Лекции о контакте: а что на практике?
Лекции о контакте: а что на практике?
Продолжение (начало)
Голоса тех, кто говорят, что в прежние годы всадники ехали гораздо лучше, сегодня звучат негромко, но один из них - мой... Да, раньше было больше "истинных мастеров", тренировавших с земли, но главная причина, на мой взгляд, состоит в том, что подготавливая лошадь, всадники стремились не к деньгам, а к славе и успеху. Деньги еще не завладели конным спортом, поэтому и люди, и лошади обладали столь необходимым для подготовки временем, не находясь под постоянным давлением.
Посмотрите на эти фотографии - везде шеи лошадей удлиняются от холок (обратите внимание на верхнюю линию), везде лошади рысят, не нарушая диагональности движений, все лошади выглядят действительно сбалансированными. Зад опущен, нос впереди вертикали, задние ноги выглядят естественно.
На фотографии выше только что заезженная трехлетняя лошадь. На мой взгляд она демонстрирует Anlehnung (контакт), но не Beizäumung (лошадь несет себя сама). Сначала вам нужно добиться контакта (шея может оставаться длинной - это просто зависит от стадии развития лошади). Нос впереди вертикали, и все выглядит так, будто лошадь двигается от зада. Таким образом, лошадь может балансировать через шею.
Теперь мы вернемся к правильной рамке. Так, у этой лошади хороший галоп, и вы можете сказать что он слегка закорочен. Однако в реальности у лошади настолько широкий галоп, что если дать ей двигаться в более широкой рамке, утратится целостность - лошади не хватит сил, она перейдет на четырехтактный галоп и упадет на перед.
Демонстрируя данные фотографии, я хочу обратить внимание на то, что положение носа, которого мы требуем от лошади, очень индивидуально. Главное при этом - гармоничные отношения между лошадью и всадником. Лошадь не должна быть закорочена больше, чем на фотографии, но на данном этапе, если дать ей потянуться, она упадет на перед. Это хороший пример того, как стоит держать лошадь со слишком широкими движениями в определенной рамке.
Выше мы видим еще одну молодую лошадь. У нее хорошие аллюры и много импульса, отличная шея, которая, однако, еще не нарастила необходимых мышц. Шея слишком тонка, и лошадь легко может уходить за вертикаль. Судя по фотографии, всадница немного переусердствовала с темпом, лошадь немного неправильно несет переднюю ногу ("салютует" - выворачивает копыто вверх), так что она не поставит ее на землю плашмя, а, вероятно, вернет чуть назад. Неправильные движения ведут к отсутствию равновесия, а следовательно и к утрате (невозможности добиться) контакта. Для каждой молодой лошади необходимо найти правильную "базовую", рабочую скорость.
Теперь всадница пытается округлить лошадь так, как это можно часто наблюдать на разминках. Вес лошади смещается на перед, зад отставлен...
Здесь уже найден более подходящий (помедленнее) темп. Мышцы шеи лошади работают лучше, и можно говорить об устойчивом Anlehnung. Что я пытаюсь сказать? Очень важно, чтобы молодые лошади находили правильный естественный темп. Он может варьироваться из минуты в минуту и день за днем. Задача всадника молодой лошади - помочь ей обрести равновесие, чтобы добиться правильного контакта.
А теперь, чтобы выглядеть "диванным теоретиком", я покажу вам несколько собственных фотографий.
Мне нравится эта лошадь - она активно движется от зада, выглядит довольной и идет на трензель. Вы могли бы сказать, что она немного позади вертикали, но я гарантирую, что это не так (фотография была сделана немного спереди). В наши дни важно не брать мерку со словами: «Идеально ли она по вертикали?», а следить за тем, чтобы лошадь тянулась через шею за трензелем. Для меня это хороший контакт. Система в балансе.
Выше фотография самого начала строевой рыси. В самом начале вы не позволяете лошади растягиваться полностью, потому что вытягивание лошади - это процесс. Очень мало лошадей, ка которых вы можете сесть и сразу же отдать повод. Сначала вам нужно разогреть мышцы, размять всю систему, настроить определенный контакт через ваше седалище, ноги и руки, а затем, в конце концов, дойти до того момента, где лошадь сможет идти низко, но все еще в мягком контакте. Что действительно важно, так это то, что рот лошади находится на высоте плечевого сустава. Я думаю, что если лошадь опустится ниже, ее зад отключится от системы. Неправильно ехать на лошади, опустив ее слишком низко. Лучше растянуть ее вертикально, а не вниз, где она будет "глотать песок". Если вы растянете ее по вертикали, то лошадь сможет вытянуть спину вперед и назад, а затем вы увидите, насколько хорошо задние ноги будут ступать под центр тяжести.
