Статьи, Дамское седло. Великое и ужасное. | Prokoni.ru

Дамское седло. Великое и ужасное.

27 сентября 2022 г.
Автор - Александра Орлова

Любое упоминание дамского седла на просторах русскоязычной сети Интернет неизменно приводит к возникновению одних и тех же обсуждений. Среди комментариев к любой статье, фотографии или видео вы можете встретить такие, как «неудобно», «криво», «набок\боком», «моя\лошади спина «вышла из чата», «сколиоз», «опасно», «ехать невозможно», «орудие пыток» и так далее, отражающие негативное отношение аудитории к дамскому седлу.

Но так ли все обстоит на самом деле? Давайте разберемся.

Ситуация с дамской верховой ездой в России на данный момент складывается таким образом, что практикующих всадников очень мало. Тех, кто пробовал ездить в «правильном» дамском седле, при желании можно пересчитать — количество вряд ли измеряется хотя бы сотнями. Если соотнести количество всадников, практикующих дамскую езду с количеством населения страны или с количеством спортсменов в традиционных дисциплинах конного спорта, то людей, способных поделиться корректной информацией, несоизмеримо мало. Также есть спортсмены, которые, попробовав дамскую езду, говорят, что это очень неудобно. Большинство, ввиду редкости в нашей стране «правильных» дамских седел, пробовала ездить в более дешевых, поддельных седлах из Пакистана и Индии. Немалую часть негативно относящихся к дамскому седлу комментаторов составляют люди, не имеющие отношения к лошадям, верховой езде и конному спорту.

Так что же представляет из себя «правильное» дамское седло? Не вдаваясь глубоко в подробности и нюансы, это:

  1. Седло, собранное на основе специального ленчика, с определенной формой подушек и сиденья, с правильной геометрией рогов, вкупе обеспечивающих его сбалансированность;
  2. Седло, сшитое под конкретную всадницу.

Дело в том, что дамские седла шьются под размеры и с учетом особенностей анатомии всадницы. Как показывает практика, несовпадение параметров седла с параметрами всадницы может доставлять разной степени проблемы, от «неудобно ехать» до «невозможно ехать».

Если же параметры сошлись, что довольно сложно, то мы получаем довольно комфортный способ перемещения на лошадиной спине.

Возникает закономерный вопрос «а что со спиной лошади?», а с ней все в порядке, если седло правильно сбалансировано. Более того, старые мастера делали седла, подходящие практически на любую лошадь.

«Всадница обнаружит, что в хорошем дамском седле с ленчиком среднего размера, она будет готова ездить на лошади любого роста, начиная от 14.2 до 17 ладоней в высоту [от 145 см до 173 см в холке], не причиняя им дискомфорт. Дамское седло не подойдет, конечно же, всем лошадям так же идеально, как обычное седло, но, если всадница сидит в правильном месте, соблюдая баланс, она вряд ли повредит спину своей лошади. Таким образом, одно седло будет подходить любой лошади среднего размера».

Из учебника «Mrs Houblon's side-saddle»*

Итак, самые распространенные предрассудки о дамском седле:

  1. «Ездят боком\набок». Невозможно нормально держать баланс и управлять лошадью, когда твое тело перекошено и перекручено. Если кто-то способен так ездить, то он лукавит, говоря, что это удобно. Посадка всадницы в дамском седле ничем по прямолинейности корпуса не отличается от посадки в обычном — спина прямая, плечи параллельны плечам лошади. Если не получается сесть корректно, значит седло не подходит или это не настоящее дамское седло, а более дешевая подделка из Азии.
  2. «Неравномерная нагрузка на спину всадницы и лошади». Правильно собранное, сбалансированное седло распределяет вес по спине лошади равномерно, поэтому у всадницы все нормально со спиной см. п.1
  3. «Ездят, держась за рога». Езда в дамском седле основывается на балансе. Если напрячь мышцы ног и схватиться за рога, ехать не получится — из седла будет выбивать на каждом темпе аллюра. Вспоминаем тренера, который на бешеном галопе объясняет почему нужно расслабить мышцы, чтобы плотно сесть в седло. Жесткий («аварийный») захват рогов нужен в двух случаях: при прыжках и при неповиновении лошади.
  4. «Женщин привязывали к седлу». Более сведущие люди утверждают, что на данный момент не найдено исторических источников, в которых об этом бы говорилось, но «факт» всем известен благодаря «Черному Красавчику» Анны Сьюэлл. Есть старые картинки начала XVIII века, на которых можно видеть ремень — он использовался для того, чтобы при езде не раздувалась и не задиралась юбка, так как в начале века не существовало отдельного костюма, и для верховой езды использовались повседневные летние платья из легких тканей.
  5. «В седле есть специальные направляющие, которые держат». Самая необычная версия способа удержания в дамском седле. Конструкция дамского седла немного отлична от обычного, но никаких направляющих для фиксирования всадницы на самом деле в седле нет, залог комфортной езды — сбалансированное правильно сажающее всадницу седло и езда за счет баланса.
  6. «Можно ездить только шагом». Всадникам в дамском седле доступно все то же самое, что и всадникам в обычном — езда на всех аллюрах, выездка, преодоление препятствий, скачки, парфорсные охоты. Мировой рекорд по самому высокому прыжку в дамском седле принадлежит ирландской спортсменке Сьюзен Оукс и составляет 203 см.

Иллюстрации из учебников по дамской верховой езде, демонстрирующие правильную и неправильную посадку

Что же касается повышенной опасности дамского седла, по сравнению с ездой в обычном седле. Прежде всего возникает вопрос, когда верховая езда и работа с лошадью перестали быть, в принципе, опасными для жизни и здоровья?

Из дамского седла очень сложно выпасть — мешают рога. «Классический» вариант падения из него — это направо назад. Поэтому для большей безопасности прекрасных всадниц в течение нескольких десятилетий были разработаны несколько решений.

Первым стало безопасное стремя, проделавшее свой путь от туфельки, которая препятствовала проскальзыванию стопы в стремя, до сложного механизма, расстегивающегося в случае падения всадницы. В период между 1767 г. и 1876 г. было запатентовано около 20 модификаций расстегивающихся стремян. Некоторые английские знатоки дамского седла утверждают, что именно всадницам в дамском седле нынешние спортсмены обязаны появлением безопасного стремени.

На смену безопасному стремени в конце XIX века пришла более совершенная система — безопасный шнеллер. Запатентованных систем, по сравнению с безопасным стременем, было намного меньше, самыми популярными и широко используемыми по сей день стали системы трех английских седельных мастерских: Champion&Wilton, Owen&Co и Mayhew. Общий принцип работы безопасного шнеллера в выстегивании путлища вместе со стременем в случае падения всадницы.

Безопасный шнеллер Owen&Co

Безопасный шнеллер Mayhew

Безопасный шнеллер Champion&Wilton

Наглядный пример того, как сложно упасть из дамского седла.

Заграницей же дамская верховая езда на данный момент переживает свое второе перерождение. 1880–1930-е годы были периодом расцвета дамской верховой езды, которая считалась единственным подходящим способом для женщин ездить верхом — обычаем, от которого быстро отказались во время Второй мировой войны.

По словам Джанет Арнольд (британский историк одежды, художник по костюмам, преподаватель, реставратор и автор), во второй половине XX века эта практика вышла из моды и считалась занятием меньшинства, архаичным, и даже угнетающим символом ушедшего века: «Дамские седла в то время использовались для театрализованных представлений и исторических реконструкций, а также были прерогативой женщин британской королевской семьи во время государственных церемоний».

В 1959 году американская писательница и всадница Лида Флейтманн Бладгуд сетовала на то, что верховая езда в дамском седле отжила свое и является «таким же анахронизмом как кабриолет, кринолин и менуэт».

Позднее Ассоциация дамского седла Великобритании (Side Saddle Association) возродила элегантность этого традиционного стиля езды. Первоначально называвшаяся «Женской ассоциацией бокового седла», организация была основана Валери Фрэнсис и Джанет Макдональд в 1974 году. Спустя сорок лет забвения дамское седло пережило новый расцвет.

По всему миру на данный момент зарегистрированы и успешно ведут свою деятельность множество ассоциаций и организаций дамской верховой езды, многие из которых были зарегистрированы еще в первую волну возрождения – семидесятых годах XX века:

  • Amazones de France (1973) Франция;
  • The International Side Saddle Organization (1974) США;
  • De Nederlandse Vereniging het Dameszade (1979) Нидерланды;
  • NEA Sidesaddle Association (1979) США;
  • Sidesaddle Association of South Australia (1980);
  • The Side Saddle Association of Ireland (1981) Ирландия;
  • Reiten im Damensattel (1997);
  • American Sidesaddle Association (2008) США;
  • Ontario Sidesaddle Association (2010) Канада.

Кроме того, ассоциации есть в Австрии (Reiten im Damensattel in Österreich), Испании (Asociación Española de Monta a la Amazona), Новой Зеландии (New Zeland Side Saddle Association Inc.), Швеции (Damensattel-Verein Schweiz) и многих других странах.

В рамках зарубежных конных шоу, в том числе таких крупных как HOYS в Великобритании, SICAB в Испании и Equitana в США, Германии и Австралии, проводятся отдельные классы в различных дисциплинах конного спорта для всадниц в дамском седле.

Одно из самых престижных мероприятий в мире дамской верховой езды – National Side Saddle Show (Великобритания), отпраздновавшее в прошлом году свое сорокалетие, собирает ежегодно около 200 участников, соревнующихся более чем в 75 классах.

Если бы все было действительно так ужасно, как утверждают негативно настроенные пользователи Интернета, было бы дамское седло по-прежнему так популярно и стало бы все больше всадников использовать устаревшее, неудобное и опасное спортивное снаряжение?

*Приведены цитаты из учебника по дамской верховой езде «Side Saddle», изданного впервые в 1938 году, впоследствии переработанного и переизданного несколько раз, автора Дорин Арчер Хублон – известной английской всадницы, тренера по дамской верховой езде. Она обучала Королеву Елизавету II и на протяжении 19-ти лет готовила лошадей для участия в параде «Trooping the Color», проводимого ежегодно в честь дня рождения Королевы. Изобретатель модификации верхнего рога дамского седла, улучшающего посадку при быстрой езде по пересеченной местности и прыжках.

Дорин Арчер Хублон на фото слева на запасной лошади для Королевы Елизаветы II

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования