Статьи, ​Не работайте больше лошади: научите ее нести себя самостоятельно! | Prokoni.ru

​Не работайте больше лошади: научите ее нести себя самостоятельно!

11 апреля 2017 г.
Автор - Лаура Грейвз

Не работайте больше лошади: научите ее нести себя самостоятельно!

Вы работаете больше, чем ваша лошадь! Звучит знакомо, не так ли? Эти слова можно услышать в любом манеже. И это не комплимент. К сожалению, многие всадники считают, что выездка требует от них огромнейших усилий, которые необходимы, чтобы лошадь качественно и продуктивно работала. Это не правда. Создание импульса и энергии - работа лошади. Как всадники, со своей стороны мы должны просто правильно направить эту энергию.

Лошадь, отвечающая на ваши легчайшие посылы, - идеальный партнер. Когда она несет себя сама, движется с импульсом, это позволяет всаднику сохранять спокойствие и наслаждаться ездой.

Находиться перед шенкелем, самостоятельно нести себя, двигаться с импульсом и энергией, реагировать на легкие посылы и сохранять ритм способна лошадь любого уровня. Не важно, что большепризная лошадь при этом будет выполнять переход из пассажа в прибавленную рысь и назад, а лошадь уровнем пониже - переход из среднего шага в свободный и обратно.

Езда на лошади, двигающейся самостоятельно, - это волшебное чувство! Лошадь физически готова ответить на любой посыл, а у вас есть все средства управления, чтобы добиться качественных, сбалансированных аллюров. При этом вы сохраняете контроль над собственным телом, ведь вам не нужно отвлекаться на выталкивание лошади вперед. Вы можете сохранять спокойную и независимую посадку. Ничто не нарушает вашу позицию в седле. Вам удобно и комфортно.

Лошадь становится более сосредоточенной: ее не отвлекают ваши движения, а значит, она не зажимается, не напрягается, не ищет "конеедов" и других "опасных вещей", ее внимание направлено на вас и на ваши команды. Чем сильнее физически и умственно загружена лошадь, тем менее важно для нее происходящее вокруг.

Езда на лошади, которая находится позади шенкеля, можно сравнить с вождением машины с неисправной коробкой передач. Сначала вы застреваете на нейтральной скорости, а затем, ...БАХ..., третья и вы совсем заглохли. Для того, чтобы чего-то добиться, вам придется постоянно переключать скорость, перегазовывать, работать тормозом. Если лошадь привыкает работать за шенкелем, она начинает игнорировать посылы всадника в целом. Чувствительная лошадь, работающая за шенкелем, может стать более нервной из-за частых посылов ногой. Со временем она может начать козлить и отбивать на шенкель.

Основная причина того, что всадники застревают на одном уровне и не двигаются дальше, - это незнание того, как обучить лошадь двигаться самостоятельно. Как только они понимают, как все просто, когда лошадь начинает двигаться впереди шенкеля, то сразу же происходит определенный прогресс. Цель выездки - это не обучение элементам, таким как пассаж, пиаффе, принимание и прочие. Выездка направлена на совершенствование движений лошади, которое в свою очередь поможет ей с легкостью выполнять элементы.

Менка ног в воздухе

Ваша цель – поддержание импульса на любом аллюре. Так, если вы не можете двигаться галопом без постоянных напоминаний шенкелем, вы не сможете попросить лошадь выполнить менку или другой элемент на галопе. На фотографии 14-летний голландский теплокровный Торнадо демонстрирует отличную менку в воздухе. Обратите внимание на активную работу его зада.

Все начинается с ритма

Шкала подготовки лошади начинается с ритма. Ритм - это регулярность движений, наличие четкого такта. Представьте, что ваша лошадь нуждается в постоянной поддержке шенкелем на рыси. Как вы будете выполнять пассаж, если вам нужно будет поддерживать каждый такт рыси?

Хороший ритм позволяет нам использовать свое тело для изменения аллюра. Если лошадь самостоятельно двигается галопом, мы можем использовать полуодержку, чтобы попросить сократить или прибавить его, сделать менку. Все это возможно только в том случае, если лошадь сама поддерживает галоп. То же относится и к любому другому аллюру и элементу.

