Цирковое путешествие
Изначально эта статья планировалась как небольшая информативная сводка о конных номерах в цирке Чинизелли – Санкт-Петербургском цирке на Фонтанке, однако позже стало понятно: тема конных цирковых выступлений и роли лошадей в истории цирка настолько интересна и обширна, что ограничиться исключительно цирком Чинизелли не получится. В процессе исследования мы побывали в Музее цирка при Союзе цирковых деятелей, пообщались с дрессировщиками и историками, изучили несколько библиотечных ветхих книг. Мы собрали самую интересную информацию и теперь, дорогой читатель, приглашаем тебя отправиться в небольшое цирковое путешествие.
Пункт назначения – «История цирка в России»
Остановка первая – «Начало»
Рассказать всю историю цирка – это как рассказать всю историю России: и одной книги не хватит. Однако и просто «проехать» мимо важных дат и исторических имен мы не имеем права. Начнем наше путешествие с рассказа о том, как появился конный цирк в России и о самых ярких личностях и легендах этого жанра.
Цирк – это в первую очередь вид искусства. Историк русского театра В. Всеволодский-Гернгросс писал: «Цирковое искусство – понятие очень разнородное, суммарное, в него входят самые разнообразные виды деятельности и навыков, соединившихся чисто механически, причем многие из них даже не могут быть относимы и к навыкам искусств, но принадлежат спорту. И тем не менее мы считаем цирк театральной разновидностью». Актеры в цирке – это не только люди, не менее важной частью цирковой труппы являются животные: собаки, медведи, львы и, конечно же, лошади.
Остановка вторая – «Жак Турниер»
Появление первого стационарного цирка в России связано с именем французского берейтора Жака Турниера (1811-1856), прибывшего в Санкт-Петербург в 1824 году. Петербуржцы с восторгом приняли выступление семьи Турниеров и их лошадей в манеже дома купца Козулина на Большой Морской, ведь их номера отличались от выступлений берейторов, ранее приезжавших в Россию. Последние ограничивались простым исполнением трюков, тогда как Турниеры больше стремились к образной интерпретации, играя роли античных и мифологических героев и создавая первые цельные спектакли.
Остановка третья – «Гаэтано Чинизелли»
Другим известным цирковым артистом был конный акробат и дрессировщик Гаэтано Чинизелли (1815-1881), в 1877 году добившийся разрешения на постройку в Петербурге стационарного каменного цирка.
Афиши к выступлениям Гаэтано ЧИНИЗЕЛЛИ, Санкт-Петербург, вторая половина XIX века
«Петербургская газета» в те годы писала: «Надо отдать справедливость Гаэтано Чинизелли, труппа его составлена очень хорошо. В ней есть и представители высшей школы верховой езды с самим директором во главе, искусные наездники и наездницы, отважные вольтижеры, силачи, весьма порядочные танцовщицы и танцовщики на канате и проволоке, ловкие клоуны и отличные лошади. Семейство г-на Чинизелли и его три сына выводят дрессированных лошадей с редким искусством, как и три дочери на лошадях высшей школы, с изяществом и грацией…»
Г. ЧИНИЗЕЛЛИ исполняет номер с лошадьми «на свободе».
После миграции в Париж последних представителей его династии в 1919 году цирк стал государственным, и его директором в итоге стал Вильямс Труцци – еще один представитель цирковой династии, известный современникам своими красочными конными представлениями, в которых переплетались самые разные жанры конной дрессировки: высшая школа верховой езды, конная акробатика и кордебалет – настоящая квинтэссенция циркового конного искусства!
Пункт назначения второй – «Программы и выступления»
Постепенно сложились такие виды цирковых выступлений с участием лошадей, как дрессура, высшая школа верховой езды в руках и верхом, джигитовка, вольтижировка, гротеск, па-де-де, акробатика, номера сальтоморталистов и жокеев, конная клоунада. Кроме того, создавались целые пантомимы (от греч. ‘pantomimos' – «все воспроизводящий подражанием») – театрализованные сюжетные представления, где лошадям отдавались главные роли.
Остановка первая – «Вольтижировка»
Вольтижировка (от французского «voltiger» – порхать) – один из самых распространенных конно-акробатических номеров. Исполняя элементы вольтижировки, акробат спрыгивает с галопирующего коня, на которого вместо седла надета гурта с двумя поручнями, резко отталкивается ногами от земли и инерцией движения лошади выходит в упор на прямые руки в вертикальную стойку. В цирке вольтижировка считается азбукой, и знание его для профессиональных конных акробатов обязательно. Со временем вольтижировка как художественная единица цирковой программы исчезла с арены, уступив место другим акробатическим номерам, но вместе с тем превратилась в отдельный вид конного спорта.
Вольтижировка. Вторая половина XX века
Остановка вторая – «Джигитовка»
Отличительными особенностями джигитовки (от тюркского «джигит» – «отважный всадник») являются динамика и скорость. Основателями данного жанра в цирке принято считать семью Кантемировых. Характерной чертой их выступлений был так называемый кавказский стиль. Вот как описано в книге «Джигит Осетии» дебютное выступление основателя династии Алибека Кантемирова: «Легкое движение шенкелем, и светло-серый скакун выносит всадника на арену цирка. В зубах Алибека поблескивает лезвие кривой шашки-гурды. Вот всадник спрыгнул, оттолкнувшись от земли, перевернулся в воздухе и снова очутился на шее скакуна. Темп лезгинки нарастает. Вдруг молодой джигит бросается под самые ноги лошади. Публика ахнула, но наездник повис на одном стремени. Секунда – он опять в седле…».
У знаменитой семьи джигитовщиков было множество учеников, каждый из которых сделал свой номер. Визитной карточкой Юрия Мерденова, например, стали «Кубанские казаки», где труппа выезжала в костюмах в казачьем стиле и исполняла на лошадях танцы с саблями. Стоит отметить, что, хотя трюки у джигитов были идентичными и повторялись, сама их подача делала представление уникальным, неповторимым.
Остановка третья – «Акробатика и гротеск»
Конные акробаты отличаются от джигитов и вольтижеров тем, что исполняют трюки не верхом на лошади, а стоя ногами на ее спине. Технически конная акробатика сложнее джигитовки и вольтижировки, поскольку наезднику приходится согласовывать выполнение трюков с ритмом коня, постоянно удерживая себя в идеальном равновесии. На поиски баланса акробата уходят годы тренировок и выработана уже целая система упражнений с «секретами мастеров». Во время представления конных акробатов на арене также присутствует берейтор, обеспечивающий ровный и стабильный ритм движения лошади.
Одним из самых известных акробатов был англичанин Эндрю Дюкроу, представивший этот конный жанр в своей пантомиме «Возвращение матроса». В его номере лошадь в живописной попоне изображала военный корабль, а сам Эндрю – моряка. Номер состоял из отдельных эпизодов жизни матроса, которые отличались именно аллюрами лошади. Начиналось все с шага – «отплытия корабля». Моряк «прощался» с родными на берегу, а корабль постепенно набирал темп – лошадь переходила на рысь и собранный галоп. «Вечером» был полный «штиль» – лошадь двигалась шагом, а матрос «укладывался спать» у нее на спине. Внезапно «корабль» настигала «буря» – лошадь поднималась в прибавленный галоп – и моряк боролся с непогодой на «борту корабля». В моменты сюжетных падений Эндрю демонстрировал исключительную изобретательность в выборе каскадерских трюков и мастерскую акробатическую подготовку.
