Конный археолог Вера Борисовна Ковалевская (+видео)
Конный археолог Вера Борисовна Ковалевская
Ещё до знакомства с Верой Борисовной мне был знаком ряд её археологических трудов, среди которых особо выделялась книга «Конь и всадник». От внучки В. О. Витта я впервые услышал рассказ о Вере Борисовне: в молодости она была очень эффектна и вызывала восхищение у мужчин, носила экзотические для советской эпохи джинсы и удивительные украшения. На на раскопки она брала своего верного ахалтекинца Михмана. Её можно было бы назвать подругой Хемингуэя, настолько она выглядела необычно в нашей тогдашней среде.
Уже много лет я имею возможность личного общения с Верой Борисовной, давшего мне много ценного, как в области познаний в конной археологии, так и в практическом применении опыта прошлого.
Вера Борисовна - Легенда, прошедшая путь целой эпохи. Она родилась в Петербурге, в блистательной до революции семье Щербатовых. В прошлом один из её родственников, Александр Григорьевич Щербатов, прославился завозом в Россию арабских лошадей и созданием совместно с графом Строгановым Терского конного завода. Вера Борисовна чем-то напоминает своего деятельного родственника, да и живёт относительно недалеко от усадьбы своих предков - в Иславском. Деревня расположена на берегу Москворечья, менее чем в 25 километрах от усадьбы Щербатова Васильевское, так же стоящей на холме Москвы-реки.
В западном Подмосковье, в Иславском, Вера Борисовна обосновалась благодаря сотрудничеству с Первым конным заводом (МКЗ №1). Тогдашний директор завода Борис Дмитриевич Завильгельский, понимая ценность научных сотрудников, знающих конное дело, походательствовал перед руководством района о выделении Вере Борисовне участка для строительства дома.
Вера Борисовна на одной из лошадей МКЗ №1
Позднее именно сюда от МКЗ №1 Вера Борисовна смогла выписать себе ахалтекинского жеребца Михмана. В то время частных лошадей и личных хозяйств подобного плана не существовало, до 1991 года в нашей стране действовал запрет на содержание частных лошадей. По сути, именно такие целеустремленные люди той поры, как Вера Борисовна стали первыми частными владельцами, пусть и с приписанными к различным хозяйствам лошадьми.
Вера Борисовна и Михман
Ещё до переезда в Иславское Вера Борисовна начала сотрудничать с единственным в то время в нашей стране конным изданием «Коневодство и конный спорт». Как-то, принеся в редакцию одну из своих статей, она заговорила с незнакомцем на тему древних лошадей востока. В ответ он процитировал одно из сказаний, ещё не переведённых на тот период, и смог разъяснить ряд краеугольных моментов, что поразило тогда начинающую свой конно-археологический путь девушку.
Незнакомцем оказался Владимир Оскарович Витт, профессор, ипполог, которого уже тогда называли создателем современной отечественной науки о лошади. Можно сказать, что Вере Борисовне повезло и в дальнейшем, поскольку, поселившись в Иславском, она стала соседкой Владимира Оскаровича, и смогла получать у него консультации по многим теоретическим и практическим вопросам.
С 1950-х годов, после окончания МГУ, Вера Борисовна руководила научными археологическими экспедициями в Крыму, Тамани и на Кавказе.
Кавказ стал своеобразным археологическим «коньком» Веры Борисовны, её основным научным интересом стала археология Кавказа эпохи раннего железа и раннего средневековья. Но особое место в её деятельности и работе заняли лошади, история их одомашнивания и культурного коневодства. Её книга «Конь и всадник», выдержавшая несколько переизданий, стала закономерным итогом огромной проделанной работы. По словам Веры Борисовны, ряд моментов, касающихся первых коневодов и всадников, уже претерпели изменения, поскольку археология не стоит на месте, и новые открытия вносят свои поправки в историю.
В видеофайле - воспоминания Веры Борисовны о ее жизни в качестве "дочери врага народа".
Родители Веры Борисовны были искусствоведами: отец - реставратором, а мать - художницей. В 1930-х годах, когда в Ленинграде начались репрессии, её отца, Бориса Владимировича, арестовали. Маленьким ребенком, спасаясь от преследования властей, Вера Борисовна с матерью перебрались в Грузию. Здесь Татьяна Сергеевна, мама Веры Борисовны, работала в экспедициях по художественному копированию фресок, проделав весьма значимую работу.
Именно от своих родителей будущий выдающийся археолог унаследовала свою любовь к искусству и к его поиску и открытию.
Валера Шабля