Упражнение «Резинка»

Лучший способ проверить, двигается ли лошадь самостоятельно, - это выполнить упражнение «Резинка». Почти каждый тренер включает его в тренинг, но не все всадники практикуют его постоянно. Цель состоит в том, чтобы, сохраняя постоянный контакт со ртом лошади, попросить ее сделать сокращение и прибавление внутри аллюра, выдерживая определенный ритм. Можно чередовать эту упражнение со сменой аллюров. Лошадь должна сохранять спокойствие, оставаться расслабленной, в контакте с поводом. И , самое главное, ритм должен сохраняться.

На словах это задача кажется простой, но на деле все обстоит иначе. Даже то, насколько хорошо подогнана амуниция и то, как она подходит лошади, может повлиять на ваш успех.

Выполняя «резинку», вы должны быть расслаблены в седле, руки – мягкие и спокойные. Если вы начнете работать поводом больше, чем корпусом, лошадь станет напрягаться, и это будет препятствовать продвижению вперед. Кроме того, многие всадники даже не догадываются, насколько они закрепощены в шлюсе. А зажатый шлюс тоже воспринимается лошадью как ограничение… Убедитесь в том, что вы обладаете расслабленной и независимой посадкой. Если это не так, поработайте над собой.

Оцените ваши средства управления. Пользуйтесь ими с умом и эффективно. Учитывайте простое правило: ждите подходящего момента, чтобы сделать переход (между аллюрами или внутри аллюра). Не работайте механически. Допустим, вы планировали расширить галоп на В, но, подойдя к В, вы понимаете, что лошадь не в контакте. Приведите ее в порядок и только тогда выполните переход. Как говорится, опыт - это не всегда путь к совершенству, залог успеха - хороший опыт.

По крайней мере раз в неделю занимайтесь на лошади без хлыста, шпор и (если вы обычно работаете на оголовье) на простой уздечке. Это самый лучший способ выяснить, результатом чего является ваш прогресс – использования искусственных средств дополнительного строгого контроля или вашей грамотной работы.

После того, как ваша лошадь начнет слушать ваши средства управления и поддерживать движение, она начнет реагировать на все более тонкие посылы.

Подумайте и о том, какая «громкость» средств управления комфортна лично для вас. Кто-то любит импульсивных лошадей, которым достаточно минимального сигнала, а кто-то предпочитает более флегматичных, нуждающихся в более ощутимых посылах. Вы должны понять, чего хотите вы, и обучить вашу лошадь реагировать на посылы соответствующей силы.

Рабочая рысь -> средняя рысь -> собранная рысь

1. Хорошее упражнение для проверки того, двигается ли ваша лошадь самостоятельно - это переходы. Если лошадь «слышит» вас, то переходы будут ровными и гладкими, без потери равновесия. Лошадь не будет вскидывать голову и сбоить. На фото 6-летний вестфалец Физау выполняет упражнение «резинка». Начало движения - рабочая рысь по длинной стенке манежа.

2. Затем всадница просит лошадь растянуть рамку до средней рыси на несколько тактов. Обратите внимание на работу лошади. Физау самостоятельно поддерживает ритм рыси, всадница спокойно и расслабленно сидит в седле и просит его расширить шаг. Контакт сохраняется. Перед тем, как просить расширения, необходимо включить в работу шенкель, чтобы привлечь внимание лошади и активировать зад.

3. После нескольких тактов рабочей рыси всадница попросила лошадь сжать рамку до собранной рыси. Обратите внимание, опять же, на вид лошади. Задние конечности активны, контакт с поводом отличный. Это свидетельствует о том, что лошадь слушает всадника и с готовностью отвечает на его сигналы.

Двигаться вперед, но не торопиться

Еще один очень важный момент, который надо осознать: движение вперед не означает увеличения скорости. Если разгонять лошадь, то вы не добьетесь от нее того, чтобы она пошла впереди шенкеля. Горячая же лошадь сможет обмануть вас, двигаясь быстро, но продолжая оставаться за шенкелем. Многие всадники не используют шенкель на горячих лошадях, опасаясь того, что лошадь начнет нести или увеличивать скорость, переходить в галоп. Это приведет к плачевным последствиям: или же лошадь начнет игнорировать шенкель, или же будет «выпрыгивать» из-под вас, как только вы приложите его чуть сильнее, требуя переход.

