“А судьи кто” — о дилемме критики в конном мире | Prokoni.ru

“А судьи кто” — о дилемме критики в конном мире

29 апреля 2022 г.
Автор - Елизавета Егармина

Фото с сайта fei.org

Критика — распространенное явление в конном мира, и каждый всадник с ней сталкивался. Нелестные комментарии в социальных сетях или обсуждения за спиной в конноспортивном комплексе — одинаково неприятны для всадника и нередко вызывают вопрос: “А имеет ли право этот человек меня критиковать?”. На тему этой известной дилеммы недавно рассуждал Томас Риттер, всадник и тренер по выездке, автор книги по биомеханике лошади. В настоящий момент Томас живет в Португалии и руководит конноспортивным центром.

Кто мы такие, чтобы судить?

Когда Алоис Подгайский возглавлял испанскую школу верховой езды в Вене, он иногда замечал, что кто-то неодобрительно наблюдает за ним во время утренних тренировок. Решив проучить незваного зрителя, он послал своего конюха повесить на доску объявлений следующее обращение:

Полковник не мог не заметить, что вы не одобряете его процесс обучения. Он приглашает вас спуститься, сесть верхом на его лошадь и показать настоящее мастерство”.

Никто не проявил достаточную храбрость (или неосмотрительность), чтобы исполнить написанное. В итоге этот способ заставил наблюдателя, считающего, что он справится с элементами намного лучше, прекратить посещать тренировки Алоиса.

Дилемма критики в конном мире

“Часто в социальных сетях люди комментируют работу и выступления тех или иных всадников. Это порождает дилемму: должен ли критик быть в состоянии продемонстрировать уровень выше, чем человек, которого критикуют? Должен ли всадника-олимпийца критиковать только другой олимпиец и никто уровнем ниже? И, если раньше проблема не была столь актуальна, то с появлением возможности анонимно оставить комментарий, она стала особенно острой.

Ресторанные критики, как правило, не являются шеф-поварами с пятью звездами Мишлен, а искусствоведы — не художники мирового класса. Музыкальные критики — не всегда именитые композиторы и певцы, а литературные рецензенты — не романисты или поэты, получившие Нобелевскую премию по литературе.

Даже неопытный всадник, только начавший свой путь в определенной дисциплине, может посмотреть выступление или тренировку известного спортсмена и сделать выводы. Или ему настолько понравится этот пример, что он захочет ему подражать и продолжать заниматься конным спортом, или он найдет его настолько ужасным, что и вовсе прекратит ездить верхом на лошади. Это право каждого человека, будь его суждение верным или ложным. При этом важно понимать: каким бы ни было выступление, всегда найдутся люди, которые раскритикуют его, и наоборот.

Эгон фон Нейндорф, основатель немецкой школы кавалерийского искусства, однажды сказал, что только тот, кто сам довел лошадь до определенного уровня, может по-настоящему понять, каких сил и затрат это требует и насколько сложно этого достичь. Я согласен с ним — достижение хороших результатов в конном спорте требует интеллектуальной, физической и эмоциональной отдачи. Всадники вкладывают в работу свою душу и время, деньги и энергию.

При этом большинство всадников самокритичны — каждый день они совершенствуются в попытке достичь идеала, сталкиваются с собственными недостатками, проблемами лошади, иногда с финансовыми трудностями и другими факторами, которые сложно контролировать. Как правило, никто не знает о наших ошибках и неудачах больше, чем мы сами. Нет ничего более неприятного и болезненного, чем несоответствие нашим собственным ожиданиям. Нам действительно не нужно, чтобы кто-то еще указывал нам на наши недостатки. Скорее всего, мы уже работаем над ними изо дня в день.

Существует также огромное число всадников, страдающих “синдромом самозванца” (убеждение, что спортсмен некомпетентен и ничего не умеет, хотя на деле он довольно успешен и обладает достаточными навыками).

Моя собственная позиция

Я считаю, что высказывать свое мнение касательно манеры езды и выступлений другого всадника на основе того, что мы знаем о нем, — это нормально. Порой наблюдать за другими со стороны бывает очень полезно, поскольку в такие моменты мы учимся на примере позитивного и негативного чужого опыта.

Однако я категорически против того, чтобы ставить себя на пьедестал морального превосходства и критиковать действия других, прикрываясь заботой о благополучии лошади. Я считаю, что это способ компенсации своих страхов и неуверенности. Такие люди специально унижают других, чтобы казаться лучше. Их поведение похоже на действия религиозных фанатиков, которые убивают людей, не разделяющих их убеждения.

У этих людей часто очень однобокий взгляд на ситуацию, о которой они судят. Они видят только то, что увиденная (или запечатленная на фото или видео) ими езда отклоняется от того идеала, который они представляют в своем воображении. При этом иногда их “эталона” могут достичь только действительно исключительные лошади и всадники, выступающие не один десяток лет.

Иногда при оценке пары стоит учитывать множество других факторов, таких как: конституция и характер лошади, ее возраст, история тренировок. Идеалы и ожидания должны быть скорректированы для каждой пары.

В действительности только сам всадник знает, какие трудности ему пришлось преодолеть, и насколько велики или малы его достижения. Плохое выступление для одной пары может быть блестящим для другой.

Важно помнить, что обучение никогда не бывает завершенным и нет предела совершенству. Каждый всадник иногда совершает ошибки и принимает неправильные решения. Даже у лучших всадников в мире бывают неудачные дни. Отношения между всадником и лошадью не могут быть всегда гармоничными и обходиться без разногласий. Всегда будут моменты, когда лошадь временно находится перед поводом или за вертикалью, когда она напряжена или излишне согнута. Иногда это незаметно, а порой — приводит к полной потере контроля. В такие моменты важно то, как спортсмен справляется с ситуацией и что он из нее извлекает.

Возможное решение

Я думаю, что нам всем нужно сначала научиться доброжелательно относиться к самим себе. Наш перфекционизм, боль от собственных неудач, стыд, который мы испытываем каждый раз, когда не можем оправдать наши собственные ожидания, и наш собственный “синдром самозванца” заставляют нас выискивать те же ошибки в других и рьяно их критиковать. Мы начинаем относиться излишне строго не только к себе, но и к другим всадникам. Унижение другого человека может временно притупить наше собственное разочарование, но это не решит настоящую проблему – не исправит наши собственные недостатки.

Не стоит поддаваться искушению ставить себя выше других. Все мы несовершенны. Необходимо научиться видеть позитив как в нашей собственной работе, так и в чужой.”

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования