Интервью с Оганесом Амаляном: "Нам еще предстоит огромная работа"
Представляем первое большое (и очень честное) интервью Оганеса Амаляна, нового помощника главного тренера молодежной сборной Краснодарского края.
В 13 лет он через 3,5 МЕСЯЦА после первой тренировки он оказался в Лос-Анджелесе на чемпионате мира среди детей. Затем была еще одна поездка на ЧМ, на этот раз в Спрус-Медоуз, 4 первенства Европы, громкие победы на чемпионатах России по группе Б, на юношеских первенствах страны, участие в Кубках мэра и Спартакиадах. А на приобретенном из-под седла Оганеса Замире Мария Маденова заняла 7 место на первенстве Европы среди детей. Сейчас Оганесу — 26, он мастер спорта по конкуру и помощник Аркадия Есаяна. Поговорили мы о многом: о прошлых победах, о настоящей работе и о планах на будущее.
Prokoni: Расскажи как ты попал в конный спорт и сколько тебе тогда было лет?
О.А.: Мне было 13 лет, я жил на побережье Черного моря в поселке в Туапсинском районе, куда мой первый тренер Сергей Васильевич Панов привозил лошадей на реабилитацию в конюшню, которая находилась не далеко от моего дома. Как-то раз мы с братом проходили мимо нее, мне понравились лошади. Позже мой брат попросил прокатиться на лошади, и нам разрешили это сделать. Потом второй, третий раз, и меня затянуло.
Prokoni: Насколько быстро стали развиваться события в твоей спортивной карьере?
О.А.: Все развивалось достаточно быстро. Через 2,5 месяца мы уже выиграли заочный чемпионат России среди детей, через месяц поехали в Америку на чемпионат мира среди детей, еще через месяц – в декабре – я выполнил норматив первого разряда. А в 14 лет я уже имел звание Кандидат в мастера спорта. Вот так вот все и закрутилось.
Prokoni: Сколько лет ты тренировался Сергеем Васильевичем Пановым?
О.А.: 8 лет он был моим тренером. Но затем нам пришлось расстаться, так как я вырос из категорий «дети» и «юноши», у меня появились другие потребности. Сергей Васильевич, как известно всем, отличный тренер для детей и для юношей – это его конёк. Он прекрасно знает и понимает, что для того, чтобы успешно выступать среди взрослых всадников, нужны лошади совсем другого уровня, нужны бОльшие денежные вложения. Но он не стремиться к этому, он прекрасно выполняет свою работу, поэтому мы спокойно, как взрослые люди, прекратили сотрудничество и мирно разошлись. Никаких скандалов не было.
Prokoni: Расскажи, чем ты занимался после того, как перестал тренироваться с Сергеем Васильевичем?
О.А.: Я сначала поехал домой, немного отдохнул. Затем поступило предложение о работе от конного завода «Кавказ», который находится в Курганинске, куда меня позвал тренер Владимир Петрович Жердев. Здесь я проработал 2 года, выполнил норматив на звание «мастер спорта». Но затем лошадям, на которых я выступал, уже требовался заслуженный отдых. Я работал молодых лошадей, но конезавод, как и любой завод, был заинтересован в их продаже, и, естественно, всё перспективное молодое поголовье продавалось. Я стал понимать, что оставаясь на этом месте работы, я обречен быть просто берейтором, а меня это не устраивало. Поэтому мы, обсудив данную ситуацию, пришли к выводу прекратить сотрудничество. Здесь все тоже прошло тихо и мирно. А затем я вернулся в Тихорецк и проработал там год. На тот момент у меня была в собственности лошадь, звали его Люпин, там я его продал.
Prokoni: Расскажи нам, пожалуйста, про своего боевого товарища Замира, какой он породы, кто его родители? В каком возрасте он попал к тебе?
