10 принципов обучения молодых лошадей
10 принципов обучения молодых лошадей
Цель любого обучения - здоровая, счастливая лошадь, подготовленная к тому, чтобы охотно нести вес всадника в повиновении и без ущерба здоровью. Достижению этой цели служат правильная подготовка и обучение животного.
Только опытный всадник, обладающий чувством лошади, способен правильно выездить ее. В идеале же процесс работы с молодой лошадью должен контролироваться еще и тренером.
Дать правильный старт подготовке молодой лошади гораздо сложнее, чем принято считать. Каждая лошадь индивидуальна и отличается особыми, свойственными только ей характером, темпераментом, скоростью развития и обучения.
Знания о том, как оценить этап развития лошади, как подобрать подходящую для нее программу тренировок, чтобы избежать чрезмерных нагрузок и связанных с ними травм, чаще всего приходят с простом профессионализма.
К сожалению, последствия большинства ошибок, сделанных на этапе подготовки и обучения молодой лошади, сопровождают ее всю жизнь. Такие ошибки могут быть вызваны рядом причин, но их можно избежать.
И тренеры, и всадники, даже если не говорить об их опыте, должны проявлять терпение, понимание, заботу и интерес. Их знания о лошади должны сопровождать объективные ожидания, нежелание форсировать прогресс.
Давайте поговорим о том, на какие принципы необходимо опираться, если вас ожидает работа с молодой лошадью.
1. Учет характера и природы лошади.
Человек, взявшийся за работу с молодой лошадью, обязан иметь знания о ее природе. Только понимая природу лошадей, можно правильно к ним относиться, учитывать поведенческие особенности, те или иные реакции, возникающие в ответ на определенные раздражители.
Каждая лошадь отличается собственным характером и темпераментом, предпочтениями и страхами.
О чувствах животного нам могут рассказать положения его ушей, глаз, хвоста, уши, глаза и движение хвоста. Нельзя забывать о том, что лошади - животные-жертвы, а кроме того, - животные табунные, надо помнить о том, что мягкая работа с лошадьми строится на принципе ухода от давления. Чтобы добиться от лошади доверия и уважения, необходимо стать для нее лидером.
Лошади не агрессивны по своей природе. Большинство пороков их поведения связано с их предыдущим негативным опытом. Животное, демонстрирующее готовность к работе, вкладывает краеугольный камень в дальнейший фундамент вашего сотрудничества. Проявив терпение и уважение к лошади, вы укрепите его, не позволите появиться страхам и сопротивлению.
Вам следует учитываться, что уверенность лошади и ее нацеленность на сотрудничество могут быть быстро разрушены или потеряна из-за плохого обращения с ней. Коррекция же может занять месяцы или даже годы. Несистемная подготовка или требования, подкрепляемые грубой силой, часто приводят к физической или психической нестабильности и преждевременному износу лошади.
Психическое развитие лошади имеет жизненно важное значение в ее обучении и дальнейшей работе под верхом. Не обращая на него внимания, вам не удастся добиться гармоничных отношений с вашим четвероногим партнером.
Отдельно отметим, что, говоря о мягкости в работе с лошадью и об учете ее психо-эмоционального состояния, мы не говорим о вседозволенности. Лошадь, как и любое другое животное, обязано соблюдать определенные правила поведения и адекватно реагировать на любые требования ее всадника или тренера. Человек, как лидер, не может не настаивать на своем, однако главное при этом, - как именно он действует. Проявляйте терпение, помните об обучении и забудьте о жестоком воздействии!
2. Всадник и тренер.
Первый партнер молодой лошади должен быть опытным всадником со сбалансированной посадкой и умением правильно применять средства управления. Он должен корректно воздействовать на лошадь, не быть боязливым или нетерпеливым, слишком тяжелым или высоким.
Важную роль играют способность ездить с укороченными стременами и наличие крепкой посадки. Универсальный опытный всадник сможет правильно реагировать на постоянно изменяющийся центр тяжести молодой лошади.
Тренер, наблюдающий за обучением молодой лошади с земли, помимо практического опыта, должен обладать глубокими теоретическими знаниями (в том числе в области анатомии и биомеханики). Они помогут ему давать ценные советы и помогать преодолевать сложные ситуации, не используя излишнюю силу или давление.
3. Баланс.
Для каждой верховой лошади, независимо от ее использования, жизненно важно уметь двигаться в равновесии с весом всадника. Неуравновешенная лошадь, чтобы компенсировать отсутствие баланса, движется напряженно и не может расслабиться. Таким образом, можно сказать, что отсутствие равновесия ставит под угрозу физическое благополучие и здоровье лошади.
Способность всадника адаптироваться к изменениям центра тяжести лошади имеет огромнейшей значение для ее заездки и обучения.
Первоначально вес всадника нарушит ее естественный баланс. По природе лошадь сбалансирована на переду (несет больше веса на передних конечностях). При возникновении дополнительного веса при посадке всадника в седло лошадь сталкивается с необычной ситуацией - ей приходится стремиться обрести новое равновесие, освоить которое лошадь может в несколько этапов.
Первый этап обучения направлен на постепенный поиск лошадью и всадником нового взаимного баланса. Поэтому основной целью дальнейшего обучения становится достижение расслабленности.
Лошадь должна быть в состоянии балансировать с весом всадника, что невозможно, если ее мышцы будут напряжены. Напрягаясь, лошадь не сможет ни найти баланс, ни показать свои естественные движения.
Для дальнейшего улучшения внутренней и внешней гибкости и равновесия общее базовое обучение молодой лошади должно быть разнообразным, независимо от того, насколько талантливой может быть лошадь в той или иной конкретной дисциплине.
Разнообразное базовое обучение улучшает ее навыки, гибкость и спокойствие, а также положительно влияет на физическую форму и здоровье лошади.
Обычно заездку и обучение лошади начинают в возрасте около трех лет. Происходит ли это на несколько месяцев раньше или позже, зависит от развития конкретной лошади. Более важным фактором, чем возраст животного, является правильное и бережное обращение с ним, поэтому возраст начала заездки может сдвигаться назад и до 2,5 лет. Отметим также, что лошадь, достигшая возраста 4 лет (и старше) становится излишне сильной физически, что может затруднить ее заездку, особенно, если в этом процессе принимают участие непрофессионалы.
4. Обтяжка.
До начала обучения молодая лошадь должна привыкнуть к людям - познакомиться с недоуздком, чомбуром, с другой амуницией, научиться ходить рядом с человеком, спокойно относиться к чистке, манипуляциям с копытами и т.д.
Такое предварительное обучение лучше начинать, когда лошадь находится еще в жеребячьем возрасте. Раскрючковка копыт, а также простые манипуляции с ногами, повышают уровень доверия лошади к человеку. Такие процедуры можно осуществлять, начиная с отъема.
5. Лонжирование.
Лонжировать лошадь можно начинать только тогда, когда она ознакомилась с новым окружением и приобрела определенное чувство доверия и уважения к людям.
Работа на корде перед началом заездки необходима. Она обучает молодую лошадь двигаться вперед по команде, знакомит ее с посылами, действием трензеля, улучшает ритм и равновесие.
Сначала лошадь приучают к трензелю (желательно, конечно, использовать кавессон), подпруге и седлу. Всю амуницию аккуратно регулируют в соответствии с параметрами лошади.
Тренировки рекомендуется проводить в бочке или огороженном манеже. Это облегчает работу и предотвращает попытки лошади к бегству. Работайте в основном на рыси - именно на этом аллюре лошадям легче найти свой ритм и начать опускать голову.
От боковых развязок и резинок поначалу следует отказаться - сначала молодая лошадь должна найти равновесие самостоятельно. Когда лошадь сбалансируется - используйте развязки. Они должны быть такой длины, чтобы не оказывать давление на рот, шею и затылок. Постепенно их укорачивают. Важно, что былошадь тянулась за трензелем, а не напрягала и укорачивала шею. Лучше, если лошадь пока будет держать нос вертикально или немного впереди вертикали.
На данном этапе для обеспечения работоспособности важнее ритм, а не контакт. Именно ритм показывает, насколько уравновешена лошадь. Попытка поставить лошадь в повод, укорачивая развязки, приведет к ее сопротивлению и зажатости.
На корде лошадь учится понимать средства управления - шамбарьер и голос - в начале, ограничивающее действие корды и голос - в последствии. Навыки, приобретенные при работе на корде, помогут вам в дальнейшем, при обучении лошади под седлом.
Работа на корде с молодой лошадью не должна занимать более 20-30 минут. Почаще меняйте направление ее движения.
6. Проводка в поводу.
Лошадь ведут, находясь у ее левого плеча, поддерживая мягкий контакт со ртом. Избегайте грубого или резкого воздействия на трензель, так как это нарушает доверие лошади к руке и препятствует расслаблению.
Лошадь должна свободно двигаться вперед, доверяя ведущему.
7. Первые уроки под верхом.
Перед тем, как впервые сесть в седло, лошадь нужно подвигать на корде, - это даст ей возможность расслабиться.
Первая посадка в седло происходит на кордовом кругу, в огороженном манеже или бочке. Лошадь придерживает первый помощник, второй помощник помогает всаднику сесть. Стремена укорачивают, чтобы всадник впоследствии смог максимально облегчить спину лошади. Шпоры использовать не рекомендуется.
После посадки всадника в седло лошадь может постоять, чтобы привыкнуть к его весу. Всадник должен разговаривать с лошадью, по возможности, гладить ее. С нервной или сильно волнующейся лошадью на месте лучше не стоять, а сразу привести ее в движение, чтобы не создать большего напряжения.
Лошадь медленно водят по большему кругу, постепенно удлиняя корду. Если лошадь захочет пойти рысью, ей нужно будет это позволить.
На корде лошадь должна научиться спокойно реагировать на вес всадника сначала на шагу, потом на рыси. Не препятствуйте ей, если она захочет подняться в галоп.
Первые упражнения не должны занимать слишком много времени - предпочтительны частые, короткие репризы. По окончании занятия можно пару раз сесть в седло и спешится, для тренировки.
Всаднику нужно почувствовать, какой темп подходит лошади, чтобы найти равновесие, а не просто навязать ей тот, который удобен ему.
Всадник поддерживает очень мягкий контакт со ртом (так называемые «пассивные руки»). Ни в коем случае нельзя пытаться поставить лошадь «в повод».
Какие-либо настойчивые требования могут привести к сопротивлению: лошадь будет трясти головой, ритм движений станет рваным, спина зажмется, лошадь начнет хвостить.
Чем больше вы преуспеете в нахождении правильного ритма и чем меньше будете работать поводом на этом этапе, тем более прочный фундамент для дальнейшего обучения вы заложите.
Главная цель сейчас - найти равновесие.
В ходе заездки вы должны завоевать доверие лошади, добиться от нее послушания и желания сотрудничать, заложить основы для дальнейшего обучения. Особенно важно при этом - научиться распознавать признаки ее усталости, правильно оценивать степень ее выносливости.
8. Начало базового обучения.
Три главные цели первых месяцев обучения - это ритм, расслабленность и контакт.
Первая цель заключается в обеспечении ритма, поддержания темпа лошади.
Слишком быстрое продвижение вперед приводит к поспешным движениям ног и нарушению ритма.
Движение вперед - это не ускорение темпа, а активизация задних ног лошади,обеспечивающая энергичный аллюр.
Расслабленность - это основная цель тренировки, которую никогда нельзя упускать из виду. Она должна регулярно проверяться и совершенствоваться, поскольку является основой для всей последующей работы. Она подразумевает способность лошади использовать мышцы без напряжения, сжимать и расслаблять их, когда это необходимо. Расслабленность может быть достигнута только за счет отказа от использования грубой силы при заездке и обучении.
Расслабленная лошадь движется, работая спиной и поддерживая естественный ритм, но не мчится вперед.
Чтобы убедится, что лошадь расслаблена, всадник должен плавно отдать ей повод. Лошадь потянется вниз за трензелем. Это упражнение - одно из самых важных даже на этом этапе начального обучения.
Правильный контакт позволяет лошади балансировать со всадником, двигаться, сохраняя ритм на всех трех аллюрах, и работать спиной.
На шагу повод укорачивают только перед тем, как начать движение рысью. На рыси и галопе молодую лошадь ведут на спокойной, мягкой и "пассивной" руке.
Молодая лошадь найдет нужное равновесие и ритм, правильно расслабится, только если всадник работает поводом мягко. Это относится и к лошадям, которых искусственно гнули, закручивали шею и они привыкли двигаться в таком положении.
Изначально точка, в которой лошадь будет находить контакт с рукой, будет относительно низкой. Рот лошади будет находиться примерно на уровне ее локтевого сустава. Это положение обеспечит желаемое растягивание и расслабление мышц шеи и спины.
Неправильно пытаться придавать положение шее лошади, используя только повод. Укороченная шея напряжена и препятствует равновесию. Если всадник переусердствует со сгибаниями и поворотами, это также приведет к потере равновесия.
При обучении молодых лошадей, очень важно учитывать их физическое состояние, силу, выносливость. Необходимо избегать чрезмерно трудной работы. Если эти критерии соблюдены, молодой лошади не будет причинен вред.
На ранних стадиях базового обучения от лошади не требуется выполнение манежных фигур. Для дальнейшего ее развития подойдут такие упражнения, как перемена направления через длинную или короткую диагональ, вольты и серпантины большого радиуса.
Вольтов, серпантинов и поворотов малого радиуса следует избегать: они могут повредить суставы лошади.
9. Дальнейшее базовое обучение.
Предыдущий этап длится около 4-6 месяцев. Этого периода достаточно, чтобы подготовить лошадь к дальнейшей работе.
Объединяем пройденное: лошадь двигается вперед, сохраняя ритм и расслабленность, поддерживая контакт. Она ищет руку всадника и умеет тянуться за трензелем.
Постепенно требования можно увеличивать с оглядкой на уровень мастерства всадника и способностей лошади. Кроме того, определенную роль могут играть и бытовые обстоятельства. В то время, как более опытная лошадь работается по определенной схеме, тренинг молодой лошади может быть неупорядоченным и зависеть от конкретных обстоятельств.
Взлеты и падения в ее работе, уровень усталости и потребности в движении, даже факторы окружающей среды могут повлиять на ее ежедневное обучение и, вместе с тем, на результаты.
Тренировки молодой лошади должны быть максимально разнообразными: это не только сделает животное более сосредоточенным, опытным, но и поможет физически развить его. Манежная работа не должна исключать работу на кавалетти или напрыгивание.
От всадника потребуется начать обучение лошади все более тонким и незаметным сигналам, показать ей, как идти на повод, постепенно объяснить, что равновесие с переда должно переместиться назад.
Работа на учебной рыси может включаться в тренинг, если лошадь работает спиной и охотно идет на повод. Сначала достаточно сделать пару темпов. Если лошадь зажмется, вернитесь к работе на строевой рыси, чтобы укрепить спину.
Хорошая базовая подготовка сделает лошадь внимательной к действиям всадника и позволит ей оставаться расслабленной и гибкой.
Каждая молодая лошадь должна быть знакома с манежной работой. Это улучшит ее внимание, равновесие, координацию и уверенность в себе.
10. Напрыгивание на свободе.
Напрыгивание на свободе улучшает базовые навыки и гибкость лошади,облегчает последующую подготовку к прыжкам.
Прежде, чем начать, нужно сделать несколько приготовлений:- Лошадь может прыгать в недоуздке или без, либо в уздечке со снятым поводом.
- Ограждение манежа должно быть прочным и высоким, все входы закрыты, зеркала завешены или убраны.
- Шпрингартен огораживают откосами.
- Вход в ряд должен быть привлекателен, он должен приглашать лошадь к прыжку, а не пугать ее).
- Расстояния между препятствиями должны быть оптимальными.
Вам понадобятся тренер и, как минимум, два помощника. Для лошади важно получить положительное впечатление от прыжков. Поэтому тренер и помощники должны быть знающими и опытными. Необходимо обеспечить спокойную атмосферу тренировки..
Лошадь не должна прыгать из-за страха - ее нельзя пугать и загонять в ряд.
В течение первого месяца тренировок лошадь не должна прыгать высокие барьеры (это может нарушить доверие молодой лошади).
После четырех-шести месяцев базового манежного обучения,напрыгивания под всадником на небольших чухонцах и напрыгивания на свободе на низких препятствиях, можно начинать полноценный прыжковый тренинг.
Завершая нашу статью, хочется сказать следующее. В обучении молодых лошадей нужно придерживаться следующего правила: "Всегда спокойно, но никогда вяло. Всегда активно, но никогда в спешке."
Уве Спенлен; перевод Валерии Смирновой (источник)