Подготовка лошади для работы в иппотерапии и ЛВЕ
Подготовка лошади для работы в иппотерапии и ЛВЕ
Во всех конных дисциплинах к лошади предъявляются схожие требования. Не важно, занимаетесь вы спортом, обучением новичков, ездите в экипаже, выступаете в цирке или завели лошадь просто для души. В любом случае, базовый список «должностных обязанностей» лошади примерно одинаковый.
На каких же трёх китах стоит весь конный мир? В первую очередь, это внимательное отношение лошади к человеку, отсутствие агрессии. Также необходимо, чтобы конь по первому требованию выполнял команды человека и правильно реагировал на поступающие от него сигналы. И, наконец, немаловажную роль играет смелость лошади, её способность совладать со своими страхами, довериться человеку и адекватно вести себя даже в форс-мажорных ситуациях.
У каждой спортивной дисциплины, а также у каждой сферы применения «лошадиной силы» есть своя специфика. Предлагаю рассмотреть одно из самых специфических направлений сотрудничества с конём – иппотерапию и лечебную (адаптивную) верховую езду. Пожалуй, именно в этой области от лошади требуется максимальная дисциплина и ответственность, ведь речь идёт не просто о детях, а о тех детях, в работе с которыми нет права на ошибку.
В объявлениях о продаже лошадей часто встречаются похожие фразы: «Возрастной конь с проблемами по здоровью, рекомендована лёгкая шаговая работа, отлично подойдёт в иппотерапию». Но позвольте мне сразу же развеять миф о привольной жизни иппотерапевтической лошади! Люди, которые думают, что работа в иппотерапии лёгкая, – глубоко заблуждаются. На самом деле это колоссальная нагрузка на лошадь – и физическая, и моральная. Что же такого страшного в том, чтобы полчаса шагом покатать ребёнка?
Если мы говорим о детях с проблемами опорно-двигательного аппарата и таким диагнозом как ДЦП, то необходимо учитывать, что этому заболеванию часто сопутствуют постоянные спазмы мышц (либо мышцы пациента в принципе зажаты). Так как занятия по иппотерапии проводятся без седла, а в случае с ЛВЕ некоторые пациенты физически не могут сесть в седло, лошадиная спина испытывает все «прелести» спастических реакций ребёнка. Не легче работать и с детьми с проблемами психоэмоциональной сферы, с расстройствами аутического спектра. Многие из них не прочь «попрыгать» на конской спине, они сильно ёрзают, свешиваются то на одну, то на другую сторону и так далее... Поэтому для занятий необходим конь не только со стопроцентно здоровой спиной и поясницей, но и с накаченной мускулатурой, которая позволит ему без ущерба выдержать подобные перегрузки. Отмечу еще кое-что: для работы с пациентами с проблемами опорно-двигательного аппарата от коня требуется широкий амплитудный шаг без аритмии, поэтому использовать для иппотерапии хромую лошадь нельзя.
А что же с психологическим состоянием нашего четвероногого партнёра? Многие дети кричат, бьют лошадь руками и ногами, пытаются спрыгнуть... Некоторые могут даже укусить животное. И это мы ещё не говорим о работе с предметами, когда отданный ребёнку мяч может полететь не в руки инструктору, а между ушей лошади. Опытный иппотерапевтический конь стерпит все, однако он не сможет долго копить в себе напряжение. Чтобы дать выход эмоциям, всех иппотерапевтических лошадей необходимо работать перед занятиями: с опытным берейтором, в течение 40-60 минут. В случае, когда конь по тем или иным причинам вышел на иппотерапию неотработанным, после занятия его необходимо хотя бы погонять на корде.
Настоящие занятия по иппотерапии, несмотря на сложившийся стереотип, – это не просто катание шагом без седла. Профессиональное занятие длится от 20 до 40 минут и включает комплекс упражнений, подобранных индивидуально для каждого конкретного ребёнка. Обычно используются игры и гимнастика с мячом, кольцами, кеглями, гимнастическими палками и обручами, а также езда в разных положениях, упражнения на равновесие, мелкую и крупную моторику. Занятие может включать элементы управления лошадью на шагу и короткие репризы рыси. С детьми, которые не держат спину и голову, инструктор иногда лично садится на лошадь для более эффективного выполнения поставленных задач.
Но поговорим всё же о лошади. Я не буду акцентировать внимание на том, какая именно лошадь лучше всего подходит для иппотерапии (это тема для отдельной статьи). Представим, что у нас уже есть «сферический конь в вакууме»: невысокое, плотно сбитое животное с хорошими движениями, крепкими ногами и прокачанной спиной. Эта лошадь обладает спокойным, дружелюбным нравом, однако ей не чужд инстинкт естественного страха перед новыми предметами и ситуациями. Даже если нам кажется, что лошадь абсолютно спокойная, – подготовка, описанная далее, будет не лишней. Более того – даже для опытной иппотерапевтической лошади полезно время от времени проводить «переподготовку». Замечу также, что стратегия, представленная ниже, может использоваться для работы с любыми лошадьми, вне зависимости от их специализации.
