Статьи, Об истории открытия памятника В.О. Витту | Prokoni.ru

Об истории открытия памятника В.О. Витту

8 мая 2017 г.
Автор - Валера Шабля

Об истории открытия памятника В.О. Витту

Идея открыть памятник выдающемуся иппологу В.О. Витту возникла в 2012 году, на 123-летие Владимира Оскаровича. К тому времени, и его работы, и история деятельности были основательно изучены автором этих строк.

Нужно сказать, что в жизни Владимир Оскарович был больше практиком, чем теоретиком, каким представляется нам сейчас. Многие, если не основные моменты его биографии были скрыты не только от широкого круга людей, интересующихся иппологической проблематикой, но и от самых близких людей В.О. Витта. Ряд его проектов, в том числе и передовые, связанные с генетическими исследованиями, были разгромлены государством, а ближайшее соратники ученого подверглись репрессиям и были уничтожены.

Тем не менее, сделанное Владимиром Оскаровичем для отечественной науки о лошади столь многогранно, что позволяет поднять его имя на вершину всего отечественного конного дела. Он, поистине, Пушкин от иппологии, и если после Александра Сергеевича русский язык стал более литературным, то после Витта отечественная наука о лошади обрела свой законченный облик и получила мощнейший толчок к развитию. Достаточно только сказать, что современная конная история, научный и образовательный подход, в лучшем его качестве, идут именно от истоков, заложенных В.О. Виттом. Даже породы, появившиеся в его время и ставшие конкурентоспособными в мировом масштабе на тот период, были выведены им и его учениками. И тем больнее, что в наши дни они не развиваются, а лишь замерли в своём выживании…

Поднять неизведанный пласт утерянной истории, живого опыта, многих судеб и в конечном итоге постараться хотя бы частицу всего этого сохранить, сделать вновь обретенный опыт востребованным, достаточно не просто. Непросто вдвойне сделать достойный проект в наши дни, не будучи крупным меценатом, не ожидая прибыли.

Ряд проектов Владимира Оскаровича был осуществлён на территории Западного Подмосковья, в родных местах автора этих строк, да и сам Витт, хотя и родился в Риге, но всё сознательное детство, юность и годы становления провёл здесь же, в Жаворонках. Мы получили возможность увидеть, как и в каких условиях работал Владимир Оскарович, осознать, как на его наследии отразилась политика нашего государства...

В юности и в период становления Витт объездил все окрестные конные хозяйства, таких как имение Голицыных в Больших Вязёмах, орловские конные заводы в Успенской усадьбе, усадьбах Горки и Иславское. После революции, когда эти места будут переживать упадок, Владимир Оскарович объединит их в одно хозяйство под названием Московский конный завод №1, при котором появится Конный институт, располагавшийся вначале в Успенском, а затем и в Больших Вязёмах.

Витт был сторонником табунно-выпасного взращивания молодняка, природной акклиматизации. Всё это он вживую наблюдал в юности в усадьбе Васильевское, расположенной у нас же, на Москворечье, где князь Щербатов держал привезённых из Аравии арабских лошадей. Здесь были те условия, в которых арабы проходили акклиматизацию, а их потомство давало лучшее поголовье. Чуть позже Витту познакомился с европейскими коневодческими хозяйствами, пожил в Англии, прошел обучение в Вене, в классической Школе верховой езды, оценил такую же классическую Школу у нас в России (Офицерскую кавалерийскую школу в Петербурге).

Позднее, с началом Первой Мировой он вместе с братом оказался в армейском строю, в кавалерийском полку (факт, полностью вычеркнутый из его биографии). После ранения в 1916 году Витт окончательно перешел на научно-организаторскую работу в Главное управление коневодства.

Позже, развиваясь как ученый, он посетил буквально каждый уголок нашего отечества и внес свою лепту в развития практически каждой из пород. Он участвовал в археологических раскопках и дополнил мировую историю весьма важными открытиями, формировал целые институты, студенты которых создавали новые породы лошадей и направления их развития. Наверное, можно назвать несколько сотен крупных тем, которых напрямую коснулся Витт, как ученый.

Сейчас во многом сложно оценить сделанное Витом, потому что мы уже живём с этими знаниями, а уважение к истории и памяти для многих не самая важная черта.

Открытие памятника Витту в Жаворонках

В 2012 году автор этих строк сделал серию публикаций для ряда изданий о проектах и жизни Владимира Оскаровича. Для меня эти статьи стали не просто историями, изложенными на бумаге, а множеством исследований работы ученого в его и моих родных краях. Однажды меня пригласили на местное Одинцовское телевидение (запад Подмосковья) с темой о Владимире Витте. Именно тогда впервые была озвучена мысль о том, что в Жаворонках следует установить памятный знак, ведь и сами Жаворонки создала семья Витт, выделив для этого часть своих земель и присвоив им название близлежащей деревушки в четыре дома.

