15 советов всадникам от Джорджа Морриса
15 советов всадникам от Джорджа Морриса
Данная статья появилась в результате посещения автором пятидневного мастер-класса, проведенного Джорджем Моррисом для всадников в возрасте от 15 до 21 года, отобранных, исходя из результатов соревновательного сезона 2013 года по конкуру и троеборью.
Многократный призер Олимпийских игр, бывший тренер сборной США по конкуру, Джордж уделил внимание многим вопросам, но в рамках данной статьи мы хотим остановиться на 15 принципах работы всадника, которые, по его мнению, обязательны для изучения любителей верховой езды всех уровней и возрастов.
1. Создание импульса.
Каждый урок Джордж начинал с шага. От всадников требовалось использовать шенкеля, чтобы активно двигать лошадь вперед и в конечном итоге создавать импульс. "Все начинается от зада", - говорил он. Всадник преодолевает сопротивление лошади, стимулируя ее двигаться активно от зада, подставлять задние конечности глубже под корпус. В результате холка приподнимается вверх, голова лошади опускается, шея и спина - округляются.
Джордж требовал от всадников держать кисти рук над холкой лошади и поддерживать прямую линию от локтя до рта лошади: "Используйте шенкель, чтобы стимулировать лошадь тянутся за трензелем. Добивайтесь контакта. Вы должны чувствовать, что вы толкаете голову лошади вниз, не не тянете ее туда". "Очень важно вовремя брать и отдавать, -добавил он. - Когда лошадь уступает мне, я смягчаю руку".
Он напоминал об этом всадникам ежедневно в ходе всего мастер-класса, во время их работы на шагу, рыси и галопе.
2. Выравнивание.
Джордж постоянно напоминал всадникам о необходимости использовать внутренний шенкель у подпруги для того, чтобы наталкивать лошадь на внешний повод. Это развивает и поддерживает прямолинейность и необходимо для создания связи между передом и задом лошади. На галопе, работая внутренней ногой на внешний повод, необходимо сгибать лошадь таким образом, чтобы видеть только внешний уголок глаза лошади.
"Есть два типа прямолинейности, - пояснял он. - Во-первых, по линии низа лошади. Ступает ли ее заднее левое копыто в след переднего левого копыта и заднее правое - в след переднего правого? От природы многие лошади ходят немного бедром внутрь. Второй тип прямолинейности - это прямолинейность по линии верха, от хвоста к затылку. Двигаясь по прямой линии лошадь должна сохранять прямолинейность корпуса.
При движении по кругу ее корпус должен гнуться в соответствии с дугой окружности". Джордж также напомнил всадникам о правильной посадке - только так можно почувствовать, двигается ли лошадь правильно.
3. Положение рук.
На четвертый день мероприятия Джордж сел верхом на лошадь, которая сопротивлялась контакту и шла с высоко поднятой головой. Для того чтобы округлить лошадь, Джордж использовал " старую французскую систему" в работе руками. "Сначала я показываю лошади, что она не может поднять голову выше уровня моей кисти. Я держу кисть высоко и с силой высылаю лошадь внутренним шенкелем на внешний повод. Как только она смягчается во рту и опускает вниз голову, я смягчаю и опускаю руку. Мне не нужны вспомогательные поводья и строгое железо. Вы не увидите меня, пилящим рот лошади", - пояснял он.
Джордж обучал этому методу других всадников. Если лошадь высоко поднимала голову и сопротивлялась контакту, он просил их поднять кисть и дать сильный посыл противоположным шенкелем: "Рано или поздно лошадь начнет принимать контакт. Как только она смягчится во рту, необходимо поощрить ее, смягчив и опустив руку. Многие всадники опускают кисть, когда чувствуют сопротивление, но так они только учат лошадь непослушанию!"
4. Переходы.
Работая над переходами, Джордж хотел видеть лошадей , идущими "в горку" во время перехода и двигающимися впереди шенкеля. При выполнении переходов остановка-шаг-остановка он просил всадников включать в работу четыре части тела: спину, седалище, ноги и руки, просил их "растягиваться в позвоночнике", чтобы создать усилие, не бросать лошадь шенкелями и закрывать кисти.
Джордж работал с учениками и над переходами внутри аллюров. На галопе они удлиняли шаг и укорачивали его через каждые 10 темпов. Для удлинения шага галопа Джордж предлагал смягчать руки, так как лошади уже двигались с импульсом. При сокращении он просил показать максимально возможный короткий галоп. "Если лошадь борется, закройте кисти рук. Вы не должны сдаться и уступить", - говорил он.
