Приз во время карантина. Скачки на Приз Президента РФ. 2004.
Эпохальные скачки, как удалось выяснить «НГ», были под угрозой срыва: Москву атакует лошадиный грипп. Недуг грозит лошадям внезапной гибелью от сердечной недостаточности, поэтому, по правилам, испытания и тренинг немедленно прекращаются. И вводится строжайший карантин: ведь инфекция переносится не только лошадьми, но и людьми.
Уже в предыдущие выходные дни рысаков снимали с забегов пачками, однако на ЦМИ информацию о гриппе категорически опровергли. «Это полная ерунда, – заявил «НГ» заместитель директора ипподрома Сергей Григорьев за день до знаменательных соревнований. – Вот сейчас у меня находятся специалисты Всероссийского НИИ экспериментальной ветеринарии, они подтверждают, что инфекционного заболевания нет. А то, что лошади снимаются во время испытаний, – дело достаточно обычное».
О том, что в Москве и соседних регионах уже полтора месяца как свирепствует завезенный откуда-то из Австрии вирус, знают все лошадники – многие столичные конноспортивные комплексы поспешили ввести карантин явочным порядком. Однако лошади кочуют с турнира на турнир и разносят заразу. Организация ветконтроля сегодня такова, что вопрос – отменять ли мероприятие из-за подобной мелочи, остается на совести организаторов соревнований. Вот в Костромской области не побоялись перенести назначенный на конец июня турнир «Кострома-2004», который должен был пройти под эгидой местного губернатора. Там был официально поставлен диагноз – грипп. В Москве рассудили иначе. «Ветеринары – подчиненные люди, они же зарплату на своих базах получают. И подставлять базу, которая уже получила спонсорские деньги на проведение соревнований, – зачем им это нужно? – пояснил «НГ» главный судья турнира Николай Чебышев – Все основания бить тревогу были, они до сих пор есть. И, разумеется, есть такая служба – ветеринарный надзор».
Но Росветнадзор – тоже люди подчиненные. Минсельхозу. А Минсельхоз – единственный и полноправный владелец ЦМИ – судя по всему, решил проводить соревнования любой ценой. Глава службы Росветнадзора Сергей Данкверт лично возглавил экспертную комиссию, допускающую лошадей к президентской скачке. В кулуарах бурно обсуждались слухи о том, что лошади скачут «обколотыми» антибиотиками, но снимать болеющих с соревнований строго запрещено. Правда, со второй и третьей скачек нескольких лошадей все-таки сняли: как было объявлено – по ветеринарным причинам.
«Независимая газета»
А вот отрывок из другой статьи, подробно описывающей чего бы не было, если бы скачку отменили.
В VIP-зоне было весело
"Чувствовалось, что в роли хозяина - министр {сельского хозяйства} Алексей Гордеев, человек с репутацией прогрессивного интеллектуала. Он, в безукоризненном светло-сером костюме при галстуке в оранжевую и красную полоску, сиял и тепло приветствовал каждого, кому положено было сидеть в VIP-шатре. "Васильич-то обнял меня!" - умилился один из крупных чиновников. "Смотри-ка, Васильич какую тусовку собрал! Почти все президенты к нему приехали!" - обратился к растроганному гостю стоящий рядом с главой Нижегородчины Геннадием Ходыревым мужчина в светло-бежевом костюме.
Гостям предписывалось: галстук и шляпа. Но все вырядились "кто во что горазд". Оттого Гордеев вынужден был пройтись с инспекцией в зону для депутатов и Минсельхоза, придирчиво осмотрев, кто в чем. Показалось: общий вид министра не удовлетворил. Он тихо пожурил своего советника директора НИИ "Агроприбор" Юрия Юнаева за нарушение этикета (тот пришел в светлом костюме, но пренебрег галстуком). "Какой сегодня день?! - вопросом на вопрос ответил советник, - суббота, Шаббат, а какой в Шаббат галстук?!". На слове "Шаббат" взгляд министра упал на бывшего коллегу Виктора Семенова, владельца агрофирмы "Белая дача". И понял тут министр, что с этими людьми дела иметь нельзя. Точно истинный анархист, господин Семенов был необычайно элегантен, но выглядел наперекор всем предписаниям: на его шее красовалось ярко-желтое кашне с синими орнаментами. Просили костюм - так вот вам, получайте ярко-лазоревую "этно"-рубаху в крупную белую клетку. За столом все приличествующе говорили о скаковых породистых лошадях, а он - о голубых гималайских баранах! Потому как г-н Семенов недавно вернулся с охоты, о которой и рассказывал, азартно сверкая глазами.
Многие дамы манкировали просьбу о шляпах, о чем пожалели, увидев, как элегантно выглядит в розовой шляпке с большим бантом супруга министра Татьяна. Хозяева, словно предчувствуя такую недисциплинированность, а также то, что неискушенные гостьи могут растолковать слово "шляпа" слишком общо (как то - бейсболка, панамка и пилотка), о дамах позаботились. Была организована продажа шляп по цене от 100 до 300 у.е. Спрос был. Но только не на выставленный там же красный атласный цилиндр.
