Третий день соревнований на Кубок Президента-2002. Выездка
В субботу свершилось то, чего так долго ждали все российские любители конного спорта. Елена Сиднева на своем новом коне Артекс-Кондоре сделала почти невозможное – в произвольной программе под музыку опередила всю голландскую элиту, а именно, Ариена Тойвиссена и Анки Ван Грусвен. Выступление Елены стало ярким финальным аккордом этого дня соревнований, да и всего турнира в целом. Переполненные трибуны зрителей просто взорвались от аплодисментов после завершения выступления.
Как и в предыдущий день, счастливый жребий определил порядок старта, где Елене достался выгодный последний номер. Группа «сильнейших» вновь оказалась самой последней, так сказать, на десерт.
На закуску же зрителям подавались выступления участников первой группы, а именно Светланы Евщик на Домбае, Андреи Ланди-Силлинг, Калининой Елены на Рамино, Ивановой Анны на Мартеле и француженки Каролин Марио.
Программы наших всадниц повторяли выступления, показанные ими на кубке Альфареса в апреле текущего года в Москве, но только, к сожалению, без прежних красочных костюмов.
Для выполнения двойных пируэтов на галопе Рамино выглядел несколько сыроватым, хотя, с технической точки зрения, Елена проехала практически без сбоев, но вот изюминки в ее выступлении заметно не было. Ее результат – 65,07% - не очень высокий балл для КЮРа. Сама она была не очень довольна выступлением и заявила, что планирует вывести Рамино на должный уровень в следующем году. В итоге, Елена заняла десятое место.
Анна Иванова выступала под музыку П.И. Чайковского «Танец маленьких лебедей». К сожалению, Мартель вошел в образ маленького, еще неокончательно оформившегося лебедя с угловатыми и порой не совсем пластичными движениями. Хорошо получались отдельные сложные элементы, но было допущено несколько явных сбоев при переходах. По насыщенности элементов программа была довольно сложна: пируэты на пиаффе, серпантин на принимании, двойные пируэты на галопе. Но гармоничного исполнения всех элементов под музыку достигнуто не было. Казалось, что Мартель при всей своей легкости двигается несколько скованно, что и отразилось в оценках судей. Конечно, Анна была сильно расстроена результатом в 63,9% и одиннадцатым местом из четырнадцати. Напомним, что самому Мартелю еще только 9 лет, и надеемся, что в ближайшем будущем Анна Иванова превратит его в чемпиона.
В составе следующих пяти участников стартовала еще одна российская спортсменка Александра Корелова из Нижнего Новгорода на Балагуре. В обязательной программе она была десятой из 28 участников с результатом 66,80%. Поэтому все ждали ее выступления в КЮРе. Оно получилось ярким, красочным и динамичным: эластичные и редкие движения лошади на прибавленной рыси, четкие пиаффе, гармония с подобранной музыкой. Хотя было заметно, что ее двенадцатилетний орловский рысак, несколько нервничал. Александра объясняет это тем, что Балагур «впервые видит такое грандиозное шоу и такое количество зрителей, равно как и она сама». Ее выступление было удостоено бурных аплодисментов публики и оценки в 66,28%, что в итоге составило седьмой результат.
Серебряный призер Олимпиады 1980 года Юрий Ковшов продемонстрировал элегантную езду на своей молодой лошади Мехол. Но ему так и не удалось обойти свою бывшую соперницу на олимпийских играх в Москве Киру Кирклунд. Она выступала на более опытном коне, шестнадцатилетнем Эгзакте (Exact).
Далее зрителей ждал эдакий пятислойный десерт – один за другим стартовали Рудольф Цайлингер, любимец российской публики Ариен Тойвиссен, Питер Стор,Анки Ван Грусвен на Гестион Салинеро и Елена Сиднева на Артекс-Кондоре.
Выступление Цайлингера изобиловало сложными связками и элементами, которые непринужденно исполнялись под легкую мелодию, похожую на музыку из сериала про Дживса и Вустера. Особенно красиво смотрелись менки в два и один темп в ритм мелодии. Но при всем техническом потенциале лошади выступление получилось несколько безликим и неэмоциональным. Его оценка – 69,60%.
Затем, под задорную мелодию тарантеллы на арене появился голландец Ариен Тойвиссен. Вот уж где мелодия внесла в программу мощную струю жизнерадостного настроения. Пиаффе, пируэты на пиаффе, пассажи выполнялись четко в такт музыке, – явно целью программы являлось акцентировать данные элементы. Казалось, что лошадь буквально улавливает ритм мелодии, о чем не преминули спросить журналисты на пресс-конференции, на что получили резонный ответ: «Если бы лошадь умела разговаривать, мы бы у нее спросили».
Как балерина, легко выполняющая тридцать шесть фуэте подряд, Ариен Тойвиссен, улыбаясь, проделывал менки на галопе сначала в один темп, а затем сразу в два буквально по всему периметру манежа. Закончилось его яркое, артистичное и чистое выступление эффектным выстрелом мощной прибавленной рысью из пиаффе по средней линии. Публика находилась в экстазе.
