Спорт длиною в жизнь: воспоминания 101-летнего олимпийца
Швейцарию на международной арене в конном спорте всегда представляло большое количество талантливых спортсменов. Однако мало кто может похвастаться такой же насыщенной и выдающейся конной жизнью как у 101-летнего Уильяма де Рама. Всадник принимал участие в Олимпийских играх 1956 года — тогда же, когда Элвис Пресли выпустил свой первый сингл, и за 13 лет до того, как Нил Армстронг ступил на Луну.
Уильям де Рам
Уильям, родившийся в августе 1922 года, является старейшим из ныне живущих швейцарских олимпийцев, участвовавших в соревнованиях по конкуру. Спортсмен впервые принял участие в турнире в подростковом возрасте, более 50 лет активно выступал и выиграл свой последний турнир в возрасте 71 года.
И хотя сейчас уже Уильям не может садиться верхом, конный спорт по-прежнему остается главным в его жизни:
“Я проводил в седле каждый день с 18 до 85 лет. Если вы не садитесь верхом в течение трех месяцев, то ваши мышцы начинают болеть при следующей тренировке. Я убежден, что именно регулярные занятия в столь поздний период моей жизни сыграли важную роль в поддержании здоровья на должном уровне”, — рассказал Уильям.
Уильям де Рам, из семейного архива
Вершиной международной карьеры стало участие в Олимпийских играх 1956 года в составе швейцарской команды. Хотя в том году Олимпиада должна была состояться в Мельбурне, соревнования по конному спорту проходили в Стокгольме из-за карантинных правил Австралии.
Маршрут в два гита, который чисто не смогла преодолеть ни одна пара, включал в себя 14 барьеров. Участие принимали 66 всадников из 24 разных стран.
Уильям и его партнер Va Vite заняли 19-е место в личном зачете и 9-е место в командном вместе со своими товарищами Марком Бюхлером и Александром Стоффелем. На том турнире спортсмен выступал будучи отставным военнослужащим швейцарских вооруженных сил в звании майора.
На фотографиях с Олимпиады, сохранившихся у всадника, присутствуют даже несколько знаменитостей — молодая королева Елизавета и ее сестра принцесса Маргарет, наблюдавшие за соревнованиями.
“В Стокгольме царила невероятно приятная атмосфера — в одном месте собрались сильнейшие пары всего мира. Всадники были единой семьей, которые понимали друг друга.
Особенно волнительно было увидеть королеву Швеции, идущую среди толпы, а также членов британской королевской семьи”, — добавляет спортсмен.
Уильям де Рам в паре с Va Vite, фото из семейного архива
И хотя сам Уильям де Рама всей душой любит конный спорт, его дети не разделяли страсти к лошадям, хотя и глубоко уважали выбор отца.
“Мой отец никогда не заставлял нас ездить верхом. Он всегда считал, что связь человека с лошадью не может быть насильственной. Папа всегда любил природу и ту силу, которую она дает.
Он прожил совершенно необыкновенную конную жизнь. Многие люди ездят верхом на лошадях, так как чувствуют, что животные понимают их лучше, чем люди. Но когда повседневная рутинаначинает брать верх, и они находят работу или переходят на ответственные должности, они перестают уделять внимание верховой езде. Мой отец никогда не расставался со своей страстью и любовью к лошадям, несмотря на то, что у него была напряженная работа в сфере недвижимости”, — рассказала дочь Уильяма Жизель.
Уильям убежден, что именно лошади и спорт научили его терпению настойчивости:
“Лошадь не всегда готова работать с вами. И доверительные отношения между всадником и лошадью необходимо развивать каждый день.
Животные обладают очень развитым чувством того, что происходит вокруг них. Если вы однажды расстроитесь и начнете тренировку в плохом настроении, то у вас ничего не получится — лошадь это почувствует. Если вы боитесь препятствия, то вряд ли его преодолеете — ваш страх передастся партнеру.
Вы должны успокаивать лошадь и укреплять ее уверенность. Действия и чувства всадника играют важную роль в поведении лошади”.
Уильям де Рам (Швейцария) с гордостью ставит свою подпись рядом с кличкой Va Viite, своего Олимпийского партнера, в штаб-квартире МОК в октябре 2023 года
В октябре 2023 года де Рама пригласили подписать олимпийскую стену в Олимпийском доме в Лозанне, где он встретился с президентом МОК Томасом Бахом . Рядом со своим именем всадник с гордостью написал имя лошади, которая значила крайне много для Уильяма.
“Я купил Va Vite сразу после войны у фермера во Франции за тысячу швейцарских франков. Это была превосходная лошадь, обладавшая сильным характером и готовая работать со мной. Он отдал мне всего себя, и я знал, что мне нужно сделать, чтобы мы показали все возможное во время соревнований.
Люди были удивлены, что я написал его имя на стене, но для меня это необходимость — мы были командой”, — рассказывает Уильям.
Потрясающая история Ответ