В VIP-зоне было весело. Господа поедали фрукты и весело фланировали между столами. Разносили маленькие угощения - сыр, обернутый перцем, мусс из авокадо с икрой и тарталетки. Некоторые, правда, начали брюзжать: мол, мало кормят, но им объяснили, что на скачках наедаться не принято. Риторический вопрос "пить пиво или не пить", разумеется, был решен правильно. Атмосфера стала еще более непринужденной. К гостям подходили букмекеры с циничным предложением делать ставки. Обозреватель заметила, что конкретные деньги выиграл замминистра сельского хозяйства Владимир Кайшев, после чего тут же начал раздавать их "на фарт" желающим. Мужчины вежливо отказывались, тогда господин Кайшев вручил дамам пятисотенные купюры буквально насильно.
Гости этой VIP-зоны расспрашивали, где сидит "сам". Сотрудники ФСО добродушно втолковывали интересующимся, что "сам" сидит в ложе над полем за бронированным стеклом. Но если понимать под "сам" все же Путина, то Владимир Владимирович вместе с президентами стран СНГ сидел в шатре у кромки поля. В той зоне особенно эффектно гляделась супруга Саакашвили в ярком зеленом брючном костюме, украшенном цветком, и в лакированных туфлях. А самый оригинальный в этом же шатре головной убор - розовый тюрбан с зеленым декором от Ирины Гафиной - принадлежал супруге губернатора Тверской области Алле Зелениной.
Сначала в президентской VIP-зоне ощущалась некоторая скованность. Как показалось обозревателю "Известий", президенты Ильхам Алиев и Роберт Кочарян испытывали неловкость от близкого соседства друг с другом. Но представители грузинской делегации, сидевшие между армянами и азербайджанцами, шутили: "Мы - мост дружбы между ними". Теплая компания еще более оживилась, когда между их столом и столом Юрия Лужкова явилась девушка в желтом платье от D&G и в желтой же шляпе под вуалью с мушками. "Если бы мы судили скачки, - подняли тост господа, - то первый приз достался бы вам!" "Как лучшей кобыле?" - неделикатно уточнила девушка.
Юрий Лужков, сидевший в центре второго ряда, смотрел на скачки сдержанно, ел мороженое-трубочку, и, казалось, увлечения своей жены он не разделяет. А вот Елене Батуриной, пришедшей без шляпки и в черном костюме, спокойно не сиделось. Она эмоционально подскакивала и внимательно следила за состязанием.
Многих мучил вопрос: "На кого поставил президент?". Иные утверждали, что они видели, как Путин ставил тысячу рублей. На кого? Это осталось гостайной. Достоверно известно, что представители Грузии спохватились с лошадью поздно. Обозреватель "Известий" подслушал, как они рассказывали: "Мы сварганили лошадь за несколько дней!". "Как вам удалось?!" - изумлялись господа. "Ну, мы же грузины! Из Франции привезли!". Там же взяли лошадь и казахи. Азербайджанцы взяли напрокат кобылу из Турции, а украинцы приобрели во Франции скакуна по кличке Нови базар. Увы, все они проиграли, ибо не приучены к грунтовой дорожке. "Травяные лошадки", - говорили спецы. - Лошадь к забегу по грунту долго готовить".
Никто особо не ставил цель победить. Грузины так и говорили: "Мы лишь хотели, чтобы наша лошадь проскакала гордо и была красивой". Грузинская лошадь французского происхождения цели достигла. Она была по-французски красивой и скакала по-грузински гордо. Серьезно переживали неудачу страстные лошадники - команда Минтимера Шаймиева. (Их конезавод "Красноармейский" - один из лучших в России). В забеге на приз московского центрального ипподрома выиграл их жеребец по имени Ландр, а в забеге на приз президента участвовал личный скакун Минтимера Шаймиева Ламборн. На него ставили многие, но у Ламборна с утра была температура 39, ему было плохо. Сначала Ламборн вырвался вперед, но на последний рывок сил ему не хватило. В итоге приз Президента Российской Федерации выиграл жеребец Акбаш конезавода "Восход" Краснодарского края. Это один из лучших скакунов России. И только посвященные знали, что этот завод, как и аэропорт Краснодара и сельхозугодья, недавно приобрела компания "Базовый элемент", принадлежащая Олегу Дерипаске. Владимиру Путину кто-то порекомендовал не выходить вручать приз на открытое поле. Это приятное дело поручили Алексею Гордееву...
После скачек, Или певцы на конюшне
После президентских скачек в манеже за ипподромом {БМКК «Прадар»} состоялся обед для президентов и губернаторов. Манекенщицы лично провожали гостей за столы, что удивило одних, но порадовало других - в основном представителей южных государств. Выступали конкуристы и "выездка". Во время обеда звучала классическая музыка. Лошади в Большом театре смотрелись бы, наверное, органичнее, чем оперные певцы на конюшне.
При возведении манежа никто не предусмотрел, что сам президент там будет слушать оперу, а посему не догадался пригласить специалистов по акустике. Оттого звук, мягко скажем, оставлял желать лучшего. Особенно тяжело было смотреть на лицо посла Армении Армена Смбатяна. Было видно, что бывшему ректору Ереванской консерватории и известному пианисту и композитору каждый звук причинял буквально физическое страдание. Также несладко пришлось госминистру Грузии Георгию Хаиндраве, режиссеру с большим опытом работы в театре. "Почему, - недоумевали некоторые искушенные в музыке натуры, - если вот он, симфонический оркестр из ста человек, некоторые певцы позволяют себе петь под фонограмму?"
Владимир Путин поднял тост за всех собравшихся, но почти все собравшиеся его слов не разобрали в силу тех же акустических особенностей зала. Речь президента пришлось передавать из уст в уста.
За обедом подавали: множество салатов - оливье и греческий, мясное ассорти, семгу и баранину на горячее...".
"Известия"