Интервью с Е.В. Петушковой. 2002 год.
По окончании пресс конференции, Елена Владимировна Петушкова, была в буквальном смысле атакована журналистами. Однако, она любезно согласилась ответить и на наши вопросы.
Какие проблемы являются основными на пути развития конного спорта в России?
- Одна из главных проблем - это деньги. Без денег, а, следовательно, лошадей и конноспортивных комплексов конного спорта не будет, однако это лишь один аспект проблемы.
- Второе необходимое условие для развития конного спорта – это тренерский состав. К сожалению, сейчас проблема с тренерским составом стоит довольно остро в России. Она возникла еще в начале семидесятых годов, в то время, когда советский спорт находился еще на высоком уровне, но уже намечались тенденции к его спаду.
- Связано это с тем, что рассвет конного спорта приходится на тот период, когда перестала существовать кавалерия, и кадры кавалерийских офицеров, носителей русской школы верховой езды, пришли в гражданский спорт, который начал развиваться именно в тот период. Кавалерийские офицеры работали в очень многих детско-юношеских спортивных школах и конноспортивных клубах, они передавали свои знания молодежи. К сожалению, получилось так, что не каждый ученик спортсмен, получивший багаж знаний и умений от своего тренера, хотел передавать их новому поколению. К тому же, далеко не каждый спортсмен может впоследствии быть тренером. В результате оказалось, что тренерские кадры высокого уровня стали большой редкостью. Уже в начале 80-х годов и, особенно к концу 80-х, вопрос с тренерскими кадрами стоял очень остро.
- В наши дни проблема с тренерским составом является не менее актуальной. Однако, существуют и некоторые сдвиги в положительную сторону. Подрастает новое поколение; молодые тренеры, благодаря спонсорской поддержке имеют возможность не только отправляться на международные соревнования со своими спортсменами, но и в течение нескольких месяцев в год выезжать в европейские тренировочные центры Германии, Франции и других стран. Этот опыт необходим, для того чтобы получать те знания, которые по той или иной причине они не могут приобрести в России.
- Кроме этого, сейчас существует масса других технических возможностей, которых не было раньше: видео пленки, возможность видеть выступления ведущих спортсменов, если не воочию, то на экранах телевидения. Все это действительно является очень большим подспорьем.
- Что касается книг, то на данном этапе издается не очень большое количество книг по конному спорту, но, тем не менее данные книги написаны ведущими специалистами мира, и, в конечном итоге, несмотря на разницу стилей русской и западной школ, классическая основа, также как и в классическом балете, является неизменной. Другое дело, что подходы к реализации конечной цели могут быть разные.
- Поясню. Когда говорят о немецкой школе, то ее принципы обусловлены работой с тяжелыми немецкими лошадьми с более стабильной нервной системой. Русская же и французская школы приспособлены для работы с более возбудимыми, более темпераментными и более легкими лошадьми. Но конечная цель во всех школах остается неизменной, а именно, максимальное слияние всадника с лошадью, максимальное взаимопонимание между всадником и лошадью. Достижение этой конечной цели не всегда является вопросом школы, но скорее зависит от взаимодействия двух живых существ. Они должны совпадать по своим психологическим характеристикам, темпераменту, и если не совпадать, то, по крайней мере, дополнять друг друга.
Каким образом, по вашему мнению, можно развить именно тренерскую базу России?
- У нас есть единственный институт, который готовит тренеров, институт в Малаховке, но беда заключается в том, что туда идут люди, имеющие уровень второго или первого разряда, которые сами еще не очень глубоко разбираются в конном спорте. А быть тренером, не будучи спортсменом достаточно высокого класса и не имея возможности приобретать этот опыт, возможно только на самом низком уровне, типа прокатного или учебного.
- Поэтому, наверно, стоит проводить границу между тренерами, которых стоит готовить к обучению всадников начальным этапам верховой езды, и между теми тренерами высшей квалификации, которые должны работать со спортсменами, находящимися на подходе к сборной. В связи с этим, я считаю, что необходимо ввести разные программы обучения.
- Институт в Малаховке как раз планирует расширяться именно в этом направлении – спортсмены, имеющие уже определенную квалификацию, нечуждые тренерской работе, будут иметь возможность повышать свои навыки на специальных курсах при институте. Это крайне важно.
В футболе часто практикуется приглашение или покупка опытных тренеров зарубежом. Применима ли такая практика в конном спорте?
- В конном спорте своя специфика. Я думаю, гораздо проще и лучше, когда наши спортсмены сами выезжаю заграницу. И, могу сказать, что это практикуется. Такой способ взаимодействия лучше и проще по многим причинам. Во-первых, выдающиеся тренеры, как правило, имеют свои спортивные школы и клубы с постоянными учениками, которые приезжают к ним со всего мира, собственную базу лошадей, поэтому у великих тренеров нет никакого интереса ехать в какую-то другую страну. А те тренеры, которые таких клубов не имеют, не являются наставниками высокого класса. У нас, к сожалению, наблюдается следующая тенденция - достаточно объявить, что этот тренер приехал из Германии, и людям кажется, что он и есть истина в последней инстанции, а это не всегда является таковым.
- Как показывает практика, самым главным тренером является участие в соревнованиях. Этот тот опыт, который не может заменить даже тренер самой высокой квалификации. Существует такой эффект, как прием «бессознательного подражания». То есть, если человек работает рядом со спортсменами самой высшей квалификации, то его результаты повышаются, вне зависимости от того, работает ли с ним тренер или нет. Подтверждением может служить пример Елены Сидневой. Она уехала три года назад в Австрию, благодаря чему, приобрела возможность участвовать в большом количестве международных турниров и постоянно находиться соревновательной среде, - в результате ее достижения резко улучшились. Хотя с ней не занимается никакой западноевропейский тренер.
Какие перспективы у наших спортсменов с прицелом на Олимпийские Игры и Всемирные конные Игры?
- Чудес не бывает. С двадцатого места наши спортсмены не смогут перепрыгнуть на первое. Сейчас в современном спорте таких скачков не случается. Для этого мы должны работать планомерно. И если из года в год у нас есть какие-то достижения – это уже хорошо. Если четыре года тому назад всего три человека получили квалификацию для участия в чемпионате Европы, то в прошлом году их было уже шесть, а в этом году – восемь. До этого года у нас только спортсмены по выездке квалифицировались на Всемирные конные Игры, то в этом году право на участие получили еще и спортсмены по преодолению препятствий. И если наши юниоры и юноши успешно выступают на международных соревнованиях, - это тоже достижение. Значит, конный спорт развивается, уровень повышается.
На сколько государство оказывается какую-то помощь в развитии конного спорта, и изменилось ли что-то в организации и финансировании хотя бы московских соревнований?
- Если начать со второй части вашего вопроса, то могу сказать, что изменилась база конного спорта. Если раньше весь конный спорт лежал на плечах государства, то теперь все больше и больше появляется частных владельцев лошадей, частных клубов. Очень много соревнований межклубного уровня провидится именно за счет этих клубов, которые предоставляют свои спортсооружения. Если переходить на более крупный уровень, то государство, как и раньше, выделяет средства для проведения чемпионатов и первенств России по всем трем дисциплинам конного спорта. Кроме того, государство долевым участием выделяет деньги на поездку спортсменов на турниры, как Чемпионат мира и Европы, Всемирные конные Игры.
- Но, чтобы попасть на данные турниры, нужно пройти квалификационные соревнования. Раньше системы отборочных соревнований на первенства Мира и Европы не существовало, то есть сразу команда страны могла приехать на Чемпионат Европы. При нынешней системе общие затраты на развитие конного спорта будут только увеличиваться. Соответственно, говорить о том, что государство может вынести это бремя, просто нереально.
- Поэтому даже детский спорт в наши дни развивается на деньги спонсоров. Раньше, как такового детского конного спорта не было. То есть дети катались на лошади - этим все и ограничивалось. Сейчас же по инициативе Елены Николаевны Батуриной проводятся детские соревнования: Чемпионат России, детские международные заочные соревнования. Причем, в прошлом году наши юные всадницы попали в финал этих детских заочных международных соревнований и поехали во Флориду для выступлений. И вот эти детские соревнования финансируются спонсорами. Спонсором может быть и конноспортивный клуб, который предоставляет базу под соревнования, спонсором может выступать частично государственная, частично профсоюзная база, таковой являлась в прошлом году КСК «Битца».
- Развитие конного спорта должно основываться на привлечении как можно большего числа заинтересованных лиц. Например, покупка лошадей своим детям создает основу для развития детского и юношеского спорта.
Увидели ли вы на Юношеских Играх в Москве тех, кто в следующих Олимпийских циклах что-то изменит в российском конном спорте?
- Говоря о юношеском спорте очень трудно предсказать, что будет в дальнейшем. Я имею в виду конкретных всадников и конкретных лошадей. Точно так же, как и в балетной школе, мы не можем представить, будет ли кто-нибудь из подростков 12 -13-ти лет второй Улановой и Плисецкой. Но отрадно, что на соревнованиях на Юношеских играх в выездке участвовало 50 человек, из которых больше половины спортсменов представляют регионы России. В настоящий момент в выездке наиболее сильной командой является команда Москвы.
- Я думаю, что определенную роль в этом сыграло, во-первых, то большое количество соревнований, которые проводятся в Москве. И, во-вторых, возможность для спортсменов Москвы и московской области наблюдать за выступлениями спортсменов самого высокого уровня на Кубке Мэра и на предстоящем Кубке Президента.
По словам Петушковой, конный спорт и, в частности выездка, становится все более и более популярным. среди зрителей и среди средств массовой информации. Крупные турниры, несомненно, вносят свою лепту в популяризацию и развитие конного спорта. И чем раньше бы началось проведение таких турниров, тем быстрее наши спортсмены добились бы результатов на мировой арене. Пока же нам придется подождать несколько лет качественных достижений наших всадников в мире.
Мы благодарим Елену Владимировну Петушкову за предоставленное интервью.