Питер Сторр продемонстрировал не менее артистичное выступление, но его программа по сложности заметно уступала Тойвенсену. Меньшее количество менок в один темп, меньшее количество пиаффе и пасажей. Однако Сторр сумел блеснуть своей эффектной прибавкой с мощным импульсом и редким темпом: четко, в ритме мелодии, был выполнен пируэт на галопе сразу же после прибавленного галопа. Судьи промедлили с оценками и, в результате, поставили Сторра на позицию ниже Тойвенсена.
Не менее акробатически выглядело и выступление Анки Ван Грунсвен на Гестион Салинеро, сопровождаемое мелодией из кинофильма про Джеймса Бонда. Крутой серпантин на принимании на рыси - и сразу переход в отличнейший пассаж. Затем подряд несколько связок пассаж-пиаффе, два двойных пируэта на галопе – набор элементов чем-то напоминал программу Тойвиссена. Потрясающе смотрелись мощные летящие принимания на галопе через весь манеж под тревожную и динамичную музыку. Но не обошлось и без некоторых помарок и сбоев. Перед судьями встала далеко не легкая задача: определить, кто же лучше, Тойвиссен или Ван Грунсвен. В результате преимущество в 0,02% было отдано Тойвенсену.
Но впереди еще выступление главной соперницы – Елены Сидневой. Огромный Артекс-Кондор изящно и грациозно исполнял все элементы под легкую мелодию из детской пьесы. Выступление Елены продемонстрировало все блестящие возможности Артекс Кондора. Изобилие пассажей и пиаффе, яркие переходы из прибавленных аллюров в собранные и обратно, как, например, связка прибывленная рысь – пассаж – принимание на голопе, четкое исполнение двух двойных пируэтов на галопе с выходом на менку в два и один темп. Особенно эффектным смотрелось резвое принимание и контр-принимание на галопе от одной стенки манежа до другой, и, конечно же, бесподобная и сложная концовка пируэтом на галопе перед судьями. Секундная пауза, и шквал аплодисментов. 79,55% - бесспорно результат лидера! Елена Сиднева становится обладательницей Кубка Президента в одном из самых престижных соревнований по высшей школе верховой езды, в КЮРе. Ариен Тойвиссен становится серебряным призером, а Анки Ван Грусвен бронзовым.
Пресс-конференция
Пресс-конференция, ставшая уже традиционной за три дня проведения турнира, собрала не только победителей Кубка Президента, но и призеров той далекой Олимпиады 1972 года, когда наша команда завоевала золото.
Елена Владимировна Петушкова и Иван Михайлович Кизимов, живая легенда советского конного спорта, вместе с победительницей Кубка Президента, Еленой Сидневой выразили надежду, что «этот турнир будет ежегодным, и с каждым годом к нам в Россию будет приезжать все большее и большее количество всадников мирового уровня».
Свое желание участвовать в следующем турнире подтвердила и Олимпийская чемпионка Анки Ван Грусвен, обладательница двух золотых медалей Кубка Президента. Она особо отметила высокий уровень организации турнира.
А. В. Гордеев, министр Сельского Хозяйства, в свою очередь поблагодарил западных спортсменов за участие в турнире и отметил, что «задача состояла в том, чтобы турнир соответствовал всем международным стандартам», c чем успешно справились организаторы.
Елена Сиднева подтвердила, что «данный турнир превзошел все зарубежные. Количество участвующих лошадей, достойные соперники в лице лучших голландских и немецких всадников, показанные результаты в процентах - все свидетельствует о том, что уровень соревнований очень высок».
Агенство ИМА Пресс:
- Как вы оцениваете уровень подготовки российских всадников, и как он изменился по сравнению с уровнем спортсменов на Олимпиаде 1972 года? Е.В. Петушкова:
- Выездка это классика. А классика остается классикой во все времена. Существует классическое исполнение элементов высшей школы, и уровень его исполнения не меняется со временем. Если раньше спортсмены выполняли элементы высшей школы на должном уровне, то нельзя говорить, что они делали их хуже, чем сейчас. Выездка изменилась лишь в том плане, что теперь появилась произвольная программа под музыку. Она внесла элемент творчества в выездку, вместе с ней появились новые критерии оценок и подготовки лошади. В остальном, обязательные виды программ основываются на классических элементах выездки.
Единственное отличие спорта высших достижений того периода и современного заключается в количестве спортсменов самого высокого уровня. Раньше их были единицы, а теперь соревнования собирают множество участников.
Агенство ИМА Пресс:
- Чем можно объяснить столь высокий уровень конного спорта в Нидердандах?
И.М. Кизимов:
- В пору моих выступлений, а я выступал за Советский Союз на четырех Олимпиадах, что является продолжительным сроком, голландских всадников не было в числе призеров. Борьба проходила в основном между нашими, немецкими и шведскими всадниками.
Анки Ван Грунсвен:
- Действительно, за последние 10 лет конный спорт в Голландии сильно развился. После того, как в 1991 году я выступила с Гестион Бонфайером и выиграла бронзу и в 1994 году победила на международном турнире в Голландии, все больше спонсоров и владельцев частных лошадей стали оказывать поддержку конному спорту. В Голландии мы продавали и продаем довольно много лошадей, но сейчас все больше качественных производителей остается у нас.
И.М. Кизимов отметил, что «сейчас российский конный спорт начинает понемногу возрождаться», чему свидетельствует победа Елены Сидневой.
Официальный сайт Кубка Президента РФ по высшей школе верховой езды