Статьи, Миф о ленивой лошади | Prokoni.ru

Миф о ленивой лошади

17 августа 2017 г.
Автор - Карен Нельсон

Миф о ленивой лошади

За последние столетие лошади очень сильно изменились - в целом они стали более высокими, более совершенными и селекционируются под конкретные дисциплины. Современная турнирная лошадь мало похожа на лошадей, с которыми были знакомы люди 2000 лет назад. Человечество продолжает работать над созданием лошадей, удовлетворяющих его потребностям, но, несмотря на все старания селекционеров и спустя поколения одомашнивания, лошадь все еще остается лошадью, живущей под влиянием инстинктов, сформированных тысячи лет назад. Специализированное разведение мало помогло обуздать врожденные естественные реакции и основные страхи наших партнеров-лошадей, и поэтому тренировочные программы и интерпретации реакций лошадей на определенные стимулы и сигналы следует рассматривать с эволюционной точки зрения: какой это поведение будет иметь смысл в процессе эволюции лошади? Какое преимущество даст то или иное поведение этой лошади перед другими лошадьми, гарантируя тот факт, что конкретная характеристика / реакция будет передана будущим поколениям?

Конники часто жалуются на лень со стороны лошади. Всадники расстраиваются, что их лошади заставляют их усердно работать, что им приходится применять шпоры и / или хлыст, чтобы побудить лошадь двигаться вперед. Им становится особенно досадно от наблюдений, как та же самая «ленивая» лошадь резвится и носится в леваде со своими друзьями, доказывая, что у нее море энергии.

Если рассматривать лень с эволюционной точки зрения, то сложно понять, в чем она могла бы дать лошади какое-то преимущество. В отличие от людей и некоторых других видов животных лошади не приносят пищу другим лошадям из своей группы или табуна. Чтобы выжить, они должны пастись самостоятельно. Лошадь, не способная найти собственную пищу и воду, скоро умрет от голода. Также отмечу, что лошади - животные, для которых предпочтительным методом выживания является бегство. Медленная или «ленивая» лошадь станет первым животным, пойманным и съеденным хищниками, и, следовательно, такая черта как лень, менее всего подходит под описание того, что нужно передавать следующим поколениям в процессе эволюции.

В более жарком климате, где развивались такие породы как арабская чистокровная, хищники являются охотниками-одиночками, в процессе ловли добычи полагающимися на скорость и ловкость. Лошади, которые быстрее реагировали и быстрее убегали, имели лучший шанс выжить, чтобы размножаться и передавать потомству физическую способность бегать, а также инстинктивную реакцию на первые признаки атаки хищника.

В более прохладных северных регионах, где позднее появились лошади тяжеловозных пород и пони, хищники были более медлительными и чаще охотились стаями (например, волки). Лошади, которые реагировали на хищников моментальным бегством, быстро уставали, от преследования стаи и оказывались пойманными. При таком типе атаки выживали те лошади, которые умели сохранять энергию, оставаясь всего на шаг впереди хищника или другого члена табуна. И этот признак нужен был потомству.

Учитывая все вышесказанное, мы должны признать, что лошади не являются изначально и инстинктивно ленивыми существами. Исходя из этого, нам следовало бы сделать вывод, что ленивой лошадь делает что-то из того, что ее окружает, или же мы сами. Следует также учитывать, что лень может иметь и медицинскую причину (недоедание, анемия или хроническая боль). Особым поводом обратиться к ветеринару является вялость лошади на протяжении всего дня, в том числе на выпасе и во время кормления.

Сначала мы рассмотрим кажущуюся лень у представителей чистокровных пород, у арабских и английских чистокровных лошадей. Лошади этих пород обычно очень чувствительны, импульсивны и бдительны. Часто эти черты могут тревожить всадника, который будет работать над сдерживанием и подчинением реакций, присущих этим породам.

Методы обучения часто включают в себя вспомогательные приспособления, такие как шпрунты, мартингалы, строгие трензеля и т.д. Эти предметы ограничивают свободу движения головы лошади, сохраняют такое ее положение, при котором лошадь проще контролировать и удерживать в подчинении. Плохо подходящие седла, которые ограничивают движение плеч и спины лошади, напряженные всадники, зажимающие плечи лошади коленями и вызывающие напряжение в ее спине своей посадкой, а также всадники с грубыми руками могут дополнительно ограничивать способность лошади свободно двигаться вперед.

В то же самое время, всадники используют средства управления, высылая лошадь вперед и давая, таким образом, противоречивые команды.

Некоторые горячие лошади могут реагировать на такие ограничения "беспричинной" паникой, становятся склонными к разносам и бегству. Всадник начинает вызывать у лошади тот же первичный страх, который вызывает у нее присутствие хищника.

Если лошадь будут обучать в подобной манере, одновременно подавляя реакции страха, она вскоре войдет в состояние выученной беспомощности - то же состояние, в которое впадает мышь, когда кошка «играет» с ней или жертва, которая подвергается постоянным повторяющимся атакам, - мозг закрывается и замыкается, перестает реагировать и не позволяет субъекту справиться с атакой. В случае лошадью это проявляется ленью. Ответ на средства управления становится скучным. Лошадь тяжело идет на переду и может часто останавливаться, находясь как будто в трансе, бездумно следовать в манеже за хвостом другой лошади.

Если вы будете резко затягивать и высылать лошадь за кажущуюся лень, она, скорее всего, будет слишком остро реагировать на ваши действия - козлить, разносить, свечить. Дело в том, что всадник начнет вызывать у лошади реакции, связанные с инстинктом выживания, а также страха. Почувствовав себя в ловушке, она решит, что ей следует убегать или сражаться.

В противоположность таким лошадям, существуют породы, которые произошли от холоднокровных лошадей севера - теплокровные, тяжеловозные породы и пони. Эти породы эволюционировали в ключе сохранения энергии при наличии угрозы. Как правило, представители этих пород медленно созревают, поэтому начинают работать под седлом до наступления физической и психической зрелости. Таким образом, с самого начала они могут оказаться медленными и немотивированными.

Поскольку лошади таких пород обычно не так быстро и чутко реагируют на средства управления, как более горячие лошади, к ним, чтобы заставить двигаться вперед, часто применяют силовые методы, такие как усиленное воздействие хлыста и шпор. Лошади в силу своих особенностей реагируют на это довольно спокойно, а всадники все сильнее работают рукой и хлыстом в поисках желаемой отдачи. Однако, чем большее давление или угрозу ощущают лошади этого типа, тем острее они чувствуют необходимость в сохранении энергии (как если бы они столкнулись с хищником). Всадники, которые грубят и используют хлыст и шпоры, побуждают таких лошадей замедлятся и в то же время десенсибилизируют их в отношении чувствительности к средствам управления. Если всадник на каждом шагу толкает и тянет лошадь, то она со временем станет считать его «фоновым шумом», всадник же, в свою очередь, начнет усиливать посылы.

Противоречивые сигналы, которые всадники дают холоднокровным/теплокровным лошадям, могут также привести их к состоянию выученной беспомощности. И здесь нельзя не отметить тот факт, что именно "ленивые" лошади особенно склонны пугаться "конеедов" а также козлить и разносить. Для теплокровных лошадей испуг при виде "конееда" - самый распространенный выход в моменты, когда лошадь запутана и расстроена сигналами, подаваемыми всадником. Со временем такие "беспричинные" испуги могут превратиться в хроническую привычку.

Независимо от ее типа, "ленивой" лошадь может сделать постоянная рутинная работа в манеже и невнимательность со стороны всадника.

Всадники часто "наматывают круги" вдоль стенок манежа, сосредоточившись на отработке какого-то нюанса в своей посадке, лошадь же в это время начинает скучать. Поскольку лошадь не имеет такой же способности оставаться сосредоточенной на чем-то малозначительном, как мы, легко понять, что ее внимание может переключиться со всадника на что-либо еще. Если упражнения регулярно повторяются и скучны, то езда больше не будет приносить лошади радость, и она может стать "кислым", незаинтересованным партнером. Такая ситуация часто приводит к тому, что всадник начинает домогаться от лошади внимания, "будить" ее, добиваться сосредоточения (хотя на самом-то деле сосредотачиваться лошади и не на чем), что в результате приводит к конфликтующим сигналам и порождает упомянутые выше проблемы.

Для обоих типов лошадей механизм исправления проблемы одинаков. Первое, на что необходимо обратить внимание, - это здоровье, благополучие, возраст и физическая форма лошади. Тренер должен проверить мышцы и спину лошади, в частности, на наличие болезненных ощущений.

Очень внимательно проверьте амуницию.

При проверке седла, лежащего на лошади, смотрите его, когда оно находится в движении. Легкий способ сделать это заключается в том, чтобы ваш помощник оттянул вперед переднюю ногу лошади, в то время как вы или тренер проверили бы, не препятствует ли седло свободному движению плеча, может ли лошадь свободно поднимать спину и опускать голову (не мешает ли седло этим движениям).

Подумайте об используемом железе. Понимает ли лошадь его воздействие? Удобно ли оно для нее? Различные лошади имеют разное строение рта и разные предпочтения относительно трензелей.