Еще одним интересным видом акробатического конного номера стал гротеск. Жанр этот был исключительно женским: цирковая наездница, стоя на скачущей по кругу лошади, исполняла танцевальные движения и, подобно сальтоморталистам, преодолевала разнообразные препятствия – ленты, обручи, баллоны. Женские номера, по мнению специалистов и ценителей циркового искусства, для зрителей были привлекательней мужских – в них больше игры, выразительной пластики и непредсказуемости. Писатель Оноре де Бальзак так писал об актрисах этого жанра: «Для меня наездница, владеющая всей полнотой своих средств выражения, возвышается над всеми знаменитостями в области пения, танца, драматического искусства».
Советская наездница Лола ХОДЖАЕВА, 1950-е годы
Остановка четвертая – «Дрессура»
Одним из самых известных наездников и дрессировщиков лошадей в советской России стал Борис Манжелли (1917-1989), запомнившийся современникам по номеру «Карусель»: к куполу цирка подвешивался шар, к нему присоединялись гирлянды, которые, в свою очередь, крепились к лошадям. Животные делали различные перестроения, а гирлянды при этом менялись и двигались так, что получалась карусель. В номере участвовало 36 лошадей, 4 шотландских пони и балет цирка.
Не уступали «Карусели» в популярности и театрализованные этюды Манжелли. В сценке «Лошадь в ресторане» животное приходило, садилось за стол, и его обслуживали люди, а в «Лошади в кровати» на сцену цирка вывозили кровать, следом за ней демонстративно выходила лошадь, ложилась на эту кровать и натягивала на себя зубами одеяло.
«Лошадь в ресторане» МАНЖЕЛЛИ, 1960-е годы
Немало поклонников имел Александр Королев-Лапиадо со своим необычным номером «Живая конная скульптура». В темноте на сцену вывозили белый пьедестал, на который вставал ахалтекинский конь Торс. Все трое застывали на месте, а пьедестал начинал вращаться. Когда включался свет, зритель видел Королева с дочерью в белых костюмах и красавца Торса, казавшегося в свете софитов белоснежным. На протяжении номера свет несколько раз зажигался и гас, позы менялись, но сами артисты оставались неподвижны, словно мраморные изваяния.
Номер «Живая конная скульптура» А. КОРОЛЕВА, конец 60-х годов
Одним из самых известных советских дрессировщиков послевоенных лет был Алексей Соколов. Одним из самых ярких его представлений была «Русская кадриль», в котором лошади исполняли роли артистов ансамбля, исполняющих этот танец. Две пятерки ахалтекинских лошадей – одни с кокошниками на головах, другие в картузах – рассаживались напротив друг друга по барьеру арены. Под звуки кадрили они поочередно парами сходились в центре, исполняли танцевальную фигуру и расходились по местам.
Дрессура. Вторая половина XX века
Остановка пятая – «Высшая школа»
Ответвлением дрессуры, популярным в цирке, была высшая школа верховой езды – или, проще говоря, выездка. Правда, репертуар ее отличался от принятого в спортивной дисциплине и состоял преимущественно из «школьных» классических упражнений: испанского шага и пируэта на шагу, пиаффе, пассажа, испанской рыси, ранверса и траверса – на рыси, и галопа на месте, менки ноги в воздухе и пируэта – на галопе. Также большую популярность имели «школьные» прыжки – каприоль, крупада и баллотада, исполнявшиеся на месте, и курбет с лансадой, предполагавшие продвижение вперед.
Уникальный номер высшей школы продемонстрировал Петр Крутиков. Артист сидел верхом на кореннике, по бокам которого располагалось еще две лошади без седел и поводьев. Двигаясь единым строем, лошади синхронно исполняли команды своего всадника.
Остановка шестая – «Пантомима»
Одним из самых уникальных представлений в истории мирового цирка стало шоу «Четыре стихии» – водяная пантомима Чинизелли, впервые представленная русским зрителям в 1892 году. «В этом спектакле под названием «Четыре стихии» вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. Здесь же демонстрировались и всевозможные технические новшества… Ни одного сезона не прошло в цирке Чинизелли без постановки пышной по оформлению пантомимы – циркового спектакля, где можно было устроить красивую феерию, показать впечатляющую батальную сцену при участии пеших и конных войск», – так описывали представление газеты того времени.
К пантомиме можно отнести конную клоунаду, действие которой строится на незамысловатом комическом сюжете, выраженном в традиционных клоунских репризах и комических трюках с дрессированными лошадьми и акробатами. Основатель первого стационарного цирка в России Жак Турниер, о котором мы рассказали в самом начале нашего путешествия, в 1826 году выступил в Санкт-Петербурге с клоунадой «Мужик на лошади», представ перед зрителями в образе подвыпившего деревенского мужика, желавшего повторить трюки, которые до него выполнял перед зрителями наездник. После ряда неудачных попыток сесть на лошадь под смех публики Жак Турниер вдруг резко взлетал на спину своего четвероногого партнера и пускал его в галоп, на скаку сбрасывая с себя одежду мужика и оставаясь в трико наездника, после чего с удивительным проворством исполнял акробатические трюки.
Пункт назначения третий – «Мифы и легенды»
В цирке, как и в любом виде искусства, есть свои удивительные истории, местные «призраки оперы». Одной такой с нами поделилась Елена Соколова, дочь известного циркового дрессировщика и наездника Алексея Соколова: «Одна легендарная лошадь доработала в дрессуре до рекордных 36 лет. В репертуаре ее заменили молодой лошадкой, но взрослая легендарная «актриса» не смогла жить без своей «сцены».Ходили слухи, что, когда представление заканчивалось, эта лошадь тихонечко выходила из своего денника, шла в манеж и самостоятельно выполняла все элементы и трюки, которые знала и с которыми прежде выступала: вальсировала, делала перестроения, вставала на барьер и кланялась. А потом возвращалась назад в свой денник».
Что ждет лошадей, чья цирковая карьера подходит к концу? – спросите вы. «Чаще всего их просто возят с собой, в качестве талисмана и члена цирковой семьи. Они просто доживают век у себя дома», – говорит Елена Соколова.
Финальный пункт назначения – «Современный цирк»
Невозможно представить цирк без животных – медведей, собак, лошадей. До 70-х годов XIX века понятия «цирк» и «конное зрелище» были неразрывно связаны, цирковые программы состояли из номеров с участием лошадей, однако со временем преобладание конных номеров сохранилось лишь в цирках Чинизелли, Никитина и Труцци.
«К сожалению, конный жанр – вещь крайне затратная и никто из вышестоящих должностей не хочет этим заниматься, – объясняет дрессировщица Елена Соколова. – Только настоящие „фанатики“ своего дела будут без выходных дрессировать лошадей за копеечные зарплаты, самостоятельно шить костюмы и придумывать номера. Мой отец сам сконструировал и построил фургон для перевозки лошадей – денег на покупку не было».
И все же конные номера в цирке до сих пор считаются каноном наравне с клоунадой. Даже параметры цирковой арены остаются прежними с учетом наличия в программе конных номеров: диаметр арены – 12,8 или 13 м – позволяет лошади спокойно двигаться галопом по кругу, а всаднику – уверенно держаться на спине животного. Ширина и высота бортика также обусловлены именно удобством постановки конных трюков.
Выступление артистов на торжественном открытии Большого Санкт-Петербургского Государственного цирка на Фонтанке в рамках IV Санкт-Петербургского Международного культурного форума, 1.12.2015 года (фото: Руслан Шамуков/ТАСС)
Надеемся, что наше цирковое путешествие не оставило вас равнодушным. Цирковой мир такой необъятный, что в одной статье не рассказать обо всем. Но вы можете продолжить путешествие уже самостоятельно и подробнее изучить историю конного жанра. Отличными путеводителями будут книги Ю. Дмитриева «Русский цирк», В. Кошкина «Конный цирк», Р. Славского «Братья Никитины». Хорошего путешествия!
Источник: goldmustang.ru