Следующим шагом для реализации проекта памятного знака Витту стал поиск единомышленников, которые нашлись в лице Главы Жаворонков Ирины Юрьевны Васильевой и скульптора Геннадия Дмитриевича Александрова взявшегося за создание самого памятника. Сперва он представил нам лишь небольшой макет, схематично показывающий замысел - продуваемое ветром поле с изображением Владимира Оскаровича и головы идущей карьером лошади.

Прототипом лошади послужила простая орлово-вятская кобыла Маслина, а сам Владимир Оскарович изображен примерно 45-летним. Нам хотелось передать в этом образе Витта времён Конного Института в Больших Вязёмах, его проектов, связанных с генетикой, и дальнейшего разгрома Института со стороны государства, с репрессиями 1937 года. Однако позднее внучка Витта – Любовь Сергеевна Кристи попросила изменить возраст "изображения" на более привычный тем, кто помнил ученого по Тимирязевке.

Открытие памятного знака в Жаворонках мы планировали изначально на день рождение Владимира Оскаровича 15 (28) июня 2014 года, на его 125-летие, но помешали финансовые трудности. В результате открытие состоялось на день сельского поселения Жаворонки 2 сентября 2014 года.

Усадьба Перхушково как продолжение

Открытие памятного знака Владимиру Витту не означало окончания нашей деятельности. Одновременно с подготовкой открытия этого памятника, мы с единомышленниками начали работу по спасению расположенной рядом с Жаворонками усадьбы Перхушково. Это место, исторически всецело связанное с лошадьми, привлекало тем, что сюда вписывался именно конный проект, - не просто музей с выставкой экспонатов, а место для сбора и передачи опыта прошлого. Эта усадьба выступала как кусочек ожившего прошлого.

В этом проекте, логически связанном с предыдущим, нам так и не удалось найти сторонников среди чиновников. Чтобы доказать, что никем не охраняемая усадьба погибает, нам пришлось дойти до Министра культуры Подмосковья.

Автора этих строк уверяли, что объект реставрируется и имеет охрану, а данные по запущенности места есть ничто иное, как моя же фальсификация. Нам не осталось ничего другого, кроме как вызвать телевидение и проникнуть в усадьбу под камерами. Этот сюжет развернул ситуацию и, как мы тогда считали, сдвинул всё с мёртвой точки…

Вслед за этим мы попытались зарегистрировать в Жаворонках обнаруженное Средневековое поселение. Но идея, увы, снова не наша поддержки чиновников, поскольку эта земля уже была определена под застройку.

По итогу этой деятельности, усадьба Перхушково была внесена в программу Губернатора Подмосковья «Зелёный коридор», номинально предполагающую предоставление усадеб в аренду по низкой цене. С 2014 по 2017 год она простояла на торгах и в итоге осталась у нового (старого) собственника в таком же гнетущем запустении. По факту лишь одна подпись Губернатора Подмосковья отделяла усадьбу от спасения, но иногда от успеха отделяет только одна, последняя закрытая дверь.

Тем не менее, было сделано многое - удалось поставить памятный знак Владимиру Витту, дело с усадьбой Перхушково сдвинулось, а в музее Большие Вязёмы, где некогда располагался созданный Владимиром Виттом Конный Институт, нами были собраны многие артефакты и фотоиллюстрации былой конноинститутской жизни. Удалось возродить забытое имя Института и рассказать о его деятельности.

По результатам этой работы нами был сделан документальный сюжет «Ипполог» о создании Владимиром Оскаровичем кафедры Коневодство Тимирязевской академии, вышедшей, по сути, из стен усадьбы Большие Вязёмы.

Кафедра во времена Владимира Витта представляла собой передовую единицу, разрабатывавшую целый спектр программ. Здесь кипела творческая мысль, была создана по сути ветеринарная клиника, изучающая и работающая со многими сложными случаями. В учебной конюшне преподавали такие мэтры как Василий Лобачёв...

Когда Витт в 1956 году приехал на конную Олимпиаду в Швецию, при объявлении его фамилии в общем зале участников возникла тишина, которую сразу же сменили несмолкаемые аплодисменты. Сегодня же, помимо работ Владимира Оскаровича, не осталось ничего - только сухие даты и строки статистики…

Валера Шабля

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования