Статьи, Уроки выдающейся конкуристки | Prokoni.ru

Уроки выдающейся конкуристки

14 августа 2017 г.
Автор - Перевод Валерии Смирновой по материалам сайта http://www.horsemagazine.com

Уроки выдающейся конкуристки

Кэти Куснер не новичок в мире топ-конкура. В 1964, 1968 и 1972 годах она представляла США на Олимпийских играх, установила рекорд прыжков в высоту в США Ladies High Jump и выиграла чемпионат Европы среди женщин по конкуру в 1967 г. В 1967 и 1968 Кэти была в составе команды-победителя Кубка Наций и помогла выиграть Кубок Президента Соединенных Штатов. Она была первой женщина-жокеем в США, получившей лицензию, и одерживала победы на гладких скачках и скачках с препятствиями в США и заграницей. Она опытный пилот самолета, аквалангистка, принимает участие в гонках на грузовиках и ралли, преподает каскадерское мастерство и занимается постановкой трюков.

14

Кэти - маленькая, энергичная леди. Все свои знания, страсть и жизнерадостность она вкладывает в работу со своими учениками. За ней хочется записывать каждое слово, но это рискованно, ведь, пока делаешь записи, можно пропустить что-то важное, а Кэти - просто кладезь информации. Поэтому я решила просто нажать кнопку "Запись" на диктофоне и с удовольствием слушать. Чтобы дать Кэти рассказать как можно больше, я попросила ее описать то, о чем она обычно рассказывает слушателям своих семинаров (Кэти, несмотря на возраст, помимо прочих своих многочисленных занятий (http://www.kathykusner.com) проводит трехдневные семинары). По завершении нашего интервью я приняла участие в одном из них, более того, мне даже повезло увидеть Кэти верхом на лошади.

А теперь я предоставлю слово этой удивительной женщине!

- Если бы можно было изменить ход времени! За три дня мы успеваем изучить только базовые, самые важные моменты, но всегда остается столько вещей, которые надо было бы охватить, будь у нас еще немного времени.
Информации всегда так много, что, начиная с одной "самой-самой" важной вещи, перехожу ко второй, не менее значимой, затем к третьей...В результате все участники улучшают свою работу, но так хочется добиться совершенства...

Конечно же, хочется изучить пятую, шестую, десятую "самую важную вещь", чтобы затем добраться до девяносто седьмой.Обучатся можно и хочется вечно - знания никогда не заканчиваются. С другой стороны, не всегда нужно тянуться к девяносто седьмой важной вещи, не научившись качественно отрабатывать первые десять. Полагаю, очень полезно знать и уметь выполнять базовые требования, особенно на разных лошадях. Поэтому, я и считаю, что несмотря на нехватку времени, семинары полезны. Самое лучшее - принимать новые знания, пытаясь абстрагироваться от старых, воспринять предлагаемую систему в целом.

Слушая Кэти, я попыталась выделить главное из ее уроков, распределив информацию под несколькими заголовками.

Амуниция

Я всегда прошу всадников работать с настолько простой амуницией, насколько это возможно. Мне не импонирует даже применение мартингалов. Да, возможно, иногда они могут пригодиться на турнире, но часто я вижу, как лошади в мартингалах ложатся на повод, перенося вес на переднее равновесие. Мне нравится работать с простым железом и простым капсулем, если лошадь не склонна широко раскрывать рот. Такой капсуль позволяет ей отжевывать.

Когда-то я выезжала на турниры с целым мешком трензелей. Буквально. Там были трензеля, которые вы только можете себе представить, даже строгий трензель с грызлом "велосипедная цепочка". Однажды Билл Штайнкраус отвел меня в сторону и сказал, что мне нужен не "мешок трензелей", а "мешок рук". Я была смущена, однако вскоре после нашего разговора у Билла возникла проблема с лошадью прямо на турнире, и он пришел ко мне ....попросить пресловутую "велосипедную цепочку". На турнире он выиграл три маршрута...И сейчас я считаю, что мы оба были отчасти правы.

На турнирах следует использовать все, что может дать эффект, однако дома следует работать только с самой простой амуницией.

Наземные жерди и кавалетти

6

Работа на жердях, отдельных, выложенных в ряд или в виде маршрута, является замечательной тренировкой для конкурной лошади.

