Приучение лошадей: разница между привыканием и выученной беспомощностью
Приучение лошадей: разница между привыканием и выученной беспомощностью
Вопрос
На семинаре я видела, как тренер приучал кобылу к "страшному" предмету. Когда он закончил, лошадь выглядела так, как будто она просто сдалась, ушла в себя и т.д. Я подумала, что это похоже на "выученную беспомощность", а не на привыкание. Подходы, которые могут привести к выученной беспомощности [1], кажутся неэтичными. Можно ли десенсибилизировать лошадь дружественным способом?
Ответ
К сожалению, в сфере обучения лошадей, как, кстати, и собак, всегда существовало множество противоречий в области неправильного применения научных принципов и терминологии. Заданный вопрос дает возможность объяснить различия в данных понятиях и последствия применения соответствующих методов в работе с животными.
Научное понятие привыкания - это постепенное уменьшение ответной реакции на воздействие раздражителя с течением времени. В мире лошадей мы чаще всего думаем об этом привыкании как о привыкании к раздражителям, на которые у лошадей есть врожденная естественная реакция. Если состояние лошади при повторной экспозиции раздражителя оказывается ниже порога, при котором она пытается сбежать или впадает в состояние паники, то реакции лошади на раздражитель постепенно уменьшаются и могут исчезнуть. Мы же при этом сможем сказать, что лошадь «привыкла к раздражителю».
Недавно я наблюдала подобное на 24-часовой видеозаписи с лошадью. Лошадь была привезена в новую конюшню и поставлена в денник, который находился рядом с очень шумным термонагревателем. Первые пару раз, когда нагреватель "вздрагивал", лошадь пугалась и отступала в дальний угол денника, где застывала в тревожной позе, глядя в сторону обогревателя. В течение 24 часов ее реакция на включение нагревателя становилась все менее заметной - примерно через 12 часов я не могла только по ее поведению судить о том, включен нагреватель или нет. Таким образом, эта лошадь привыкла к шуму и вибрации нагревателя.
Правильный, выполненный с умом, хорошо спланированный процесс привыкания лошади к различным обстоятельствам является нашей целью. Если у лошади спокойный характер, то систематическое привыкание к разнообразным видам ситуаций может сделать из животного то, что мы называем «лошадью с железной психикой» . Лошадь достигает точки, где ее первоначальная реакция на совершенно новый раздражитель кажется приглушенной по сравнению с реакциями других лошадей на этот же раздражитель, а привыкание к каждому последующему раздражителю или ситуации может стать намного более эффективным. Это особенно важно для лошадей, которые используются в детской верховой езде, иппотерапии и конной полиции.
Однако, как мы знаем, повторяющееся воздействие раздражителей не обязательно приводит к привыканию. Фактически, может развиваться противоположный ответ, называемый сенсибилизацией, - скорее усиленной, чем пониженной реакцией. Первоначальный "врожденный" ответ на конкретный раздражитель мог быть довольно нейтральным, но из-за обстоятельств и связанных с ними событий страх и беспокойство приводят к усилению реакции. В контексте обучения цель состоит в том, чтобы ввести раздражитель или ситуацию дозируемо, не достигая порога, который побудит лошадь к бегству, чтобы облегчить привыкание и избежать сенсибилизации.
Если лошадь становится сенсибилизированной, тренеры могут выполнять процедуру модификации поведения, называемую систематической десенсибилизацией, чтобы вернуться к исходной врожденной реакции, а затем постепенно пойти в нужном направлении на пути к привыканию, снижению реакции или отсутствию реакции.
Общим примером сенсибилизации лошади, требующим систематической десенсибилизации, является отвращение у лошадей к таким процедурам, как стрижка, загрузка в коневоз и ветеринарные процедуры.
Умение или искусство достижения привыкания и избежания сенсибилизации включает в себя мгновенное распознавание тонких признаков комфорта и страха и одновременную корректировку давления и / или добавления положительных факторов / усилителей, чтобы лошадь находилась ниже порога, после пересечения которого она впадает в панику или спасается бегством.
Выученная беспомощность - это состояние, при котором ответная реакция притуплена из-за неспособности животного повлиять на ситуацию или окружающую среду. В контексте негативного опыта этот феномен является результатом многократного воздействия неизбежных, некомфортных, болезненных или вызывающих страх раздражителей или ситуаций. Животное по существу прекращает свое поведение, больше не пытается убежать или избежать воздействия и входит в состояние поведенческой депрессии. Выученная беспомощность может быть специфичной для конкретной ситуации, но чаще всего в психологии этот термин используется для описания обобщенного состояния «замыкания в себе» или депрессии и очевидной неспособности действовать.
