Будь на вершине!
Российские всадники неумолимо движутся к европейскому уровню мастерства: мы показываем хорошие результаты на мировой арене, работаем с иностранными специалистами, участвуем в мастер-классах и после комплиментов нашим лошадям и всадникам зачастую слышим фразу об отсутствии «базы» у лошадей. Они прекрасно исполняют сложнейшие элементы Высшей школы, но у них нет представления о «базовых» вещах. Что это за «база», как она должна выглядеть и как ее сделать – разберемся детально.
Джессика фон Бредов-Верндль / Фото: FEI
Основа выездки лошади была выстроена в пирамиду, смысл которой в том, чтобы развивать животное постепенно, идя от простого к сложному. Точнее сказать, лошадь сама будет постигать каждую следующую стадию, нужно лишь задать ей правильное направление с помощью упражнений, направленных на развитие определенных навыков. Такая гимнастика развивает лошадь как физически, так и психически, позволяя в конечном итоге достичь полного развития ее врожденных способностей. Все ступени шкалы связаны между собой, поэтому нежелательно делать эксклюзивной целью работы лишь одну из них. Шкала имеет шесть базовых понятий, которые можно сгруппировать в три фазы подготовки лошади следующим образом:
• Первая фаза: ритм, раскрепощенность.
• Вторая фаза: контакт, импульс, прямолинейность.
• Третья фаза: сбор.
Освоение всех шести ступеней приводит работу всадника к тому, что лошадь становится проводимой, то есть остается эластичной и раскрепощенной на всех упражнениях, быстро и правильно отвечая на высылающие и сдерживающие средства управления, без малейшего сопротивления или задержки исполняя полуодержки и переходы и слушаясь легчайших команд всадника.
Картинка: "Золотой Мустанг"
Чувствуй ритм!
Ритм – это в первую очередь равномерное движение: для рыси оно будет двухтактным с пружиной, идущей от задних ног, на шагу - четкие четыре такта, на галопе – три с обязательным прыжком от «зада». Равномерный ритм – основа движения лошади, и любая потеря равномерности – это большая ошибка, за которую судьи «штрафуют».
Как понять, что это именно ритм? Объяснить ритм словами невозможно, его можно только почувствовать. Всадник слышит своим телом, как двигается лошадь и насколько равномерно она это делает. Тут самое главное не мешать, не грубить рукой и ногой, а лишь сопровождать шенкелем и аккуратно работать поводом. Именно на этой стадии важную роль играет посадка всадника: вы не должны разбалансировать ею лошадь, меняя центр тяжести в поворотах, сгибаясь в боку или сильно наклоняясь вперед/назад – все это помешает лошади двигаться равномерно.
Как добиться идеального ритма? Чередование расслабленной и собранной рыси помогает лошади двигаться регулярно. Переходы внутри аллюра также способствуют в дальнейшем сохранению одного постоянного ритма, а правильный баланс помогает всаднику лучше почувствовать ритм и, как следствие, не мешать движению лошади.
Следом за ритмичностью, а еще лучше – одновременно с ней, мы должны заботиться о раскрепощенности и эластичности лошади, сохранении естественности ее движений.
Расслабься и получай удовольствие!
Чем более раскрепощенной и податливой будет лошадь, тем более плавными и естественными будут ее движения – а именно такими хотят их видеть судьи. Многие сейчас, наверное, подумали: как же тогда стать первым, если аллюры лошади не будут отличаться экспрессивностью? Движения лошади в раскрепощенном и напряженном состоянии отличаются плавностью и равномерностью, но никак не высотой выноса ног, а мы должны стремиться именно к естественности аллюра.
В первую очередь эластичной должна быть спина; именно поэтому большинство всадников начинают работу с рыси на длинной шее, выполняя в этом положении все виды сгибаний. Таким образом они разогревают мышцы спины и шеи, подготавливая лошадь к собранным аллюрам.
В тренировку также обязательно следует включать переходы от одного вида бокового движения к другому – например, из траверса в ранверс, из ранверса в вольт, из траверса в плечо внутрь, контрперемены на принимании направо и налево и так далее. Систематическая тренировка мышц и связок передних и задних конечностей дает возможность ногам двигаться свободно, с хорошей амплитудой и сохранением импульса, ритма и равновесия, производя при этом перекрещивание внутренних ног с наружными, что является одним из элементов принимания.
Серпантины, спирали, восьмерки на всех аллюрах способствуют плавной и постепенной работе над гибкостью. Различные упражнения на галопе и контргалопе – вольты, спирали, принимания, плечом внутрь, гимнастические прыжки на клавишах – также служат хорошим упражнением для развития гибкости спины и конечностей как для конкурных, так и для выездковых лошадей.
Держи контакт!
Третьей ступенькой пирамиды является контакт. Когда вы освоили ритм и эластичность, можно переходить к работе над контактом, столь необходимом для правильного управления лошадью. Какой-то контакт, по сути, есть всегда, иначе бы мы не смогли управлять лошадью, весь вопрос в его качестве. Качественный контакт подразумевает мягкое натяжение повода лошадью и ваше сопровождение рукой. Если предварительно не были достигнуты ритмичность и способность работать без напряжения, то добиться хорошего контакта будет непросто. Когда создается ощущение, что лошадь «несет сама себя», без необходимости поиска точки опоры в руке всадника, то можно сказать, что контакт прекрасный.
Как добиться хорошего контакта? Он достигается постоянной работой руки всадника в сопровождении шенкеля. То есть вы не замираете рукой и ни в коем случае не тянете лошадь на себя все время, а лишь слегка «играете» пальцами и делаете одержки рукой, заставляя лошадь работать ртом, жевать и не давая ей «закусывать». И на галопе, и на рыси можно слегка навязывать движение, «идя» рукой в такт аллюру – например, делая маленький «прыжок» руками на галопе. И помните: чем сильнее вы тянете лошадь, тем сильнее она тянет вас. Кто победит?
Упражнения для создания комфортного контакта все те же: траверсы, ранверсы, уступки шенкелю и рабочие пируэты на галопе, переходы внутри и между аллюрами. Если вы хотите «дотолкнуть» лошадь до повода – займите ее упражнениями. Главное, при этом сохранять один ритм во время их исполнения.
Импульс – не скорость
Действительно, скорость и импульс – не одно и то же. Импульс – это превращение контролируемой движущей силы, производимой задними ногами лошади, в энергичное движение. То есть, по сути, это работа задних ног. Именно в этом случае мы можем говорить о каденции – движении с внутренней энергией и пружинистым задом, которая проявляется на рыси и галопе и является результатом естественной гармонии, свойственной лошади, когда она движется, демонстрируя отчетливую равномерность аллюра, импульс и равновесие. Каденция должна поддерживаться на всех видах рыси или галопа и при исполнении любых упражнений на любом из этих аллюров.
Импульс выражается в желании лошади энергично двигаться вперед, ее способности «нести себя». Энергия, выработанная задними ногами, должна проходить через эластичную спину и руку всадника ко рту животного. Любая лошадь может двигаться в импульсе, относительно ее природных данных. Когда лошадь двигается с хорошим импульсом, ее скакательные суставы после отрыва копыта от земли сразу же энергично идут вперед и вверх, а не только вверх и, ни в коем случае, не назад. Мышцы спины эластично и мягко амортизируют, лошадь «берет на спину».
Импульс лошади не является врожденным качеством, он развивается в процессе тренировок. Когда всадник заторапливает лошадь, фаза подвисания укорачивается, поскольку лошадь спешит поставить ноги на землю. В этом случае, даже если движения лошади остаются равномерными, невозможно добиться хорошего импульса, поскольку темп движения слишком быстрый. Увеличение скорости обычно приводит к тому, что теряется амплитуда движений, они становятся плоскими и невыразительными.
