Тренеру на заметку: помогите ученикам справиться со страхами
Тренеру на заметку: помогите ученикам справиться со страхами
Я думаю, что любой, кто когда-либо ездил верхом на лошади, находясь в седле, хотя бы раз испытывал страх или волнение.
Если вы инструктор по верховой езде, особенно, если вы работаете с начинающими всадниками, вам придется научиться профессионально помогать тем своим ученикам, которые испытывают страх. Работа с ними требует времени и терпения. Я хочу поделиться своим опытом в этой сфере, рассказать о том, что на протяжении многих лет помогало мне справляться с такими проблемами.
Ученики храбрые и не очень
Естественно, что одни всадники бывают более пугливыми, чем другие. Я занималась с детьми, которые с радостью согласились бы прыгать через препятствия на первом же своем занятии, если бы я позволила им это. С другой стороны, я учила детей, с которыми пришлось потратить уйму времени только на то, чтобы они не боялись ехать галопом.
Я сама изначально не ощущала себя уверенной в общении с лошадьми. Будучи маленькой девочкой, я мечтала ездить верхом и всегда с нетерпением ждала своих тренировок, но, как только я оказывалась на лошади, меня охватывал ужас. При этом, для него не было причин – я ездила на хороших лошадях и занималась с опытными инструкторами. Я помню, как моя бабушка спросила мою маму, почему она заставляет меня ходить на занятия каждую неделю, если я боюсь. Причина заключалась в том, что моя мама видела, как сильно я хочу ездить на лошади. Всю неделю между тренировками я говорила о лошадях и о том, как я буду ездить. Но, когда наставал день Х, все менялось. Оглядываясь назад, я понимаю, что это было глупо, но, что было, то было.
Как инструкторы, мы должны быть внимательны к страхам учеников, даже если они их скрывают. Наша цель – обнаружить проблему и помочь ученику справиться с ней.
Никто из инструкторов в моем детстве ни разу не спросил меня, почему же я боюсь. Я уверена, что у меня не нашлось бы ответа. Я хотела знать о лошадях все и быть рядом с ними, я любила все, что касалось лошадей. Но в реальной жизни лошади были огромными, а иногда и упрямыми, и маленькому ребенку было трудно контролировать свой испуганный внутренний голос, и он начинал заглушать команды инструктора, когда все начинало становиться немного шатким.
Замените страх перед лошадью уважением к ней
Постепенно, не торопясь, развиваясь на правильных лошадях с правильными учителями, я стала уверенным всадником. У меня было множество сумасшедших моментов, и я получила немало переломов. Прививая всаднику уверенность в себе, надо учить его и здравому смыслу. Он должен четко осознавать тот факт, что мы имеем дело с крупными животными, которые мыслят не так, как мы. Рассказывая своим ученикам о природе лошади и объясняя им, что это животное-жертва и его инстинкты часто заставляют его реагировать иначе, чем нам бы хотелось, вы очень поможете и им, и себе. Здравый смысл заключается в том, что, чем больше мы знаем о 500-килограммовом звере, на котором сидим, тем лучше мы справимся с ним.
Познакомьтесь и постройте отношения
Если вы от природы храбрый и уверенный всадник, никогда не слышавший внутренний голос, твердивший «что если…?», вам очень повезло, потому что, чтобы преодолеть этот голос требуется упорство. Поставьте себя на место ученика!
Иногда мне кажется, что инструкторы и уверенные всадники забывают, что значит не знать, чего ожидать, или просто, что значит бояться. Наблюдение за разными учениками в течение последних 20 лет и за тем, как они преодолевают свои страхи, помогло мне лучше понять, как помочь кому-то преодолеть их.
Только потому, что вам, как инструктору, что-то кажется совершенно не страшным, это не значит, что ваш ученик не имеет права бояться. Как инструкторы, мы должны помнить, каково это - не знать, что делать со своим телом, чтобы заставить лошадь наконец-то себя услышать, удивляться новым реакциям лошади.
Вам необходимо убедиться, что вы сформировали связь со своим учеником. Попробуйте разговаривать с ним – не только о лошадях (о семье, школе, о домашних животных, обо всем). Вам нужно, чтобы ученику было комфортно и легко разговаривать с вами. В этом случае, когда ему будет тяжело и он начнет нервничать, он не будет бояться (или стесняться) поговорить с вами и рассказать, что происходит.
Вы должны общаться с детьми, которых обучаете, - именно так они учатся доверять вам. Это также помогает им расслабиться.
Если передо мной новичок, и я вижу, что он сильно боится, я потрачу весь урок на объяснения, а он будет просто сидеть на лошади, которую я буду водить на чомбуре по манежу. Я поговорю с ним о нем самом. Это помогает новичку расслабиться и забыть о своих страхах. Чем больше его ум успокаивается, тем больше расслабляются его мышцы, и тогда ученик может начать действительно слушать ваши инструкции и формировать мышечную память, необходимую для того, чтобы получить в итоге сбалансированную посадку.
Проявляйте наблюдательность
Вы можете помочь себе в своем инструкторском деле, если будете уделять больше внимания языку тела вашего ученика - не только, когда он едет на лошади, но и на земле. Вы можете о многом сделать выводы, понаблюдав, как ребенок ведет себя на первой встрече с вами. Если он краснеет, смотрит вниз и отклоняется назад, он, вероятно, застенчив и пуглив. Эти его качества могут проявиться сильнее, когда ему придется делать новые для себя месте в новом месте. Сделайте все, что нужно, чтобы заставить ученика расслабиться и почувствовать себя комфортно. Потратив на это время, вы поможете ученику следовать вашим инструкциям, даже если он будет нервничать.
Активные, полные энтузиазма дети также проявляют свой характер. Обратите на него внимание! Такому ребенку нужно будет узнать о том, как его энергия влияет на энергию лошади, о том, что лошади нуждаются в спокойствии всадника.
Решайте проблемы постепенно, шаг за шагом
Видеть борющегося с собой и лошадью ученика, осознавая, что вы говорите ему правильные вещи, но он вас не слышит, очень сложно. Но помните, как громко может кричать голос в его голове, когда он думает, что все идет не так. Когда внутренний голос вашего ученика громче, чем ваш направляющий голос, ничего не выйдет.
Вам нужно выяснить, какого умения ученику не хватает, из-за чего все происходит, из-за чего он не может выполнить вашу команду и работать правильно.
Например, если пони ученика постоянно выдергивает его вперед из седла и начинает пастись, а ученик просто лежит на шее пони и не может поднять его голову вверх, вы не должны продолжать твердить «подними пони голову»! Вам нужно научить его тому, зачем это делать и как. «Почему и как» так же важны, как и реальные шаги в исправлении проблемы.
Вы должны исправить положение шенкеля, чтобы дать ученику лучшую базу поддержки. Поднимите руки ученика - так вы вернете его плечи назад, что, в свою очередь, поможет оторвать от травы голову пони. Напомните ученику, чтобы он продолжал толкать пони вперед, заставляя его работать (он должен работать достаточно усердно и быть достаточно внимательным к всаднику, а не думать о том, чтобы останавливаться и пастись).
Вы должны убедиться, что у ученика есть все инструменты и что он понимает, что и как делать. Более опытных всадников, сталкивающихся с этой проблемой, я побуждаю улучшать посадку и работать в более быстром темпе. Мы делаем это посередине манежа между несколькими конусами до тех пор, пока их посадка не станет крепче и они не начнут ехать увереннее. Затем я разрешаю им вернуться на траву, чтобы с полным знанием дела справиться с коварством пони.
Ваши пугливые или нервные ученики будут быстрее развиваться, если вы попытаетесь максимально разбивать на части навыки, которым вы их учите, чтобы они поняли, почему им нужно что-то делать и как это поможет им контролировать лошадь. Если же ваши нервы на пределе, а кто-то просто повторяет инструкцию, которую вы не понимаете, неважно, сколько раз он ее повторит, ситуацию это не исправит.
Когда и как применять давление?
В некоторых случаях, единственным способом, который может помочь нашему ученику преодолеть страх, - это давление. При этом вы не должны давить на своего ученика, пока не увидите, что он способен выполнить то, что вы просите.