Мы много знаем об этом явлении у многих видов животных, так как ученые использовали животных в качестве исследовательских моделей для изучения психопатологии человека (психических и / или поведенческих расстройств), включая тестирование психофармакологических вмешательств для вызова состояния расстройства и паники, фобий и депрессии.
Выученная беспомощность - это психопатологическое состояние. Помимо депрессии, она может привести к таким вариантам поведения, как непредсказуемое причудливое «отыгрывание» [2], самоповреждение [3], неспособность учиться и работать, вредные привычки (повторяющееся поведение, которые не выполняет никакой функции), а также несет негативные последствия для здоровья, такие как язва желудка и подавление иммунитета.
Полагаю, что большинство из нас согласится с тем, что выученная беспомощность не может благоприятно влиять на состояние лошади. И хотя практика, преднамеренно направленная на создание такого состояния, все еще существует в определенных сферах обучения лошади, мне хочется думать, что в наши дни все меньше и меньше лошадей подвергаются тренировкам, конечная цель которых - появление выученной беспомощности.
Указанные методы включают строгое сдерживание лошади (грубость) перед раздражителем до тех пор, пока лошадь не покорится. Такой подход "утонет или поплывет" не рекомендуется исследователями как гуманный метод обучения. Проявлением этого метода является и практика, известная как импринтинг, согласно которой новорожденного жеребенка сдерживают и вынуждают терпеть присутствие и касания человека.
К сожалению, при использовании многих методов обучения, цель которых - привыкание или десенсибилизация, можно легко допустить ошибку, которая приведет к разной степени выученной беспомощности. К таким методам относятся те, что включают отрицательное подкрепление (поддержание давления до момента когда лошадь уступит) без достаточного положительного подкрепления (поощрения лошади, которая выполнила нужное действие), чтобы поддерживать мотивацию, и те, что в значительной степени зависят от ограничений или включают наказание.
Многие классически обученные бихевиористы, работающие с лошадьми, беспокоятся о том, что некоторые популярные тренеры и инструкторы поддерживают методы, которые ставят менее квалифицированных коневладельцев или берейторов под угрозу вызвать выученную беспомощность.
Так, при попытке использовать отрицательное подкрепление, чтобы приучить лошадь к мягким, но вызывающим у нее естественное неприятие процедурам, можно легко сенсибилизировать лошадь, в основном обучая ее побегу и избеганию. Это случается очень часто! Например, некоторые врачи обучают методами отрицательного подкрепления, чтобы можно было проводить с лошадью такие манипуляции, как стрижка шерсти в ушах, введение инъекций, пероральных лекарств и т.д. Это выполнимо, но чтобы сделать все правильно при помощи отрицательного подкрепления, от человека требуется необычайное мастерство. Тайминг должен быть идеальным и если вы не сможете избежать естественной реакции лошади - бегства, вы быстро "сломаете" всю работу. Кроме того, породы и отдельные лошади, по-видимому, отличаются своей способностью справляться с этими методами и непреднамеренными ошибками в обучении. Так, четвертьмильные и стандартбредные лошади, скорее всего, способны справиться с отрицательным подкреплением и наказанием лучше, чем более чувствительные чистокровные или арабские лошади.
Многолетние научные исследования отразили самые разные феномены обучения.
Например, известно, что существует 10 характеристик привыкания, каждая из которых имеет очень интересный и полезный эффект для подготовки животных и в последствии влияет на их благосостояние. Бихевиористы, работающие с лошадьми, признают эти характеристики в своих трудах. Хотелось бы надеяться, что с растущим интересом к науке об искусстве обучения, тренеры и ветеринары будут более полноценно изучать работы ученых и использовать их на практике.
---------------------------------
Примечания переводчика:
[1] Вы́ученная беспо́мощность (англ. learned helplessness), также приобретённая или зау́ченная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность.
[2] Отыгрывание [вовне] (англ. acting out), отреагирование вовне, разрядка — психический механизм защиты, выражающийся в бессознательном снятии внутреннего напряжения через поведение, реализующее пугающий сценарий, за счёт изменения своей роли в нём с пассивно-жертвенной на активно-инициирующую. Иными словами — это бессознательное провоцирование развития тревожной ситуации. При отыгрывании его реальные причины и цель остаются неосознанными. Иное, осознанное проигрывание прошлой травматической ситуации с целью дать выход сдерживаемым эмоциям называется отреагированием (или, более однозначно, абреакцией).
[3] Самоповрежде́ние (иногда используется английское слово "selfharm") — преднамеренное повреждение своего тела по внутренним причинам без суицидальных намерений. Самоповреждение встречается как симптом многих психических расстройств. Наиболее частая форма самоповреждения — порезы и(или) расцарапывание кожи, удары, ожоги, пережатие частей тела, препятствование заживлению ран, вырывание волос, употребление токсических веществ.
Сью МакДоннел (источник), перевод Валерии Смирновой.