Выездковые войны (интервью с Гердом Хаушманом)
Выездковые войны (интервью с Гердом Хаушманом)
Герд Хаушман - неоднозначная фигура в мире выездки. С одной стороны, кажется, что комитет FEI по выездке недолюбливает его из-за резко-критических взглядов, выраженных Гердом в DVD "Если бы лошади могли говорить", но в в то же время все больше и больше любителей выездки прислушиваются к посланию, которое он передал от лица всех лошадей, многие всадники и тренеры уже вступили в Объединение "Ксенофонта". (По ссылке - краткое описание целей создания Объединения на английском. В качестве основной можно выделить обучение всадников и тренинг лошадей, опирающиеся на принципы гуманного отношения к лошади и учета ее физических возможностей, позволяющих ей проявлять себя в спорте. О взглядах Герда можно судить по одному из его материалов, ранее опубликованных на нашем сайте. - прим.ред.). Поэтому первым моим вопросом было:
- Так кто выигрывает? Хорошие парни или плохие?
- Клаус Балкенхол, который проводит на соревнованиях практически каждые выходные, рассказывает мне о том, что уровень обучения всадников намного улучшился. Многочисленные дискуссии, ведущиеся по всему миру, не прошли бесследно - люди получили доступ к знаниям, они обдумывают информацию. Даже наша немецкая федерация конного спорта прореагировала - у меня назначена встреча с новым Генеральным секретарем.
Я могу понять, почему представителям нашей ФКС не нравится мой DVD, - они думают, что я абсолютный противник соревнований, но это не так! В своем исследовании я привел как отрицательные, так и положительные примеры работы спортивных пар! Так или иначе, я открыт для дискуссий. Меня даже попросили провести несколько семинаров. Поэтому можно сказать, что налицо определенный позитивный эффект и продвижение вперед.
- Судейский состав FEI по выездке в этом году изменился, и мне кажется, он стал лучшим за последние годы. Среди судей даже такой замечательный конник, как Эрик Летте.
- Да, вы правы, но, полагаю, нам следует изменить саму систему приглашения судей. Мы должны иметь как можно больше сильных судей, нам необходим резерв судей на различных уровнях. И я бы хотел, чтобы ни организаторы, ни всадники не могли иметь возможности влиять на то, каких конкретно судей пригласят на турнир. Нужно ввести лотерейную систему, позволяющую распределять судей. Никто не должен знать, какой судья будет на турнире. Ведь всем известно, что многие всадники решают, ехать им на турнир или нет, исходя из того, кто именно будет судить, - вся информация известна. Я не знаю ни одного вида спорта, в котором такое было бы возможно!
- Я думаю, что судейство на Bundeschampionate в прошлом году было намного лучше, чем в прошлом.
- Да, они были более вдумчивыми, публика была очень внимательной и требовательной. а мы сделали ее еще более внимательной, надев наши футболки.
- Футболки?
- Люди говорят мне: что мы можем сделать? И я отвечаю - не молчать! Критика - это хорошо, но нужно не просто обсуждать что-то с друзьями - нужно не молчать! Мы подготовили эти футболки и наши единомышленники могли надеть их и встать у выездкового манежа. Если им что-то не понравилось бы, они могли бы повернуться к манежу спиной. На турнире в Аахене в этом году будет присутствовать уже несколько сотен человек, которые придут в наших футболках.
- Что может улучшить ситуацию в выездке?
- Я думаю, первое, что мы должны сделать - это вернуть наших кумиров, таких как Джордж Моррис в выездке, всадников и тренеров, которые ставили во главу угла лошадь и ее благополучие, а не деньги и победы. Параллельно мы должны обучать новичков, простых всадников.
- Удивительно, что все эти вопросы с вами обсуждала Изабель Верт, всадница топ-уровня...