5. Создание ритма при помощи кавалетти.
Во время манежной работы всадники рысили по кавалетти, что способствовало созданию регулярного ритма. В одном из вариантов выполнения упражнений всадники заходили на кавалетти по крутой дуге. Они заезжали справа на кавалетти, делали крутой поворот влево, проходили второй кавалетти и уезжали ездой направо. Сгибание попеременно направо и налево помогает улучшить податливость лошади и контакт.
В другом варианте всадники рысили по зигзагообразной траектории по трем кавалетти, установленными на всю ширину манежа. Акцент снова был сделан на поддержании постоянного ритма. Такая работа в дальнейшем облегчает лошади преодоление небольших препятствий.
6. Работа над податливостью при помощи боковых сгибаний.
Каждый раз в ходе манежной работы Джордж просил всадников выполнять боковые движения: от базовых (уступка шенкелю, плечо вперед) до более сложных (плечо внутрь, плечо наружу, бедро внутрь) и продвинутых (принимание). Такая работа заставляет лошадь повиноваться действию шенкелей всадника, убирает сопротивление, лошадь начинает двигаться более собранно, зад не отстает от переда.
Однажды всадники работали над выполнением упражнения плечо вперед, при котором внутренняя задняя нога ступает между следами передних ног, а угол между плечами и стенкой манежа составляет менее 15 градусов. Джордж велел всадникам выполнить следующее: "Ездой налево сместить обе руки на несколько сантиметров вовнутрь и толкнуть лошадь внутренним шенкелем на внешний повод, стимулируя лошадь согнуться в корпусе. Если лошадь зацикливается на внутреннем поводе, - немного отыграть им".
После пары шагов плечом вперед всадники выравнивали лошадей и двигали их вперед. Далее они выполняли бедро внутрь и так чередовали оба упражнения каждые пару шагов. "Зад лошади должен танцевать", - подбадривал их Джордж. Далее всадники переходили в рабочую рысь, восстанавливали импульс, меняли направление и повторяли упражнение.
Джордж также отметил, что все лошади являются жесткими с какой-то одной стороны. "Наша задача - сделать лошадь одинаково гибкой с каждой стороны, - сказал он. - Для этого нам необходимо работать на кругах, восьмерках, и уделять особенное внимание боковым движениям".
7. Спираль.
Продолжая работу над поддатливостью и эластичностью, Джордж включил в тренинг работу на спиралях на галопе. Внешним шенкелем мы сдвигаем зад лошади, заставляем ее сгибаться вокруг внутреннего. Если лошадь сопротивляется, всадник может отвести от шеи внутренний повод и приложить к ней внешний.
Когда лошади немного расслабились, Джордж попросил всадников смягчить внутренний повод, не меняя работу внешним. Затем всадники закручивали спираль обратно. Выполнив три подхода, лошади получили отдых - Джордж попросил двинуть их по прямой линии. Упражнение было выполнено несколько раз в одну сторону и несколько раз в другую.
8. Контргалоп для сбора и баланса.
Всадники выполняли на галопе одно из любимых упражнений Джорджа: сделать полувольт назад и, не меняя ноги, ехать в обратном направлении. Джордж считает, что оно хорошо влияет на работу над сбором лошади и уравновешивает ее галоп.
Всадники ездой налево уходили на полувольт и ехали ездой направо на левом галопе. Внешнняя левая нога остается за подпругой и регулирует темп, внутренняя - находится на подпруге, правый повод отзывает лошадь, смягчаясь и принимая, и окончательно смягчается, когда лошадь отдает челюсть. Такая работа также помогает лошади лучше нести себя самостоятельно.
9. Сохраняем прямолинейность на менке ног в темп.
Джордж говорит, что многие лошади не подводят зад во время менки ног на галопе. Чтобы откорректировать это, он просил всадников делать большие полувольты сидя в седле. Таким образом лошади учатся оставаться со всадником, а не вытягивать его из седла. Затем он просил всадников добиваться прямолинейности, двигая лошадей внутренним шенкелем на внешний повод. Далее всадникам нужно было выполнять менку, используя только внутреннюю ногу. Внешняя нога должна была оставаться пассивной. Джордж сказал, что многие всадники стараются выполнить менку, просто перетягивая повод справа налево или наоборот. Из-за этого она получается кривой - опаздывает зад или перед. "Вы обманываете самих себя, пытаясь выполнить менку поводом", - повторял он.