Многие всадники, выполняя упражнение «Резинка», недооценивают пользу нисходящих переходов. Когда вы просите лошадь сузить рамку, она не должна сбрасываться с повода, уходить от контакта, теряя импульс и ритм. Прежде чем попросить нисходящий переход, подожмите шенкеля, чтобы сохранить контакт, ритм и импульс.

Чтобы следить за постоянным ритмом, пробуйте проигрывать в голове мелодию, совпадающую с ритмом аллюра. При нисходящем или восходящем переходе, ритм мелодии не должен меняться.

Чем чаще вы практикуете «Резинку», тем лучше ваша лошадь станет двигаться самостоятельно. Используйте это упражнение, чтобы проверить реакцию на посылы.

Проявите творческий подход. Если у вас ленивая лошадь, включайте упражнение в разминку, когда вы шагаете на длинном поводу. После того, как вы подберете повод, выполните упражнение снова. Вы обнаружите, что, когда ваш контакт короче, лошади нужно больше импульса, чтобы поддерживать его при нисходящих переходах.

Обучать двигаться самостоятельно молодую лошадь (с нуля) всегда легче, чем переучивать лошадь «со стажем». Но проявите терпение. Научить этому лошадь никогда не поздно.

Пассаж—> пиаффе—> пассаж

1. В принципе, несмотря на то, что выполняются более сложные элементы, концепция остается той же. Всадница просит Торнадо начать с пары темпов пассажа.

2. Затем она просит переход в пиаффе. Этот элемент требует больших усилий, но эти усилия прикладывает лошадь, а не всадница.

3. Теперь следует еще один переход в пассаж. Торнадо спокоен и находится в полной готовности, прислушиваясь к всаднице.

Правильный настрой

Одним из важнейших слагаемых успеха является правильный настрой. Как только вы ставите ногу в стремя, и вы, и ваша лошадь должны понимать, что рабочий процесс уже начался. Тренировки должны проходить легко и комфортно, но их цель – достижение результата.

Так, если под вами ленивая лошадь, не давайте ей расслабляться во время шага – она должна быть готова включиться в работу в любой момент.

Старайтесь сохранять позитивный настрой. Не нервничайте, если что-то получается не сразу. Хвалите лошадь. Лошади чувствуют ваше настроение.

Независимо от собственного уровня подготовки, думайте как тренер. Цель всех программ подготовки - укрепление слабых мест вашей лошади. Постарайтесь объективно оценить ее слабые и сильные стороны. Работайте с каждой лошадью, как с личностью. Не старайтесь замедлять слишком горячих лошадей, позднее ее особенность позволит ей легче работать на пиаффе.

Если вы работаете только одну лошадь, трудно оставаться объективным. Через пару дней вы можете разочароваться и подумать «Почему сегодня лошадь хуже, чем вчера»? Помните, что прогресс не всегда линеен. Смотрите на происходящие изменения в целом.

Самое главное - не наказывайте лошадь за ошибки. Уважайте ее, и она будет уважать вас. Вы должны видеть разницу между ошибками по неопытности и сопротивлением. Прощайте те ошибки, которые приемлемы для текущего этапа обучения конкретной лошади. Например, если вы попросили расширить рамку на рыси у молодой лошади, но она поднялась в галоп, просто переведите ее обратно в рысь и попробуйте снова. Не наказывайте за такую оплошность. Не забывайте хвалить за малейшее улучшение.

Средний галоп —> рабочий галоп

1. Физау расширяет и сужает рамку на галопе. На фото виден хороший средний галоп. Зад подведен под корпус. Обратите внимание на контакт с поводом, ритм и баланс.

2. После перехода на рабочий галоп необходимо проверить контакт с поводом и баланс. Смягчите внутренний повод, убедитесь, что лошадь тянется за ним. Это показатель того, что лошадь несет себя сама и двигается самостоятельно.

Скорость или движение?

1. Здесь мы видим иллюстрацию тезиса о том, что скорость и движение - это не одно и тоже. Кажется, что Физау сохраняет хороший темп, но его тело движется, как будто вниз с горки. Зад выше холки, конь опирается на повод. Чтобы это исправить, всадница подключает пояснично-крестцовый отдел и шенкеля, требуя у Физау активизировать задние ноги и сместить баланс назад.

2. Успех! Конь включился в работу и снова двигается самостоятельно: его холка и зад находятся на одном уровне и он больше не упирается в повод.

Лаура Грейвз; перевод Валерии Смирновой (источник)

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования