Лошадь и коневозка - удачной поездки!
Разновидности коневозок
- Коневозки-прицепы (прикрепляются к легковой машине) на одну, но чаще на 2-е головы.
- Трейлеры-коневозки на шесть - двенадцать голов, которые перевозят большое количество лошадей из одного клуба на большое расстояние.
Прицепы лучше всего эксплуатировать с автомашинами типа джип. Обычная легковушка, особенно если она "тащит" коневозку на две головы, подвергает риску и людей, и лошадей. Вес коневозки с двумя лошадьми должен быть равен или немного меньше веса автомашины, а это возможно только на полно-приводных автомобилях, рассчитанных на движение в экстремальных условиях. Заметим, что наша "Нива" пригодна, но все же легковата, а вот милицейский "козел" - то, что надо, если, конечно, он исправен. Но в условиях рыночного выбора лучше доверять перевозку лошади импортному джипу зарекомендовавшей себя марки.
Если машина легкая, то допустимая скорость конеперевозки снижается. Возрастает риск "сдувания" машины вместе с коневозкой, у которой парусность существенно выше, чем у традиционного прицепа, например, волной от встречной фуры. По этой и по ряду других причин, перевозка на легкой машине - опасна.
Машине с коневозкой-прицепом рекомендуется передвигаться со скоростью около 80 километров в час, но по хорошему шоссе сильная машина может идти со скоростью до 120 километров. Причем учтите, что такая коневозка в основном рассчитана не на большие расстояния.
Для трейлера в любом случае порог скорости - 100 км/ч. Заметим, что любой милиционер ДПС имеет право поинтересоваться у вас наличием документов на лошадь.
Техника безопасности
При транспортировке лошади следует тщательно предохранять животное от травм. Оптимальные размеры стойла в коневозке - 250 на 70 см. Как правило, даже двухместные коневозки снабжены надежными перегородками между стойлами, поэтому без опасения можно перевозить даже разнополых лошадей. Жеребца при этом рекомендуется короче привязывать. В большом трейлере между жеребцом и кобылой лучше ставить мерина. Безусловно, внутри коневозка не должна иметь острых углов, выступающих гвоздей, щепок или чего-то подобного. Обязательно осмотрите стойло коневозки, которую арендуете. Пол коневозки необходимо застелить толстым слоем опилок или соломы, а сено в рептухе (сетке) успокоит и отвлечет лошадь. За 2 часа перед началом поездки можно покормить лошадь овсом. Но можно перевозить лошадей и "на голодный желудок". Главное, чтобы в дороге хватало сена, которое берется в пропорции один к трем: тройная порция на каждый день в пути по сравнению с обычной нормой дачи. Вообще, учитывайте, куда и на какое время вы отправляетесь, и постарайтесь запасти корм и воду на все время путешествия. Некоторые лошади плохо переносят резкий переход на незнакомый корм и воду. Часто во время перевозок и непосредственно после них лошадям отменяют овес и его заменители. Если лошадь едет "в гости" надолго, или вы только что приобрели ее, захватите привычный корм на 2 - 3 дня, а потом постепенно переводите на местный рацион.
Есть два важных момента, к которым следует относиться с большим вниманием: это поведение лошади при входе ее в коневозку, и поведение лошади во время поездки. Приучить лошадь к путешествиям можно только ласковым и терпеливым обращением, и желательно, с раннего возраста. Если лошадь категорически не желает идти в коневозку, можно:
- Составить загон с широкой воронкой, чтобы по нему провести животное. Поначалу ваша лошадка не заподозрит подвоха, а потом упираться будет уже поздно.
- Подогнать коневозку вплотную к дверям конюшни, чтобы лошадь не успела сообразить, что ее не выводят наружу, а заводят в страшную машину. На некоторых лошадей, что не секрет, действует именно вид автомобиля - к самой перевозке они относятся спокойно.
- Использовать длинный стек или шамбарьер. Два конюха вполне могут манипулировать с лошадью с его помощью и с помощью уздечки или недоуздка.
- Нервной и излишне подвижной лошади можно попытаться закрыть глаза (набросить ткань), но в таком случае ситуацию требуется очень строго контролировать. Если лошадь шарахнется вслепую - это еще хуже, чем с открытыми глазами. В качестве альтернативы, можно использовать шоры и наушники.
- Некоторым капризулям требуется переставлять ноги. То есть один конюх крепко фиксирует морду, а другой, привязав к передним ногам веревку поочередно переставляет их. Шага через три-четыре лошадь, возможно, решит, что деваться некуда, и войдет в коневозку.
- Лошадь, знающая одного человека (тренера, конюха, всадника), легче войдет в коневозку именно за ним.
- Лакомку можно "купить" на приманку - сахарок, сухарик.
Чтобы во время движения животное не повредило ноги, транспортировать его следует в длинных мягких ватниках, зафиксированных неэластичными и ни в коем случае не тугими бинтами. Кроме того, пышный и длинный хвост лучше забинтовать и закрутить, как для бегов. В холодную или сырую погоду, или в случае, если, не дай бог, ваша коневозка протекает, лошадь следует перевозить в дорожной попоне, и капоре дополнительно закрепленной ремнями.
Если все перечисленные меры не помогают, и ваша любимица ни в какую не желает входить в трейлер, а через 3 часа пути вам почти сразу надо выступать на ней в конкуре, - используйте успокоительные препараты. Специальный ветеринарный "Ветранквил" 1%, правда, может быть обнаружен в крови и расценен, как допинг. Но есть хорошая альтернатива - гомеопатические шарики "Успокой". Давайте лошади 20 шариков каждые 2 - 3 часа.
Особая опасность для лошади во время перевозки - сквозняки. Лошади, которые переносят довольно значительную отрицательную температуру, нетерпимы к сквознякам, особенно породистые или стриженые. И летом, и зимой, в маленькой коневозке или в трейлере - лошадь должна быть обеспечена свежим воздухом, но при этом таким образом, чтобы прямо на нее не попадал сквозняк. В трейлере предусмотрены окошки - специальная система заглушек, а в коневозке-прицепе поднимается полог или часть полога. В современных импортных коневозках есть кондиционеры.
Не забывайте, что лошадь в дороге должна быть крепко привязана. Норовистых можно перевозить в уздечке, но это нежелательно - в поездке лошадь должна, насколько возможно, избежать стресса, особенно если она едет на соревнования.
Во время транспортировки на большое расстояние, каждые 6 - 8 часов требуется делать перерывы - лошадь поводить "в руках" не менее двух часов, напоить. Лошадь устает "амортизировать" ногами движения машины, и слишком длинный прогон может ей повредить.
Сопровождать лошадей в прицепе должен как минимум один квалифицированный конюх или коневод, имеющий в своем распоряжении аптечку первой помощи и знающий, что делать в случае болезни или травмы. Кроме того, обязательно знать "горячий телефон" ветеринарной службы или ветеринара, который обслуживает данное животное. Ветеринар сопровождает большое количество голов в трейлере. Если же возникает непредвиденная задержка в пути, следует ориентироваться по ситуации. Не забывайте самое главное, что вы несете ответственность за лошадь и должны предусмотреть все возможные трудности подстерегающие вас на пути. Имейте в виду , что лошадь не смотря на свою кажущую мощь, животное нежное и может легко поплатиться здоровьем и даже жизнью из-за вашей беспечности. И не забудьте ведро! По трассе можно найти воду, но не купить забытое на конюшне ведро.
И последнее. Конеперевозки - не дешевое удовольствие. Сейчас цены на заказ коневозки на одну или две головы колеблются в пределах двух-трех долларов за 1 км пробега.