Лошадь по-японски
Лошадь по-японски
Погонщик! Веди коня
Вон туда, через поле!
Там кукушка поет.
Мацуо Басё
Лошадь никогда не была коренным обитателем Японии. Она была завезена с материка, и появление на острове резвых кобыл чрезвычайно высоко оценили местные жители. Первые упоминания об использовании лошадей в Японии относятся к источникам эпохи Кофун (конец III-VI веков нашей эры). Именно с этого времени по всей стране началось распространение лошадей, привезенных из Восточной Азии. В средние века лошадей использовали преимущественно как вьючных животных, основной тягловой силой в сельском хозяйстве были быки, а верхом на лошади ездили только представители высшего общества. «Искусство быть всадником» являлось одним из наиболее ценных качеств воина, и только благородные самураи могли позволить себе роскошь иметь лошадь и входить в состав феодальной конницы.
Японские лошади коренным образом отличались от своих континентальных собратьев, были они низкорослыми и лохматыми и от рождения имели весьма злобный нрав.
Но вместе с тем они были необыкновенно выносливы, могли быстро и достаточно ловко передвигаться, что было особенно важно в условиях пересеченного рельефа Японии. На протяжении нескольких столетий в Японии происходило формирование аборигенных пород лошадей, приспособленных к местным условиям. Все они были относительно мелкорослыми (130–150 сантиметров в холке), поэтому многие правители, пытаясь улучшить породу, добавляли кровь других лошадей в кровь аборигенов. Начиная с эпохи Эдо (1607–1867 годы) среди подарков голландских купцов, которые они преподносили сёгуну, постоянно упоминаются некие «персидские» жеребцы, которые в действительности, скорее всего, были арабскими или туркменскими. Импорт лошадей значительно увеличился в период «реставрации Мэйдзи» (1868– 1912 годы), когда императорское правительство начало активно поощрять крестьян использовать лошадей в хозяйственных целях. Были организованы специальные учебные классы и курсы, на которых фермерам внушали мысль о необходимости выращивания более крупных пород лошадей, таких, которые были бы годны еще и для военных нужд. В целях обеспечения выполнения этой задачи из Европы и Северной Америки ввозилось большое количество производителей, среди которых преобладали чистокровные верховые, арабские и англо- арабские жеребцы. Кроме того, в Японию привозились и тяжеловозы, в особенности бельгийцы и бретонцы.
Искусство ябусамэ
Историки отмечают одну интересную особенность. Как правило, в Японии в средние века на лошадь садились не слева, а справа. Во время езды поводья обычно держали обеими руками, но в бою самурай цеплял повод за кольца, расположенные на нагрудной пластине доспеха, и управлял конем исключительно шенкелями и корпусом. Стреляли с лошади точно так же.
Техника стрельбы из лука с лошади известна под разными названиями. Впервые об этом виде стрельбы упоминают «Нихонги» («Анналы Японии» 720 года), в которых и рассказывается об ума-юми. Позднее стрельба с лошади в исторических источниках стала называться «ябусамэ». Наивысшего расцвета ябусамэ достигла в период Камакура, когда верховая езда, называемая бадзюцу, в сочетании со стрельбой из лука стала обязательным видом боевых искусств для самураев высшего ранга. Стрельба из лука с лошади была одним из любимых видов состязаний самураев, когда они объединялись в команды для соревнований по конному спорту. Как правило, крупные турниры проходили на скаковом кругу в храме Цуруга ока Хатиман, который находился в городе Камакура (теперь префектура Канагава), или на берегу моря, во время синтоистских праздников. В качестве главного распорядителя и судьи состязаний выступал синтоистский священник. Мишень или доспехи воина (в период Камакура) ставили вертикально около манежа, и стрелок, мчась на лошади по кругу, должен был выстрелить по цели три раза с интервалом в десять секунд. Лук всадник держал перпендикулярно линии движения, натягивая его рывком над головой и опуская так, чтобы стрела находилась на уровне глаз.
Времени на прицел оставалось крайне мало, стрельба шла практически навскидку.
Ябусамэ продолжает существовать и в настоящее время, но уже в качестве развлекательного зрелища. По традиции соревнования в стрельбе из лука с лошади проводятся 15–16 сентября на территории города Камакура.
Наряду с ябусамэ в боевые искусства самураев вошло так называемое ину-о-моно – упражнение по преследованию собак на лошади. Ину-о-моно так же, как и ябусамэ, вырабатывало у воина отличные способности управлять лошадью и при этом быстро и метко стрелять из лука на скаку. Эти качества, бесспорно, являлись неоспоримым преимуществом для буси в многочисленных конных сражениях. Ину-о-моно, в отличие от стрельбы по неподвижной мишени, преследовало цель попасть в двигающийся объект. В манеж выпускали небольшого размера собаку, и всадник, поддерживая движение галопом или резвой рысью, должен был попасть в пса тренировочной стрелой с деревянным наконечником.
Зачастую тем же названием именовали стрельбу из лука по лисе во время охоты.
До нашего времени сохранились лишь две школы конной стрельбы из лука – Такеда и Огасавара. Основателями обеих считают известного воина и стратега Минамото но Ёсимицу.
Полный доспех воина.
День обезьяны и дикие монгольские парни
У воинов была еще одна возможность тренировки в верховой езде. Во время традиционного отлова диких лошадей, который каждый год в середине пятого месяца, в день обезьяны (12-й день по циклическому отсчету), проводился при участии все тех же синтоистских священников. В средневековье такие своеобразные охоты устраивались на равнине Канто, и именно с их помощью конюшни пополнялись новыми и боевыми лошадьми, а заодно охота позволяла выявить лучшего всадника (или группу всадников) дружины князя. Понятно, что это были тренировки в бадзюцу для воинов, причем крайне сложные и напряженные, включавшие в себя и скачки по пересеченной местности, и преодоление препятствий. Мало того, погоня за дикими лошадьми осуществлялась в полном снаряжении: в шлемах, доспехах, с боевыми знамёнами (набори). Позднее этот обычай тоже превратился в синтоистский праздник и получил название “намаон” – полевые манёвры конницы. Назначение праздника – вдохновлять юношей и взрослых буси, прививать им храбрость, и эта идея вполне оправдала себя: наблюдая за этим опасным и крайне эффектным зрелищем, сыновья самураев были не прочь поучаствовать в скачках. Основным моментом охоты являлись собственно сами скачки, разнообразные виды преследований, а также борьба за захват знамени среди двух групп участников.
Естественно, что подобные тренировки, максимально приближенные к боевым условиям, давали неплохой результат. Самурайская конница являла собой отлично тренированное формирование, умевшее воевать практически в любых условиях и мастерски использовать оружие.
В бою при сближении с противником, самураи начинали скакать по зигзагообразной траектории, что сбивало с толку вражеских лучников. В ближнем бою в ход шли копья и мечи.
Как правило, самураи старались вклиниться в отдельные группы врага, чтобы внести раскол в их стан. Иногда бой разбивался на индивидуальные поединки. В XII веке существовал так называемый обычай нанори, смысл которого заключался в следующем: прежде чем вступить в бой, самурай должен был представиться другому самураю. В те времена сражения скорее напоминали гигантские турниры, нежели бои без правил. Но уже в XIII веке этот обычай отошел в небытие, и массовые столкновения конницы стали обычным делом.
Еще одну интересную деталь отмечают историки: в XIII веке японцы, впервые столкнувшиеся с монгольскими завоевателями, испытали настоящий шок. Оказывается, монголы, в отличие от благородных самураев, не имели привычки представляться противнику перед боем, они просто шли в атаку, стремясь задавить числом, нежели уменьем. Для самураев такое, вне всяких правил, поведение казалось диким и никак не совпадало с их этическими нормами и кодексом чести.
В полном снаряжении
Идеально выезженная и тренированная лошадь превосходно чувствовала своего хозяина и участвовала в бою наравне с ним – вовремя отскакивала, вставала на дыбы, кусалась, била передом и задом лошадь противника. Лошадей много чему учили, например, преодолевать водные препятствия, которых в Японии было великое множество. Технике форсирования рек и озер обучали на прудах, находящихся у замков местных феодалов.
Комплект конного снаряжения назывался багу и был заимствован главным образом у китайцев. Он включал в себя седло, уздечку и конские доспехи. Уздечка называлась ацубуса, она состояла из удил куцува, нащечников ханагава, нахрапников кангамаита и по водьев куцу-вадзура, которые изготавливались из шелкового или хлопкового шнура и красиво украшались.
Уздечку оформляли кисточками. Чтобы бесшумно подкрасться к противнику, уздечку обматывали тканью, а на морду лошади надевали специальный мешок, поверх которого располагался железный намордник кутикаго.
Для управления лошадью был необходим еще один важный предмет – гибкий прут мути, ставший аналогом современного хлыста. Шпор самураи не использовали.
Седло называлось кура и имело высокие переднюю и заднюю луки, которые располагались под прямым углом к седалищу. Оно было деревянным с металлическими украшениями и довольно высоким: под него клали потник кицукэ и специальную подушечку намэ. Также седло нередко украшали лентами, на концах которых звенели колокольчики. Экономить на украшениях у самураев считалось дурным тоном. Существовавшие тогда рекомендации прямо говорили о том, что самураям не стоит чрезмерно увлекаться убранством, да и в нарядах отдавать предпочтение простым льняным тканям. Но на картинах и гравюрах той эпохи нередко можно увидеть настолько богато украшенную сбрую, что за ней с трудом угадывается лошадь – кругом расшитые поводья, вальтрапы, нагрудники…
Японские стремена абуми несколько отличались от своих европейских аналогов. Первоначально они имели закрытый носок и удлиненную подножку сзади, позднее они были модернизированы – боковины носка были убраны, после чего стремя приобрело форму, просуществовавшую все средневековье вплоть до XIX века. Обычно стремена делались целиком и полостью из железа, но встречались экземпляры, имеющие железный каркас с деревянными вставками. Некоторые стремена имели отверстие в подножке для слива воды, которая попадала туда при преодолении водных преград, а также стержень, предохранявший ногу от соскальзывания вбок.
Доспехи для лошадей умаерой появляются лишь в XVII веке. Следует отметить, что это время начала правления сёгунов из династии Токугава, завершивших объединение Японии. Период многочисленных феодальных войн и междоусобиц отошел в прошлое, поэтому легко можно предположить, что доспехи теперь предназначались исключительно для парадного выхода, а не для ведения боевых действий. Многие детали доспехов были сшиты из кожи или сделаны из папье-маше, хотя вставки из железа тоже применялись. В большинстве случаев доспехи изготавливались из посеребренных и нашитых на ткань маленьких чешуек кожи.
Комплект доспехов состоял из накрупника, пластин, защищавших шею и бока лошади, которые часто были красиво и богато оформлены резьбой, подвесками и лентами.
На голову лошади надевалось умадзура – специальное наголовье, выполненное в форме головы коня, оленя или дракона и для усиления эффекта зачастую украшенное усами, ветвистыми рогами или другими вставками. Впечатлениям рядового пехотинца, когда на него галопом на оскаленном коне с рогами, мчался всадник, завидовать не приходится…
Кирилл Трубицын, Марина Горячева, кафедра археологии исторического факультета МГУ
Материал размещен с разрешения правообладателя - журанала "My horse" ("Моя лошадь").