Важнейшее значение имеет правильный подход к жерди - рассматривайте его, как подход к настоящему препятствию. Лошадь должна чувствовать себя уверенно в ваших руках. Думайте об этом. Не наклоняйтесь к шее - просто смягчайте руки так, чтобы лошадь могла потянутся шеей и посмотреть вниз. Не кладите руки вниз, не наклоняйтесь, но сопровождайте лошадь.

Менее опытные всадники могут подавать руки вперед и класть их на шею лошади, но не наклоняться вниз. Если всадник не уверен в себе, он может прихватываться одной рукой за гриву лошади. Это не стыдно - я и сама прихватываю гриву когда возникает необходимость. Старайтесь держать гриву прямо у основания - если вы схватитесь за ее конец, то отстанете от лошади.

Работая на жердях, старайтесь выкладываться на максимум, так, как будто вас оценивает самый строгий судья. Не смотрите вниз. Если вы не будете смотреть туда, куда вы едете, ничего не получится.

Галоп

Долгое время считалось, что лошадь, не двигающаяся в красивой круглой рамке, не сможе эффективно прыгать. Немецкие всадники упорно работают над тем, чтобы лошадь округляла шею и плавно "катилась" к барьеру. Американские всадники, такие как Джо Фарджис, галопируют свободно - лошадь идет впереди вертикали.
Но в любом случае всаднику необходимо контролировать шаг лошади, так он имеет первостепенное значение для правильного подхода к барьеру...

7

Начинайте работать на обычном галопе, расслабьте руку, и пусть лошадь немного растянется, расширит шаги, потянет шею вперед. Когда всадник расслабляет руку, лошадь расслабляется, и мы получаем рабочий галоп. Чтобы вернуть лошадь к обычному галопу, всадник немного облегчает седалище, позволяя лошади поднять спину и подвести задние ноги, а затем снова мягко возвращается в седло.

Чтобы перевести лошадь в более собранный галоп, мы поднимаем кисти рук немного выше, закрываем шенкеля, и, когда рот лошади немного пойдет вверх, просто аккуратно следуем за ним. Теперь мы стараемся добиться укорочения шагов, насколько это возможно. Будьте мягкими, ждите и смягчайтесь, если лошадь чувствительна. Лошадь может не захотеть с первого раза пойти собранным галопом, ведь это требует больших затрат энергии. Постарайтесь держать шею прямо, это поможет вам. Держите кисти рук немного выше обычного. Далее дайте лошади немного расслабиться на обычном галопе, смягчите руку - пусть лошадь пойдет свободнее. Вы можете либо сидеть в седле, либо встать в двухточечную посадку. Кисти рук должны быть мягкими - не зажимайте их в суставах. Кисть должна дышать.

Во время прохождения жерди вы можете опираться руками в шею лошади. Поднимите руки выше и снова перейдите на собранный галоп. Когда лошадь сократится, закройте шенкеля. Поднимите перед и перенесите лошадь на заднее равновесие. Вы не сможете добиться небольшого сбора, если лошадь не движется прямолинейно. Двигайте лошадь вперед, выровняйте ее и тогда она сможет сократить темп и собраться.

Перейдите в шаг, сохраняя легкий контакт с седлом, далее вышлите лошадь в рысь, пусть двигается вперед свободно.

Работа над галопом требует многого и от лошади, и от всадника. Мы работаем с небольшим смягчением на шаге, рыси и галопе, и мы практикуем подходы к барьеру, при которых лошадь несет себя сама. Когда вы научитесь работать в таком режиме, вся работа будет выполняться спокойно и расслабленно. Вы сможете двигаться от барьера к барьеру, не бесконечно толкая лошадь шенкелем, а просто корректируя галоп. Вам просто необходимо немного смягчать повод. Пусть лошадь удлинит шаг и потянет шею. Подбирайте повод по необходимости, но смягчайте его, когда вы поворачиваете на барьер. Смягчая руку, вы открываете лошади дверь. Если вам нужно будет стабилизировать расстояние, у вас будет достаточно маха и динамики. Если вы не смягчите, то потеряете немного импульса и динамики. Тогда у вас будут возникать проблемы с оксерами с коротким подходом или просто с короткими подходами на барьер в конце поля.