Здесь я специально закоротила лошадь. Интересно то, что, поскольку она всегда тренировалась должным образом, с ее задними ногами и спиной ничего не произошло. Если вы обычно правильно работаете лошадь, то когда у вас плохой день и все идет не так, то драматичных последствий можно не ожидать. В определенные моменты лошадь с хорошей базовой подготовкой спокойно укорачивается. Если что-то выходит из равновесия, вы будете знать, как все поправить. Но, если вы постоянно ездите на лошади, укорачивая ее, то я не думаю, что кто-то другой сможет сесть на нее и мгновенно удлинить шею, побудить лошадь двигаться от зада. Лошадь, которая была неправильно обучена, не сможет справиться с задачей, потому что ее мышцы не были разработаны должным образом.
Здесь я на тракененском жеребце, трижды получавшем девятки за рысь. Данную фотографию я выбрала потому, что здесь о девятке не может идти и речи. Конь не двигается от плеча. В данный момент, возможно, он что-то увидел - но что бы то ни было, он слишком высоко поднял шею для трехлетней лошади. То, что он делает, напрягает его мышцы. Посмотрите, мышцы плеча напряглись, и мы получили искусственную рысь. Фотография показывает и то, что даже если у вас в контакте будут хоть и маленькие ошибки, это сразу отразится на переду или заду.
Это фотография The Principles. Вы могли бы сказать, что его задние ноги не дорабатывают, но это собранная рысь и для меня она выглядит вполне естественной. Обратите внимание, с какой правильной траекторией двигаются задние ноги.
Для хорошего контакта вам нужна определенная устойчивость линии верха - не жесткость, а стойкость. Вы не сможете работать на длинном поводу, вы не проедете прибавленной рысью на длинной 60-метровой диагонали если между вами и лошадью нет этой эластичной резинки - вам действительно нужно ощущать определенное количество веса в руке.
Замечательная фотография, не правда ли? Однако приглядитесь: лошадь на ней не растягивается по линии верха через холку. Она более укорочена спереди, чем сзади, и что более интересно, у меня есть еще одна фотография, сделанная в тот же день. На этом снимке лошадь выглядит слишком толстой, с большим животом. На другой фотографии она выглядит стройной. Разумеется, лошадь не потеряла вес за пять минут - просто она немного приподняла спину, ее живот стал шире, а на другой фотографии, где ее шея удлинена, - живота нет.
Если брать только однозначно плохие фотографии, то ошибку увидеть легко. Вглядываться в тонкие различия куда сложнее. Конечно, всегда можно сделать подборку хороших фотографий известных лошадей и знаменитых всадников, но реальность и видимость не всегда идут рука об руку...
Посмотрев на коллаж, который показывает доктор Хойшманн на своих семинарах, нам следовало бы учитывать две вещи. Прежде всего, на фотографиях запечатлен конкретный момент, и очень возможно, что через секунду лошадь будет выглядеть совсем по-другому. Однако на каждой из них мы видим прибавленную рысь, и везде диагональность выноса ног нарушена. Это возможно лишь в том случае, если у лошади закрепощена спина и шея. Лошадь будет двигаться подобным образом, если вы создадите достаточно давления спереди и на спине. Благодаря закрепощению по верхней линии лошадь может показывать такую эффектную но искусственную рысь, но равновесие и ритм будут утеряны.
Но мы привыкли видеть таких лошадей: на турнирах, аукционах и т.д., и многие люди по-прежнему предпочитают приобретать именно их. Я полагаю, что это очень опасная тенденция развития конного спорта. Мы должны быть очень осторожны, чтобы не разрушать естественный баланс и эластичность наших лошадей. Езда должна быть радостью для всадника, но не должна причинять вреда лошади, иначе истинной гармонии не добиться. Контакт и рамка шеи лошади могут сказать вам, что происходит со всем ее телом. Контакт должен быть не только критерием классического обучения, а стать основой самой системы тренинга. Именно наличие контакта свидетельствует о благополучии лошади под седлом и ее хорошем психологическом состоянии.
Сюзан Миснер (источник); перевод Валерии Смирновой.