#ОбразованиеVSспорт: Олеся Терещенко
Вопрос образования у спортсменов-конников довольно сложный. Если в других видах спорта после школы подростки продолжают свое образование исключительно по специальности “тренер”, то всадники далеко не всегда идут получать “спортивное” образование. Мастер спорта по конкуру и выпускница Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Олеся Терещенко поделилась своим взглядом на проблему.
Олеся Терещенко на Викторе / Фото: Александр Забегин
Prokoni.ru: Расскажите о своем образовании?
Олеся Терещенко: В 2012 году я окончила Московском государственном университете имени Ломоносова факультет Высшая школа бизнеса, а в дипломе у меня написано “менеджер бизнеса”.
Prokoni.ru: Почему именно это направление?
Олеся Терещенко: Мои родители также учились в МГУ, но на механико-математическом факультете. Изначально все мои мысли были о продолжении обучения только в МГУ, но ближе к моменту непосредственного выбора, папа узнал о том, что “настоящие” преподаватели, которые были профессионалами своего дела, к сожалению, больше не работают там, а новое поколение было уже не того уровня. С новой системой образования, по результатам ЕГЭ, который только вводился на тот момент, решили, что все-таки на “мехмат” я не пойду. Рассматривали экономический и юридический факультеты, но мне это было не очень интересно. Пообщавшись со знакомыми, которые были связаны непосредственно с факультетом школы бизнесы, было решено поступать туда. Больше документы никуда не подавала. Это был единственный выбор, немного спонтанный, но безальтернативный.
Высшую школу бизнеса открыл О. В. Дерипаска, но изначально он был в формате MBA, то есть не факультет МГУ, а дополнительное образование. Но со временем Высшая школа бизнеса переформатировалась в высшее образование.
Prokoni.ru: Сложно совмещать учебу и спорт/работу?
Олеся Терещенко: Школу я окончила с серебряной медалью и думала университет оканчивать с красным дипломом, но поскольку я занималась конным спортом, то после нескольких месяцев активной учебы, я поняла, что мои жизненные силы дороже и оставила мысль о красном дипломе, так как это было нереально тяжело. Конюшня моя находилась на тот момент очень далеко - в Раменском, где я тренировалась с Геннадием Гашибаязовым.
Тренировки в “Раменском” / Фото: личный архив спортсменки
Я переехала из Волоколамска, где окончила гимназию и где тренировалась с моими дядей и тетей, Любомиром и Екатериной Лаловыми, но из Волоколамска было невозможно ездить в МГУ, поэтому было принято решение переехать в Москву. Поскольку Лаловы дружили с Гашибаязовым, меня определили к нему. Дорога от МГУ до Раменского занимала 2-2.5 часа. Каждое утро я ехала на учебу, потом на конюшню, потом домой, где до ночи делала задания. Кто учился, тот знает, как на первом курсе заваливают работой, чтобы ты втянулся. Норма сна была 4 часа. В электричках пыталась спать, читать, учить, заниматься чем-то полезным. Это было тяжело, но никаких мыслей сдаваться не было.
Кстати, на момент обучения на первом курсе, я была членом сборной России по юношам, и это дало мне освобождение хотя бы от физкультуры. Но поскольку факультет у нас достаточно маленький, по сравнению с остальными, то спортсменов у нас было в процентном соотношении меньше, в связи с чем меня «запихивали» на все межфакультетские соревнования: по плаванию, бегу, прыжкам в высоту… В целом справлялась со всем.
Prokoni.ru: Как все успеть? Есть ли секреты?
Олеся Терещенко: Забавная история была со вступительными экзаменами в МГУ, когда надо было все успеть. Сдача обществознания совпала с “Русским золотым кубком” в “Отраде”. Экзамен был в воскресенье с 10 до 12, тогда же, когда и финал турнира, в который надо было еще попасть, на что я не сильно рассчитывала. Однако, я неожиданно выиграла первую квалификацию, попала в призы во второй и прошла в финал. Встал вопрос, как же все успеть, если маршрут начинался в 2? На тот момент коновода у меня не было. Мне пришлось сдать экзамен на час раньше, переодеваться в машине, пока папа вез меня в “Отраду”, коня попросили почистить, и в итоге я осталась третьей!
“Русский золотой кубок” в “Отраде” / Фото: личный архив спортсменки
Когда мне исполнилось 18 лет и я получила права, стало проще с логистикой. Времени на дорогу уходило меньше, а в учебу постепенно втянулась. Научилась тайм-менеджменту - этому реально учили в Высшей школе бизнеса. Старалась использовать то время, которое не было занято, для того, чтобы оптимизировать работу, которая должна быть сделана. Конечно же, я меньше участвовала в университетской жизни. К счастью, преподаватели понимали что профессиональный спорт отнимает очень много времени. Понимать понимали, но сама система ВШБ не делала мне никаких поблажек, потому что оценки складывались из баллов, которые набирались на тестовых заданиях, проектах, а также, немаловажным пунктом являлась посещаемость, с которой у меня были сложности. Из-за соревнований и тренировок некоторые вещи я пропускала. Особенно сложно было с тестовыми заданиями, поскольку их нельзя было написать после. Какие-то преподаватели шли мне навстречу и давали дополнительные работы, но не всегда.
Prokoni.ru: Планируете работать по специальности, или постараетесь объединить спорт с профильным образованием?
Олеся Терещенко: Моя специальность применима в любой деятельности. К любому бизнесу, связанному с теми же тренировками, продажей лошадей, соревнованиями, организацией мероприятий применимы те навыки, которые я получила во время своего образования.
Prokoni.ru: Как вы считаете, важно ли “классическое” образование для спортсменов? Что оно дает?
Олеся Терещенко: Я ни разу не пожалела ни о потраченном времени, ни о потраченных жизненных ресурсах на учебу, поскольку обучение учит именно думать. Образование - это не то, какие знания мы получили в процессе обучения, а то, какими навыками мы стали обладать по завершении нашего обучения: поиск, структурирование информации и многое-многое другое…
Одно из немаловажного, чему меня научили в университете, - это английский язык. Я неплохо говорила после школы, поскольку много путешествовала, и у моей семьи много англоговорящих знакомых, но на ВШБ у нас было 6 пар английского в неделю - это достаточно много. Причем это было 4 разных английских: разговорный, бизнес-английский, грамматика, чтение и так далее. Все это пригодилось в дальнейшем, когда я стажировалась в Европе.
Олеся Терещенко и Анастасия Макаренко на German Friendships 2007 / Фото: личный архив спортсменки
Я считаю, что образование должен получить любой спортсмен. Оно учит именно думать. Конный спорт - это не физкультура. Здесь применяются знания физики, математики, биологии, биомеханики и все это взаимодействует в одном большом процессе. Без понимания того, как это происходит, будет неправильное понимание того, что мы делаем. Тот же прыжок лошади или движение ее по маршруту мы можем описать с точки зрения применения физических сил. Углы, воздействие рычагов при толчке лошади - все основывается на базовых, фундаментальных науках. Биомеханика лошади, скелет, связки, как и куда она прикладывает силу, как оптимизировать ее физические способности… Если углубляться в теорию понимания конного спорта, то без физических, биологических, математических знаний никак не обойтись.
Мы можем быть спортсменами, атлетами, но профессионалами своего дела мы станем только тогда, когда поймем, как это все происходит.
Интересный факт – в 2006 году на Всемирных конных играх в Аахене мы с моим отцом познакомились с Владимиром Белецким и с тех пор поддерживаем связь. Зимой 2007 года папа впервые отправил меня на стажировку в Германию с моим конем Дарьялом. Мы поехали на конюшню к Белецкому, где я тренировалась и помогала по конюшне – было очень интересно.
Первый приезд к Владимиру Белецкому в 2006 году еще без своей лошади / Фото: личный архив спортсменки
Именно в тот момент начали закрадываться мысли о том, чем заниматься дальше: пойти учиться или связать свою жизнь и карьеру с конным спортом. В тот момент именно Белецкий дал серьезный “пинок” в сторону образования, потому что, по его словам, девушкам в конном спорте гораздо труднее пробиться, чем мужчинам, и нужно иметь бэкграунды и альтернативы. Моего папу долго убеждать не надо было, поскольку он немного скептически относился к моему занятию конным спортом. Тогда мы сошлись во мнении, что по возвращении домой, я оканчиваю школу и иду учиться в университет.
На сегодняшний день, разговаривая с родителями своих учеников, я поддерживаю идею важности образования. Какое бы оно ни было, оно нужно не столько как само знание, а как развитие.
Prokoni.ru: Есть ли в планах получение дополнительного спортивного образования?
Олеся Терещенко: Про дополнительное профессиональное образование я пока не думаю, поскольку рациональность использования своего времени и учебы не в пользу того обучения, которое доступно на сегодняшний день, на мой взгляд, по спортивному профилю в России. Поэтому пока я даже не буду это рассматривать.