Далее рассмотрим возраст, тип и экстерьер лошади.

Разумно ли требовать от лошади выполнения определенных движений, учитывая все эти факторы? Позволяет ли ее экстерьер, достаточно ли лошадь взрослая, чтобы выполнять удлинение темпов или пируэты, собираться и т.д. Возможно, вы наказываете ее за неисполнение того, что она неспособна выполнить физически? Тогда вам нужно пересмотреть свои цели относительно этой лошади. Нетрудно понять то чувство, которое испытывает лошадь, когда ее просят сделать то, что она сделать не в состоянии...

Еще одним приводящим к путанице в сознании лошади фактором, который нельзя не учитывать, являются пробелы в тренинге. Вы должны вернутся к основам, чтобы убедиться, что лошадь понимает самые важные основные сигналы: движение вперед, остановка, уступка задом и передом. Лошадь также должна быть готова мягко уступить трензелю, когда ее просят это сделать с земли.

Если лошадь, когда вы просите ее уступить трензелю, делает шаг назад, вам, возможно, следует выбрать другой трензель и пересмотреть базовое обучение.

Помните, что даже самая нечувствительная лошадь может чувствовать муху на коже! Ваша цель должна состоять в том, чтобы пробудить реакцию лошади на разумные средства управления, а не постоянно переходить к все к более и более строгим способам воздействия.

Приведу примеры из своей практики.

Cлучай 1: Франц, 6-летний мерин-квотерхорс

Франц попал ко мне после того, как год назад с него упала его хозяйка. Она сильно травмировалась, а потому год не могла заниматься работой лошади. Хотя она и не винила Франца в падении, но чувствовала, что это сигнал к тому, что лошади нужна помощь профессионала.

Основными проблемами Франца оказались следующие:

1. Он был «ленив» и постоянно замедлялся или даже останавливался во время езды. Нужно было прилагать много усилий, чтобы заставить его идти вперед и поддерживать ритм, особенно в манеже.

2. У него не было стабильного галопа.

3. Когда он слышал слово "whoa" или что-то подобное, то сразу же выполнял скользящую остановку, так как его учили этому в прошлом.

Каждый раз, когда я беру лошадь для обучения, я прежде всего оцениваю ее состояние.

Я сразу же обнаружила у Франца закрепощенность в шее, от которой нужно было избавиться, прежде чем мы начнем двигаться дальше. Я также оценила его личность, - он оказался очень общительным и хотел понравиться, но в то же время легко поддавался волнению, если его выводили из зоны комфорта.

Когда я приступила к езде,я просто шагала и рысила вперед, пока конь не подтянул свою физическую форму для работы на галопе. Просить многого от неготовой лошади - лучший способ отбить у нее желание работать.

Я обнаружила, что Франц очень чувствителен к давлению седалища всадника, - он останавливался, стоило только напрячь поясницу и зажать шлюс. Когда позже я увидела, как его владелица ездит на нем, я поняла, почему она считает его ленивым: ее шлюс блокировал спину лошади, на что Франц реагировал немедленной остановкой. Так как хозяйка самостоятельно тренировала Франца, я знала, что демонстрировать эту реакцию он не обучался. Она была, скорее, естественным ответом лошади. Поскольку хозяйка была достаточно способной всадницей и понимала, как работать поясницей и седалищем, я не стала переучивать Франца - я переучила ее.

Когда Франц подготовился к работе на галопе, во время езды я обнаружила, что он делает один или два темпа, а затем останавливается, тяжело падая на перед. Стало очевидно, что остановка была его ответным действием, когда он нервничал. Это имело смысл по нескольким причинам:

1) При первоначальном обучении лошади ее обычно очень хвалят за остановки, поэтому лошади часто ассоциируют с остановкой приятные ощущения. Затем лошадь может попытаться восстановить эти хорошие чувства, когда она нервничает и напрягается в моменты другой деятельности. При этом она будет останавливаться.

2) Франц закрывался, когда чувствовал давление и неуверенность, и его реакция заключалась в том, чтобы остановиться ... другие лошади в такие моменты могут разносить, свечить или козлить.

Если бы я высылала его вперед при помощи хлыста, то, скорее всего, он бы окончательно потерял уверенность и приобрел опасные привычки, помогающие избавиться и от меня, и от хлыстика. Я основываю это суждение на том факте, что этот конь показал мне во время работы на земле, что он очень хочет угодить, но его легко разволновать и он плохо реагирует на давление.

