Статьи, ​Поговорим о ложном сборе | Prokoni.ru

​Поговорим о ложном сборе

4 апреля 2017 г.
Автор - Тереза Сэндин

Поговорим о ложном сборе

Все всадники стремятся к сбору. Но все ли добиваются его от лошади? Что такое сбор, и как он должен выглядеть? И что представляет собой сбор ложный? Наша статья посвящена особенностям сбора ложного, или фальш-сбора.

Подъем затылка и переда: создание видимости против правильной работы.

Относительный и абсолютный подъем переда.

Для начала разберемся с терминологией.

Само понятие «относительный» предполагает сравнение с чем-то еще. В нашем случае мы будем рассматривать положение переда лошади относительно ее зада.

Абсолютное же не сравнивается ни с чем, кроме себя (например, абсолютная высота над уровнем моря). Таким образом, абсолютным поднятием переда мы будем считать такое поднятие холки лошади, которое будет выше по сравнению с позицией, в которой она находилась ранее.

О каком же подъеме мы говорим, когда имеем дело с классической выездкой? Ответ не так прост, как кажется! Обычно в литературе по выездке пишется, что перед должен быть выше зада - лошадь должна двигаться в горку. Существует и другое мнение: перед становится выше зада из-за того, что опускается зад (лошадь больше сгибает задние ноги, округляет спину и поясницу, ее плечи остаются на той же высоте, но оказываются выше, чем зад). Перед оказывается поднятым относительно зада. В итоге мы получаем относительный подъем.

Правильное пиаффе. Относительный подъем переда.

Возьмем мерную линейку и измерим высоту лошади в холке. Затем (допустим, что это возможно) измерим высоту в холке у лошади, выполняющей пиаффе. Можно с уверенностью сказать, что перед будет выше, даже если мы не будем измерять зад. При высоте в холке 162 см в состоянии покоя мы получим 164 см во время выполнения пиаффе. Получаем абсолютный подъем переда.

Абсолютный подъем.

Что ж, если относительный подъем мы получаем при понижении зада, то чем он является в нашей работе? Это побочный результат сбора. Несущие задние конечности лошади принимают на себя большую нагрузку и облегчают перед, давая ему возможность приподняться. Это обусловлено строением плеча и тем, как с ним соединяется нога лошади. Поясню

.

Скелет передней ноги. Плечевой пояс. Вид спереди.

Передние ноги лошади не соединяются с корпусом за счет суставов. Конечно же, существуют суставы между предплечьем и плечевой костью, а также между плечевой костью и лопаткой. Некоторые думают, что плечевая кость и лопатка - это части корпуса лошади, но это не так. Рисунок справа показывает скелет плечевого пояса лошади (вид спереди). Лопатки окрашены в желтый цвет, плечевая кость - в зеленый, предплечье - в синий. Ребра также окрашены в синий цвет, но, вы можете их отличить. Красным выделены мышцы, окружающие грудную клетку. Именно они, а также некоторые сухожилия соединяют передние конечности с корпусом лошади. Ключиц у лошадей нет.

Теперь вам легко будет понять, что если освободить перед от нагрузки, он может подняться вверх. Может произойти и так, что если вы измерите лошадь с высотой в холке 162 см во время правильного выполнения пиаффе, а потом измерите ее после выполнения этого элемента, то полученный результат все равно будет оставаться выше, чем до пиаффе. Это будет возможно потому, что мышцы плечевого пояса после пиаффе останутся в тонусе.

Если лошадь страдает от неправильных условий содержания (недокорма, недопоя), после измерения она может оказаться и на пару сантиметров ниже – ее мышцы ослаблены и не могут поддерживать плечи на постоянной высоте.

Плоское, зажатое пиаффе.

Итак, мы видим, что собранная лошадь приподнимает перед относительно (зада), а также абсолютно (по сравнению с его нормальной высотой). Это происходит потому, что зад немного опускается, а перед, благодаря мышечному тонусу, - дополнительно приподнимается. Оба изменения происходят в положении частей тела лошади. При этом то, что зад становится ниже за счет округления поясницы и спины и сгибания скакательных суставов, является причиной, а абсолютный подъем переда - дополнительным эффектом.

Широкое движение переда при отсутствии сбора.

Новые течения выездке - не все то золото, что блестит.

В последнее время многие ученые пытаются доказать, что сбор - это не смещение веса назад и подставление задних ног дальше под корпус. Возможно, их мнение стало следствием наблюдения за лошадьми, находящимися в ложном сборе. Лошадь в ложном сборе действительно не смещает вес назад и не подставляет задние ноги глубже под центр тяжести, чтобы облегчить перед. Наиболее яркий пример - отчет д-ра Клейтон, базирующийся на выступлении Рембрандта на Олмпийских играх.

(Рембрандт (вестфальская порода) - олимпийский чемпион в выездке 1988 и 1992 гг., наездница - Николь Апхофф-Беккер. Это первая лошадь в истории Олимпийских игр, которая выиграла две индивидуальные золотые медали в выездке. Кроме того, Рембрандт стал чемпионом Европы 1989 года и завоевал первенство на Всемирных конных играх в Стокгольме, в 1990 г. - прим. переводчика).

Широкое движение переда при отсутствии сбора.

Ученые не хотят подумать о том, почему эти лошади не смещают вес назад и как такое возможно.

Они скорее думают: «Так как всадник выиграл соревнование, где сбор - важнейшая составляющая успешного выступления, стало быть, лошадь была в сборе. И, так как сбор не характеризовался смещением веса назад, значит сбор не связан со смещением веса. Давайте тогда выясним, что же такое сбор».

Олимпийский пассаж

Эта нелепость обрастает научными исследованиями с использованием компьютеров, силомеров, электродов. Ученые пытаются измерить то, что видно невооруженным глазом - лошадь движется на переду.

"Перед работает, зад - в отпуске".

Но они продолжают: «ОК! Может в нашей базе данных неверные значения? Может сбор Рембрандта не так уж и идеален, и Рембрандт получил золото благодаря другим своим качествам»?

Они забывают о том, что выездка - это сложная дисциплина. Это не фигурное катание, где с помощью камер, можно подсчитать количество оборотов, наклон конька и т.д. В выездке успешный результат, как правило, не измеряется метрически. Он напрямую зависит от общего впечатления, произведенного парой лошадь-всадник. Конечно, лошадь должна совершить правильный поворот на 720 градусов при двойном пируэте, но это самое простое, что мы можем измерить. Труднее увидеть равновесие, импульс и другие важнейшие факторы успешного выступления.

Зад двигается абсолютно отдельно от переда.

Допустим, комментатор объявляет, что лошадь начинает выполнять прибавку на рыси. Мы можем четко увидеть, что ее передние ноги двигаются с большей амплитудой. Но нам понадобится замедленная съемка, чтобы понять, подключен ли зад.

Что касается использования электронного оборудования для измерения производительности движений, то доктор Клейтон сделала несколько успешных наблюдений. В этом ей помогал тренер по выездке и автор книг Пол Беласик. Приведем отрывок из лекции 2003 года:

"... Также с доктором Хилари Клейтон обсуждалось использование в работе силомеров. Несколько всадников уровня гран-при выполняли пиаффе на своих лошадях на специальной поверхности, оснащенной силомерами. Также пиаффе и леваду выполнял на своей лошади Пол Беласик. Измерялась сила удара каждой ноги о поверхность. Большинство лошадей не использовали зад для облегчения переда. Пол очень нервничал. Он сказал, что если измерение покажет, что его лошадь использует перед, чтобы оттолкнуться при выполнении пиаффе и левады, вместо того, чтобы использовать силу зада, то он разочаруется в своей работе. Вся его система, вся его 30-летняя работа окажется ошибочной. Датчики показали, что в особенности при выполнении левады лошадь принимает больше веса на задние ноги. Беласик был необычайно рад. Исследования подтвердили, что плоское пиаффе, которое мы видим на турнирах, выполняется за счет того, что лошадь отталкивается передними ногами от земли, а не переносит вес назад".

Пиаффе с правильным подъемом переда.

Немногие современные всадники видели работу действительно выдающихся мастеров выездки, способных показать, как это – ехать верхом на лошади, находящейся в правильном хорошем балансе и равновесии на заду. При этом появилось множество теплокровных пород, представители которых могут поднимать переда «до ушей», даже не подводя зада.

Перед работает отдельно от зада.

Лучший пример такой лошади – необычайно талантливый вестфальский мерин Farbenfroh (пал в 2004 г., всадница - Надин Капельман).

Пиаффе на переду.

Он выполнял шикарнейшую прибавленную рысь по диагонали, при этом находясь на переду. За мельканием его белых носков, за феноменальным выносом переда, вы никогда не увидели бы, насколько рассинхронизированы были его перед и зад. Ни о какой параллельности работы ног и мысли не было, он висел на поводе, а зад был отключен.

Хорошее движение переда при отключенном и отстающем заде.

Лошадь, прежде всего, должна уметь двигаться в сборе, а уже после вы можете просить от нее прибавку на аллюре. Но всем нравится, когда лошадь работает передом, задевая собственные уши. Судьи ценят это, а спортсменам не приходится утомлять лошадей излишними упражнениями, развивающими сбор. И говорим мы сейчас не только о Farbenfroh.

Эти движения передними ногами появляются на в результате разгружающей перед работы зада. Лошадь несет вес на одной передней ноге, одновременно высоко поднимая другую. Талантливые лошади, могут нести ноги на очень большой высоте. Для это необходимо только вытягивать шею вверх, чтобы затылок был поднят высоко над предплечьем, так как мышца, поднимающая предплечье вверх, связана и с затылком.

Работа переда на треугольном пиаффе.

Таким образом, вы получите все – и высокий затылок, и богатые, высокие движения переда. Лошадь будет смотреться на 1.000.000 долларов. Конечно же, если смотреть только на ее переднюю часть. Если вы обратите внимание на заднюю, то все в корне изменится.

Подъем переда силой

Некоторые полагают, что я – противница роллкура и согнутых в баранку шей, но что меня действительно возмущает, так это работа всадников, тянущих мундштучный и трензельный повод, вытягивая шею лошади вверх и сгибая в затылке во имя сбора. Это наиболее пагубная для здоровья лошади поза. Она не укрепляет лошадь и не стимулирует ее двигаться в гору. Это лишь возлагает чрезмерную нагрузку на перед, затылок, основание шеи, спину и поясницу лошади.

Некоторые лошади в состоянии это выдержать. По крайней мере, они не ломаются. Они даже немного подкачивают мышцы. Довольно много спортивных лошадей имеют чересчур накачанные по сравнению с задом плечи. Без сомнения, сухожилия на их передних ногах становятся сильнее, чтобы выдерживать мышечную нагрузку. Также и тренировки по жесткому грунту укрепляют ноги и сухожилия рысаков. Но это всего лишь «самозащита» организма. И она распространяется на ноги, у которых есть определенный ресурс прочности. Но вот спина...

Голова и шея удерживаются силой.

Спина в такой позиции не имеет ни единого шанса остаться здоровой. Отягощенная весом всадника, она провисает под ним, пока всадник вытягивает шею лошади вертикально. Лошадь не может использовать шею для поднятия передней части спины и для обеспечения баланса. Ее грудная клетка просаживается ниже, и спина, соответственно, провисает еще больше.

Естественный изгиб позвоночника и изгиб, обусловленный силовым удержанием шеи лошади.

Такая поза крайне вредна, и это обусловлено строением спины лошади. Под седлом ее позвоночник выгибается вверх в области поясницы, затем прямым, затем прогибается и сразу после плеч переходит в вертикальную шею. Это делает находящуюся под седлом часть спины сильно уязвимой при чрезмерном провисании, вызванном излишними усилиями, прилагаемыми к шее.

Затягивание повода и провисание спины.

Всадник на спине у лошади создает дополнительное давление. Если вы, тренируя свою лошадь, укрепляете ей спину и поясницу, работаете вперед и вниз, то регулярная верховая езда не создаст проблем. Но, если вместо этого вы будете тянуть поводом, заставляя лошадь поднимать шею вертикально, ожидайте беды. Последствия могут быть катастрофическими.

По мере того, как шея лошади поднимается до вертикального положения, вес головы и шеи больше не поддерживается нужными мышцами и начинает давить вниз, в излом у первого грудного позвонка.

Разрушительное положение выйной связки при силовом удержании шеи лошади в вертикальном положении.

В месте, где шея переходит в туловище, образуется сильный излом позвоночника, связки и мышцы, расположенные снизу от позвоночника, работают на износ.

Эта область уже нагружена движением передних ног, но ей приходится поддерживать не только большую часть веса собственного тела, но и вес всадника (мы же помним, что лошадь в принудительном сборе бежит на переду).

Выйной связке приходится особенно плохо. Поднятие затылка действует как рычаг, который тянет ее вперед и вниз, пока всадник тянет голову лошади вниз на себя. Связка фактически накручивается на шейные позвонки. На ней могут образовываться узелковые утолщения и окостенения, делающие связку менее эластичной. В результате проведенного в Германии исследования было выявлено, что 80% спортивных лошадей имеют эту патологию, но мало кто из их владельцев обращался с соответствующей проблемой к ветеринарам.

Процитируем д-ра Хилари Клейтон: «...Современная выездка изменяет основные закономерности сокращения и продвижения. Задние конечности становятся почти полностью ответственными за продвижение вперед, что совпадает с традиционным представлением о езде. Роль передних конечностей, однако, не такая, как мы ожидали. Передние конечности теряют свою роль в проталкивании вперед, вместо этого они обеспечивают торможение и сокращение. Что позволяет плечам и переду двигаться вверх и назад. Таким образом, подъем переда - это не просто результат подведения задних ног. Это активный процесс, который дает возможность использовать сокращающее и тормозящее действие переда для создания и поддержания баланса».

Современный идеал: ускорение сзади и торможение спереди. Лошадь очень плохо сбалансированна.

По нашему мнению, такой подход в корне ущербен. Толкающая сила зада сводится на нет торможением переда ради того, чтобы получить искусственный баланс и некие подвисающие пассажеподобные движения.

Ниже на фото мы видим участника Олимпийских игр 1988 года. Лошадь толкается задом, прогибая спину, а всадник ограничивает ее перед для движения пассажем. Если мы посмотрим на лошадь, зад которой несет больше функций поддержки, чем проталкивания вперед, мы поймем и разницу в работе переда. Речь идет не о «противодействующих силах», речь идет о продлении опорной фазы (при сокращении отталкивания) задней ноги с хорошим сгибанием суставов. Таким образом, зад готов принять на себя большую нагрузку.

Зад не продвигает вперед, а обеспечивает поддержку.

Тренируем взгляд

Некоторые изображения, кажется, отпечатываются в нашем сознании и остаются там навсегда. Так, мне на всю жизнь запомнились мощные, ритмичные, фантастические движения пиаффирующего тракененского жеребца Костолани. Картинка или короткое видео могут повлиять на вашу езду и ваши цели. Но каким будет это влияние? Положительным или отрицательным? Зависит от картинки или видео…

Давайте подумаем, какие изображения лошадей нас окружают? Если взять 10 логотипов, на которых изображена лошадь, на 9 из них будут изображены лошади, выполняющие элементы или движения некачественно и неправильно. Большинство нарисованных лошадей изображены с чересчур низко опущенными затылками, носами за вертикалью и широкими движениями переда, несинхронизированными с задом. Казалось бы, на рисунке можно изобразить идеальные движения. Но нет.

И это не ограничивается логотипами небольших компаний, которые не могут себе позволит как следует разобраться в правильности того, что они хотят изобразить. Даже крупные компании, производители, конюшни, тренера используют рисунки того, что является неверным в корне. Возможно, они стараются изобразить то, что зрители привыкли видеть на боевом поле? Многие всадники считают, что лошадь не находится под контролем, если несет голову перед вертикалью, так как они привыкли видеть лишь закрученных в баранку лошадей. Это стало нормой.

Обратите внимание на фигурки лошадей фирмы «Breyer». Они довольно милы, и многие из них соответствуют тому, что мы хотели бы «видеть» у выездковых лошадей. Есть пиаффирующие фигурки, несколько галопирующих и довольно много стоящих на месте андалузцев. И все они «скручены». Есть очень хорошенькая фигурка аппалузы, зад которой отстает от переда на рыси. Очень немногие имеют хорошие шеи.

Фигурка Breyer. Пиаффе.

Дети также часто рисуют лошадей с непропорциональными частями тела и неправильными движениями. Они рисуют так, потому что в их глазах это красиво.

Многие всадники стремятся добиться «стреляющих» ног на прибавленной рыси. Многие спрашивают, как этого добиться. Есть даже мнение, что, демонстрируя такие движения, лошади самовыражаются. Возможно, в этом и есть доля правды. Но, если говорить начистоту, лошади могут поступать так, когда теряют баланс. И это изъян, а не эстетика.

Признаться, фотографии, с изогнутыми лебедиными шеями выглядят очень эффектно. Мы можем признать симпатичными и лошадок «Breyer». Но, когда в такой позе возводят монумент, увековечивающий Доннерхалла, это слишком. Некоторые говорят, что такое впечатление создается из-за массивного гребня, но мы четко видим изгиб между 2-м и 3-м шейными позвонками. Его холка не поднята, а зад не подобран. И, даже если скульптор хотел изобразить коня таким, каким он в действительности был на боевом поле, он мог бы выбрать за основу более удачную фотографию.

Есть много ресурсов, на которых мы можем найти фотографии с выступающими лошадьми (Arnd Bronkhorst, Phelps, Hippofoto и прочие). И если вы хотите увидеть фотографию выполнения определенного элемента конкретной лошадью на том или ином соревновании, вы найдете ее. Посмотрим на фотографии Финала Кубка мира в Дюссельдорфе (2004 г.). У фотографа Дирка Кареманса есть 35 фотографий Анки ван Грюнсвен, 42 - Свена Ротенбергера и 28 - Эдварда Гала. Неужели не лучше вывесить одно, но удачное фото таких талантливых пар? Но, увы. Такое впечатление, что фотографы нарочно выбирают неудачные кадры, чтобы размещать их в сети…

Известна одна популярная серия видеозаписей, где описываются сбор, коммуникации, средства управления и т.д. Все это хорошо, если не смотреть на видеоряд.

Следующие взяты фото именно оттуда. Кира, автор, комментирует видеоряд, под фото – наше описание:

Рабочая рысь за вертикалью.

Кира: «По своей природе лошадь уравновешена на переду, на который приходится около 70% ее веса. Всадник, сидящий позади холки, еще сильнее отягощает перед лошади».

Собранная рысь, все еще за вертикалью.

Кира: «Итак, мы хотим сместить вес назад. Для того чтобы осуществить это, лошадь должна быть готовой нести вес на заду».

Пассаж, все еще позади вертикали.

Кира: «Для того чтобы это стало возможным, лошадь должна больше сгибать скакательные суставы задних ног, в результате зад понижается».

Пиаффе, все еще позади вертикали.

Кира: «После того, как перед станет легче, лошадь сможет поднять затылок так, чтобы он стал наивысшей точкой шеи. При этом ее голова приблизится к вертикали».

То, о чем говорит Кира, старо как мир. И эта информация верна. Но то, что мы видим на экране, казалось бы, не имеет ничего общего с ее текстом. Лошадь продолжает оставаться на переду, а ее нос так же далек от вертикали, как и был.

Таким образом создается некорректный материал, который будет просматриваться всадниками и восприниматься ими за чистую монету. Ради чего это делается?

Тереза Сэндин; перевод Валерии Смирновой (источник)

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования