Синяки бывают разные: черные, синие, красные…
Синяки бывают разные: черные, синие, красные…
Наверняка многие наблюдали ситуацию: коваль пилит или режет копыто, и вдруг из-под инструмента показывается кусочек розового или красного рога. Владелец лошади хватается за сердце и закатывает глаза: «Мясник! Зарезал копыто, дорезал до живого!». Ковалю указывают на дверь с самыми плохими рекомендациями во всех конных интернет-сообществах. А виноват ли коваль? Действительно ли там есть что-то «живое»? И откуда вообще берутся эти пятна, которые, по сути, являются синяками? Давайте разберемся.
Поможет нам в этом, как всегда, анатомия копыта. Что в нем является «живым»? Те внутренние структуры, которые снабжаются кровью и иннервированы, то есть кориумы и венчик. Рог, как производное кориумов, не содержит в себе ни кровеносных сосудов, ни нервов, поэтому сама по себе обработка рога чем-либо не может быть «резьбой по живому» ровно до тех пор, пока не кончится рог, и инструмент не коснется кориума, пустив кровь. Но опытный коваль такого не допустит, а вот разнообразные оттенки красного могут обнаруживаться при расчистке довольно часто.
Но если розовые пятна не кровоточат, тогда что же это? Это следы перенесенных кориумом микротравм, так сказать, свидетельства прошедших событий. И в зависимости от того, где обнаруживается синяк, можно судить о времени, прошедшем с момента событий, и о причинах, его вызвавших. Травматизация кориума чаще всего происходит из-за нефизиологичного давления на него со стороны рога (слишком длинный интервал между расчистками, слишком резкий переход на твердый грунт, неправильная расчистка), реже – от чрезмерного воздействия элементами грунта (намины, наколы и так далее), и реже всего от давления на кориум структур изнутри – как при абсцессе или ламините.
Травмированный кориум кровоточит, но продолжает свою работу по производству рога, и потому вся выделяемая кровь смешивается с производным, окрашивая рог в разнообразные цвета. Таким образом и получается синяк. В очень редких случаях травмирование кориума может быть таким интенсивным, что вместо рога он какое-то время он будет выделять одну только кровь, которая закапсулируется и позже выйдет небольшой капелькой при стирании копыта об грунт. Не повезет, однако, тому ковалю, который вскроет такую капсулу ножом… Но «синячная» кровь отличается от пореза более темным, а иногда и коричневым, цветом, чем яркая кровь из кориума, и обычно ее выделяется совсем немного.
Итак, о чем мы можем судить, увидев, например, такой синяк на стенке?
Рог копытной стенки вырабатывается венчиком, соответственно, кровь могла попасть в рог только оттуда, то есть сверху, и со временем синяк срос до земли. Причиной тут может быть либо травма венчика при засечке или ударе обо что-то, либо эпизод давления чрезмерно длинной стенки в четверти, когда хозяева затянули с расчисткой. Второй вариант менее вероятен, так как обычно чрезмерное давление на стенки дает более «широкие» отметины, и они не локализуются так четко в одном месте. Точно такие же синяки в четвертях копытной капсулы говорят о недостаточном уходе за этой частью копыта со стороны коваля, обычно это сопровождается так же изогнутым венчиком и подъехавшими пятками. На фото 2 стрелочками отмечены синяки, которые только готовятся открыться миру, а на разрезе копыта более понятен механизм возникновения синяков.
А вот на фото 3 мы видим опоясывающий все копыто синяк, вызванный резким переходом с мягкого на жесткий грунт для выгула, что послужило даже причиной легкого ламинита. В пятках это кольцо уже сросло, по зацепу можно сказать, что приступ случился примерно 4-5 месяцев назад, из расчета, что в месяц рог отрастает примерно на 1 см.
Копыта этой лошади расчищались довольно редко, раз в 3-4 месяца, очень сильно отрастал зацеп, подъезжали пятки, а стрелка, и особенно ее кончик, не стирались о мягкий грунт на выпасе. Но периодически на лошади выезжали на прогулки по пересеченной местности, с асфальтом и камнями, где тучная стрелка получала чрезмерные нагрузки. И вот результат виден после расчистки – намятый свежий синяк на кончике стрелки.
Это фото очень хорошо демонстрирует что происходит, когда заворотные стенки выходят за свои границы и ложатся на подошву. С первого взгляда кажется, что они и до расчистки на своем месте, но белым специально обведены их истинные границы. Лошадь много ходила по жесткому грунту, поэтому давление заворотных стенок на подошву и подошвенный кориум проявилось особенно четко.
А вот такого рода синяки должны серьезно насторожить владельцев лошади – потому что формой они повторяют кончик копытной кости. Это значит, в копыте кость находится под сильным углом по отношению к земле, и кончик давит на подошвенный кориум, либо лошадь перенесла эпизод ламинита, в результате чего какое-то время из-за ослабшего подвешивания кость опять же, давила кончиком на кориум. Необходимо выяснить причины этой ситуации (реакция на траву, грунт, прививку, глистогонное или просто некорректная работа коваля) и устранить их.
На этом фото по синякам можно прочитать целую историю. Заворотные стенки долгое время покрывали всю подошву, что угнетало рост ее рога, и вот, когда за копыта взялся другой коваль, под заворотками он обнаружил истонченную, слабую подошву. К тому же лошадь испытывала дискомфорт в пятках, что заставляло ее сильнее нагружать зацеп, нежели всю подошвенную часть копыта. Результатом стало появление черного синяка на подошве перед стрелкой, место, где кончик кости давил на подошвенный кориум. В этом плане синяки служат хорошим маркером былых или настоящих проблем с формой копыт, они дают подсказки, что нужно исправлять. Но увы, такая диагностика доступна только обладателям белых копыт.
Поэтому, увидев синяки во время расчистки, не пугайтесь, не вините во всем коваля, а воспользуйтесь возможностью разобраться, откуда и почему они появились.
И будьте здоровы!
Наталья Сошнина (Копыта.ru).
Материал был впервые опубликован на сайте http://horse-sense.ru/