- Да, это невероятно. Для нее не было никакой необходимости в разговоре с сумасшедшим ветеринаром... Она олимпийский чемпион, ее конюшня полна лошадей - зачем ей тратить полдня на то, чтобы приехать ко мне ради беседы?Это говорит только о том, что Изабель открыта новому и готова обсуждать эту тему.
С другой стороны, в последнее время я часто бывал в США и с сожалением отметил, что многие немецкие тренеры работают там по крайне некорректным методикам. Однажды я вел семинар и одна из участниц сказала мне: "Я обучаюсь у тренера из Германии, из Варендорфа, вы должны знать его, - он попросил меня галопировать по манежу 40 минут, притянув нос лошади к моей ноге. Сорок минут ... хороший выездковый тренер, известный в Америке".
Хорошо, что над правильными методами обучения лошадей начинают задумываться и представители прессы. Вы помогаете доносить до людей информацию...
- Мне неприятно смотреть на семинарах на всадников, которые кивают с видом "О, мы так мягки и чувствительны, что никогда бы не заставили наших лошадей участвовать в соревнованиях". Но когда смотришь на то, как они на самом деле работают, - ужасаешься.
- Я всегда говорю: сколько людей, столько и мнений. Есть удивительные люди, такие как Филипп Карл - мастер классической выездки, в прошлом берейтор Сомюрской школы верховой езды во Франции. Я не знал о нем до того, как миссис Зонтаг - издатель журнала "Пиаффе" - не заставила меня посмотреть на тренировки по его системе. Мне повезло увидеть четверых или пятерых топ-всадников, и я не поверил своим глазам: это была Выездка! Целый день невероятной, удивительной выездки. Я не увидел ни единого ложного движения! Всадники выполняли пиаффе на длинном поводу, двигая лошадей от зада, в непрерывном мягком контакте с поводом, и это было настоящее пиаффе.
Филипп Карл
- Но почему этих лошадей не представляют на соревнованиях?
- В силу неустранимых противоречий. Господин Карл всегда говорил, что не хочет иметь ничего общего с Федерацией и предупреждал своих учеников, что в случае их участия в соревнованиях он будет вынужден прекратить с ними занятия.
Я сказал ему, что люди должны иметь доступ к его замечательным идеям. Они могли бы помочь хотя бы частично остановить перетягивание повода всадниками. Нет необходимости тянуть - лошади, работающие по его системе двигаются свободно, отжевывают железо, расслаблены и приподнимают спины вверх.
Но мир выездки крайне догматичен. Если вы всадник Федерации, то никогда не будете общаться с господином Карлом, с представителями Португальской школы верховой езды...Многие люди делают удивительную работу! Например, Аня Беран, написавшая книгу "Классическое обучение лошади и понимание того, о чем она думает". Если бы я был лошадью и мог что-то решать, то первым делом я отправился бы на конюшню к Ане. Но она не может участвовать в соревнованиях, потому что ее лошади не двигаются средними аллюрами, не имеют подвисания, других необходимых на турнирах качеств, но они выполняют замечательное пиаффе, они гибкие и расслабленные.
- Вы думаете, что все дело в технике? Вспомним Хэйли Бересфорд, набравшую 74% на чемпионате мира в Ньюмюнстере верхом на лошади породы лузитано?
- Мне кажется, дело в философии. На мой взгляд, у нас есть два основных исторических истока выездки . Один произошел от военных традиций. Если солдату нужно было добраться верхом из Берлина в Санкт-Петербург, он должен был иметь быструю, здоровую лошадь, с мощной спиной и крупом, чтобы она летела рысью. Начало второго источника - в иберийских традициях. Лошади веками работали со скотом на пастбищах и принимали участия в корридах. Какая лошадь сможет выйти на арену с быком? Быстрая, легкая, гибкая и верткая, но не та, которая будет бегать прибавленной рысью, иначе вы - труп! Когда такие лошади работали со скотом, они нуждались в наличии хорошего галопа, умении выполнять остановки и ходить на длинном поводу. Необходимости в прибавленных аллюра у них не было.