О.А.: Замир попал ко мне, когда ему было почти 7 лет. Выступать на нем я стал, когда ему уже исполнилось 7 лет. Порода и его родители неизвестны. Попал он к Сергею Васильевичу, когда ему было 4 года. Рядом с Тихорецком была небольшая деревня, где проводились соревнования по конкуру, куда какие-то ребята привезли Замира выступать, а Сергей Васильевич заметил, что конь отлично прыгал. С очень большими усилиями он выкупил коня у них, но, конечно же, за небольшую сумму. Ну а затем получилось так, что Замир стал лучшей лошадью на конюшне – все, что самое сложное и самое важное, было выиграно Замиром.
Оганес Амалян и Замир
Prokoni: Какие ты считаешь самые важные были победы и участия в соревнованиях у тебя вместе с Замиром?
О.А.: Были победы на Чемпионатах России по группе Б, на юношеских Чемпионатах России, участие в Кубках Мэра и Спартакиадах. Кроме того, участие в Первенстве Европы.
Prokoni: А когда его заметила Мария Маденова? Как они с вами связались? Как происходила его продажа?
О.А.: Это был 2010 год, в «Битца» проходил чемпионат России. Когда мы приехали туда, люди уже знали, что он продается. В воскресенье я отпрыгал на нем маршрут 145 см по группе Б и выиграл его, это как раз тоже одна из моих самых важных побед. И после этого маршрута его сразу и купили. Обыкновенная продажа – один продает, другой покупает, ничего особенного. Мне было безумно жалко, конечно. В тот день еще был мой день рождения, а Замир продался, я расстроился очень сильно.
Prokoni: Ты интересовался потом его судьбой?
О.А.: Конечно! Мы общались с Машей в социальных сетях, я всегда спрашивал как Замир себя чувствует и все ли у него хорошо. Знать, что у коня все хорошо было для меня главным!
Prokoni: Раз мы заговорили о Первенстве Европы, где ты выступал на Замире, расскажи об опыте, полученном там. Сколько раз ты вообще туда ездил?
О.А.: 2 раза я прыгал чемпионат мира по детям, а затем на протяжении всех 4 юношеских лет я выступал на первенстве Европы. Я могу сказать так, что в то время уровень подготовки всадников и сложностей маршрутов был намного ниже, чем сейчас. Спорт очень сильно прогрессирует, всадники быстрее учатся всему, лошади тоже рождаются с лучшими качествами. В мое время я ездил на первенство Европы практически один, в 2009 году со мной поехал Геннадий Огнев, а в 2010 году мы поехали командой, в которую вошли Мария Бибикова, Анастасия Щербакова, Галина Белецкая и я.
Prokoni: Как вы выступили на том Чемпионате в 2010 году?
О.А.: К сожалению, плохо выступили. Наши лошади не были готовы к этому первенству, они не должны были там прыгать вообще. Но так как в России на тот момент мы были лучшими, то федерация нас туда отправила. Конечно, мы были рады этой поездке, потому что все равно это принесло нам огромный опыт, несмотря на плохой результат. Мы увидели ту атмосферу, посмотрели, как выглядит конный спорт за пределами России, послушали опытных спортсменов.
Prokoni: А какой основной опыт ты вынес из всех этих поездок?
О.А.: Тяжело об этом говорить, если честно. Я не могу акцентировать на чем-то конкретном внимание, но одно могу сказать точно – если бы мне сейчас, при таких же условиях, предложили поехать на первенство Европы, то я бы не знал, что ответить, не знаю поехал бы или нет. Конечно, сказать, что я бы точно отказался – не совсем правда потому, что на тот момент очень хотелось туда попасть, хотя понимал, что ничего хорошего в плане результатов меня не ждет. Но просто даже побывать там уже огромная радость, опять-таки опыт, возможность увидеть живьем лучших из лучших твоих ровесников.
Prokoni: В настоящее время ты уже сам тренируешь детей. Сейчас ты бы отправил их выступать на Первенстве Европы?
О.А.: Нет, конечно! Потому что те ощущения, которые я испытал после финиша, они совсем неприятные, если человек спортсмен и хочет побеждать, то он не должен испытывать такое, это ужасно. Ты финишируешь и понимаешь, что всё очень печально.
Prokoni: То есть ты считаешь, что такой опыт не нужен молодым всадникам?
О.А.: Нужен и он будет, но это не должно быть на первенстве Европы. Здесь выступают сильнейшие спортсмены, и ты должен выглядеть достойно среди них.
Prokoni: Расскажи, что на данный момент происходит в твоей спортивной карьере? Какие у тебя лошади в работе? Где ты работаешь, где тренируешь детей?
О.А.: В настоящее время я тренируюсь в городе Краснодар, в поселке Южный. Там находится КСК «Гасконь». Работаю несколько частных лошадей, которые принадлежат владельцам этого клуба, в частности Аркадию Есаяну, который является старшим тренером детской и юношеской сборной Краснодарского края. А я являюсь его помощником. Кроме того, тренирую одного ребенка, его зовут Александр Червенский, я очень надеюсь, что из него получится отличный спортсмен, я этого очень хочу и сопутствую этому, как только могу.
Prokoni: Расскажи о твоем назначении на должность помощника тренера молодежной сборной. Когда это произошло?
О.А.: В прошлом году в Краснодарском крае многое поменялось, касательно конного спорта. Все спортшколы объединились в одну, сменился состав тренеров. Старшим тренером молодежной сборной Краснодарского края назначили Аркадия Гургеновича, а он в свою очередь решил, что его помощником буду я.
Prokoni: Как ты себя чувствуешь на этой должности? Что входит в твои обязанности?
О.А.: В мои обязанности естественно входит вся тренерская работа, старший тренер занимается по большей части организационными вопросами, а я должен всегда быть на поле. Причем сейчас мы начинаем ездить по всем базам, где тренируются дети и юноши, смотреть на их способности, на их уровень подготовки, на состояние лошадей. Общаемся с их тренерами. Затем планируем провести сборы у нас в клубе. Самая главная задача – собрать детскую и юношескую команды, а затем вывести их в Москву на Спартакиаду, на чемпионат России.
К сожалению, 99% наших юных всадников не представляют, что происходит на самом деле в конном спорте, ведь уровень спорта в Южно-Федеральном округе очень низок, к сожалению. Но я думаю, что я могу им рассказать полезную информацию и помочь, так как у меня как раз есть в этом довольно не маленький опыт и огромное желание помочь юным всадникам развиваться.
Prokoni: Сколько у вас сейчас человек на примете, которых вы бы хотели взять в детскую и юношескую команды?
О.А.: Мы еще не собирали никакие списки, так как, повторюсь, мы только-только вступили в свои должности, с начала 2019 года. Кроме того, нам еще предстоит огромная работа в подборе лошадей под каждого всадника поскольку произошли большие перестановки и с лошадьми и со всадниками – кто-то вырос из категории «юноши» и теперь для них нет лошадей, кто-то вырос из категории «дети» и для них тоже нет лошадей.
Prokoni: Вы будете помогать им приобретать лошадей или вы будете искать всадников, которые уже имеют лошадь?
О.А.: К сожалению, мы не имеем возможности приобретать лошадей, хотя очень хотелось бы, поэтому будем работать с тем, что имеем, а имеем мы лошадей, которые принадлежат спортшколе. Будем что-то придумывать с ними.
Prokoni: На каких турнирах до наступления лета вы планируете смотреть и отбирать всадников в команды?
О.А.: Сейчас у нас будет проходить Кубок Майстренко, это всероссийский турнир, который проводится каждый год. Будут Первенства Краснодарского края, Южно-Федерального округа. Думаю, на этих турнирах мы уже сможем отобрать некоторых ребят в команды.