Интервью: беседа о выездке с Ингрид Климке
Беседа о выездке с Ингрид Климке
Пятикратная участница Олимпийских игр, всадница, знаменитая своими выдающимися достижениями в выездке и троеборье, Ингрид Климке стала достойной продолжательницей дела своего покойного отца - мастера выездки Райнера Климке.
Родившаяся в Мюнстере (Германия) в 1968 году, Климке с детства принимала участие в соревнованиях по выездке, конкуру и троеборью. Годы тренировок сделали из Ингрид не только высококлассную всадницу, но и превосходного берейтора. Являясь сторонницей классических методов обучения лошадей, Ингрид, тем не менее, настаивает на том, чтобы развивать тесную связь со своими лошадьми, работать, не перегружая их. «Необходимо развить в лошади уверенность и желание показать себя лучше», - говорит она.
Ингрид Климке и SAP Escada FRH.
Среди многочисленных достижений Климке - ее умение тренировать молодых лошадей. На протяжении многих лет она соревновалась на молодых лошадях на одном из крупнейших в мире турниров для молодых лошадей - Bundeschampionate в Варендорф. Ежегодно Bundeschampionate принимает лучших молодых лошадей Германии, которые соревнуются за право стать обладателем одного из титулов Национального чемпиона в различных дисциплинах и возрастных группах.
Мне посчастливилось побеседовать с Ингрид и узнать, как она работает своих молодых лошадей, продвигая их от уровня к уровню вплоть до Большого Приза.
- Путь лошади от Bundeschampionate в Варендорфе до Гран-При долог. Только очень немногие опытные всадники и тренеры могут подготовить молодую лошадь-чемпиона, а затем ее же вывести на международный ринг Гран-При. Почему?
- Чтобы подготовить большепризную лошадь ее тренеру требуется много знаний и опыта. И при этом не каждое партнерство "всадник-лошадь" срабатывает. Не каждому квалифицированному тренеру может повезти работать с лошадью, которая останется в хорошем состоянии, спустя время, но мы все же можем видеть, что большепризных лошадей становится все больше, поэтому определенно большее количество тренеров преуспевают. Выездка стала гораздо более популярной за пределами Европы и Северной Америки. И заводчики, и тренеры становятся все более квалифицированными, поэтому их труд вознаграждается успехом.
- Какие трудности ожидают тренера после победы его лошади в классе FEI для 6-летних молодых лошадей «Young Horse» и при последующем переходе в первый класс выездки для молодых лошадей уровня M (самый высокий уровень, доступный шестилетним лошадям в Германии)?
- Главное - избежать резких изменений в процессе повседневной работы. Обучение продолжается, и мы используем упражнения для развития мышечной силы для того, чтобы лошадь смогла нести себя самостоятельно, а также боковой гибкости. Нужно помнить о том, что стандарт, который ожидают увидеть судьи, возрастает от теста к тесту. Единственным дополнительным требованием в тесте M-уровня является осаживание. Основное различие между оцениванием тестов «Young Horse» и стандартными техническими тестами заключается в том, что судьи тестов «Young Horse» совместно обсуждают оценки за аллюры и потенциал лошади. Они дают обзор ее характеристик и потенциала для принятия участия в соревнованиях по выездке, не ставя оценки отдельным движениям, тогда как в тесте М, как и во всех технических тестах, судьи сидят отдельно и каждое движение оценивается по сумме баллов в конце.
- Каждая ли лошадь при условии хорошего происхождения, экстерьера и работы с ней хороших всадника и тренера может иметь шанс подготовиться к Bundeschampionate и двигаться далее по всем уровням обучения вплоть до Гран-При?
- Важно, чтобы молодая лошадь продемонстрировала своим темпераментом и уровнем зрелости, готова ли она и способна ли участвовать в тестах FEI «Young Horse». Даже в руках лучших тренеров некоторым талантливым молодым лошадям может потребоваться больше времени, чтобы созреть физически и / или умственно, чтобы справиться с задачами соревнований. У многих появляется соблазн форсировать молодую лошадь, «подгоняя» ее под требования этих уровней, чтобы показать ее на боевом поле. Мы должны быть достаточно мудрыми, чтобы поставить благополучие лошади на первое место и быть честными с самими собой, оценивая степень готовности каждой лошади к определенной работе. Многие талантливые лошади, которые оказались не готовы к тестам «Young Horse», в итоге продолжают соревноваться на высших уровнях. Участие в турнирах Bundeschampionate не дает гарантию будущего успеха лошади, так же и неучастие лошади в них не говорит о том, что она не сможет в последствии ехать Гран-При.
- Даже на Олимпийских играх мы иногда видим, как лошадь демонстрирует недостатки собранного шага (например, бочит). Какие наиболее распространенные ошибки в работе, ухудшающие шаг, Вы можете выделить?
- Работать с шагом надо очень осторожно. Реакцией некоторых лошадей на сбор может стать потеря идеального четырехтактного ритма. Мы должны убедиться, что, добиваясь от лошади сбора, мы не закрепощаем ее спину и шею. Нам нужно давать лошади растягиваться на свободном поводу, чтобы раскрепощать спину. Есть лошади, склонные к тому, чтобы бочить. Им могут помочь такие упражнения, как плечо внутрь и кавалетти на шагу. Они возвращают шагу правильную последовательность. К сожалению, если лошадь демонстрирует заметные отклонения на этом аллюре, мы не можем ожидать, что судьи проигнорируют их.
- А как лучше работать с лошадьми со слишком длинным шагом?
- Слишком длинный шаг действительно может представлять проблему, но не всегда. От таких лошадей не нужно просить слишком много сбора и слишком быстро. Если мы потеряем правильный ритм шага, то потеряем все, к чему стремимся, все, что может улучшить способность лошади нести себя, потеряем гибкость и гармонию со всадником. Здесь вам на помощь снова придут кавалетти. Шаг по ним заставит лошадь двигаться в правильном ритме.
- Как бы вы исправили лошадь, которая напряжена на собранном шагу и испытывает недостаток проводимости?
- Важно найти источник напряжения. Если это предугадывание (лошадь предугадывает посылы и сигналы всадника), то всаднику придется стать более непредсказуемым: собирайте лошадь на несколько секунд, а затем отдавайте повод и двигайте ее вперед или просите какое-то боковое движение. Иногда более длительное отшагивание в начале тренировки может лучше расслабить лошадь, и, опять же, всегда хорошо иметь в манеже кавалетти. Избегайте слишком сильного давления на лошадь - вы рискуете испортить тренировку, которую и вы, и лошадь впоследствии будете вспоминать с негативом.
- На тестах FEI «Young Horse» лошади поощряются к движению «большими» и выразительными аллюрами. Как вы начинаете тренировать ту же лошадь делать более короткие и быстрые шаги рысью, не блокируя ее и не взывая в ней напряжение?
- Да, экспрессивные движения иногда могут стоить нам очень дорого. Бывают моменты, когда мы видим короткую и закрепощенную шею, а спина лошади теряет гибкость. Как и в любом хорошем обучении, цель заключается в том, чтобы помочь лошади достичь ее спортивного потенциала, сохранив при этом ее здоровье и душевное благополучие. Если я собираюсь работать на такой напряженной лошади, я должна сначала позволить ей правильно растянуться спиной на контакт. Если поначалу сделать это будет сложно, это упражнение окажется нашим единственным упражнением за текущую тренировку. Мы также можем заново настроить рабочую рысь, чтобы, когда мы приступим к сбору, нам пришлось бы лишь сократить шаги и увеличить каденцию, не провоцируя появление напряженности.
- Как вы переводите эту работу в переходы пассаж / пиаффе?
- Мы хотим, чтобы лошадь быстро отвечала на средства управления, но не теряла свой естественный ритм и темп. Этот уровень сбора требует, чтобы лошадь была достаточно сильной, чтобы переносить больше веса на заду. Чтобы это произошло, лошадь должна позволить всаднику подключить ее задние ноги, сохраняя положение затылка. Для этого она уже должна очень легко отвечать на сигналы седалища, шенкелей и рук. Переходы нуждаются в практике. В момент перехода в пиаффе лошадь может совершить ошибку и перейти в шаг, если полуодержка была ей непонятна. Переход вперед к пассажу – это момент, когда потеря подключения приводит к нескольким шагам собранной рыси. Напряженность может закрасться, когда лошадь предвидит эту степень сбора, и тренер должен чувствовать способность лошади оставаться уверенной и расслабленной в этой работе. Будьте всегда готовы хорошо похвалить лошадь и дать ей лакомство.
- Как вы нарабатываете галоп при подготовке к пируэтам?
- Возможно, вы слышали замечания судей о работе на галопе. Они любят говорить, что лошадям не хватает «прыжка». Но прыжки - это одна из тех вещей, которую любят все мои лошади. Помогает нам и работа с кавалетти. Она очень полезна в развитии мышц спины лошади. Мы меняем расстояние между препятствиями, чтобы поощрить некоторое сокращение или удлинение шага галопа. Когда дело доходит до пируэтов, я считаю, что всех нас учили, что мы должны иметь возможность собирать галоп и выходить из сбора по прямой, прежде чем просить о повороте. Это очень хорошо по многим причинам. Это учит лошадь, что, возможно, мы делаем пируэт, а, возможно, и нет!
Ингрид и SAP Escada FRH демонстрируют отличный галоп "в горку".
- Какие упражнения вы используете для наработки соответствующего собранного галопа в рамках подготовки к менкам в воздухе?
- Нам не нужен специальный собранный галоп для менок. Если лошадь может нести себя самостоятельно, и мы можем ее собрать, самое главное - чтобы менки были чистыми, проводимыми, и лошадь четко, выразительно двигалась вперед.
- Ваш подход к перекрестному обучению не только помогает в сохранении физического благополучия лошади, но и в поддержании ментальной гармонии между лошадью и всадником. Можете ли вы объяснить этот метод и его преимущества?
- Я думаю, нам всем нравится уходить из офиса, приезжать на конюшню и отправляться с лошадью в поле на прогулку. Если мы берем очень молодую лошадь, всегда нужно несколько старших, которые придадут ей уверенности. Это хорошо для лошади - она начинает понимать, как она должна двигаться на естественном грунте, понимать, что снаружи конюшни есть холмы и реки, и все это безопасно, но ей нужно быть и внимательной. Мы любим брать в поле и выездковых, и троеборных лошадей - всех вместе.
- Лошади, специализирующиеся в различных дисциплинах конного спорта, нуждаются в развитии различных групп мышц. Как вы развиваете молодую лошадь, ожидая от нее в дальнейшем участия в Гран-при?
- Различия не так уж велики. Мы все работаем над тем, чтобы сделать лошадей гибкими и сильными, податливыми и послушными. Хотя верно то, что троеборным лошадям нужен более свободный размашистый галоп, выездковым лошадям также полезно работать на хорошем галопе, чтобы развивать свой полный диапазон движения.
- В чем, по вашему мнению, самое большое отличие между большепризной выездковой лошадью, которая была обучена по вашей системе со множеством вариантов работы, и теми лошадьми, кто провел всю свою жизнь в манеже?
- Практика показывает, что многие лошади могут пережить постоянное пребывание в манеже, смириться с рутиной. Но, если мы думаем о психологическом благополучии лошади, то нужно помнить, что они животные, и вполне нормально, если вы разрешите им выезжать с вами в лес или поле, а также гулять на свободе в леваде.
- Вы стараетесь направлять современный мир выездки в более позитивном направлении. Как вы себя чувствуете, зная о своем большом влиянии?
- Это большая ответственность. Но мой отец, д-р Райнер Климке, научил нас всех уважать лошадей и учиться у каждой из них, даже когда мы их тренируем. Мой успех связан с тем, что я получила от него, и каждый день я пытаюсь представить, как бы он решал конкретную проблему.
- Что бы вы посоветовали молодым, стремящимся к успеху тренерам?
- Подбирайте для себя наставников, чьи лошади счастливы в работе. Будьте готовы улучшать свою езду каждый раз, когда вы в седле. Пользуйтесь возможностями и берите уроки и мастер-классы у специалистов. Проявляйте терпение по отношению к лошади и всаднику.
- До сих пор вы были очень успешны. И впереди у вас долгие годы карьеры. Что бы вы хотели в итоге оставить в качестве своего наследия?
- Я была бы счастлива, если бы оправдала ожидания моего отца и продолжила его начинания, его наследие профессионального и мягкого, сочувствующего лошади тренинга.
«Цель заключается в том, чтобы помочь лошади достичь ее спортивного потенциала, сохранив при этом свое здоровье и умственное благополучие». Ингрид Климке с SAP Geraldine.
Шерил Вайлли (источник); перевод Валерии Смирновой.