Посадка

Держите стремя под самой широкой части стопы, а не под пальцем. Ваш шенкель должен находиться прямо под вами, чтобы путлище оставалось ровным. Если что-то случится, то пусть лучше ваша нога уйдет вперед, а не назад. Ваша пятка уходит вниз под весом. Вы делаете слишком много работы, с усилием опуская пятки вниз. Пятка, опущенная вниз за счет расслабления, делает возможной амортизацию движений лошади, а также укрепляет вашу посадку. Крепкая посадка, в свою очередь, дает вам возможность свободно работать корпусом и руками.

Я убеждена, что каждый всадник должен носить шпоры, потому что шпора молчит, когда она не нужна. Ноги - как поводья, не фиксированы, они "дышат". Вы же не зажимаете повод намертво, вы берете и отдаете его. Точно также работает и шенкель - он двигает и замолкает, но не стучит. Не отводите шенкель в сторону, не принимайте весь вес на колени. Ваши шенкеля должны "разговаривать" с лошадью. С их помощью вы сможете просить увеличения темпа или импульса, сокращения. Чтобы выполнять такую работу шенкель должен быть мобильным.

Верхняя часть тела должна быть естественной и спокойной - сидите ровно, не наклоняясь вперед, назад или в сторону.

Поводу следует быть достаточно коротким. Ваши руки должны быть впереди вас, так, чтобы вы могли реально контролировать лошадь. Расслабьте руки, почувствуйте независимость в каждой руке.

Кисти рук держите широко и на одном уровне, шире, чем ширина трензеля, почти так широко, как отпечатки задних копыт лошади. Никогда не пересекайте поводья. Вы можете слышать от некоторых всадников: "Опусти руки, чтобы лошадь опустила голову". Но вы не услышите эту фразу от спортсменов, прыгающих маршруты Олимпийского уровня. Они не думают о том, чтобы опускать голову лошади, они думают над тем, как ей перенести задние ноги над барьером.

Удлинение темпов

Все тренеры работают над тем, чтобы лошадь совершала шаги с широким захватом пространства, свободно и естественно. Мне не нужны более быстрые шаги. Мне нужны длинные, поэтому я как бы говорю поводом: "Нет, стой, мне не нужна скорость". Лошадь не должна ускоряться - ее шаги должны становиться длиннее. Расслабьте руки и позвольте лошади растянуть шею - так она сможет удлинить шаги. Лошадь будет ступать так далеко, как далеко она может вытянуть нос, поэтому мы даем ей вытянуть нос.

Уступка шенкелю

Многие спортсмены-конкуристы уделяют огромное значение манежной работе, фактически, отдают ей предпочтение перед непосредственно прыжковой. И это правильно. Так шлифуются основные базовые навыки, позволяющие тонко управлять лошадью. Не все сводится к такой важной вещи, как переходы шаг-галоп.

Начните уступку шенкеля после короткой стенке манежа и двигайтесь вверх вдоль длинной стенки, не используя ее, однако, в качестве ограничителя. Никогда не работайте вплотную у стенки.

Внешней ногой попросите лошадь уступить и сдвиньте ее зад на 40 градусов относительно линии. Когда вы учите лошадь уступке шенкелю, не работайте своей неактивной ногой, чтобы не внести путаницу. Некоторые лошади просто идут через руку, так что просто положите неактивный шенкель на бок и используйте свой вес, чтобы удержать правильную посадку. Ваши руки сохраняют перед лошади на прямой линии. Лошадь должна двигаться ровно, пересекая передние и задние ноги. Используйте вашу внутреннюю ногу, чтобы предотвратить создание слишком большого угла и используйте оба шенкеля, закрывая их, чтобы побудить лошадь двигаться вперед. Лошадь пересекает задние ноги, когда вы работаете шенкелем, точно так же, как это происходит во время поворота на переду или при осаживании.

Если вы наклоняетесь вперед, то теряете чистоту шага. Не отклоняйтесь и назад, сидите ровно, в центре, расслабьтесь. Положите ваши шенкеля в нормальное положение.

Выполните уступку в обе стороны на шагу, затем на рыси, не забывайте давать лошади пройтись несколько шагов в перерыве между репризами, а также выравнивайте ее перед тем, как зайти в угол в конце манежа. Когда лошадь выполняет то, что вы просите, постарайтесь почувствовать, как ее внешняя задняя нога пересекает внутреннюю и в этот момент попробуйте дать лошади команду продлить шаг. Это подготовит вас к уступкам на галопе. Попробуйте двигаться по прямой или почти прямой линии, но чувствуйте, как лошадь переносит вес назад. Если вы чувствуете это, попробуйте попросить уступки на галопе, но не забывайте работать внутренним поводом. Если вы синхронизировали свои средства управления, то у вас не должно возникнуть проблем с уступкой на галопе.

Лошадь должна нести себя сама

Лошади нужно двигаться вперед и вверх и уметь нести себя самостоятельно - уравновеситься на заду и держать баланс. Это даст ей возможность работать телом в прыжке.

Когда неопытный всадник хватается за повод и тянет его на себя, трензель давит на беззубый край рта лошади - лошадь вскидывает голову и начинает пятиться назад. Мы делаем что-то подобное, когда пытаемся опустить голову лошади, опустив руки. Мы принуждаем лошадь двигаться вниз-назад, а не вверх-вперед. Всадникам стоит поднимать кисти рук выше рта лошади, так, чтобы трензель оказывал давление на уголки ее рта. Это поможет лошади оставаться легкой на переду и нести себя от зада.

Очень важно научить лошадь нести себя самостоятельно. Так мы создаем мягкий контакт, который позволяет нам, используя небольшое давление, контролировать движение лошади. Все идет от зада к переду. Сделайте лошадь короче и круглее для того, чтобы работать над ее равновесием, балансом. Подберите повод и приподнимите кисти вверх, что бы стимулировать лошадь двигаться от зада.

Если ваша лошадь растянута, подберите ее, приподнимите перед, а затем дайте расслабиться. Замедлите ее и сбалансируйте. Лошадь более высокого уровня нуждается в более интенсивной работе "взять-отдать". Если лошадь не знает, как двигаться самостоятельно и нести себя, ее задние ноги будут отставлены. Подберите ее на дружественный контакт, немного сократите. Мы должны научить лошадь нести себя и ожидать прыжка. В результате лошадь можно будет почти не корректировать поводом - она станет двигатьсяя естественно, сбалансировано и динамично.

Прошагивание на свободном поводу

Когда вы даете лошади перерыв, самое лучшее, что вы можете для нее сделать, это дать свободу во рту. Пусть она шагает, потянувшись вниз носом, активно двигая задними конечностями под корпусом. Просто держите повод за место соединения. И помните, шагать на переднем равновесии и свободно, активно шагать от зада - две разные вещи.

Не работайте рядом с препятствиями или мимо них

Первое, о чем вы должны помнить при напрыгивании, - никогда не работайте мимо препятствий или рядом с ними. Лошадь, находясь рядом с барьером, должна двигаться только на него с целью перепрыгнуть. Не допускайте ситуаций, в которых вы двигались бы мимо него.

Если лошадь отказалась прыгать, выровняйте ее напротив барьера, доработайте поводом, противоположным направлению, в сторону которого пыталась уйти лошадь. Затем пару раз используйте хлыст, прижав его за шенкелем. Если лошадь остановилась на следующем заходе, используйте хлыст еще раз, но сильнее.

Осаживание

Я работаю над осаживаниями и поворотами на переду после каждой прыжковой сессии.

На остановке подберите повод. Корпус лошади на остановке растягивается, и вы всегда можете откорректировать длину повода, чтобы она стала более эффективной, и проверить расположение ваших кистей - они должны оставаться впереди, с такой позицией вы сможете выполнить любое действие. Подберите повод и просто скажите им "Привет". Не просите ничего, но после приветствия поработайте шенкелем и немного подскажите поводом, чтобы осадить лошадь. Смягчите руку и ногу, когда лошадь сделает шаг назад. Затем попросите еще шаг и вновь смягчите руку. Просите шаг за шагом и не забывайте смягчать руку и ногу всякий раз, как лошадь ответит правильно. Если лошадь уходит задом влево, отработайте больше левым поводом и смягчите правый.

Поворот на переду

Всегда начинайте работу, выровняв лошадь параллельно длинной стенке манежа. Представляйте прямую линию и выравнивайтесь по ней, держите взгляд сфокусированным вдоль нее. Только тогда вы сможете выполнять работу правильно.

11

Давайте попробуем выполнить поворот на переду влево. Переложите хлыст в руку со стороны активной (правой) ноги, так вы можете продублировать шенкель, если лошадь не ответит. Левая нога - неактивна, она лежит на боку и подстраховывает вас в случае, если лошадь захочет пойти вперед. Правая нога работает, давая сигнал лошади сдвигать задние ноги влево. Два повода держат голову, шею, плечи ровно. Также два повода не дают лошади пойти вперед. Если лошадь начнет пятиться, смягчите поводья и верните ее на место, где вы начали выполнять поворот на переду. После того, как вы окажетесь там, снова дайте команду к повороту. Потратьте на работу пять минут. Вы, как и в случае с осаживанием, должны смягчаться, получая каждый следующий шаг. Прежде, чем выполнить еще один поворот, пройдите вперед - лошадь должна всегда помнить о движении вперед.

Заканчивая свой рассказ о визите к Кэти, я не могу не привести отзывы о ее тренировках от участников семинара.

Ховард Уорд, опытный конкурист, приехал на семинар с молодой лошадью. По его словам, его очень впечатлил результат от трехдневной работы:

- Я работаю с этой лошадью около пяти месяцев, и мы уже принимали участие в нескольких турнирах. На семинаре мой партнер проявил себя не с лучшей стороны - был возбужден и, кажется, забыл все, чему я его учил. На второй день Кэти попросила меня убрать все вспомогательные средства управления, и лошадь начала двигаться от зада.

На домашних тренировках я постоянно старался опустить лошадь вниз и округлить, пытался поставить ее на повод, взять трензель, а он не был в состоянии это выполнить. Кэти, попросив меня держать кисти рук выше и дать лошади возможность поднять перед, изменила ситуацию - я двигал лошадь вперед и в конечном итоге она смогла пойти от зада. Лошадь сразу успокоилась. Если лошадь облегчает перед и двигается от зада, вы можете делать с ней все, что угодно. Я даже не замечал, что подвисаю на поводе, пока Кэти не научила меня не делать так. Она даже изредка просила меня класть руки на шею лошади, и я запомнил это чувство легкости.

Мэри Лонгден, известный инструктор и писатель:

Я была счастлива взять несколько уроков у Кэти Куснер. Она настоящий учитель и с радостью делится своими знаниями, не оставляя ни одного нерешенного вопроса, объясняя каждый нюанс. Ее теория оживает, когда она садится верхом на проблемную лошадь и демонстрирует сказанное на практике.

Мне показалось, что Кэти очень похожа на барона Ханса Фон Бликсен Финеке (Золотой олимпийский медалист и тренер по выездке). Они оба базируют свое обучение на поворотах на переду и уступках шенкелю, следующих за поворотом на заду и уступке шенкелю.

Всем мы, участники семинара, удивлялись, наблюдая за тем, как она преображает проблемную лошадь в течение нескольких минут, но еще более удивительно, - как она корректирует всадника и помогает ему обрести технику. У нее уникальный преподавательский дар.

Слушая Кэти, кажется что ее система отличается от того, к чему все привыкли. Она поставила в тупик многих всадников, которые привыкли работать лошадей вниз и думали, что двигаются верным путем. Однако, если посмотреть на езду топ-всадников на турнирах высшего уровня, все обретает смысл. Невозможно прыгать, если лошадь не подняла перед и ее голова скручена вниз. Почему бы не ездить с поднятым передом и дома? Это звучит логично и многие всадники, которые сталкиваются с системой Кэти, принимают ее. В итоге они получают красивых, сбалансированных и динамичных лошадей, хотя и не собранных как в выездке уровня Большого приза. Как говорит Кэти: "Вы можете получить лошадь, с которой даже не придется работать поводом, и она будет оставаться красивой, сбалансированной и динамичной. Мы научим ее нести себя самостоятельно, ожидая прыжка. И она не передумает за три метра".

Перевод Валерии Смирновой (источник).

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования