Великолепная выездка - путь к деньгам и медалям
Великолепная выездка – путь к деньгам и медалям
Мы были очень рады приветствовать Уильяма Миклма в EN с его первыми семинарами в 2016 году!.Это первая часть его цикла статей «Dressage Gold», в которой рассматривается Шкала обучения, постоянные и переменные выездки.
Шарлотта Дюжарден и Валегро на Олимпиаде 2012 года в Лондоне.
На хорошей выездке держится вся конная индустрия. Без базовой выездковой подготовки ни лошадь, ни всадник не смогут состояться ни в одном из видов конного спорта. Двери к успеху, медалям и гонорарам останутся для них закрытыми. Это утверждение остается верным даже тогда, когда мы говорим о скачках. Одним из секретов современных скаковых тренеров Ирландии и Великобритании является приглашение для тренинга их лошадей конкуристов и троеборцев. Можно сказать, что я не знаю ни одного хорошего тренера, который не подсаживал бы на своих лошадей спортсменов, специализирующихся в этих дисциплинах, однако они не любят распространяться об этом, понимая, что такой тренинг дает им преимущество перед конкурентами.
Выездка для всех
Coneygree, завоевавший Челтнемский золотой кубок (одну из престижнейших наград в Великобритании за скачки с препятствиями) учил прыгать сына тренера Альфи Брэдстока, ранее состоявшего в британской пони-команде. Djakadam Вилли Маллинса, бежавший после Coneygree, стал бы отличным выбором для любого троеборца, который ищет лошадь международного класса, готовую к выездковым тестам.
Если даже чрезвычайно конкурентоспособный и хорошо обеспеченный мир скачек осознает важность выездки, то неудивительно, что без нее не обойтись и представителям других дисциплин конного спорта. Конечно, прекрасная манежная работа таких конкуристов, как Билли Туми, Шон О'Коннор, Бизи Мэдден, Лора Краут, Скотт Браш, Бен Махер, Мишель Мередит и Маклейн Уорд, - это отличный довод для молодых всадников в пользу того, почему им не стоит забывать о выездке.
Выездка полезна даже для начинающих всадников, как минимум тем, что делает езду более безопасной и эффективной. Так, сбалансированная строевая рысь является основой сбалансированной прыжковой посадки, а понимание того, как использовать средства управления, а не силу для достижения своих целей, является ключом к достижению партнерства с лошадью и ускоренному прогрессу. Изучая выездку, пока еще неопытные всадники могут быстро получить представление о приоритетах своего дальнейшего развития, об основных принципах работы с лошадь. Но будьте осторожны – рынок конной литературы переполнен. Обилие книг, содержащих порой противоречивую информацию может запросто сбить с толку. Никакой другой вид спорта не может сравниться с выездкой своим разнообразием методов и систем, доступных для обучения!
Золотые ключи
Однако, как и в большинстве видов деятельности, золотой ключ в работе с лошадью - это простота. Старейший, но не потерявший своей актуальности и сегодня принцип был сформулирован еще Густавом Штейнбрехтом: «Лошадь должна двигаться вперед и быть выпрямленной». Впоследствии его дополнил знаменитый генерал Л’Отт, отметивший, что ко всему прочему лошадь должна быть спокойной.
В то же время (около 150 лет назад) еще один знаменитый француз, капитан Бёдан, обогатил конников знаменитым афоризмом: «Требуйте многого, радуйтесь малому и не скупитесь на поощрение». Этот совет выдержал испытание временем, как и совет, данный нам Ксенофонтом более 2400 лет назад: «То, что получено силой, не может быть прекрасным».
В 1886 году Штейнбрехт написал, вероятно, наиболее часто используемый на практике тезис, посвященный тренингу лошадей «... все [тренировочные упражнения] следуют друг за другом таким образом, чтобы предыдущее упражнение всегда являлось надежной основой для следующего. За нарушение этого правила в дальнейшем вы вынуждены будете платить не только тройной потерей времени, но, зачастую, и сопротивлением, которое долгое время, если не всегда, будет мешать отношениям между лошадью и всадником».
Это возвращает нас к реальности и к пониманию того, как важно, на какой бы стадии обучения вы ни находились, иметь возможность пользоваться услугами тренера, способного показать вам универсальный пошаговый метод подготовки лошади, который позволит вам не только достичь желаемого уровня в выбранной дисциплине, но и успешно развиваться дальше в случае смены специализации. Вот почему подготовка конных тренеров во всех странах должна бы предполагать понимание ими принципов и целей всех основных дисциплин конного спорта.
На наш взгляд, можно говорить об особенной роли троеборья в качестве катализатора для обучения. Выездковые тесты на троеборных соревнованиях в наши дни достигли такого уровня, что Карл Хестер сказал о них «Они так же хороши, как и обычные выездковые соревнования такого же уровня».
Ролл-кюр и Гиперсгибание
В последние годы практики ролл-кюра, или гиперсгибания (когда лошадь находится в неестественной рамке, с очень низко опущенной головой и сильно округленной шеей) постоянно обсуждаются в выездковом сообществе. Нет, мне не нравится смотреть, как лошадь работается в ролл-кюре, и ей наносится вред, как наносится он и выездке, как спорту. Однако я полагаю, что любые веяния и практики необходимо изучать, чтобы убедиться, хороши они, или нет.
Любая спортивная методика должна развиваться. Поиск дополнительных улучшений неизбежно связан с открытостью всему новому и с готовностью применять изменения на практике. Но выездка тяжело принимает изменения. Она основана на множестве обязательных «классических» принципов, общепринятых истинах и славится в основном субъективным судейством.
Независимо от того, ездим ли мы верхом для души или занимаемся спортом, ключевая цель тренинга лошади - развитие ее естественных аллюров и рамки. Однако ее достижение требует времени и труда. Поэтому неудивительно, что в погоне за быстрым результатом многие прибегают к специальным приспособлениям. Такой результат редко оказывается длительным, редко соответствует потенциалу лошади и редко позволяет ей сохранить здоровье. Вот почему FEI выступила против гиперсгибания, указав, что это «умственное насилие» над лошадью и «результат агрессивной езды».
Летом 2015 года на 11-й конференции Международной организации науки о верховой езде (ISES), проходившей в Ванкувере, были представлены результаты обзора 55 научных статей, посвященных влиянию положения головы и шеи лошади на ее благополучие и эффективность.
Обзор был проведен Утой Кениг фон Борстел, доцентом кафедры животноводства и генетики Университета Геттингена в Германии и Полом МакГриви, BVSc, PhD, MRCVS, MACVS (Animal Welfare), Cert CABC, профессором Сиднейского университета в сфере бихевиоризма и благополучия животных.
Авторы обзора пришли к выводу, что хотя некоторое гиперсгибание в результате может помочь продемонстрировать более выразительные движения, «предполагаемых гимнастических преимуществ значительно меньше, чем недостатков, выраженных в снижением благополучия лошадей и определенном количестве нежелательных гимнастических эффектов». 88% этих исследований показали, что гиперсгибание отрицательно влияет на благосостояние лошади через обструкцию дыхательных путей, патологические изменения в структуре шеи, нарушение зрения, стресс и боль из-за путаницы, вызванной конфликтующими сигналами, и невозможности избежать давления. Их резюме было очень четким: «Правила FEI существуют не зря и гиперсгибание трудно оправдать».
Счастливый спортсмен
Если говорить о базовых принципах выездки, то, несомненно, важнейшим из них можно назвать тот, который FEI описывает как создание «счастливого спортсмена». Да, на практике трудно увидеть соответствующую работу с лошадью, но не может не внушать оптимизма работа таких замечательных выездковых всадников, как Шарлотта Дюжарден и Карл Хестер, троеборцев Уильяма Фокс-Питта и Майкла Юнга. Их выступления свидетельствуют о том, что следование классическим требованиям выездки может и в наши дни приносить золотые медали. И тот факт, что многое из их работы стало основополагающим фактором, повлиявшим на изменение системы выставления оценок, свидетельствует о том, что только недавно счастливые спортсмены-лошади были признаны и вознаграждены.
Теперь мягкость, легкость и простота стали большим, чем объект стремления. Они стали условиями получения высоких оценок. Огромная заслуга в этом принадлежит главному судье FEI генералу Стивену Кларку, который на протяжении многих лет говорил о необходимости соответствия выездковой работы принципам, заявленным в правилах FEI, первое из которых гласит: «Целью выездки является развитие лошади как счастливого спортсмена благодаря гармоничному обучению. В результате оно делает лошадь спокойной, эластичной, свободной и гибкой, но также и уверенной, внимательной и заинтересованной, обеспечивая тем самым совершенное понимание с всадником».
Ярким примером изменения тенденций в выездке стала победа несущего себя самостоятельно, мягко работающегося Valegro Шарлотты Дюжарден, который обошел Parcival Аделинде Корнелиссен, показавшего мощные, сногсшибательные движения на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне. Легкость и мягкость смогли превзойти роскошные аллюры.
Таким образом, мягкая, естественная езда, дружелюбная к лошади выездка без стресса и применения силы заняла, наконец-то, свое законное место на вершине учебной программы. И, на мой взгляд, в результате сама выездка, как спортивная дисциплина, стала как никогда привлекательной.
Скользящие поводья
Одно явление почему-то не привлекает внимания конной общественности - использование конкурными всадниками скользящих поводьев (шпрунтов) даже на международных соревнованиях и даже на церемонии награждения. Недавно Швейцария запретила их использование на соревнованиях, ряд других стран рассматривают возможность сделать то же самое.
Разумеется, здесь есть широкое поле для дискуссий, однако сколько ни спорь, но практика показывает, что множество молодых всадников используют скользящие поводья ненадлежащим образом – не как вспомогательное средство, а как предмет первой необходимости. Когда немецкий конкурист, Чемпион Мира, Людгер Бербаум давал уроки лучшим британским юниорам, первое, что он заставил их сделать - снять скользящие поводья. «Сначала вы должны научиться ездить без них», - сказал он.
Проблема конкурных лошадей уровня Гран-При заключается в том, что правила требуют, чтобы они шли со скоростью не меньше 400 метров в минуту, но большинство лошадей имеют более длинный шаг галопа на этой скорости, длиннее чем стандартные 3,65 метра, используемый многими курс-дизайнерами при построении маршрутов. Поэтому всадники стараются сократить длину шага на галопе, используя скользящие поводья.
Если рассматривать ситуацию с такого ракурса, то получается, что естественный галоп и рамку лошади нарушают искусственно. Возможным решением было бы небольшое снижение требуемой нормативом скорости, и я надеюсь, что конкурное сообщество рассмотрит этот вариант, а затем проверит его на практике.
Уильям Миклем (источник); перевод Валерии Смирновой.