Дорога в ад вымощена благими намерениями
Автор фото: Ирина Мелик
Вероятно, каждый из наших читателей хоть раз слышал подобные высказывания: «Кобылы злые и стервозные», «Моя лошадь так любит соревнования. Ей нравится побеждать!», «Этот конь специально выводит меня из себя. У него скверный характер».
Все они относятся к понятию — антропоморфизм. Это неправильное присвоение человеческих характеристик животным или неодушевленным предметам.
Кора головного мозга у людей отвечает за язык, речь и абстрактное мышление. Так как у лошадей этот отдел гораздо меньше, то и способностей мыслить логически, сопоставлять факты и испытывать чувства вины, стыда, зависти и обиды у них нет. Часто люди присваивают лошадям именно эти чувства и эмоции. Но в подобных ситуациях антропоморфизм может сыграть с вами злую шутку, так как неправильное трактование чувств лошади может привести к неверной работе и в следствие чего — проблемам со здоровьем лошади.
Все, на что способен неокортекс (кора головного мозга) лошади — это испытывать страх перед всем новым и давать реакцию «бежать» от всего неизведанного и потенциально опасного. Лошадь по природным инстинктам должна через собственный опыт убедиться, что предмет страха не несет в себе угрозы для жизни. За это отвечает эмоциональная память. Только понимая, как работает мозг лошади, можно выстроить грамотный тренинг и создать необходимые условия для животного.
Исследователи из Лаборатории этологии животных и человека Реннского университета во Франции, Мартина Хаусбергер, Клеманс Лесимпл и Северин Анри, в 2021 году опубликовали в журнале Animals свою работу, направленную на выявление проблем в благополучии лошадей: «Ясно, что проблемы с благополучием в основном возникают не из-за преднамеренного жестокого обращения, а из-за антропоморфных предубеждений, культурных и личных верований, недостатка знаний и неверных интерпретаций. Благополучие лошадей иногда отражает поговорку: «дорога в ад вымощена благими намерениями».
Всадники часто переносят собственные эмоции на своего четвероногого партнера. Например, человек злится, у него не получается сделать элемент или зайти на барьер. Он винит в этом лошадь, что вполне объяснимо человеческой психологией. Но проблема в том, что лошадь не способна специально раздражать всадника, как и намеренно ему помогать.
По словам ученых: «Есть много причин, по которым люди не могут активно способствовать благополучию своих лошадей посредством надлежащего управления: они могут не осознавать наличие проблемы, они могут неправильно интерпретировать сигналы, они могут последовать ошибочному совету и/или на них могут влиять культура, социальные сети и СМИ».
Исследования показали, что в конном сообществе часто встречаются стереотипы и предубеждения. Например, кобыл называют «властными и плохими», а жеребцов — «хорошо обучаемыми, но трудными».
Люди ошибочно полагают, что лошади могут испытывать человеческие эмоции, такие как любовь, преданность или зависть. Сюда же входит и «игровое поведение», которое очень часто является признаком боли и дискомфорта животного. Недавние исследования на лошадях и приматах показали, что игровое поведение взрослых особей было более частым у животных с плохим самочувствием.
Без нужных знаний и понимания психологии лошадей невозможно правильно работать с ними. Лошадь не способна ненавидеть, сожалеть или иметь волю к победе. Из-за этого многие поведенческие проблемы остаются нерешенными. Люди ищут скрытый смысл в поведении лошади, но не видят простых и очевидных причин: страх, стресс или боль. Фраза «лошадь делает все назло», скорее всего, означает не то, что лошадь имеет дурной характер, а то, что какие-то из ее базовых потребностей не закрыты. Чтобы начать действительно понимать лошадь и говорить с ней на одном языке, нужно смотреть на все ситуации «глазами лошади».
Переосмысление работы с лошадьми через призму их потребностей может искоренить многие поведенческие проблемы. Часто во время занятий тренеру приходится настаивать на том, чтобы молодые всадники тянули повод во избежание столкновения с другими лошадьми во время экстренных ситуаций. Это связано с неправильным или недостаточным выгулом.
Исключение антропоморфизма из нашего мышления не подразумевает отсутствие эмоций у лошадей. Мы лишь принимаем тот факт, что люди и лошади имеют различную психологию. Взаимодействие человека и лошади требует переосмысления, которое сохранит благополучие лошадей и не уменьшит заинтересованности сторон. Любые нововведения всегда воспринимаются в штыки, но важно не позволить давлению общества мешать думать собственной головой.