Для создания хорошего импульса нам понадобятся переходы внутри аллюра: собранная рысь-полупассаж-собранная рысь, собранный галоп-пируэтный галоп-собранный галоп. Отличным упражнением для подключения «зада» станет комбинация рысь-остановка-рысь: после пяти-семи таких остановок лошадь будет вынуждена подключить задние ноги. Также можно использовать контргалопы, поскольку для их исполнения лошади необходимо активизировать работу задних ног, чтобы сохранять баланс.
Не болтайся!
Прямолинейность – это та вещь, без которой невозможно сделать элемент качественно – например, диагональ четко по одной линии, а «въезд» в любом тесте станет настоящим испытанием.
Начинаем, как всегда, с себя. Сидим ровно, не смещая центр тяжести в какую-либо из сторон, держим «коридор» из рук и ног. Если вы будете четко удерживать лошадь посередине, несмотря на ее попытки лишний раз «скривиться», то и она в конце концов начнет подстраиваться под вас.
Прямолинейность лошади можно улучшить с помощью работы на вольтах и серпантинах в обе стороны, обращая особое внимание на достижение такого положения головы и шеи, при котором лошадь сгибается в затылке в районе второго позвонка и стараться не сгибать больше. Также нам следует добиваться равномерного сгибания тела лошади от центра в обе стороны. Когда речь идёт о прямолинейности, необходимо работать одинаково в обе стороны, даже если одна из них будет «труднее». Следует учитывать, что зацикливание на более «сложной» стороне тела лошади приведёт к дальнейшим проблемам, поэтому количество повторов упражнений должно быть одинаковым.
Также помощью в работе над прямолинейностью станет работа по косогорам. Если на вашей конюшне есть небольшой холмик - используйте его. Как правило, лошадь идет вверх довольно ровно, но пытается изогнуться при движении вниз, и вот тут-то вы и должны ее корректировать, удерживая на одной линии и объясняя, что ей необходимо «идти на повод». Выполнять это упражнение следует на шагу или на очень короткой рыси, более широкие аллюры для этого не подходят.
Соберись!
Вы добились идеального ритма, эластичности, контакта, импульса, прямолинейности и добрались, наконец, до вершины пирамиды – сбора. Все, что мы делали до этого, подводило нас к собранности.
Для чего нам нужен сбор? Для улучшения регулярности аллюров и равновесия лошади. Для развития и увеличения способности лошади опускать круп и подводить задние конечности под тело, улучшая легкость и подвижность передней части туловища. Для улучшения «непринужденности и общего впечатления от лошади». То есть сбор происходит от увеличения подведения задних ног под тело лошади, большего сгибания суставов, с сохранением их эластичности.
Сбор характеризуется тем, что шея лошади приподнята и слегка округлена, но не напряжена, а образует плавный изгиб от холки до затылка, находящегося в наивысшей точке. Линия головы лошади слегка выходит вперед за вертикаль. Полностью перпендикулярное положение головы может быть только в момент полуодержки, при переходе на сокращенные аллюры или при остановках и осаживаниях. Конечно, есть лошади, строение которых не позволяет добиться именно такого положения, но именно к нему мы должны стремиться.
По правде говоря, после выполнения всех подводящих упражнений из предыдущих частей лошадь сама выйдет в положение правильного сбора, поскольку зад будет очень активным и для нее не составит никакого труда продолжать им работать с чуть более высоким положением шеи.
Идея Шкалы тренинга спортивной лошади – это базовая подготовка с отработкой всех шести ступеней при помощи гимнастики и выполнения самых разных упражнений, которые должны подбираться индивидуально для каждой лошади. Только такая подготовка будет иметь эффект. Достигнуть вершины может каждый, если ежедневно будет упорно идти к своей цели. Надеемся, что уже совсем скоро абсолютно все лошади под нашими всадниками будут крепко стоять на «базе».