Если вы будете давить на испуганного и не готового всадника, вы сделаете только хуже. Он не сможет действительно разобраться в проблеме, а, напротив, испугается его больше, в худшем случае еще и потеряв к вам доверие.
Если мы не хотим этого, нужно обучать всадника постепенно. Если у него уже образуется тот или иной навык, то, когда всадник испугается, мы сможем немного его подтолкнуть, и он будет знать, что вы объективны, верите в него и не просите сделать то, на что он не способен.
Страх идет рука об руку с разочарованием. Очевидно, мы не можем обещать, что наши ученики никогда не будут разочаровываться, но мы можем избежать этого, убедившись, что они приобретают и уверенно используют один навык, прежде чем переходить к другому. Так можно надеяться, что мы настраиваем учеников правильно, и они будут готовы ко всему, что сделает страшные вещи не такими уж и страшными.
Если ваш ученик работает на правильной лошади и пугается во время обучения чему-либо, лучше, если вы еще пару уроков поработаете над той же задачей на той же лошади. Ученик может воспринять это с неохотой, но мы не должны позволять ему сдаваться. Иногда это означает, что нам, возможно, придется вернуться на пару шагов назад и снова помочь ему обрести уверенность. В процессе вы можете обсудить, как совершенствование именно этих навыков связано с проблемой, с которой он столкнулся. Когда ученик увидит, что может выполнять какие-то вещи инстинктивно, уверенно, не колеблясь, спросите его, как он себя ощущает, понимает ли он, как это соотносится с тем, что его напугало. Готова поспорить: если вы потратите время и ненадолго вернетесь назад, показав всаднику, как все работает, в следующий раз он будет куда более уверен.
Нужно ли часто менять лошадей?
Мы хотим, чтобы ученик понимал, что он может добиться успеха на любой лошади. Ничто не придаст ему больше уверенности, чем это. Очевидно, что это правило не работает, если лошадь, которую всадник боится, действительно ставит его под угрозу. Однако, если вы хорошо знаете своих всадников и своих лошадей, это никогда не будет проблемой.
Общий страх, который посещает всех неопытных всадников, - непонимание того, как вести себя в новой ситуации. Разумеется, что ни один новичок или пугливый всадник не должен работать с лошадью с опасными привычками. Такие лошади в принципе не должны использоваться в качестве учебных.
Краткое резюме
Попробуйте воспользоваться этими подсказками, и, думаю, вы будете удивлены тем, насколько легко вы сможете помочь своим ученикам преодолеть их страхи. Познакомьтесь с вашими учениками, поговорите с ними, успокойте их, чтобы они могли рассказать вам, что их пугает. Не торопитесь! Давайте будем честны, если ваша основная работа, как и моя, - это обучение начинающих, тогда не надо спешки - вы не готовите их сейчас к Олимпийским играм!
Медленный и устойчивый темп всегда лучше. Если я бы сформировала золотое правило верховой езды, то оно звучало бы так: «Легче потратить время и набраться уверенности, чем возвращаться назад, когда она утеряна». Помогите ученикам понять, почему вы просите их делать определенные вещи. Мы все чувствуем себя лучше и меньше беспокоимся, когда знаем о том, что мы делаем, больше, не так ли? Верховая езда ничем не отличается от жизни. Убедитесь, что ваши ученики знают, что все в порядке и что им нечего бояться.
Я все время рассказываю своим ученикам некоторые истории о том, чего я действительно боялась и как я смогла преодолеть свой страх. Рассказывая своим ученикам истории о своем личном опыте и борьбе, вы заставите их чувствовать себя лучше, когда они осознают, что преодоление страхов - это всего лишь часть получения общих навыков верховой езды.
Спросите их, что вы можете сделать, чтобы они чувствовали себя более комфортно. Вы можете быть удивлены простыми ответами. Если ребенок особенно нервничает, вы можете спросить совета у его родителей. Ребенок может рассказывать родителям то, о чем он постесняется рассказать вам.
Наша работа – настраивать всадников на успех. Каждый случай при этом индивидуален. Я не говорю, что вы должны менять свою программу или систему. Нужно изменять то, как вы ее преподносите, в зависимости от индивидуальности всадника и его уровня доверия и уверенности.
Эллисон Хартли (источник); перевод Валерии Смирновой.