Контакт: как его создать и как улучшить
Контакт: как его создать и как улучшить
Контакт с поводом - это мягкая упругая связь между лошадью и всадником, которая позволяет им общаться друг с другом. Он основан на взаимном участии как лошади, так и всадника в верховой езде. Двигающая вперед энергия заставляет лошадь предлагать контакт, который всадник получает и контролирует. Чтобы более эффективно общаться с лошадью, всадник должен быть правильно настроен и обладать достаточно развитыми балансом и координацией. Если эти условия выполняются, всадник может помочь лошади найти ее естественный, расслабленный ритм и эффективно работать.
База для правильного контакта нарабатывается во время разминки, которая должна длиться до тех пор, пока лошадь не расслабится. Мышцы лошади должны быть свободными, дыхание глубоким. Только в таком состоянии она будет готова приступить к работе и умственно, и физически.
Разминка начинается с «Ходьбы на длинном поводу».
Этому упражнению меня обучил Эрик Геберманн. Всадник держит поводья за пряжку. Для управления лошадь, когда это необходимо, можно использовать седалище и повод, приложенный к шее.
Упражнение начинается на шагу, с движения по кругу. Размер и размещение круга в пределах рабочей площадки должно соответствовать уровню лошади. Обыкновенный круг должен будет прогрессировать до "восьмерки" или других фигур, к которым лошадь будет готова по мере ее обучения. Размеры круга могут помочь регулировать темп лошади.
Они могут быть уменьшены, если лошадь торопится или наращивает, испугалась или застоялась, но старайтесь оставаться на длинном поводу так долго, насколько это возможно.
Если лошадь разгорячилась или испугалась, вы можете использовать поводья, чтобы направить ее , пока она еще не начала слушать седалище и шенкеля всадника. Если лошадь на что-то отвлеклась, ее вновь концентрируют на круге, осторожно возвращая нос обратно на линию круга с внутренним постановлением, аккуратно отрабатывая внутренним поводом от локтя, а затем вновь возвращая руку на место, отдавая повод в тот момент, когда лошадь ответила.
Ключом к успеху этого упражнения является знание того, когда вы должны взять повод, чтобы вернуть внимание лошади к работе, и когда вы вновь можете ставить лошадь в покое. Правильное понимание своевременности использования средств управления можно развивать, пользуясь услугами грамотного инструктора или тренера.
Когда лошадь становится на свой естественный темп, ее ноги двигаются вперед ритмично, как маятники, она глубоко дышит. Цель на этом этапе состоит в том, чтобы стимулировать поток энергии лошади свободно двигаться вперед. Простое блуждание по манежу не поможет сосредоточится на работе ни лошади, ни всаднику.
Спокойный глубокий вздох часто является признаком того, что лошадь расслаблена и может быть выслана вперед более энергично, без потери ритма и расслабленности. Когда лошадь уравновешена и расслаблена до такой степени, что в ответ на ваши средства управления предлагает более широкие и спокойные шаги, это значит, что энергия от зада проходит через весь позвоночник, шею и затылок ко рут лошади. Это побуждает лошадь тянутся шеей и головой вперед и вниз к трензелю. Лошадь тянется вперед всем позвоночником, предлагая всаднику контакт с ней. Это предварительный этап стабилизирует позвоночник лошади при подготовке к подключению.
В некотором смысле принцип работы энергопотока очень похож на принцип работы Колыбели Ньютона (маятника Ньютона):
Когда энергия направляется вперед, высланная в хорошем ритме, лошадь становится в повод, но только если она умственно и физически расслаблена, а позвоночник правильно выровнен!
Чем меньше энергии исходит от зада и направляется вперед, тем хуже лошадь становится в повод.
Слева энергии достаточно, справа - нет.
Как в случае и с Колыбелью Ньютона, если лошадь не выровнена, энергия не сможет двигаться вдоль позвоночника. Вместо этого она рассеивается и теряется.
Это утверждение верно и в случае, если позвоночник лошади искривлен в продольном направлении (лошадь за вертикалью или впереди трензеля) - энергия не доходит до рта, она снова рассеивается и исчезает.
Важное различие между лошадью и Колыбелью Ньютона заключается в том, что в случае с лошадью энергия не возвращается назад - ее принимает всадник через повод и направляет в нужное русло. Всадник моет потребовать и больше энергии, если это необходимо. Таким образом, энергия, которая направлялась вперед, им удерживается и аккумулируется.
Еще одно важное различие между Колыбелью Ньютона и лошадью состоит в том, что ...
... голова лошади не отскакивает!
Ежедневное использование упражнения «Шаг на длинном поводу» (по кругам и другим соответствующим уровню подготовки лошади фигурам) может принести пользу лошадям и всадникам всех уровней подготовки.
Польза от этого упражнения для лошади:
* Помогает обучить лошадь фокусироваться на езде по фигуре без постоянного вмешательства со стороны всадника.
* Помогает лошади успокоиться психически, что способствует повышению эффективности обучения.
* Помогает лошади расслабиться (это проявляется появлением более глубокого дыхания, мягкого пофыркивания, глубоких вздохов).
* Развивает доверие лошади к всаднику.
* Помогает лошади найти свой темп и независимый баланс.
* Дает мышцам лошади шанс расслабиться в перерыве между тренировками.
* С улучшением ритма и расслабленности энергия лошади может свободно проходить вперед от задних ног через позвоночник на трензель.
* Лошадь, освобожденная от напряжения, со свободно проходящей по всему телу энергией может принять повод и предложить всаднику мягкий, легкий эластичный контакт.
Упражнение помогает всаднику:
* получить соответствующий рабочий настрой;
* развить более глубокое осознание того, что происходит в сознании и теле его лошади;
* развивать доверие к лошади;
* развить чувство свободного движения энергии и упругого сжатия и расслабления мышц спины лошади;
* научиться направлять энергию лошади при помощи седалища и поясницы;
* узнать о значительных различиях между управлением и сгибанием.
Как и любое другое упражнение, упражнение «Шаг на длинном поводу» может быть выполнен хорошо или плохо.
Если лошадь не расслабляется и не тянется за трензелем, это может быть признаком того, что есть другие мешающие факторы. Лошади может быть не комфортно из-за плохо подогнанной амуниции, болей в мышцах, дисбаланса всадника, отсутствия выпрямления корпуса и т. д. Решить эти проблемы нужно до того, как повышать требования к лошади.
Всадник со своей стороны должен научиться получать контакт, который предлагает лошадь, стараясь не создавать напряженности или скованности в ее теле (скованность подавляет взаимосвязь). Очень важно, чтобы контакт не превращался в костыль. Если лошадь найдет опору в руке всадника, она не научится нести свой вес самостоятельно и поддерживать свой баланс. Если всадник не дает лошади опору, ей приходится самой находить положение, в котором она сбалансирована.
Если лошадь становится напряженной, всадник должен начать все заново и восстановить ранее достигнутую гармонию.
Когда лошадь будет готова, вы сможете начать работу в контакте на шагу или на рыси (с лошадьми, еще не знакомыми с выездкой, можно работать, получая контакт в ответ на использование средств управления). Как на шагу, так и на рыси, если лошадь заторапливается, ее может замедлить работа на круге адекватного размера. Затем, при необходимости, для дальнейшего развития баланса лошади можно использовать и другие фигуры подходящих размеров и форм.
Ноги некоторых лошадей двигаются в стороны друг от друга. Вашей целью при этом будет отработка прямолинейности, чтобы ноги лошади стали более равномерно двигаться и выноситься вперед.
Положение всадника, ритм, расслабление, контакт и прямолинейность взаимосвязаны. Улучшение одного элемента часто улучшает и другие. Справедливо и обратное: если с каким-то элементом проблемы, они возникнут и с другими.
Если работа идет в правильном направлении, лошадь свободно разрешает всаднику направлять ее энергию. Впоследствии, чтобы еще больше выровнять и физически развить лошадь, можно будет приступить к работе над боковыми движениями. Они способствуют равномерной загрузке ног лошади и помогают ей развить импульс.
Тоня Доусенд (источник); перевод Валерии Смирновой.