А теперь рассмотрим подробно: какие задачи ставятся перед конём-доктором и как воспитать в лошади спокойствие, внимание к происходящему и стойкость.
1. Безопасность со всех сторон
Во-первых, мы имеем дело с детьми, от которых можно ожидать любых реакций. Даже при жёстком контроле родителей и педагогов, ребёнок может вырваться, подбежать к лошади сзади и дёрнуть за хвост. При этом надо быть на 120% уверенным, что конь не отмахнётся копытом – даже просто от неожиданности.
Приведем ещё один пример: ребёнок лежит на лошади, лицом к хвосту. Руки свободно свисают вниз. Если ребёнку 10-12 лет, его руки уже достаточно длинные. У него может возникнуть естественное желание за что-нибудь держаться для сохранения равновесия. А у лошадки чуть ниже маклоков, там, где начинается пах, есть такие нежные, но такие удобные для захвата места... Конечно, инструктор и его помощник должны контролировать руки ребёнка, но, как говорится, и на старуху бывает проруха.
Итак, первое, что требуется от лошади: она должна позволять трогать себя во всех местах. Не только хозяину или берейтору, но кому угодно. Трогать не только нежно и лаково, но и щипать, похлопывать, даже довольно сильно похлопывать. Жёстко звучит? Быть может. Однако от этого навыка лошади зависит безопасность, жизнь и здоровье нашего маленького всадника. Ведь даже когда ребёнок просто кормит или гладит лошадь, он может внезапно схватить её за ухо или за нежный нос.
О том, как приучить коня к прикосновениям во всех местах, написано довольно много статей. Если мы имеем дело с иппотерапевтической лошадью, этому надо уделить пристальное внимание. После того, как животное полностью готово к восприятию тактильных воздействий разной силы, я иногда тестирую коня в отсутствии детей: подходя сзади, резко хлопаю по крупу, потягиваю за уши, за хвост. Приучаю к тому, что если я тяну его за хвост, он должен осаживать или принимать вбок – в ту сторону, куда я его тяну. Важно, чтобы подготовка и перепроверка проходили в отсутствии детей и после того, как вы будете полностью уверены в адекватной реакции лошади, с которой работаете.
Однажды я была свидетелем неприятной сцены: во время занятия иппотерапией, когда на кобыле сидел мальчик (хорошо, что он был в шлеме!), лошадь держал коновод, а с другой стороны стоял помощник; тренер, (она же – берейтор этой лошади), подошла сбоку и «дружески» хлопнула кобылу по крупу. Лошадь дала козла и сбросила ребёнка, так как никто не ожидал такой жёсткой и внезапной реакции. Поэтому лучше регулярно возвращаться к приучающим занятиям, чтобы конь был абсолютно положительно настроен к любым действиям человека.
Отмечу ещё один немаловажный момент: если я подхожу к лошади сзади, чтобы похлопать её по спине, – я прекрасно понимаю, что животное всё же может ударить. Однако лучше это буду я, чем маленький ребёнок. Я всегда смогу объяснить лошади, что такое поведение неприемлемо. Обратите внимание: необходимо отдавать себе полный отчёт в своих действиях и их последствиях, а также по возможности соблюдать технику безопасности.
Если же какая-то непредвиденная ситуация возникла прямо во время занятия, – необходимо в ту же секунду, немедленно скорректировать действия лошади, однако сделать это максимально незаметно для ребёнка. Абсолютно неприемлемо окрикнуть животное во время занятий. По большому счёту, единственное, что может сделать коновод, - одёрнуть коня поводом. При этом необходимо контролировать силу воздействия: она должна быть такой, чтобы конь понял свою ошибку, но не дёрнулся под ребёнком слишком резко. Даже если коновод идёт с хлыстом – он не может применять его иначе, кроме как слегка похлопывая животное по груди или плечу.
Если лошадь под ребёнком всё-таки вела себя плохо, полезным будет смоделировать ту же ситуацию в отсутствии детей и их родителей: посадить сверху опытного всадника, попросив его делать те же действия, которые выполнял ребёнок. Если лошадь повторит свою ошибку – её позволительно наказать. Однако многие кони отлично различают, когда на них сидит ребёнок, а когда – здоровый человек. И проявляют характер только во время непосредственно иппотерапии. Здесь от коновода требуется чуткое внимание ко всем действиям коня, чтобы максимально предупреждать неприятную ситуацию.
2. Внимательное отношение к происходящему
Сначала я хотела озаглавить эту часть «чёткое выполнение команд». Но поняла, что без комментариев данная фраза не будет отражать то, что именно я хочу сказать. Поясню. Ребёнок, находящийся сверху, может подавать самые разные хаотичные команды. Он может кричать «Шагом!» или «Стой!», может барабанить по лошадиным бокам пятками, бить животное руками или игрушками. Конь обязан всё это не только терпеть, но и уметь отличать команды, которые следует выполнять, от команд, которые необходимо игнорировать. Если мы говорим о лечебной верховой езде (уровень, когда ребёнок учится сам управлять конём), тут добавляются сбивчивые команды поводом и ногами, а задача лошади усложняется: ей приходится фильтровать случайные движения всадника, но при этом сразу же реагировать на команды, близкие к правильным.
Тут возникает и ещё один нюанс. Если инструктор иппотерапии по совместительству является берейтором данной лошади, животное должно отличать, когда ему нужно реагировать на команду своего берейтора, а когда нет. Представьте ситуацию: занятие с ребёнком, который плохо выговаривает слова. Инструктор обращается к ребёнку: «Чтобы поехать дальше, надо сказать лошадке: шагом!» В этот момент и конь, и коновод должны стоять. Далее, ребёнок пытается (или не пытается) что-то выговорить. Инструктор повторяет: «Скажи: шагом!». И вот, после нескольких неудачных попыток, ребёнок произносит что-то такое, что устраивает инструктора. В этот момент лошадь должна двинуться с места.
Или другая ситуация: ребёнок снова и снова говорит «Шагом!», а инструктор требует от него какое-то другое слово или действие. Лошадь не должна реагировать на команды, поданные не в нужный момент. Зато, когда ребёнок выполнит задание, он может снова сказать «шагом», и лошадь двинется с места. Как животные учатся различать эти моменты? Возможно, по эмоциональному настрою инструктора, по мельчайшим изменениям его позы, интонации... На самом деле кони – удивительно чуткие существа; когда они понимают логику происходящего, с ними становится легко и интересно работать. Мы с моим постоянным конём сработались до такой степени, что он без помощи коновода отличает команды, на которые нужно отвечать, от «белого шума».
Как выработать у лошади внимание к занятиям? Да, намного проще удерживать её концентрацию, когда вы один на один. А тут – вы, ребёнок, коновод, помощник... Безусловно, квалифицированный коновод берёт контроль над поведением лошади на себя. Однако от лошади все равно требуется много внимания. Например, она должна чётко знать, что происходит сверху, с какими игрушками в данный момент идёт работа. Если выполняются упражнения с мячом – мы берём мяч, следя за тем, чтобы лошадь его тоже увидела. Если мы дадим ребёнку мяч откуда-то из-за спины, а в следующий момент он кинет этот мяч лошади в голову – животное может шарахнуться. Зато, если конь в курсе происходящего, его испуг сведётся к минимуму. Однажды я шла с кобылой в качестве коновода, и ребёнок кинул мяч так, что тот прокатился у лошади между ушей и упал мне в руки. Я удивилась в этот момент даже больше, чем кобыла.
Чтобы лошадь сохраняла интерес к происходящему, была готова прислушиваться к нашим командам и к командам ребёнка, – нужно почаще прислушиваться к ней. Плохо, когда инструктором работает человек, далёкий от лошадей. Инструктор и конь, в идеале, должны составлять слаженный тандем – и не только во время непосредственно занятий иппотерапии. Тут на пользу идёт всё: и работа на земле, и элементы выездки и конкура под седлом, и полевые прогулки, и купание... Даже простые повседневные манипуляции, такие как чистка и седловка, закладывают фундамент поведения лошади во время занятий.
Важно, чтобы лошадь одинаково положительно относилась к разным людям, а не только к вам. И по одному движению бровей понимала, что сейчас надо быть «мягкой и пушистой». Допустим, в тот момент, когда ребёнок кормит её с руки (при обязательной страховке инструктора!), лошадь должна терпеть и его неумелые «почесушки». И, если животное справилось со своей задачей «на отлично» – не лишним будет сделать ему что-то приятное. Если совсем нет времени, иногда достаточно бывает просто от души похвалить коня после окончания занятия. Поверьте, это отличное подкрепление ваших отношений!
3. Анти триллер
Абсолютно необходимым качеством иппотерапевтической лошади является умение не пугаться. Акцентирую внимание на том, что смелость в данном случае рассматривается именно как навык, который можно и нужно вырабатывать, периодически переэкзаменовывая лошадь по этому предмету.
Некоторые кони от природы равнодушны ко всякого вида «пугалкам». Однако и с ними необходимо проводить подготовительную работу, так как во время занятий возникают самые непредвиденные ситуации. Страшные моменты бывают двух типов: когда источником дискомфорта выступает ребёнок, или когда в тот момент, пока у лошади всё внимание сконцентрировано на ребёнке, вмешивается внешний раздражитель.
Лучше приучать коня ко всему, на что у вас только хватит фантазии. Начиная от летающих целлофановых пакетиков, мячей, колец и других игрушек, используемых на занятиях, и заканчивая такими предметами как раскрывающийся зонтик, воздушные шары и прочее... Кроме того, необходимо приучить животное к любым действиям всадника: размахиванию руками и ногами, крикам, резким изменениям положения тела, пересаживанию в разные положения и так далее.
Написано много материалов о том, как именно работать со страхами. Я лишь акцентирую внимание на том, что иппотерапевтическая лошадь должна быть знакома со всеми возможными и невозможными ситуациями. Здесь, опять-таки, лучше перестраховаться. Когда я взяла своего первого коня, то около месяца проводила с ним «антистрессовый» тренинг - приучала его к разным предметам, таким как мячик, кольца и т.д. Экзаменом для него стал день, когда я гоняла его на корде и кидала в него всеми этими предметами. Его задачами было никак не реагировать на происходящее и менять аллюры, ориентируясь только на голосовые команды.
Очень важно правильно подготовить лошадь к самым разным движениям на его спине. Потому что даже для коня, который бежит выездку по малому призу или прыгает конкур, может стать полной неожиданностью, если всадник пересядет боком или задом наперёд, либо резко взмахнёт ногами и руками. А в ходе занятий с особыми детьми подобные ситуации происходят практически каждый день.
Обязательный этап в подготовке иппотерапевтической лошади: один опытный всадник сидит сверху и изображает ребёнка, второй ведёт лошадь, а третий играет роль инструктора, и, при необходимости – страховщика. Отлично, когда все трое «в теме». В моей практике была ситуация, когда я сидела сверху, лошадь вёл опытный коновод, а инструктором был человек далёкий от лошадиной психологии. Мы совсем недавно начали готовить этого коня к занятиям с особыми детьми. Накануне мы приучали его к мячику, давали понюхать, подкидывали недалеко от морды. И вот, на следующем занятии «инструктор» с ходу, из-за спины, без каких-либо предупреждений, кинул мне мяч. Конь дёрнулся несильно, но потом приучать его к мячу пришлось в несколько раз дольше. А человек просто не знал, просто не подумал, решил, что если мы вчера показали лошади мячик и она его понюхала, то приучение завершено.
Работа со страшными предметами должна вестись постепенно. Ни в коем случае нельзя форсировать лошадь, даже если нужно подготовить её «вот прям завтра». Помните, что от психического состояния вашего четвероногого партнёра зависит не только эффективность занятий, но и здоровье пациента.
Ещё к слову о психике: я очень рекомендую для иппотерапевтических лошадей выезды в поле, хотя бы один-два раза в неделю. Не просто потрусить рысью и сделать пару подъёмов в галоп. Хорошо бы дать полноценно пробежаться на свободном поводу, пока конь не скинет всё накопившееся физическое и эмоциональное напряжение. Если нет никакой возможности выехать на природу, можно то же самое сделать на плацу - как следует размять лошадь, отдать ей повод и пустить резвым галопом, несколько минут не трогая животное средствами управления.
Также очень хорошо снимает стресс моцион на свободе или, в крайнем случае, на корде. В зависимости от количества занятий с особыми детьми, у лошади должны быть моменты, когда она может бежать так, как хочет, не выполняя чьих бы то ни было требований. График работы такой лошади может выглядеть примерно так:
- пн – выходной;
- вт – работа под верхом;
- ср – моцион в полях;
- чт – работа под верхом;
- пт – моцион на свободе или на корде;
- сб – работа под верхом;
- вс – работа на свободе или моцион в полях.
Этот примерный график отражает пропорцию непосредственной работы и моциона для выброса накопившихся эмоций. Некоторые тренеры больше внимания уделяют работе под верхом в направлении выездки. Я считаю, что иппотерапевтической лошади важно давать больше времени подвигаться так, как она сама хочет. А дисциплину, реакцию на команды и смелость можно отрабатывать по ходу дела, уделяя больше внимания повседневным манипуляциям. Конечно же, огромное значение имеют ежедневные длительные прогулки в компании себе подобных...
Безусловно, нельзя забывать о том, что каждая лошадь – личность. Во время занятий иппотерапией мы требуем от неё почти невозможного: стать надёжным и безопасным тренажёром, чётко и беспрекословно выполняющим наши требования. Этого можно достичь, только если мы относимся к коню, как к партнёру, с должным уважением и предоставляем ему время и пространство для того, чтобы реализовать свои потребности.
Ксения Кротова, сертифицированный инструктор по иппотерапии, автор книги "Конь, всадник, инструктор: как понять друг друга?"