через «цифры». Вы должны научить лошадь быстро сдвигать равновесие, не теряя плавности в работе спины, и других основных качеств. Сила и сжатие не должны прерываться, лошадь не должна терять равновесие, она не должна чувствовать напряжения, демонстрируя его ушами и хвостом. Она не должна чувствовать себя по-другому в контакте. Вы узнаете, как удовлетворить потребности вашей лошади, будь она ленивой или горячей.

Полуодержки и полуостановки

Полуодержки отличаются от полуостановок. Я хочу прояснить эту разницу и в моем обучении, и в моей езде. Полуостановки – это инструмент для коррекции, который говорит лошади, например: «Пожалуйста, прекрати валиться в сторону» или «Ты не достаточно хорошо сделала это». Полуостановка – это инструмент, который возобновляет баланс или возобновляет внимание лошади к средствам управления всадника. Эти коррекции нужны, и они отличаются от полуодержки.

Полуодержки – это, скорее, инструменты улучшения, а не коррекции. Полуодержка – это прекрасная вещь, которая говорит «Продолжай танцевать». Когда вы наблюдаете за парой на танцполе, вы никогда не увидите закрепощенности и зажатости. Полуодержка – это улучшающее средство коммуникации между лошадью и всадником, которое дает возможность что-то усовершенствовать. Когда судья говорит, что хочет видеть больше полуодержек, он не имеет ввиду, что хочет видеть больше исправлений; он хочет видеть больше улучшений, хочет, чтобы что-то стало идеальным. Полуодержки помогают лошади, прежде чем она потеряет баланс. Делайте больше полуодержек, когда лошадь работает хорошо. Не ждите, пока потеряется качество, потому что тогда будет поздно.

Когда что-то идет не так

Когда что-то идет не так, старайтесь думать с точки зрения лошади. Ошибочно думать с точки зрения всадника (она тянет, она торопится, она не слушает шенкель, она на переду, она убегает из-под меня), потому что лошади часто нужно объяснение: «Тебе надо сместить баланс», «Тебе надо быть более выразительной». Думайте на ее языке. Что ей нужно? Ей нужен ритм, ей нужна гибкость, ей нужна прямолинейность. Ей нужно понять.

Упражнение 2. Быстрое изменение баланса

С более ленивой лошадью вы сможете быстрее приступить к изменению баланса, чтобы добавить ей немного энергии и вдохновения, а затем сделать ее более гибкой. В работе с ленивой лошадью вам нужно будет, чтобы изменение баланса говорило ей: «Давай! Проснись и сделай это сейчас!» Затем, после того как ваша лошадь «проснется», вы вернетесь к Упражнению 1, плавно пройдя через цифры и добиваясь красоты движений. С чувствительной лошадью после того, как вы постепенно прошлись по цифрам, нужно научить ее изменять баланс быстро, потому что этого часто требует практика.

Все лошади должны выполнять упражнения в обоих направлениях. Вы должны добиваться, чтобы лошадь выполняла поставленные задачи плавно, сохраняя ритм, чтобы ей было комфортно. Вам нужно стремиться к полному балансу.

Как выполнять упражнения?

При выполнении упражнений выясните, какие линии и фигуры лучше всего подходят вашей лошади (возможно, прямые линии или дуги). Ваша лошадь лучше работает на 20-метровом круге, короткой диагонали, длинной стенке манежа, контргалопом?

Мы недостаточно поговорили о сборе на контргалопе. Некоторые лошади легче собираются именно таким образом, возможно, потому, что вес головы и шеи больше не находится на внутреннем плече, поэтому лошади становится легче и свободнее, и она может с легкостью отталкиваться от земли. Кроме того, лошади легче выровняться, а внутренний повод всадника не блокирует ее, что позволяет внутренней задней ноге ступать под корпус, она не блокируется и не сдерживается внутренним поводом. По этим причинам поработайте над контрпостановлением и контрсгибанием , но после вернитесь к правильным постановлению и сгибанию. Исследуйте пути лучшего достижения сбора на галопе.

Сбор на рыси

Для меня сбор на рыси отличается совсем другими ощущениями. Принципы того, чего мы хотим достичь в сборе, одинаковы, но способы, которыми мы его создаем, совершенно другие. На рыси мы должны быть очень осторожны, чтобы не путать ритм и темп собранной, средней и прибавленной рыси и пиаффе.

Эти механизмы должны быть хорошо наработаны и поняты для лошади. Так, например, собранная рысь не может стать пассажем. Таким образом, «цифры» - это неестественное упражнение для рыси, и оно может запутать лошадь. Лошадь должна изучить свою рысь для выступления в сборе любой степени. Например, рысь лошади третьего уровня будет иметь другую степень сбора в отличие от рыси большепризной лошади. Ключ к развитию сбора на рыси – правильное использование полуодержек.

Хасслер верхом на Diamo Gold Harmony демонстрирует окончательную степень сбора при выполнении образцового пиаффе. Лошадь проводима и движется в горку.

Энергичное расслабление

Расслаблению сопутствуют мягкая и расслабленная спина и доверие средствам управления всадника. Расслабление может быть приятным и подталкивающим к лености, но сбор подразумевает энергию. Если же энергия может перекрыть расслабление, мы получим закрепощение. Если вы сможете достигнуть расслабленности, не теряя энергии, вы «в игре». Вам нужны оба качества.

Полуодержка

Это прекрасный легкий способ попросить вашу лошадь подключиться и сдвинуть равновесие на зад, не теряя ритм, расслабление или любой аспект контакта. Полуодержка сообщает вашей лошади: сдвинь равновесие и сожми пружину, сохраняя при этом свою прекрасную энергию, гибкость и контакт.

Спросите себя: когда я делаю полуодержку, получаю ли я сжатие и активность, или я получаю сплющивание, замедление, потерю энергии, или сопротивление?

Как обучать лошадь?

Принципы те же, что и на галопе. Вы начинаете с малейшего изменения импульса, во время которого вы не покрываете столько же земли на рыси, и чувствуете, что ваша лошадь понимает принцип смещения своего баланса и подключения.

Когда это выполняется правильно, лошадь сжимает пружину, опускает круп, поднимается в холке, и аллюр становится более красивым, с лучшей каденцией, приглашая к переходу в пиаффе или пассаж. Если полуодержка выполнена плохо, то переход от рыси к пиаффе не будет красивым.

Только когда полуодержка будет хорошо выполнена, мы получим право просить больше импульса, например, во время прибавки. Если полуодержка неритмична, неэффективна и сложна, вы не имеете права добавлять давление из седла. Иначе лошадь может начать волноваться, бояться, убегать.

Полуодержка - это способ дать лошади понять, как настроить ее тело и разум для того, чтобы управлять аллюром. Когда лошадь осознает полуодежку, она поймет, как степень ее сбора может стать выше. Когда всадник учится ездить вперед к большей степени сбора без потери ритма или гибкости, у него появляется ключ к развитию сбора.

Высокая степень сбора при помощи ассистента с земли

Сбора можно достичь при помощи ассистента с земли, как со всадником в седле, так и без. У этих двух методов есть свои плюсы и минусы. Если у вас есть квалифицированный помощник, работающий с лошадью, которая ему доверяет, без всадника в седле, вы можете избежать давления, которое может быть спровоцировано противоречивыми посылами из седла. В этом случае вы никогда не нарушите уверенность в партнерстве лошади и всадника, и их коммуникации всегда будут иметь одинаковое значение.

Помощь с земли может создать уверенность, силу и выражение. Здесь Хасслер помогает своей дочери Саре, которая едет на Harmony’s Davidoff Hit.

Лошадь может изучить концепцию сжатия и начать прислушиваться, не нарушив доверительных отношений со всадником. В одних ситуациях это превосходно. В других же лошадь может начать нервничать без всадника, а напряжение ухудшает ситуацию. Лошадь может закрепостить линию верха, потерять ритм или даже начать козлить. В этом случае опытный всадник может обеспечить гибкость, стабильность и уверенность, в то время как ассистент с земли помогает, обеспечивая стимул для выполнения пиаффе. Всадник делает именно то, что мы обсуждали в этой статье, - обеспечивает гармоничную, гибкую линию верха, прежде чем просить пиаффе.

Работа в руках - это не просто инструмент обучения; это также фитнес-инструмент. Некоторые люди говорят: «Я работаю с земли, пока лошадь не поймет задачу, потом это перестает быть». На мой взгляд, это не совсем правильный подход.

Когда вы работаете с помощником, ваши средства управления могут быть очень тонкими, потому что лошадь видит ассистента и положительно реагирует на него, в результате чего вы никогда не попадете в ситуацию, когда лошадь начнет бороться, а вы будете вынуждены применять все более строгие посылы. Ассистент с земли может стать своеобразной «программой поощрения», поэтому всадник может оставаться мягким и эластичным, а лошадь будет развивать физическую форму, пока работа не станет для нее легкой.

Я стараюсь подыскивать наилучший способ обучения для каждой лошади. Некоторым лошадям работа на земле не подходит, потому что они начинают нервничать. Это вопрос изучения и выяснения того, что будет лучшим для вашей лошади.

Скотт Хасслер (источник); перевод Валерии Смирновой.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования