Инесса Меркулова: русская верховая — погибающее достояние
Недавно интернет-издание «Комсомольская правда» опубликовало интервью с мастером спорта международного класса по выездке Инессой Меркуловой о судьбе Старожиловского конного завода.
Инесса Меркулова и Амаретто / фото с сайта rw-base.ru
Старожиловский конный завод — единственный в мире, на котором разводят русскую верховую лошадь. Летом 2023 года стало известно о том, что порода на грани исчезновения. Уже через несколько лет мы навсегда потеряем национальное достояние России.
Феноменальный эффект на судей
«Старожиловский конезовод я знаю с детства», — рассказывает мастер спорта международного класса, член сборной России Инесса Меркулова.
«Позже у меня было две лошади, рожденные там — Амаретто и Невский. На Амаретто я доехала до финала Кубка мира по выездке, где выступают 18 лучших лошадей со всего мира! Амаретто всемирно известен — первый номер сборной России, победитель Центральной европейской лиги Кубка мира. Лошадь — легенда! С Невским мы тоже всегда выигрывали международные старты.
В какой бы точке мира я ни оказалась с русской верховой, к нам бегут толпы людей, чтобы поближе посмотреть на русскую красавицу. Помню случай, всадница Марина Афрамеева выступала на необыкновенном красавце Зимогоре (русский верховой жеребец, рожденный на Старожиловском конезаводе. - Ред.). И на эти соревнования приехала корреспондент из Финляндии только для того, чтобы сфотографировать Зимогора — как модель, как пример того, как должна выглядеть красивая лошадь. Вскоре после этого Зимогора купили немцы.
Уникальность породы в том, что у нее великолепные спортивные качества. Ее выводили специально для конного спорта. Поэтому именно русская верховая лучше остальных подходит к троеборью и выездке. Также она признана одной из красивейших пород мира. На судей он производит феноменальный эффект. Русскую верховую с легкостью можно отличить от других - сильная и мускулистая, при этом изящная и грациозная», — с нежностью добавляет Инесса.
Конезавод на грани краха
Создание русской верховой напрямую связано с графом Алексеем Григорьевичем Орловым-Чесменским (русский военный и государственный деятель. - Ред.). Он мечтал вывести породу, идеально подходящую для верховой езды в суровом российском климате. Помимо этого, граф выдвигал требование — лошадь должна участвовать в военных действиях и с легкостью выполнять различные трюки.
В начале XIX века граф Орлов начал селекцию породы. Долгим путем скрещивания он добился нужного результата. В 1801 году, еще при жизни графа, появилась орловская верховая лошадь. Она стала образцом верховой лошади и предназначалась для высшего офицерского состава и императорского двора.
«Но две мировые войны, а также Гражданская война послужили главной причиной полного истребления русской верховой», — с грустью констатирует собеседница.
«Особенное влияние оказала революция 1917 года. Большевики начали движение по истреблению этой породы — они расстреливали лошадей вместе с офицерами-наездниками. Русская верховая — единственное в мире животное, которое уничтожали как класс».
Инесса Меркулова и Невский / фото с сайта rw-base.ru
20 лет на возрождение
Возрождение русской верховой началось в 1978 году. Сотрудники кафедры коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева выступили с предложением о воссоздании породы. Минсельхоз РСФСР поддержал инициативу и предоставил Старожиловский конный завод как базу для разработок. Селекцию возглавил профессор Вадим Парфенов, который в последующем посвятил 36 лет своей жизни русской верховой. В рабочую группу также входил Владимир Демин — нынешний директор Старожиловского конезавода. Группа ученых по крупицам воссоздавала породу.
В 1998 году русскую верховую признали восстановленной и внесли в «Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию» с присвоением регистрационного номера — 9353144.
«Помню первых жеребцов Диксона и Барина. Они стали очень известными. Ими любовался не только Советский Союз, весь мир!», — с восторгом делится Инесса Меркулова.
Осталось всего 40 племенных кобыл
Сегодня на Старожиловском конезаводе осталось всего 40 племенных кобыл (для разведения. - Ред.). Для сохранения породы — национального достояния — требуется минимум 500 голов. Но из-за отсутствия пастбищ и финансирования разведение лошадей невозможно.
«Уже 20 лет назад завод находился в плохом состоянии, а сейчас он на грани краха. Но тогда завод хотя бы имел угодья, благодаря которым содержались и выращивались лошади. Смена владельцев привела к продаже земель, что стало настоящей трагедией для русской верховой и завода в целом».
Инесса Меркулова рассказывает, что в сложившейся ситуации старожиловских лошадей либо по одной распродадут по всей России, либо они погибнут. Может показаться, что первый вариант — выход из положения. Но это не так. Чистокровность породы сохраняется только в специализированном под это хозяйстве.
Сегодняшнее время импортозамещения — лучшая возможность для сохранения нашего наследия. Нельзя, чтобы русская верховая лошадь исчезла второй раз. И если в революцию ее расстреливали из ружей и пистолетов, то сейчас порода исчезает без единого выстрела.