10. Облегчаем спину лошади.
Каждый раз, когда всадник выдвигал лошадь вперед при подходе к препятствию или же просто при движении галопом, Джордж просил его облегчать спину лошади - закрыть угол бедра и наклонить корпус на 30 градусов. Это позволяет лошади двигаться более плавно и мягко. "Ник Скелтон , добивается от своих лошадей отличных движений, так как он облегчает их спины и дает лошадям возможность работать", - заявил Джордж.
Он также рассказал об Федерико Каприлли, который произвел революцию в конкурной посадке (до него всадники ехали на длинных стременах, откинув корпус назад, и это мешало лошадям работать задом). Каприлли призвал всадников сократить стремена, чтобы облегчить лошади задачу и не давить своим весом на ее спину.
Есть моменты, в которые всаднику необходимо сесть в седло, чтобы проконтролировать лошадь, например при подходе к "страшному" забору, однако после ему нужно вернутся в облегченную посадку.
11. Двигаемся под барьер.
На третий день Джордж разогревал лошадей на небольшом тройнике, установленном на короткой стенке манежа. Он хотел добиться от лошадей и всадников необходимой скорости, достаточной для совершения прыжка. Лошадь, немного срезая угол, заходила на тройник по прямой линии. Такая работа помогает выработать импульс и расслабленность. "Как только я двинул лошадь вперед, я оцениваю препятствие", - говорил Джордж.
Всадники подходили к тройнику близко и выпрыгивали с точки отталкивания, расположенной близко к первой жерди. "Пододвигайтесь к основанию", - объяснял тренер.
В последний день мастер-класса Джордж установил чухонец и попросил всадников зайти на него по длинной прямой, подойти в точку отталкивания и затем смягчить повод. Это учит лошадь не сниматься издалека, а, сформировав правильную траекторию прыжка, обрабатывать препятствие с нужным импульсом.
12. Практикуйте сложные вещи.
После работы над тройником, Джордж предложил всадникам поработать над ливерпулем (вид препятствия) и чухонцем, расположенными по дуге так, чтобы от внешнего края одного препятствия до внешнего края другого было 15,85 метра. Всадники сначала преодолевали препятствия на спокойном галопе в 4 темпа. Это обучает лошадь собираться. Затем они проехали более широко, в 3 темпа. После этого, вновь в 4.
Если лошадь поднимала голову, проходя проезд в 4 темпа, Джордж просил всадника не сдаваться и проявить терпение. Джордж призывал учеников повторять попытки, пока упражнение не будет выполнено верно.
13. Отпустить после поворота.
Во время последнего занятия Джордж объяснял нюансы преодоления поворотов. При движении от одного большого оксера до другого, расположенных таким образом, что всадникам нужно было совершить поворот, Джордж просил их расслабить кисти и отпустить лошадей после поворота. Он требовал от всадников, что бы те сосредоточились на преодолении такого проезда и думали о расстоянии до следующего оксера. "Если вы можете сделать это, то сможете гораздо лучше считать темпы. Если лошадь не подчиняется, необходимо использовать полуодержки. Устранение проблемы с поворотами - это работа для домашних тренировок, всадник не должен заниматься этим на соревнованиях" - подчеркнул он.
14. Сложные дистанции.
В один из дней Джордж закончил напрыгивание на высокой крестовине, установленной, тем не менее, очень удобно и приглашающей двигаться прямо. Один из всадников совершил ошибку при расчете дистанции. "Если расчет расстояния вызывает у вас сложности, работайте над этим", - посоветовал Джордж. Он предложил всаднику немного удерживать лошадь поводом и использовать больше шенкеля. Всадник не должен быть с мягкими руками и шенкелями, если он хочет пройти расстояние так, как он считает нужным.
15. Сохраняйте бодрость духа!
Даже если у вас что-то не получается, не отчаивайтесь. лошадь чувствует, что вы расстроены, и это сказывается на ее моральном состоянии. "Взаимоотношения лошади и всадника даже теснее, чем взаимоотношения женатых людей, -сказал Джордж. - Если вы проявляете негативные эмоции, ваша лошадь будет проявлять своеволие и отказываться сотрудничать. Оставайтесь позитивными".
Заканчивая мастер-класс, Джордж выразил надежду, что его советы помогут всадникам стать настоящими профессионалами своего дела. " Используя эти знания, вы сможете выработать свою собственную систему тренировок и подход к лошади", - сказал он.
Sandra Oliynyk; перевод Валерии Смирновой (источник)