На следующий день Франц снова предложил мне несколько темпов галопа, прежде чем я закончила сессию. На третий день я ожидала большего - мне хотелось сделать полный круг по манежу на галопе. Мне нужно было сообщить коню о своем намерении, не заставляя его чувствовать себя под чрезмерным давлением.

Чтобы добиться этого, я взяла короткий конкурный хлыстик, которым постукивала по своему бедру, чтобы дать коню понять, что я жду продолжения галопа. Такой же звук (постукивание) я использовала во время работы на корде на галопе, так что была уверена, что меня поймут правильно. Это помогло Францу сохранить галоп. Поскольку в этот момент галоп для него был новым ощущением, я попросила коня перейти в рысь, как только почувствовала, что он начинает терять ритм и равновесие. Я хотела убедиться, что я была инициатором нисходящего перехода.

Я также работал над ответом на слово "whoa". Когда я говорила " whoa" или просила об этом поводом, он делал скользящую остановку и опускал голову. Это было похоже на остановку велосипеда с передним тормозом на спуске с горки. Хотя всадники иногда гордятся такой способностью своей лошади останавливаться "по щелчку", я хочу, чтобы лошади, с которыми я работаю, останавливались, подводя зад под корпус и облегчая и приподнимая плечи и перед. Остановка на переду тяжела для всадника и лошади и обычно не способствует расслаблению лошади.

Чтобы показать Францу, что мне не нужны от него привычные ему остановки, я легонько, голосовой командой попросила его сделать остановку с рыси. Когда он выполнил скользящую остановку, я, убедившись, что мои руки и седалище не ограничивают его, попросила двинуться шагом вперед легким нажатием шенкелей. Затем я похвалила его голосом и почесыванием по холке и попросила выполнить скользящую остановку с шага, используя мои руки и седалище. Я хотела видеть, что конь делает остановку, используя свои задние ноги и позволяя передним ногам сделать по шагу для сохранения правильного баланса. В результате последовательной работы он, наконец, понял, что “whoa” не означает мгновенную резкую остановку, и начал останавливаться с шага, рыси и галопа, стараясь сохранить правильный баланс. Это новое понимание значения "whoa" помогло мне в обучении Франца полуодержкам - он начал перебалансировать себя, не путаясь и не напрягаясь. Это также помогло ему научиться в случае волнения замедляться, а не резко останавливаться.

Случай 2: пятилетний фриз Уолтер

Уолтер приехал ко мне с целью дальнейшего обучения под выездку. И экстерьер, и движения лошади для этого подходили. Но Уолтер был крупным, тяжелым мерином. Перевести его из конюшни в манеж занимало море времени - он шел очень медленно и часто останавливался. Езда была такой же - он останавливался или замедлялся под каждый шаг без всякой видимой причины.

У Уолтера был избыточный вес, но он при этом не испытывал никакой боли или скованности.

Присмотревшись к нему внимательнее во время занятий на земле, я заметила, что, прежде чем замедлиться и остановиться, конь слегка поднимает голову. Со временем я поняла, что это была его манера пугаться. Было бы легко выслать вперед такую большую лошадь хлыстом или другими подобными средствами, но это укрепило бы его страх перед объектом, вызывающим испуг. Вместо того, чтобы наказать его за то, что он боится, я работала над тем, чтобы научить его опускать голову и сосредоточиваться на мне. Когда я шла с ним рядом, я следила за его головой и шеей и, как только я видела, что он начинает их поднимать, привлекала внимание Уолтера к себе, прося опустить голову. Мы скоро смогли уверенно проходить мимо "страшных" объектов, не останавливаясь.

Под седлом Уолтер был так же медлителен. На шагу не было импульса, рысь была медленной и спутанной. Однако положение его головы было приятным и низким, поэтому я не думала, что это была реакция, связанная со страхом.

Я заметила, что моя собственная реакция заключалась в том, что я постоянно подталкивала его шенкелями, а он, сделав пару шагов вперед с ускорением, снова возвращался к своему заторможенному темпу. В отличие от Франца, Уолтер не особенно внимательно относился к моей посадке и в целом казалось, что он просто настроен на мои команды.

Поскольку я не хотела десенсибилизировать Уолтера к давлению шенкелей или шпор, что сделали на стадии его раннего обучения. я играла с ним в игру «Сделай и забудь».

День 1. Я попросила Уолтера пойти от давления шенкеля, а затем ехала осторожно, стараясь не побуждать его своими шенкелями. Я использовала ногу, чтобы просить сгибания и направлять, но большую часть времени моя нога просто лежала вдоль корпуса коня. Я убедилась, что мое седалище и руки двигаются вместе с Уолтером и не ограничивают его. Пока он продолжал идти, я оставалась пассивным пассажиром, независимо от качества шага. Я старалась не давать коню скучать, делая перемены направления и фигуры. Если он сам пытался остановиться, я стучала длинным выездковым хлыстом за шенкелем, чтобы побудить Уолтера двигаться вперед. Также я слегка меняла свое положение в седле.С другими лошадьми я чаще использовала короткий конкурный хлыст, но, работая с Уолтером на земле, я обнаружила, что на короткий хлыст он не реагирует.

Как только Уолтер понял идею работы на шагу, мы приступили к рыси. Я также не обращала внимания на ее качество, оставаясь пассивным пассажиром, - лишь использовала легкие вспомогательные средства управления, чтобы выполнять фигуры и перемены направления. Это сохраняло в лошади интерес к работе. Если Уолтер замедлялся, переходил в шаг или останавливался, я легонько стучала хлыстом за шенкелем.

День 2. Вышедший в манеж Уолтер показался мне энергичнее - не приходилось постоянно просить его, чтобы он не останавливался. Когда мы перешли на рысь, он двигался энергично и снова не нуждался в исправлении.

День 3. Я усложнила упражнение - теперь Уолтер должен был поддерживать не только аллюр, но и темп, на который я его поставила. Я убедилась в обоснованности своих требований. Так, я попросила коня замедляться и перебалансироваться перед кругами малого радиуса и крутыми углами, давая ему восстановить дыхание, если он сбивался. Когда я чувствовала, что он замедляется, я сначала использовала шенкель. Если конь не отвечал, то подтверждала действие шенкеля хлыстом. Поскольку мои ноги в течение последних двух дней по большей части спокойной лежали на его боках, Уолтер обращал на мои посылы шенкелями гораздо больше внимания,чем раньше, поэтому я практически не нуждалась в хлысте. Его аллюры стали более выразительными, а спина и шея -более расслабленными и живыми.

Случай 3: Билли - учебная лошадь

Учебных лошадей часто называют ленивыми. Многие всадники жалуются на них и не хотят брать под седло. Но каждый начинающий всадник должен понимать, что учебные лошади становятся такими из-за рутинной работы по кругу, из-за того, что по ним постоянно стучат ногами, цепляются коленями, чтобы остаться в седле. Эти лошади имеют дело с противоречивыми сигналами новичков, которые склонны тянуть за повод и лупить по бокам шенкелями одновременно. Неудивительно, что эти лошади вскоре становятся менее отзывчивыми и скучными. Любая свежая и импульсивная лошадь в такой работе вскоре также превратится в скучную и ленивую. Проблем добавляет и то, что мало кто из учебных лошадей работают и под опытными всадниками, способными поставить их в правильную рамку, поэтому такие лошади бегают на переду, с провисшими спинами, что причиняет им еще больше неудобств и осложняет жизнь.

Часто, оказавшись под седлом опытного всадника, учебная лошадь будет выглядеть бодрой и знающей, тем самым расстраивая новичка, который будет считать, что он неудачник.

Билли долгое время использовался как учебная лошадь, но, наконец, попал в частные руки. Его владелец хотел, чтобы конь стал более отзывчивым и приятным в езде.

Чтобы помочь Билли восстановить его энтузиазм, я сначала поработала над каждым болезненным и зажатым участком его тела с помощью массажа, обратив особое внимание на его линию верха, чтобы помочь разбудить мышцы, которые позволят ему лучше нести своего всадника.

Мы также поработали на жердях и по кавалетти, чтобы заставить коня думать о его ногах.

Для верховых занятий я выбрала то же упражнение, которое я применяла и с Францем - "Сделал и забыл", чтобы сделать Билли более чувствительным к давлению шенкелей. Я также старалась избегать работы по стенке манежа - мы делали плавные петли, мелкие серпантины, бегали по жердям и делали переходы. Это помогало поддерживать его интерес и сосредоточенность. Моя цель состояла в том, чтобы убедиться, что конь знал, что я была с ним вместе не просто потому, что сидела в седле, а потому, что давала команды и подсказки, а также помогала ему сбалансироваться. Я также работала над боковыми движениями, чтобы развивать нужные для работы под седлом мышцы спины.

Я выезжала с Билли из манежа в поле. В таких прогулках опыта у него было так мало, что я старалась дать ему время привыкнуть к новой обстановке, неровной почве и удаленности от других лошадей.

Билли ожил, стал проявлять интерес к езде под всадником, стал лучше нести себя. Однако впоследствии, когда на него сажали новичка, он вновь превращался в "скучного" Билли.

Карен Нельсон (источник); перевод Валерии Смирновой.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования