Пируэт на галопе: история, берущая начало в кавалерии
Пируэт на галопе / иллюстрация из книги Luz da Liberal e Nobre Arte da Cavallerie
Многие выездковые элементы берут свое начало в военном деле. На протяжении веков кавалеристы обучали лошадей специальным упражнениям, необходимым для нападения, защиты, бегства или способности увернуться от атаки врага.
Об этом написано в приложении к Директивам по подготовке лошадей и всадников Испанской школы верховой езды 1898 года: «Еще в древности, во времена Ксенофонта, искусство верховой езды находилось на пике развития и было тесно связано с военным делом. Рыцарские турниры были основным показателем степени выезженности лошади».
Один из самых зрелищных элементов современной выездки — пируэт на галопе — также пришел из кавалерии.
Пируэт первоначально описывался как «поворот на одном месте» и только спустя несколько десятилетий претерпел множество изменений и стал выездковым элементом. При этом первые упоминания о нем присутствуют в книгах по верховой езде 16 века.
Первым, кто описал это упражнение, стал воспитанник Испанской школы верховой езды — Фредерико Гризоне (1507-1570). В своей книге Ordini di Cavalcare (Трактат о кавалерии), опубликованной в 1552 году, он не использовал термин «пируэт», однако упоминал поворот лошади на задних ногах вокруг своей оси. Элемент должен был выполняться так же, как и траверс, в несколько шагов. Всадник мог делать как половину оборота, так и совершать поворот на 360 градусов. Однако описанный Фредерико элемент больше походил на современный «рабочий» пируэт.
Одну из первых подробных публикаций о поворотах на галопе, идентичных современному пируэту, можно найти в книге Георга Энгельхарда Ленейсена (1552-1622) Della Cavalleria. Grüntlicher Bericht von allem was zu der Reitterei gehoerig (Книга о кавалерии и всем том, что связано с верховой ездой) 1609 года. В главе "Как подготовить лошадь к войне" помимо различных движений, необходимых кавалеристской лошади, упоминался поворот лошади на задних ногах. Всадник должен был начать обучение с левады (элемент, при котором лошадь отрывает от земли передние конечности и несколько секунд стоит на сильно согнутых в суставах задних ногах). После того, как лошадь научиться стоять на задних ногах следует делать пируэт — леваду в движении по маленькому вольту.
В четвертой части книги École de Cavalerie (Школа кавалерии) (1733 год) Франсуа Робишона де ла Гериньера пируэт также описывается как поворот лошади на месте. При этом круп будет осью поворота. Франсуа писал, что внутренняя задняя нога должна оставаться неподвижной и служить осью вращения.
Франсуа также отметил, что существует крайне малое количество лошадей, способных выполнить несколько пируэтов подряд, сохраняя правильность ритма и самого движения. Но если лошадь обладает необходимой подготовкой для этого, то опытный всадник сможет выполнить столько поворотов, сколько сочтет нужным.
Во время проведения Чемпионата мира по выездке в 1980-х года велись долгие дискуссии о том, сколько пируэтов на галопе должно быть разрешено с точки зрения благополучия лошади. В итоге было принято решение допустить в схеме два пируэта подряд.
В книге Иоганна фон Синда Vollständiger Unterricht in den Wissenschaften eines Stallmeisters (Полный курс обучения верховой езде), опубликованной в 1775 году, отмечалось, что полный пируэт может быть выполнен за один, два или четыре темпа галопа.
«У меня был вороной жеребец, который выполнял пируэты с такой скоростью, что его внутренняя нога даже не касалась земли. Иными словами он должен выполняться на галопе на трех ногах», — писал Иоганн.
Фон Синд стал первым, кто описал в своей книге галоп на трех ногах. Йорг Кальтенбек, тренер по выездке и спортсмен, однажды продемонстрировал это движение на коне по кличке Рокфор во время выступления в Большом призе — Рокфор был настолько напряжен, что не опускал внутреннюю переднюю ногу во время галопа.
С 1769 по 1771 годы вышло три книги учебного пособия Дю Пати де Клам “Теория и практика конной выездки с учетом анатомии, механики, геометрии и физики”. Впервые пируэт был описан как элемент выездки, а не военного дела.
“Пируэт на галопе — это поворот, при котором вес тела лошади приходится на задние ноги. Элемент можно разделить на четыре равные части и количество темпов должно быть не менее 4-х. При этом лошадь должна сохранять ритм галопа”, — писал Дю Пати.
В 1790 году Маноэль Карлос де Андраде опубликовал свою книгу Luz da Liberal e Nobre Arte da Cavallerie (Благородное искусство выездки), в которой изложил свое видение пируэтов, вызвавшее противоречивые комментарии.
“Пируэт — это поворот, который лошадь выполняет по окружности, половина которой соответствует длине тела лошади. Задние конечности должны находиться в центре. Во время поворота лошадь фиксирует одну заднюю ногу, а ее передние ноги не должны касаться земли.
Для успешного выполнения пируэта важно, чтобы лошадь быстро реагировала на полуодержки. У нее должна быть сильная спина и задние ноги. Так же необходимо, чтобы лошадь имела крепкие скакательные суставы”, — отмечал Маноэль.
После публикации книги автор получил множество комментариев, указывающих на его некорректное видение элемента. Однако Маноэль нашел на это ответ.
“Моя цель — помочь всем, кто с помощью моей книги хочет научиться искусству верховой езды. Я уверен, что даже непредвзятое и критическое мышление во время поиска истины может привести к неправильным выводам. По этой причине некоторые считают неправильное правильным. Узколобые критики стремятся выставить всех, кто не согласен с точкой зрения, в плохом свете. Но на деле они являются невежественными людьми, неспособными расширить свой кругозор”, — прокомментировал автор, предвосхитив дальнейшие словесные баталии.
Но даже после публикации стольких трудов все еще не было единого определения пируэту. И только во второй половине 18 века было принято, что задние ноги лошади не должны быть неподвижными, а могут продолжать “галопировать”.