Обе философии слились воедино, и сейчас мы имеем здоровых податливых лошадей, но они такие разные. Одни работают без натяжения повода, другие бегают прибавками. Тем не менее, г-н фон Ниндорф показал нам, что и от таких лошадей реально добиться подвисания и прибавок, если заставить их округлить спину. Но мне не нравится, когда всадники на соревнованиях просто пытаются тянуть лошадей за их рты. Все мы, представители разных направлений, должны общаться между собой - у нас есть, о чем поговорить и чем поделиться друг с другом. Мы можем многому друг у друга научиться. Я уверен, что идеал - где-то посередине. Мы можем ездить на лошади, идеально выполняющей пиаффе и прибавку, которую при этом не нужно тянуть на себя.
Мир современной спортивной выездки может быть более гибким и доброжелательным по отношению к лошадям - нет никакой необходимости в жестокости. Мы имеем неправильное представление о контакте, и это можно наблюдать даже у ведущих всадников. Эластичное сгибание в затылке - его обязательное условие, оно делает спину более расслабленной, дает лошади потянуться через позвоночник. Посмотрите на современных лошадей, бегущих Большой Приз, - они все зажаты, выглядят как бревна без бокового сгибания.
После того, как я посетил Филиппа Карла и понял его взгляды о затылке и отжевывании, все стало на свои места. Мы сгибаем лошадь в затылке и, когда она уходит вниз, выталкиваем ее вперед, получаем расслабленность и контакт без жесткой спины. Податливость - это слово, которое обозначает фактически ушедшее в прошлое явление. Если вы читали HD12 - основополагающий трактат главных немецких принципов верховой езды, то нашли бы слова Боше, описывающие работу рта. Боше не нравится многим, но его мысли по поводу контакта заслуживают внимания. Не стоит отбрасывать все теории того или иного автора только потому, что большинство из них кажутся неверными. Мы должны "искать зерна среди плевел", говорить друг с другом, пытаться объединять в единое целое наработки разных систем и дисциплин. И, повторюсь, вы, журналисты, можете играть в этом процессе одну из первых ролей. Вы можете формировать мнение.
Боше.
Недавно я встретил Филиппа Карла в Вердене, на аукционе. Он привез несколько собственных лошадей и хотел приобрести лошадей, с которыми раньше никогда не работал, теплокровных. Он рисковал, .но у него не было ни тени сомнения, что он сможет с ними сработаться. Я не знаю, достаточно ли его система хороша, чтобы каждый мог ее использовать для тренинга своих лошадей. Определенные риски всегда существуют - вдруг у вас не идеальная посадка или вы слишком высоко держите руки? Могут возникнуть проблемы.
- Нечто подобное было в Австралии - нас пару раз посещал великий мастер Нуно Оливейра. Некоторые всадники считали, что они ездят как он, но они лишь вставляли в рот лошадям мундштуки, надевали строгие шпоры и сидели с поднятыми вверх руками. Движения лошадей были ложными. Вы можете красиво сидеть и делать вид, что вы мастер школы барокко, но как это отразится на лошади? Это все равно что делать прибавленную рысь на трехлетке...
- Мы не должны сравнивать плохую "немецкую езду" с плохой "иберийской ездой" - нужно найти лучшее в каждой из систем. Мы должны признать, что существует две философии. Люди, придерживающиеся одних взглядов, считают, что не правы те, кто придерживаются других. При этом все говорят о «выездке». Но выездка не единое понятие, все зависит от того, что лежало в основе той или иной системы.
Многие всадники пытаются смешивать системы, но и это не панацея. Иногда неверно составленный "микс" может привести к очень плохим последствиям.
Но существуют базовые понятия биомеханики. Зная особенности строения организма лошади, можно найти много способов сделать ее тренинг не только успешным, но и безопасным. Наверное, проблемы начинаются тогда, когда мы говорим: "Есть столько систем выездки, только ли механика лошади задает основы? Так ли она важна?"
Дело в том, что вся биомеханика в итоге сводится к одному - к спине лошади. Да, у лошади есть две большие и сильные долгие мышцы спины. Если всадник работает правильно, то спина лошади не закрепостится. Ведь никому не нравится закрепощенная спина.
У вас есть множество различных вариантов - вы можете отдать предпочтение португальской/французской системе, предполагающей, что лошади работают с расслабленной спиной (спина находится не в тонусе, но она и не закрепощена, полностью расслаблена). Лошади работают на рыси без фазы подвисания - всегда присутствует упор в землю какой-либо из диагональных пар ног (необходимости держать спину в тонусе нет). И это нормально - лошадь не жесткая, податливая, отжевывает, а всадник может отдать повод до провисания. Следующим этапом может стать выездка начального уровня, где вы начинаете поддерживать мышцы спины в небольшом тонусе, так как вам понадобится средняя рысь. Чем больше подвисания, тем больше тонуса в мышцах спины. Как в танце.
Португальская/французская философия езды не предусматривает тонуса в мышцах спины, но имеет несколько основных черт: подключение спины, наработка мышц задних конечностей, гибкость затылка, отжевывание.
Отжевывание - это первый шаг к расслаблению коротких мышц шеи и головы. Если вы закроете лошади рот так, что она не сможет жевать, вы никогда не получите смягчения в затылке - ни у вас, ни у лошади не будет никаких шансов. Вы можете сделать затылок гибким, но лошадь не будет вам уступать. Лошадь должна отдавать, но не за счет того, что всадник требует. Как много хорошего мы можем вынести из этой системы! Не обязательно принимать всю философию - выберите лишь лучшие методы, например, такие, как боковые сгибания на шагу. В старом HD12 они присутствовали, но теперь их убрали, посчитав бессмысленными. Но смысл-то остался!
В Германии есть серьезная проблема - действительно хорошие всадники получают призовые места, работая по неправильным методикам. Если бы наши судьи могли сказать НЕТ в случаях, когда лошадь не принимает всадника на спину, когда она закрепощена или не податлива, то, думаю, от этих методик поспешили бы избавиться.
Недавно у меня в гостях побывал ковбой из Монтаны. Роланд впервые выехал за пределы своей страны. Ему 62 года и он отличный всадник, который всю жизнь провел со своим скотом и лошадьми. Мы отправились на соревнования, где Роланд блистал в своей широкополой шляпе - люди обращали на него внимание. После двухчасового наблюдения за всадниками он сказал, что эти люди не любят своих лошадей, и это заставило меня задуматься.
Я говорю о биомеханике, и это только одна часть головоломки, но простые парни-ковбои ничего о биомеханике не знают - они работают так, как чувствуют, как считают правильным. Роланд поработал с моей лошадью на земле и в итоге сделал с ней то же, что и я, без каких бы то ни было знаний о биомеханике: боковые движения на шагу, подключение зада, показал правильную работу плечами, затылок. Он работал со своей веревкой. "Теперь мы раскрываем затылок", - говорил он. А я говорил: "Лошадь растягивает верхнюю линию и мышцы шеи". Оказалось, что мы оба были правы... Лошадь расслабила мышцы и начала жевать. Неважно, как это называлось и как мы этого добивались. Главное - результат. И именно поэтому нам всем надо больше общаться и перенимать опыт!
Когда я задаюсь вопросом, что является классической выездкой, или лучше сказать, классической ездой (для меня классика не имеет ничего общего с дисциплиной), то вижу для себя один верный ответ: "классический" всадник может учить свою лошадь тому, чему захочет, не повредив ее тело или разум. Хороший ковбой может стать звездой выездки, если он хороший ковбой ...
Крис Гектор (источник); перевод Валерии Смирновой.